Научная статья на тему 'Профессор Я. М. Кофман и современная сибирская иудаика, или прерванная песня'

Профессор Я. М. Кофман и современная сибирская иудаика, или прерванная песня Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС / СИБИРЬ / ЕВРЕЙСКАЯ ССЫЛКА / Я. М. КОФМАН / YA. M. KOFMAN / JEWISH QUESTION / SIBERIA / JEWISH EXILE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курас Леонид Владимирович

Рассматривается вклад профессора Я. М. Кофмана в развитие сибирской иудаики в начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professor Ya. M. Kofman and Contemporary Siberian Judaica or a Stopped Song

The author considers contribution by the professor Ya. M. Kofman to the development of Siberian judaica at the beginning of the XXIst century.

Текст научной работы на тему «Профессор Я. М. Кофман и современная сибирская иудаика, или прерванная песня»

ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY

Серия «История»

2013. № 2 (5). С. 53-68 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 9(571.1/.5)(=92.4)+9(47)(092)Кофман

Профессор Я. М. Кофман и современная сибирская иудаика, или Прерванная песня

Л. В. Курас

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ

Рассматривается вклад профессора Я. М. Кофмана в развитие сибирской иудаики в начале XXI в.

Ключевые слова: еврейский вопрос, Сибирь, еврейская ссылка, Я. М. Кофман.

Отечественная, да и мировая, журналистика активно разрабатывает «еврейский вопрос», особенно в части многократных попыток его «окончательного решения».

В исторической литературе имеется понятие «еврейская жизнь» как форма воспитания и приверженность традициям. Достаточно сказать, что в 1904-1906 гг., в разгар черносотенного движения по всей территории империи, в Санкт-Петербурге именно под таким названием выходил достаточно популярный журнал.

В обиходе встречается понятие «еврейское счастье». При этом имеется в виду, что при наличии одинаковых обстоятельств, в конкретное время и в конкретном месте, и в присутствии представителей нескольких этносов так влипнуть может только еврей.

В последнее десятилетие в отечественной историографии появилось устойчивое понятие «еврейская ссылка», введение которого в научный оборот неоспоримо принадлежит С. Л. Курас. Под «еврейской ссылкой» подразумевается ссылка евреев в Сибирь во времена царизма за нарушение «черты оседлости» [41].

В российском обиходе, изобилующем анекдотами, направление «анекдоты о Рабиновиче», пожалуй, самое популярное. Скорее всего, это обусловлено тем, что эти анекдоты придумывают сами евреи.

Но, пожалуй, особое место в еврейской повседневности занимает «еврейская мама», которую злые языки пытаются сравнивать с террористом. Сравнение в корне не корректное, потому что с террористом можно договориться.

Но при всем многообразии российской (сибирской) еврейской жизни и ее многовековой истории понятие «сибирская еврейская историография» появилось лишь в последнее 10-15 лет и связано оно с организационно-научной деятельностью профессора Якова Михайловича Кофмана.

С распадом Союза ССР и созданием Российской Федерации появилась реальная возможность для разработки еврейской тематики. И такие работы появились. Существенный вклад в развитие сибирской еврейской историографии внесли два выпуска «Сибирского еврейского сборника» и сборник статей «Евреи в Сибири», раскрывавшие различные аспекты сибирской еврейской жизни [17; 79]. Появились и другие работы, среди которых кандидатские диссертации В. Ю. Рабиновича [62] и М. Н. Савиных [75]. Тогда же началась долгая и успешная жизнь единственного в своем роде журнала «Диаспоры» под редакцией профессора В. И. Дятлова. Но фактически честь открытия этого направления на глубоко научной и, прежде всего, нормативно-правовой основе принадлежит В. В. Романовой [72; 73] и Л. В. Кальминой [29; 30], чьи монографии и диссертации стали настоящим украшением отечественной историографии. Но все публикации - хорошие и не очень - напоминали проталины в загородном весеннем лесу, который еще утопает в глубоком снегу. То есть «еврейской» историографией еще и не пахло. В этом можно убедиться, познакомившись с первым библиографическим указателем отечественной литературы «Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке» [18]. Идеологией этих изданий стала не массовость и не достаточная периодичность и репрезентативность изданий сибиряков по еврейской тематике, свойственная последним десятилетиям, а сам факт принадлежности героя повествования к еврейскому роду. Что касается дореволюционной историографии, то она не очень большая и ограничивается двумя десятками названий, что уже само по себе удивительно. О советской историографии, в силу известных причин, говорить и вовсе не приходится, что само по себе совсем не удивительно. Поэтому историю сибирского еврейства можно было читать с «чистого листа». Но буквально через три года был издан новый библиографический указатель, необходимость издания которого была обусловлена «стремительным развитием сибирской иудаики» [21], в чем мы усматриваем несомненную заслугу Я. М. Кофмана. Он придал проблеме сибирского еврейства общественное звучание, плановость, периодичность, массовость и широкую географию (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Биробиджан, Хабаровск, Владивосток, Кемерово, Барнаул, Чита, Якутск). Но главная его заслуга состоит в том, что он понял значение прозелитизма, когда представитель иного этноса и даже субкультуры не только воспринимает еврейскую историю и культуру, но и становится ее адептом и активным проводником. Без прозелитизма любая этническая тематика обречена на местечковость и даже ущербность, что в свою очередь вызывает лишь чувство жалости. А жалость - это далеко не то чувство, в котором нуждается наука и ученый. Не секрет, что именно благодаря прозелитизму мировые религии и стали мировыми. Так, если рассмотреть круг постоянных участников всех научнозначимых мероприятий и изданий, осуществленных по инициативе, руководстве и при непосредственном участии Я. М. Кофмана, то число евреев там не превышает 20 %. Поэтому перспектива затеянного им проекта - несомненна. Во многом успеху «почти безнадежного дела» способствовали также личные качества и даже внешность Якова

