Научная статья на тему 'ПРОФЕССОР В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ И АКАДЕМИК И.П. ПАВЛОВ: ДИАЛОГ ВЕЛИКИХ УЧЁНЫХ'

ПРОФЕССОР В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ И АКАДЕМИК И.П. ПАВЛОВ: ДИАЛОГ ВЕЛИКИХ УЧЁНЫХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССОР В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ (СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА) / АКАДЕМИК И.П. ПАВЛОВ / ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Привалова И.Л., Зотова О.М.

Статья посвящена исследованию научных контактов профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (святителя Луки) и академика И.П. Павлова. На основании материалов архива РАН приводится переписка профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого и академика И.П. Павлова. Основой статьи является анализ работ академика И.П. Павлова в труде профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (святителя Луки) «Дух, душа и тело». Показано глубокое знание святителем Лукой учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, на котором он строит рассуждения о свойствах человеческого духа, представления о человеке с точки зрения православной антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR V.F. VOYNO-YASENETSKY AND ACADEMICIAN I.P. PAVLOV: DIALOGUE OF GREAT SCIENTISTS

The article is devoted to the study of scientific contacts of Professor V.F. Voyno-Yasenetsky (Saint Luke) and Academician I.P. Pavlov. Their correspondence is based on materials from the archives of the Russian Academy of Sciences. The basis of the article is an analysis of the work of Academician I.P. Pavlov in the work of Professor V.F. Voyno-Yasenetsky (St. Luke) with the title "Spirit, Soul and Body." It is shown that Saint Luke’s deep knowledge of the teachings of I.P. Pavlov on higher nervous activity, on which he built his discussions about the properties of the human spirit, the idea of a person from the point of view of Orthodox Anthropology.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССОР В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ И АКАДЕМИК И.П. ПАВЛОВ: ДИАЛОГ ВЕЛИКИХ УЧЁНЫХ»

ПРОФЕССОР В.Ф. ВОИНО-ЯСЕНЕЦКИИ И АКАДЕМИК И.П. ПАВЛОВ: ДИАЛОГ ВЕЛИКИХ УЧЁНЫХ

PROFESSOR V.F. VOYNO-YASENETSKY AND ACADEMICIAN I.P. PAVLOV: DIALOGUE OF GREAT SCIENTISTS

Привалова И.Л.

Доктор биологических наук Зотова О.М.

Курский государственный медицинский университет

E-mail: ir_priv@mail.ru

Privalova I.L.

Doctor of Biological Sciences Zotova O.M.

Kursk State Medical University

Резюме

Статья посвящена исследованию научных контактов профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (святителя Луки) и академика И.П. Павлова. На основании материалов архива РАН приводится переписка профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого и академика И.П. Павлова. Основой статьи является анализ работ академика И.П. Павлова в труде профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (святителя Луки) «Дух, душа и тело». Показано глубокое знание святителем Лукой учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, на котором он строит рассуждения о свойствах человеческого духа, представления о человеке с точки зрения

Ключевые слова: профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука), академик И.П. Павлов, высшая нервная деятельность

Summary

The article is devoted to the study of scientific contacts of Professor V.F. Voyno-Yasenetsky (Saint Luke) and Academician I.P. Pavlov. Their correspondence is based on materials from the archives of the Russian Academy of Sciences. The basis of the article is an analysis of the work of Academician I.P. Pavlov in the work of Professor V.F. Voyno-Yasenetsky (St. Luke) with the title "Spirit, Soul and Body." It is shown that Saint Luke's deep knowledge of the teachings of I.P. Pavlov on higher nervous activity, on which he built his discussions about the properties of the human spirit, the idea of a person from the point of view of Orthodox Anthropology.

Key words: professor V.F. Voyno-Yasenetsky (Saint Luke), academician I.P. Pavlov, higher nervous activity

Библиографическая ссылка на статью

Привалова И.Л., Зотова О.М. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий и академик И.П. Павлов: диалог великих учёных // Innova. - 2019. - № 3 (16). - С. 18-20.

DOI: 10.21626/innova/2019.3/03

References to the article

Privalova I.L., Zotova O.M. Professor V.F. Voino-Yasenetsky and academician I.P. Pavlov: dialogue of great scientists // Innova. -

2019.-No. 3(16).-P. 18-20.

Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука) - почти наш современник, в котором соединились два служения - врачебное искусство и духовное водительство. Врач, учёный и священник - он взошёл на несколько вершин, высочайшая из которых - Святость [1]. В настоящее время издано большое количество биографической и художественной литературы, посвящённой святителю Луке, однако глубина его личности продолжает открываться для нас новыми гранями. Целью настоящей работы является исследование научных контактов

святителя Луки (профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого) и академика И.П. Павлова.

Построив данное исследование в хронологическом порядке, можно начать его с письменного диалога великих учёных. Святитель Лука, находясь в Туруханской ссылке, отправляет поздравительное письмо

И.П. Павлову:

«Возлюбленный во Христе брат мой и глубокоуважаемый соПеда! Изгнанный за Христа на край света (три месяца я прожил на 400 вёрст севернее Туруханска) и почти совсем

оторванный от мира, я только что узнал о прошедшем чествовании Вас по поводу 75-летия Вашей славной жизни и о предстоящем 200-летии Академии наук. Прошу Вас принять и моё запоздалое приветствие. Славлю Бога, давшего Вам столь великую силу ума и благословившего труды Ваши. Низко кланяюсь Вам за великий труд Ваш, и кроме глубокого уважения моего примите любовь мою и благословение моё за благочестие Ваше, о котором до меня дошёл слух от знающих Вас. Сожалею, что не может поспеть к академическому торжеству приветствие моё.

Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с Вами.

Смиренный Лука, Епископ Ташкентский и Туркестанский (б. профессор топографической анатомии и оперативной хирургии Ясенецкий-Войно). г. Туруханск. 28^111 1925 г.».

Это письмо хранится в павловском фонде Архива РАН, как и ответ И.П. Павлова:

«Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим тёплым приветом и приношу за него сердечную благодарность. В

тяжёлое время, полное неотступной скорби для

-

человечески, остаётся одна жизненная опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван

В 1934 году выходит первое издание «Очерков гнойной хирургии», на титульном листе которого автор поставил надпись: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии» [2]. По свидетельству его сына, Алексея Валентиновича Войно-Ясенецкого, академик И.П. Павлов в кругу своих учеников так отзывался об этой книге: «Можно смело сказать, что такую книгу мог написать только человек, блестяще знающий тонкости анатомии и физиологии и тонко владеющий скальпелем». Е.И. Каликинская относит И.П. Павлова к друзьям святителя Луки [2]. В 1936 г. И.П. Павлова не стало, но связь учёных не

Возможно, отношение святителя Луки к великому труду академика И.П. Павлова предопределило построение наиболее популярного его богословского произведения, задуманного ещё в 20-е годы «Дух, душа и тело». Оно было впервые издано в 1945-1947 гг. и стало «пионером церковного самиздата». Сам святитель ставил в нём целью религиозное просвещение людей, отпавших от веры [3]. Одной из замечательных особенностей этой книги является то, что, рассматривая теорию высшей нервной деятельности академика И.

Павлова, которую на тот момент объявляли

-

хирург показывает, что на самом деле это учение

подтверждает первенство духа [3].

Он излагает учение И.П. Павлова доступным языком, нисколько не умаляя его высокого научного уровня, и посвящает этому три главы своего произведения [4].

В начале второй главы «Сердце как орган высшего познания» святитель Лука цитирует И.П. Павлова:

«Для врача надо отметить, что насколько хорошо происходит регуляция сердечной работы, обусловленной мышечной

деятельностью, конечно, не чрезмерной, настолько же плохо происходит регуляция сердечной работы при различных волнениях, кои не ведут к мышечной работе. Оттого так легко поражается сердце у лиц свободных профессий, несущих легкий физический труд, но зато чрезмерно подверженных жизненным треволнениям. Так судит о сердце ... великий физиолог академик И.П. Павлов («Курс физиологии» под редакцией проф. Савича, 1924)» [4]. Ссылаясь на работы И.П. Павлова, святитель описывает физиологию сердца, механизмы регуляции и делает вывод о том, что функции сердца не ограничиваются его моторной деятельностью. Вторая глава богата выдержками из знаменитого труда И.П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных». При этом сам святитель Лука очень доступно объясняет «что такое условные рефлексы и что называет Павлов анализаторами» [4].