Михайловича. Это не был воспетый в художественной литературе (Шолом Алейхем, Эфраим Севела, Михаил Веллер и др.) образ, известный как «мечта антисемита»: маленький, черненький, очкастенький, носатенький и к тому же картавит. Это был Моисей, сошедший с полотен великих художников эпохи Возрождения. Этот образ дополняли гренадерский рост, разворот плеч, присущий офицерской касте, библейская борода, бархатный баритон, особенно прекрасно звучавший под гитару, которой он владел мастерски. И пел он песни собственного сочинения (их было более 300), в основе которых лежали сюжеты из еврейской жизни. Причем концовка песен вызывала гомерический смех. При этом он курил, как паровозная труба, и вид водки не вызывал у него отрицательных эмоций. Все участники ежегодных конференций по истории еврейских общин Сибири и Дальнего Востока (а их было 8 в разных городах Сибири) независимо от пола и возраста сразу подпадали под его обаяние, влияние и опеку, слушая его, как слушали бы его песню в его же исполнении. В дополнение образа хочется подчеркнуть, что Яков Михайлович хорошо знал «анекдоты о Рабиновиче», любил их и умел рассказывать. И многие он, действительно, придумал сам. Вот один из них, придуманный Я. М. Кофманом об одном из участников научной конференции - Владимире Рабиновиче - в спальном вагоне на пути следования из Томска в Красноярск: «Мало того, что ты Рабинович. Так ты еще и Вовочка».

Так вот, все началось с возрождения еврейской благотворительной организации «Джойнт» на территории бывшего СССР, в том числе и на обширной территории от Урала до Тихого океана. В 1997 г. филиал организации был создан в Красноярске во главе с Самуэлем Левиным, назначенным руководством «Джойнта», чья штаб-квартира находится в Израиле. Организация координировала работу благотворительных, общинных, религиозных, образовательных, молодежных и других программ в Сибири и на Дальнем Востоке. Но не «милосердие и благотворительность, которые всегда были в основе базовых, основных идей еврейской цивилизации» [33, с. 211] станут объектом нашего исследования. В апреле 1999 г. в Красноярске, при филиале "Джойнта", открылся Институт социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока, бессменным руководителем которого стал профессор Я. М. Кофман. Комментируя это событие, Яков Михайлович пишет: «Институт получил статус филиала Санкт-Петербургского ИСОР и методического отдела Красноярского филиала «Джойнта». Появилась возможность вести подготовку и повышение профессионализма сотрудников еврейских организаций на постоянной основе, напрямую исходя из потребностей региона, привлекая приезжающих и расширяя круг местных специалистов, разворачивая не только учебно-методическую, но и научно-исследовательскую работу» [43, с. 132]. Уже на другой год Яков Михайлович проводит на базе старейшего в Сибири высшего учебного заведения - Томского государственного университета - I региональную научно-практическую конференцию [22]. Конечно, тематически доклады страдали некоторой пестротой и выходили за пределы собственно общинной жизни сибирских евреев. Но конференция стала смотром сил, определила костяк и географию будущих постоянных участни-

ков последующих конференций и выявила круг ученых, которые определяли стратегию и основную тематику проблемы. На конференции «обкатала» свое исследование по иудаике молодой ученый Н. Б. Галашова [7], которая органично вписалась и в проблематику, и в авторский коллектив, став постоянным участником всех последующих дискуссий. Вообще у Я. М. Кофмана был нюх на молодых исследователей, на тех, кто не остановится, а обязательно продолжит начатое дело. На моей памяти он ни разу не ошибся. Кроме того, конференция положила начало серии «Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока», состоявшей из 10 выпусков, изданных за 2(!) года - 2001-2002 гг. Бессменным ответственным редактором всех выпусков был Яков Михайлович. Именно на нем лежала вся черновая работа по поиску авторов и переговорам с ними, сбору материалов, его компоновке, редактированию, а иногда и переписыванию заново, финансовому обеспечению и изданию серии. Среди выпусков серии «Очерки истории еврейских общин Сибири и Дальнего Востока» [61], монографии Л. В. Кальминой [31], В. В. Романовой [71],

B. Ю. Рабиновича [63], В. Юшковского [87], С. П. Звягина [24], которые стали несомненным явлением сибирской еврейской историографии. В этом ряду у Я. М. Кофмана было особое отношение к В. Юшковскому, вернее, к тому, что он писал. Потому что отношение ко всем авторам было одинаковое - отношение «еврейской мамы» к своим детям. Но как автора он, тем не менее, выделял именно В. Юшковского, отдавая должное его трудолюбию, скрупулезности и особенно его таланту. Из всех монографий, опубликованных в обеих сериях, это был единственный случай, где Яков Михайлович написал предисловие. Оно щемящее, трепетное и несет в себе как будто какое-то предчувствие, особенно в последнем абзаце: «Его книги, его журнальные и газетные статьи будят мысль и не дают забывать о судьбах наших предков. А это позволяет нам надеяться, что и наши судьбы не будут преданы забвению» [87, с. 4].

Этот период венчают и материалы II региональной конференции, в работе которой, наравне с уже известными исследователями (А. Р. Ивонин,

C. В. Макарчук, Ю. М. Гончаров, И. В. Нам, Н. М. Дмитриенко, Э. И. Черняк, С. П. Звягин, В. В. Романова, Л. В. Курас, В. И. Дятлов и др.), приняла участие молодой исследователь Н. А. Орехова [59]. Для нее, как и для Н. Б. Галашовой, еврейская тематика стала «делом всей жизни», а их кандидатские диссертации стали прекрасным тому свидетельством [8; 58]. Тогда же кандидатскую диссертацию защитила и И. О. Сагитова [76]. И в этом тоже заслуга Я. М. Кофмана. Причем именно он непосредственно осуществлял руководство подготовкой диссертации Н. А. Ореховой. В последующем Н. Б. Галашова, И. О. Сагитова, а затем и Н. А. Орехова в соавторстве с Я. М. Кофманом издали монографии, посвященные еврейским общинам Томской и Енисейской губерний, Приморского края [9; 60; 77]. Кстати, совместная монография Я. М. Кофмана и Н. А. Ореховой стала 25-м изданием, подготовленным Яковом Михайловичем в еврейской серии и опубликованным менее чем за 10 лет. А если к этому добавить работу по подготовке и проведению ежегодных конференций, причем в разных городах Сибири, организацию проживания, питания, передвижения и культурной программы, то станет

понятным, что жить ему было совершенно некогда. При этом была и основная работа, которая сравнима с каторгой: сначала в течение 20 лет декан Красноярского государственного педагогического университета, а затем проректор этого же университета.

Кстати, традиция, связанная с поиском «молодых дарований», продолжилась. Сначала Е. А. Белых [1-3], а затем С. Л. Курас (будучи студентом исторического факультета Иркутского госуниверситета) [40] «засветились» на традиционных еврейских конференциях, затем последовали защиты их кандидатских диссертаций [5; 39] и следующий этап - изданы монографии [4; 41]. Что касается первого выступления С. Л. Курас, то это особая история. Неординарность Я. М. Кофмана заключается не только в том, что он наряду с маститыми учеными выпустил на трибуну конференции студента, но и в его интересе к необычному ракурсу исследования. Не секрет, что в еврейской тематике, и особенно у исследователей-евреев, объективно присутствует некоторая идеализация объекта исследования. Круг интересов С. Л. Курас - уголовная ссылка евреев в Сибирь. Увы, предки наши не отличались праведностью и попадали в Сибирь далеко не по собственной воле. И это тоже история. А придание теме общественного звучания - это уже заслуга Я. М. Кофмана.

Говоря о «молодых дарованиях», нельзя не отметить и тогда молодого канд. ист. наук В. И. Шайдурова, который выступал лишь на последних двух еврейских конференциях (Кемерово, Красноярск) [84; 85], где на него сразу же обратил внимание Я. М. Кофман. Сегодня В. Н. Шайдуров на пороге защиты докторской диссертации «Еврейская, немецкая, польская общины Западной Сибири XIX - начала ХХ в.: особенности формирования и социально-экономического развития», а в типографии находится рукопись его монографии «Евреи, немцы, поляки Западной Сибири XIX - начала XX в.».

Таким образом, налицо не только преемственность, но и система подготовки научных кадров именно по сибирской иудаике, в чем, несомненно, также заслуга профессора Я. М. Кофмана.

II региональная конференция необычна еще двумя моментами. Первое -большое количество докладов персоналий (С. П. Звягин [25], Н. Д. Бондарев [6], Соломон [80], Н. Г. Мизь [48], Ю. И. Лихановский [44]). А это не просто введение в научный оборот новых имен, что уже само по себе почетно и приятно. Важно другое - изучение истории эпохи через призму личности, к тому же еврейской. Кроме того, сложилось устойчивое источниковедческое направление (И. В. Сальникова [78], О. М. Русинова и В. Ц. Лыксокова [74]), когда в научный оборот вводились новые источники, существенно расширяющие наши познания о еврейской истории. В последующие годы эти направления окрепли и стали постоянными.

Следующая, III региональная конференция, проводившаяся в Улан-Удэ, была самая многочисленная по числу участников и самая представительная по числу докторов наук и географии участников [27]. Совершенно неожиданно для участников конференции, но не для Я. М. Кофмана, она получила общественно-политический резонанс. Во-первых, работа конференции проходила в зале заседаний Народного Хурала (парламент республики); а во-

вторых, ее официально приветствовали заместитель председателя Правительства В. О. Гейдебрехт (немец) и заместитель председателя Народного Хурала Республики Бурятия И. И. Калашников (русский-семейский), а всю работу конференции курировала председатель Комитета по делам национальностей при Президенте Бурятии В. М. Алексеева (бурятка).

На конференции персонифицированная история стала преобладающей (В. Д. Юшковский, Д. А. Ширина, С. П. Звягин, Л. Б. Жабаева, Л. В. Курас, В. В. Романова, Е. Н. Чернолуцкая, С. И. Боякова, Д. А. Дорохов), а наряду с источниковедческой тематикой (Н. Б. Галашова, И. В. Сальникова, В. Н. Караман, А. В. Усольцев) прозвучали и обобщающие доклады историографического (А. Е. Локшин [45]) и библиографического (Т. А. Немчинова [55]) характера.

Тогда же, в 2002 г. Я. М. Кофман меняет идеологию направления научного поиска, что выразилось в появлении с 2003 г. новой серии «Евреи Сибири и Дальнего Востока». Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое обстоятельство объективное. В еврейскую тему окунулись, как правило, уже состоявшиеся исследователи, для которых еврейская проблематика стала, конечно, оригинальным аспектом, но в то же время лишь сегментом их «генеральной линии» (В. И. Дятлов, И. В. Нам, С. В. Макарчук, С. П. Звягин, Л. В. Курас, Ю. М. Гончаров и др.). То есть в своей основной научной деятельности, используя сюжеты еврейской жизни, они не углублялись в суть общинной жизни евреев. Другое обстоятельство субъективное. Л. В. Кальмина столь капитально «наследила» в сибирской иудаике, особенно в части истории еврейских общин, что развивать тематику дальше стало довольно затруднительно. Во всяком случае, все те, кто шел за ней по уже проторенной дороге, не сильно утруждали себя в выборе структуры, объективно не могли дать другой и проанализировать по-иному историографию проблемы, и фактически использовали уже наработанную нормативно-законодательную базу, которая в этих исследованиях исполняла сложную функцию методологии. Хотя, конечно, в части фактографии эти работы существенно наполняют тематику и потому представляют несомненный историографический интерес. Поэтому они могут существенно содействовать делу подготовки и написания коллективной монографии по истории сибирских евреев, о которой мечтал Я. М. Кофман. Не случайно этой проблемой серьезно «заболел» известный сибирский историк Ю. М. Гончаров, издавший, вне «Джойнта», две монографии по истории еврейских общин Западной Сибири [15; 16]. Это было тем более важно, что основная публикаторская составляющая на монографическом уровне рассматривала эту проблему применительно, главным образом, к территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По сути, в новой серии, выходившей в течение 2003-2006 гг. и выдержавшей также 10 выпусков, Яков Михайлович сделал ставку на проблему определения места и роли евреев в сибирском социуме. Не случайно уже в первом выпуске новой серии статья Ю. М. Гончарова получила именно такое название [14]. Суть идеологии серии выразилась уже в первом выпуске, когда известные сибирские историки продолжали разработку «родной» проблематики через призму еврейской тематики: политическая ссылка (П. Л. Казарян