«И.П. Павлов......и его школа считают

возможным ту расшифровку высшей нервной деятельности собаки, какую дали эксперименты с условными рефлексами, отнести и к физиологии

мозга человека...... сложнейшая мозговая

деятельность остаётся только рефлексами головного мозга, и эта новая физиология мозга, как нам кажется, должна занять место психологического учения об ассоциациях», - так оценивает В.Ф. Войно-Ясенецкий значение работ великого российского академика.

В.Ф. Войно-Ясенецкий отмечает «громадное значение» исследований И.П. Пав-лова и его сотрудников физиологического значения лобных долей полушарий мозга. «Павлов не нашёл в них никаких особенно важных приборов, которые устанавливали бы высшее совершенство нервной деятельности. Вся кора полушарий, эта совершеннейшая часть мозга, состоит только из бесчисленного множества анализаторов, анализаторов и анализаторов».

Великий хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий сопоставляет эти исследования с наблюдениями хирургов над множеством раненых с абсцессами лобных долей мозга. «Они, как правило, не сопровождаются сколько-нибудь заметными изменениями психики или расстройством высших мыслительных функций. Из своей собственной

практики приведу только два ярких наблюдения. У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 см3 гноя), который несомненно разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все правое полушарие сдавлено почти до невозможности его различить» [4].

В пятой главе своего труда святитель Лука называет И.П. Павлова «гениальным исследователем высшей нервной

деятельности». Он полностью приводит определение понятия «сознание» по И.П. Павлову: «Сознание представляется мне нервной деятельностью определённого участка больших полушарий, в данный момент при данных условиях обладающего известной оптимальной (вероятно, это будет средняя) возбудимостью. В этот же момент вся остальная масса больших полушарий находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости». Затем придаёт ему художественное описание: «Если бы можно было видеть через черепную коробку и если бы место больших полушарий с повышенной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на сознательно думающим человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окружённое на всём остальном протяжении полушарий более или менее значительной тенью». И, наконец, высказывает собственное мнение: «Мы полностью принимаем это глубоко научное представление о деятельности сознания, но только не считаем его исчерпывающим. Мы также готовы подписаться под основным тезисом материализма: Бытие определяет сознание, но только при условии не узко материалистического понимания бытия» [4]. И в этом мы безусловно видим святителя, его уверенную позицию в вопросе веры.

В главе шестой святитель Лука высказывает глубокое понимание и признание базовых физиологических принципов деятельности организма. «Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных или патологических функций нервной системы вообще, и прежде всего головного мозга, а следовательно, и от функций организма внутренней секреции, всей сложнейшей гормональной системы,

оказывающей могущественнейшее влияние на

мозг и нервы. Всё, что происходит в организме, и самое анатомическое строение его, кладёт глубокий отпечаток на психику.». Но.... «та же физиология и особенно великие открытия И.П. Павлова и его школы выяснили, что центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов. А если так, то наряду с низшими функциями сюда необходимо включить и высшие, господствующие над всеми прочими и так же неотделимые от них, как функция сокращения неотделима от мышечной ткани. Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями. И если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме» [4]. И здесь святитель Лука излагает суть психосматического подхода к медицине, вполне актуального и в настоящее время.

В одном из писем Войно-Ясенецкий писал: «Не пробуйте разделить хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным» [5]. В произведении «Дух, душа и тело» соединились епископ, хирург и учёный, глубоко исследовавший труды своего коллеги и безмерно уважающий его.

Литература

1. ДА СВЕТИТ ВСЕМ! Альбом о земной жизни и небесной славе святителя Луки Крымского / Автор проекта и составитель: митрополит Лазарь (Швец). Комментарии, примечания, сноски: Т.С. Шорохова (Чичикина). Т. 1. 1877-1941. - Симферополь: Н.Ор1анда, 2015.

- 576 с.

2. Калики некая Е.И. Святитель Лука: факты, документы, воспоминания / Е.И. Калики некая.

- М.: ДАРЪ, 2015. - 192 с.

3. Священнник Валерий Духанин. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) как богослов-апологет // Москва. - 2012. - № 16. -http://www.moskvam.ru/publications/publication

139.html

4. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело // Изд-во «Даръ». - 2019. - 320 с.

5. Варшавский С., Змойро И. Войно-Ясенецкий: две грани одной судьбы // Звезда Востока. -1989. - № 4. https://memonal.krsk.ru/Public/80/198904.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.