[28]), питейная торговля (А. М. Мариупольский [47]), политические партии на рубеже Х1Х-ХХ вв. и в начале ХХ в. (С. В. Макарчук, И. В. Нам [46; 49]), революция и гражданская война (Н. И. Наумова, С. П. Звягин [23; 53]), борьба с космополитизмом (Е. С. Генина [12]). Но сам профессор Я. М. Кофман, притом что ему, как «настоящему джентльмену, всегда есть что сказать» [35; 37], с завидной стабильностью отрабатывал деньги за всех участников научного сообщества, публикуя статьи о специфике, особенностях, благотворительности и политике «Джойнта» [33; 36; 38]. То есть ни один из участников научных форумов, за все годы их проведения, ни разу не заморачивался вопросом: «Где деньги, Зин?» И стало это понятно только сейчас, когда Якова Михайловича уже нет с нами.

Эта серия отмечена публикацией серьезных монографических исследований Е. С. Гениной [12], И. В. Нам и Н. И. Наумовой [52], В. Д. Юшковского [88], Н. Б. Галашовой [9], двумя сборниками статей [54; 81] и материалами трех научных конференций по истории евреев Сибири и Дальнего Востока. Особенно следует выделить монографию и выступления на конференциях Е. С. Гениной, которые стали фундаментом для подготовки и защиты докторской диссертации [13]. Годом ранее состоялась защита докторской диссертации И. В. Нам, где еврейская составляющая заняла достойное место [50]. А через год И. В. Нам опубликовала базовую монографию, где среди прочих национальных меньшинств Сибири в годы революции и Гражданской войны автор уделила существенное внимание проблеме сибирских евреев [51].

Таким образом, долгосрочный проект Я. М. Кофмана стал фундаментом для подготовки научных кадров высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что накатанные комбинации по проведению научных конференций с ее отработанной и потому беспроигрышной тематикой (еврейские общины, персоналии, архивные и музейные источники по формированию еврейской диаспоры, архивы спецслужб, еврейский вопрос на разных этапах жизни сибирского социума и влияние евреев на развитие этого социума, еврейская эмиграция, борьба с космополитизмом и профилактика антисемитизма), видимо, начинали если не тяготить Я. М. Кофмана, то, во всяком случае, изрядно ему наскучили. Его неуемная энергия постоянно искала чего-то нового, неизведанного. Он понимал, что евреи живут не в парнике, не в безвоздушном пространстве, а среди других народов и этнических групп с их культурой, правилами общежития, образованием, религией. Он понимал, что евреям, находящимся в инокультурной среде, нужен язык общения, нужно освещение базовых ценностей иудаизма, способствующих формированию толерантности. Вполне возможно, что эта мысль пришла ему под воздействием выступлений В. Ю. Рабиновича, который из года в год поднимал проблему коммуникативного поля еврейской диаспоры [64-66]. Именно поэтому в материалах 1У-У1 региональных конференций мы находим принципиально новые разделы: «Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: религиозный, философский, социологический, языковой, культурологический аспекты» и «Межнациональные отношения и формирование толерантности: региональный аспект». В первом из разделов буквально «купаются»

Э. А. Николаев [56; 57] и И. М. Ревич [67; 68]. Они в своих исследованиях восходят к истокам иудаизма, который и придал истории ценностное измерение. И в этой связи особый интерес представляет степень взаимодействия иудаизма и христианства.

Что касается второго раздела, то здесь следует выделить материалы, касающиеся проблемы антисемитизма, получившие всестороннее освещение в выступлениях М. Я. Рожанского [69; 70].

С 2006 г. начинается жизнь третьего и, к сожалению, последнего этапа деятельности ИСОР, когда до 2009 г. издавалась новая серия «Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность», на страницах которой были опубликованы материалы VII и VIII региональных научно-практических конференций [19; 20], монография С. П. Звягина [26] и совместная монография Н. А. Ореховой и Я. М. Кофмана [60]. Кстати, после выхода монографии о Патушинских С. П. Звягин стал организатором и дирижером потрясающего действа: он умудрился собрать потомков многочисленного клана Патушинских, которые даже не подозревали о существовании друг друга, и устроил им еврейский ликбез. Прозелитизм в действии. КПСС с его интернационализмом отдыхает.

В этой серии сибирская иудаика вышла за рамки научных дискуссий. Так, уже в материалах VII региональной конференции, наряду с маститыми специалистами, оставшимися верными своей тематике (Л. В. Кальмина,

A. М. Мариупольский, С. В. Макарчук, И. В. Нам, Н. И. Наумова, В. В. Романова, Е. С. Генина, С. П. Звягин, В. П. Клюева, Э. А. Николаев, И. М. Ревич,

B. Ю. Рабинович и др.), и появлением давно назревшего раздела «Историография и источниковедение» (А. Р. Ивонин, В. Н. Шайдуров, Т. А. Немчинова, И. В. Сальникова и др.) появились выступления социологического (Я. М. Кофман) характера, что делало еврейскую жизнь более понятной и доступной. Наверно, представляется странным, что наряду с 27 изданиями ИСОР лишь однажды, в 2005 г., и вне серии, но по инициативе и непосредственном участии Я. М. Кофмана, было проведено специальное социологическое исследование о потребностях еврейских детей в Сибирском и Дальневосточном регионах, материалы которого были опубликованы отдельным изданием [10].

На VIII региональной конференции появилась новая «Молодежная секция», где впервые в истории ИСОР появились еврейские родословные (Л. Фрайзингер, С. Штерман) [83; 86], за что Якову Михайловичу особая благодарность. И это не был эксперимент, и не потому, что у других народов есть, а «мы что, рыжие». Идея созрела, и он это почувствовал. Это была политика профессора Я. М. Кофмана, которую он проводил с завидной методичностью.

К сожалению, научная составляющая истории евреев в Сибири и на Дальнем Востоке, достигнув апогея, оказалась прерванной, как песня, - на самой высокой ноте. То самое детище, которое Я. М. Кофман буквально создавал по крупицам, вынянчил и которому дал «путевку в жизнь», перестало существовать. В политике «Джойнта» произошла смена приоритетов. Сам Я. М. Кофман, в душе не одобряя эту политику, но как функционер вынуж-

денный следовать «линии», в статье «Смена приоритетов: политика "Джойн-та" в регионе Сибири и Дальнего Востока в начале XXI века» объяснял это так: «Джойнт» постепенно начал сокращать финансирование, рассчитывая на то, что еврейские общины сами смогут удовлетворять нужды и потребности своих членов. И далее: «Особое значение в настоящее время приобретает программа развития лидерства для еврейского общинного строительства. Имеется в виду... подготовка профессиональных лидеров - менеджеров -директоров еврейских общинных организаций» [38, с. 117; 119]. Так вот, основная проблема заключается в том, что на смену директору фонда «Джойнт» в Сибири и на Дальнем Востоке пришел менеджер. В предисловии ко второму выпуску серии «Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока» тогдашний директор фонда С. Левин писал: «Память присуща человеку. Богатая история еврейских общин региона не должна исчезнуть. Воссоздавая ее, мы строим моральную основу своего будущего» [43, с. 3]. Очень глубокая мысль, которая не свойственна менеджерам по определению. Наверно, Яков Михайлович так и не смог пережить эту потерю.

Здесь просто необходимо сделать небольшое отступление, дабы остановиться на фигуре С. Левина, с которым Я. М. Кофмана связывала крепкая мужская дружба. Когда-то преуспевающий журналист, крупный издатель из Прибалтики, С. Левин, как только открылись шлюзы, эмигрировал в Израиль. И, по моему разумению, он, естественно, не отличался любовью к Союзу ССР и не должен был жаловать Россию, пусть и новую, и все то, что происходило в этот период в России. Я также не понимал, что может связывать коренного еврея-сибиряка Я. М. Кофмана, обожавшего свой край, со всем его разгильдяйством и непредсказуемостью и рафинированного и прагматичного уже израильтянина С. Левина. К тому же С. Левин, «назначенный центром», был работодатель и распорядитель кредитов, а Кофман, хотя и директор ИСОР, но работающий по найму.

В декабре 2002 г. раздался звонок из Красноярска, и Яков Михайлович сообщил, что к нам, в Улан-Удэ, «едет ревизор» - С. Левин «со товарищи» из Израиля, и попросил один вечер посвятить этой компании. Вся делегация была из бывших советских, и русский язык был для них фактически родным. К моему удивлению, они, с подачи С. Левина, попросили показать им «Этнографический музей народов Забайкалья». Время было уже вечернее, зимнее, причем зимнее по-сибирски. Делегация же, перепутав берег Байкала с берегом Мертвого моря, была в туфлях. И потому экскурсия им быстро наскучила. Тогдашний директор музея Найдан Чимбеев, который просто бредил «во сне и наяву» и мечтал открыть на базе музея «уголок сибирской еврейской жизни», получил благодатную аудиторию. И пока мы топтали снег, он открыл одну из изб, где затопил русскую печь и в настоящем чугуне отварил картошку. На столе, застеленном газетой «Правда Бурятии», был нарезанный по-мужски крупными ломтями черный хлеб, репчатый лук, селедка, дымилась картошка и стояла бутылка водки и, конечно, граненые стаканы. После третьей глаза гостей увлажнились, а «красивые» еврейские носы захлюпали. С. Левин закурил и тихо сказал: «Нам. там. так этого не хватает.». И то-

гда я понял, что объединяет Я. Кофмана и С. Левина. Самуэль Левин не был менеджером. Он был таким же, как Яков Кофман, и Яков Михайлович почувствовал родственную душу.

А завершить наше повествование хочется притчей, приведенной С. Левиным в предисловии к «Очеркам...»:

«Несколько путников, гревшихся у огня на постоялом дворе, хвалили каждый своего раввина.

Один из них рассказывал, что в течение пятнадцати лет у него с женой не было детей, и только благодаря благословению раввина меньше года назад у них родилась дочь.

Другой поведал о том, что благословение раввина вернуло в дом непокорного сына.

Третий же сообщил, что раввин благословил его рискованную сделку; он вложил в нее все свои деньги, но потерял все.

- А в чем заключается чудо? - спросили слушатели.

- Чудо в том, - ответил он, - что я сохранил веру в Бога и в своего раввина» [там же].

Вот и мы сохранили веру в то, что песня, не допетая Яковом Михайловичем, будет звучать, но теперь уже самостоятельно. [32; 82].

1. Белых Е. А. Вклад евреев в становление театральной жизни в Верхнеудинске в начале ХХ века // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы V регион. науч.-практ. конф. Красноярск, 2004. С. 169-172. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 7).

2. Белых Е. А. Вклад евреев в сферу досуга и развлечений Западного Забайкалья (середина XIX - 20-е гг. ХХ вв.) // Евреи Сибири и Дальнего Востока: история и современность : материалы IV регион. науч.-практ. конф. (25-26 августа 2003 года). Красноярск ; Биробиджан, 2003. С. 34-39. (Евреи Сибири и Дальнего Востока ; вып. 4).

3. Белых Е. А. Евреи в медицине Верхнеудинска (70-е годы XIX - начало ХХ вв.) // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : материалы III регион. науч.-практ. конф. (26-27 августа 2002 года). Красноярск ; Улан-Удэ, 2002. С. 83-86. (Сер. Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 10).

4. Белых Е. А., Кальмина Л. В., Курас Л. В. Общественная и культурно-просветительская деятельность евреев Забайкальской области (60-е гг. XIX в. - февраль 1917 г.). Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010. 191 с.

5. Белых Е. А. Общественная и культурная деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области (конец 60-х годов XIX в. - февраль 1917 г.) : ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2005. 24 с.

6. Бондарев Н. Д. «Особые свойства крови». Илья Эренбург в Томске // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 нояб. 2007 г.). Красноярск, 2007. С. 126-132. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

7. Галашова Н. Б. Еврейская община в г. Томске в конце XIX - начале ХХ веков как транслятор духовных ценностей // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока : материалы I регион. науч.-практ. конф. (4-5 ноября 2000 года) / под ред. Э. И. Черняка, Я. М. Кофмана. Томск, 2000. С. 50-52.

8. Галашова Н. Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX в. (1860-1917 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2004. 26 с.

9. Галашова Н. Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале ХХ вв. Красноярск: Красноярский писатель, 2006. 242 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 10).

10. Гендин А. М., Кофман Я. М., Сергеев М. И. Изучение потребностей еврейских детей Сибирского и Дальневосточного регионов. Красноярск : Краснояр. рабочий, 2005. 166 с.

11. Генина Е. С. Еврейская община Кемерово и борьба с космополитизмом // Страницы истории евреев Сибири в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск, 2003. С. 181-193. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

12. Генина Е. С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Кузбассе (конец 1940-х - начало 1950-х гг.). Красноярск : Кларетианум, 2003. 140 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 2).

13. Генина Е. С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Сибири (19491953 гг.) : автореф. дис. . канд. ист. наук. Кемерово, 2009. 54 с.

14. Гончаров Ю. М. Евреи в сибирском социуме второй половины XIX - начала ХХ вв. // Страницы истории евреев Сибири в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск, 2003. С. 28-48. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

15. Гончаров Ю. М. Еврейские общины Западной Сибири (XIX - начало XX в.). Барнаул : АзБука, 2013. 174 с.

16. Гончаров Ю. М. Очерки истории еврейских общин Западной Сибири (XIX -начало ХХ в.). Барнаул : АзБука, 2005. 108 с.

17. Евреи в Сибири : сб. ст. / под ред. Э. И. Черняка, Я. М. Кофмана. Томск : Изд-во ТГУ, 2000. 170 с.

18. Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке : библиогр. указатель отечественной литературы / сост. Л. В. Кальмина, Л. В. Курас. Красноярск : Кларетианум, 2001. 60 с. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 3).

19. Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VII регион. науч.-практ. конф. (21-22 августа 2006 года). Красноярск ; Кемерово : Красноярский писатель, 2006. 392 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 1(23)).

20. Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007 года). Красноярск : Красноярский писатель, 2007. 452 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

21. Евреи Сибири и Дальнего Востока : библиогр. указатель литературы на русском языке / сост. Л. В. Кальмина, Л. В. Курас, Т. А. Немчинова. Красноярск : Кларе-тианум, 2004. 160 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 6).

22. Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока : материалы I регион. науч.-практ. конф. (4-5 ноября 2000 года) / под ред. Э. И. Черняка, Я. М. Кофмана. Томск : Изд-во ТГУ, 2000. 136 с.

23. Звягин С. П. В. Е. Мандельберг в годы революции и гражданской войны (1917-1919 гг.) // Страницы истории евреев Сибири в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2003. С. 172-180. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

24. Звягин С. П. Министр юстиции Г. Б. Патушинский. Красноярск : Кларетианум, 2001. 92 с. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 4).

25. Звягин С. П. Общественно-политическая деятельность П. Я. Дербера в 19171919 гг. // Материалы II регион. науч.-практ. конф. (25-27 августа 2001 года). Красноярск ;

Иркутск : Кларетианум, 2001. С. 82-92. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 6).

26. Звягин С. П. Патушинские: еврейство Восточной Сибири в условиях социальных катаклизмов первой трети ХХ века. Красноярск : Красноярский писатель, 2007. 160 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 2(24)).

27. История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : материалы III регион. науч.-практ. конф. (26-27 августа 2002 года). Красноярск ; Улан-Удэ : Кларетианум, 2002. 192 с. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 10).

28. Казарян П. Л. Общее и особенное в ссылке евреев в Якутский край (XVII-XX вв.) // Страницы истории евреев Сибири в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2003. С. 3-14. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

29. Кальмина Л. В. Еврейская община Западного Забайкалья (60-е годы XIX века - февраль 1917 г.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1998. 22 с.

30. Кальмина Л. В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX в. -февраль 1917 г.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Иркутск, 2003. 54 с.

31. Кальмина Л. В. Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX века - 1917 год). Красноярск : Кларетианум, 2002. 164 с. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 9).

32. Каштанюк В. А. Социокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области в Израиле и их реэмиграция на рубеже ХХ-ХХ! вв : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2012. 21 с.

33. Кофман Я. М. «Джойнт» и еврейская благотворительность в Сибири и на Дальнем Востоке на рубеже XX-XXI веков // Страницы истории евреев Сибири в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2003. С. 211. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

34. Кофман Я. М. «Джойнт» в Сибири и на Дальнем Востоке (90-е годы) // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока : материалы I регион. науч.-практ. конф. (4-5 ноября 2000 года). Томск, 2000. С. 132.

35. Кофман Я. М. Некоторые итоги исследования материального положения еврейских семей в регионе Сибири и Дальнего Востока (2004-2005 гг.) // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VI регион. науч.-практ. конф. (22-23 августа 2005 года). Красноярск ; Барнаул : Кларетианум, 2005. С. 182-192. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 9).

36. Кофман Я. М. Программа изучения истории евреев в Сибири и на Дальнем Востоке // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке : материалы IV регион. науч.-практ. конф. (25-26 августа 2003 года). Красноярск ; Биробиджан : Кларетиунум, 2003. С. 12-15. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 4).

37. Кофман Я. М. Противоречия современного еврейского движения в России: региональный аспект // Материалы III регион. науч.-практ. конф. (26-27 августа 2002 года). Красноярск ; Улан-Удэ : Кларетианум, 2002. С. 186-189. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 10).

38. Кофман Я. М. Смена приоритетов: политика «Джойнта» в регионе Сибири и Дальнего Востока в начале XXI века // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы V регион. науч.-практ. конф. (19-20 августа 2004 года). Красноярск : Кларетианум, 2004. С. 116-121. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 7).

39. Курас С. Л. Источники по истории ссылки евреев в Сибирь во второй половине XIX - февраль 1917 г. (на примере Иркутской губернии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006. 22 с.

40. Курас С. Л. Расселение и хозяйственная деятельность ссыльных евреев в Иркутской губернии (конец XIX века) // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы V регион. науч.-практ. конф. Красноярск : Кларе-тианум, 2004. С. 26-29. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 7).

41. Курас С. Л. Ссылка евреев в Сибирь в законодательных актах и делопроизводственной документации (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.). Улан-Удэ : ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010. 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Курас С. Л. Формирование еврейского общества Иркутской губернии в начале ХХ в. // Евреи Сибири и Дальнего Востока: история и современность : материалы IV регион. науч.-практ. конф. (25-26 августа 2003 года). Красноярск ; Биробиджан : Кларетианум, 2003. С. 40-44. (Евреи Сибири и Дальнего Востока ; вып. 4).

43. Левин С. Предисловие. К жизни, полной смысла // Очерки истории еврейских общин Сибири и Дальнего Востока (XIX - начало ХХ в.) : сб. ст. Красноярск : Кларетианум, 2001. С. 3. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 2).

44. Лихановский Ю. И. Футурист жизни Владимир Гольдшмидт в зеркале владивостокской прессы // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007 года). Красноярск : Красноярский писатель, 2007. С. 93-96. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

45. Локшин А. Е. Современная зарубежная историография российского еврейства XVIII - начала ХХ вв. Взгляд из России // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : материалы III регион. науч.-практ. конф. (26-27 августа 2002 года). Красноярск - Улан-Удэ : Кларетианум, 2002. С. 3-9. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 10).

46. Макарчук С. В. Евреи в социал-демократическом движении Сибири на рубеже XIX-XX вв. // Страницы истории евреев Сибири в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2003. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

47. Мариупольский А. М. Еврейская питейная торговля в Сибири в период акцизной системы // Страницы истории евреев Сибири в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2003. С. 15-27. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

48. Мизь Н. Г. Судьба ректора Государственного Дальневосточного университета В. Л. Абрамовича // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007 года). Красноярск : Красноярский писатель, 2007. С. 137-140. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

49. Нам И. В. Бунд в Сибири в условиях революций 1917 года // Страницы истории евреев Сибири в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2003. С. 64-80. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

50. Нам И. В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока в условиях революции и гражданской войны (1917-1922 г.) : автореф. дис. . д-ра ист. наук. Томск, 2008. 50 с.

51. Нам И. В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе (1917-1922 гг.). Томск : Изд-во ТГУ, 2009. 500 с.

52. Нам И. В., Наумова Н. И. Еврейская диаспора Сибири в условиях смены политических режимов (март 1917 - февраль 1920 гг.). Красноярск : Кларетианум, 2003. 272 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 3).

53. Наумова Н. И. «Еврейский вопрос» в годы гражданской войны. Региональный аспект 1918-1920 гг. (Юг России и Сибирь) // Страницы истории евреев Сибири

в XX-XXI веков : сб. ст. / под ред. Я. М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2003. С. 152-171. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

54. Некоторые проблемы истории евреев Сибири в XIX-XX веках : сб. ст. Красноярск : Кларетианум, 2004. 208 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 5).

55. Немчинова Т. А. Современная справочная литература об участии евреев в белом движении в Сибири // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : материалы III регион. науч.-практ. конф. (26-27 августа 2002 года). Красноярск ; Улан-Удэ : Кларетианум, 2002. С. 119-124. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 10).

56. Николаев Э. А. Логика жертвоприношения. Ветхозаветная экзегетика // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы V регион. науч.-практ. конф. (19-20 августа 2004 года). Красноярск : Кларетианум, 2004. С. 146-149. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 7).

57. Николаев Э. А. Секуляризация и осмысление истории в ветхозаветных пророчествах // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VI регион. науч.-практ. конф. (22-23 августа 2005 года). Красноярск : Кларетианум, 2005. С. 140-145. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 9).

58. Орехова Н. А. Еврейские общины на территории Енисейской губернии (XIX -начало 30-х гг. ХХ в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Красноярск, 2007. 24 с.

59. Орехова Н. А. Еврейский погром в Красноярске в 1916 году // Материалы II регион. науч.-практ. конф. (25-27 августа 2001 года). Красноярск : Кларетианум, 2001. С. 51-60. (История еврейских общин Сибири и Дальнего Восток ; вып. 6).

60. Орехова Н. А., Кофман Я. М. Еврейские общины на территории Енисейской губернии (XIX - начало 30-х гг. XX вв.). Красноярск : Красноярский писатель. 2009. 328 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 5(27)).

61. Очерки истории еврейских общин Сибири и Дальнего Востока (XIX - начало XX вв.) : сб. ст. Красноярск : Кларетианум, 2001. 200 с. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 2).

62. Рабинович В. Ю. Евреи дореволюционного Иркутска как предпринимательское меньшинство : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 1998. 24 с.

63. Рабинович В. Ю. Евреи дореволюционного Иркутска: меняющееся меньшинство в меняющемся общества. Красноярск : Кларетианум, 2001. 240 с. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 8).

64. Рабинович В. Ю. Коммуникативное поле диаспоры: к постановке проблемы // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007 года). С. 313-314. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

65. Рабинович В. Ю. О «чужести» сибирских евреев (последняя треть XIX - начало ХХ вв.) // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : материалы II регион. науч.-практ. конф. (25-27 августа 2001 года). Красноярск ; Иркутск : Кларетианум, 2001. С. 22-25. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 6).

66. Рабинович В. Ю. Погром как явление: к постановке проблемы // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : материалы III регион. науч.-практ. конф. (26-27 августа 2002 года). Красноярск ; Улан-Удэ : Кларетианум, 2002. С. 75-76. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 10).

67. Ревич И. М. «Еврейский вопрос» после социализма // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VI регион. науч.-практ. конф. (22-23 августа 2005 года). Красноярск : Кларетианум, 2005. С. 182-192. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 10).

68. Ревич И. М. О некоторых философско-антропологических аспектах взаимодействия иудаизма и христианства // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы V регион. науч.-практ. конф. (1920 августа 2004 года). Красноярск : Кларетианум, 2004. С. 141-145. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 7).

69. Рожанский М. Я. Антисемитизм как удержание империи: иркутская история // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке : материалы VI регион. науч.-практ. конф. (2223 августа 2005 года). Красноярск-Барнаул : Кларетианум, 2005. С. 222-234. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 9).

70. Рожанский М. Я. Биография искреннего антисемитизма: сибирские версии // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы IV регион. науч.-практ. конф. (25-26 августа 2003 года). Красноярск - Биробиджан : Кларетианум, 2003. С. 229-231. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 4).

71. Романова В. В. Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX в. - 20-е годы XX в.). Красноярск : Кларетианум, 2001. 292 с. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 7).

72. Романова В. В. Государственная политика в отношении еврейского населения Дальнего Востока России в 60-е гг. XIX - 20-е гг. ХХ вв. : автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 2001. 44 с.

73. Романова В. В. Евреи на Дальнем Востоке России (II пол. XIX в. - I четв. ХХ в.). Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2000. 256 с.

74. Русинова О. М., Лыксокова В. Ц. Коллекции свитков торы в Улан-Удэ // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007 года). Красноярск : Красноярский писатель, 2007. С. 103-106. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

75. Савиных М. Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине XIX - начале XX вв : автореф. дис. . канд. ист. наук. Томск, 1999. 24 с.

76. Сагитова И. О. Диаспорные общины Приморского края: формирование, развитие, этнокультурный облик: Вторая половина XIX-XX вв : автореф. дис. . канд. ист. наук. Владивосток, 2004. 21 с.

77. Сагитова И. О. Диаспорные общины Приморского края: история и современность. Владивосток : ВФ РТА, 2007. 168 с.

78. Сальникова И. В. Обзор архивных и музейных источников по вопросу формирования еврейской диаспоры Томской губернии // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007 года). Красноярск : Красноярский писатель, 2007. С. 19-21. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

79. Сибирский еврейский сборник. Иркутск : Арком. 1992. № 1 ; 1996. № 2.

80. Соломон Е. Ш. Этель Абрамовна Лазовер - личность и судьба еврейской женщины // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007 года). Красноярск : Красноярский писатель, 2007. С. 148-153. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

81. Страницы истории евреев Сибири в XIX-XX веках : сб. ст. Красноярск : Кларетианум, 2003. 232 с. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке ; вып. 1).

82. Ульянова О. С. Еврейское население в экономической, социокультурной и общественно-политической жизни города Томска (вторая половина XIX - 20-е гг. ХХ столетия) : автореф. дис. . канд. ист. наук. Томск, 2009. 26 с.

83. Фрайзингер Л. Моя родословная в истории моей страны // Материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007). Красноярск : Красноярский писатель. 2007. С. 412-420.

84. Шайдуров В. И. История евреев Сибири XIX - начала XX вв. в документах региональных архивов (на примере центра хранения архивного фонда Алтайского края) // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007 года). Красноярск : Красноярский писатель, 2007. С. 18-23. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 3(25)).

85. Шайдуров В. И. Сибирская периодическая печать как источник по истории еврейских общин второй половины XIX-начала ХХ вв. // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VII регион. науч.-практ. конф. (21-22 августа 2006 года). Красноярск ; Кемерово: Красноярский писатель, 2006. С. 189-199. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность ; вып. 1(23)).

86. Штерман С. История моей семьи по отцовской линии // Материалы VIII регион. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2007). Красноярск : Красноярский писатель. 2007. С. 421-429.

87. Юшковский В. Жернова. События и судьбы века минувшего. Красноярск : Кларетианум, 2001. 196 с. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока ; вып. 5).

Professor Ya. M. Kofman and Contemporary Siberian Judaica or a Stopped Song

L. V. Kuras

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of SB RAS, Ulan-Ude

The author considers contribution by the professor Ya. M. Kofman to the development of Siberian judaica at the beginning of the XXIst century.

Key words: Jewish question, Siberia, Jewish exile, Ya. M. Kofman.

Курас Леонид Владимирович - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, тел. 8(3012)655137, e-mail: kuraslv@yandex.ru

Kuras Leonid Vladimirovich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Senior Staff Scientist of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of SB RAS, 670047, Ulan-Ude, Sakhyanava St., phone (3012)655137, e-mail: kuraslv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.