С. Ю. Врадий
кандидат исторических наук, ДВГУ
ПРОФЕССОР КИТАЕВЕДЕНИЯ А. В. РУДАКОВ
Выдающийся китаевед, маньчжурист, один из основателей Восточного института Аполлинарий Васильевич Рудаков родился 9 июня 1871 г. в г.Ленкорани Бакинской губернии. Его мать, Капитолина Ивановна, дочь священника, окончила гимназию и была выдана замуж за Василия Трофимовича Рудакова, служащего транспортной конторы. Семья не была богатой, трудностей прибавилось после ранней смерти отца в 1883 г., и Капитолина Ивановна с двумя сыновьями перебралась в Петербург. Поль, так ласково, по-семейному называли мальчика, обучаясь в седьмой классической гимназии, вынужден был помогать домашним, давая уроки. В гимназические годы он познакомился с Анатолием Арсеньевым, старшим братом будущего известного путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева, дружба продолжалась и во Владивостоке. По всей видимости, любовь к чтению зародила интерес к путешествиям, книгам, повествующим о далеких странах Востока.
Окончив в 1891 г. столичную гимназию, Аполлинарий поступил на восточный факультет Петербургского университета, где обучался по китайско-маньчжурско-монгольскому разряду под руководством крупнейшего отечественного китаеведа В.П.Васильева, доктора монгольской и калмыцкой словесности А.М.Позднеева, выдающегося знатока Маньчжурии и Тибета профессора А.О.Ивановского. Учиться было трудно, и не только из-за тяжелого материального положения семьи. Строгие наставники требовали каждодневного и упорного постижения сложных востоковедных дисциплин, овладения языками. Аполлинарий Васильевич к окончанию университетского курса знал языки латинский, греческий, немецкий, французский, английский, китайский, маньчжурский, монгольский и калмыцкий. Результаты выпускных экзаменов были успешными, и исполнительной комиссией восточного факультета Петербургского университета ему был присужден диплом первой степени.
По завершении обучения в 1896 г. А.В.Рудаков был направлен для совершенствования знаний по китайскому языку, культуре наро-
да, истории страны в научную командировку в Пекин, где провел последующие три года. Путешествия по Китаю существенно расширили познания ученого. Впоследствии во время занятий со студентами он часто вспоминал о них.
К концу XIX столетия отечественное востоковедение уже прошло ряд этапов в своем развитии. Начальным можно считать период практического знакомства россиян со странами и народами Востока, в ходе которого имело место культурное взаимообогащение с различными восточными племенами и народностями, поначалу с их ираноязычными и тюркоязычными представителями. Значимой вехой стало активное устремление русских в Сибирь, начавшееся во времена правления Ивана IV Грозного.
Эпоха Петра I была ознаменована началом планомерного изучения Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири. Петр I своими указами утвердил необходимость практического изучения восточных языков. Подписание Нерчинского договора в 1689 г. с Китаем, освоение Камчатки обозначили дальневосточные приоритеты политических и торговых интересов России. Неслучайно поэтому в XVIII в. российское правительство обратило внимание на изучение языков народов Дальнего Востока. Поначалу преподавание восточных языков велось в светских и миссионерских школах. Именно в них начали готовиться первые учителя будущих университетских профессоров востоковедения.
XIX столетие стало свидетелем открытия ориентальных университетских кафедр, преподаватели которых отличались широкими познаниями Востока. Именно тогда были заложены научные основы востоковедения, традиции, существующие в той или иной степени до настоящего времени. Подготовка отечественных востоковедов стала регулярной, сосредоточивалась первоначально в Казанском, Московском, Харьковском университетах, Ришельевском лицее в Одессе, осуществлялась параллельно на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета, где и сконцентрировалась после закрытия в 1855 г. востоковедных кафедр в Казани, Харькове, Одессе.
Вторая половина XIX в. существенно изменила приоритеты внешнеполитической деятельности западных держав в пользу Дальнего Востока. Китай и Япония, прочие страны Тихоокеанского региона, подписав неравноправные договоры с европейскими государствами, превратились в объект торговой, военной и политической экспансии Запада. Франция, Англия, Германия стали создавать свои тихоокеанские колониальные империи. В борьбу за сферы влияния на Дальнем Востоке вступили Америка и Россия.
Закономерным следствием активизации дальневосточных процессов становилось возникновение в России острой необходимости
А.В.Рудаков (в центре) среди преподавателей и студентов восточного факультета ГДУ (20-е годы).
в востоковедах, способных на практике применять полученные ими знания. Факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета не мог поспеть за возраставшими потребностями правительства в специалистах-востоковедах. Поэтому указом царского правительства во Владивостоке был открыт «первый в России пример ориентального высшего учебного заведения с практическими целями и постановкой преподавания» — Восточный институт.
Обратимся к записям А.В.Рудакова, повествующим об открытии во Владивостоке Восточного института: «В это время, в связи с возникновением наших новых культурных интересов на Дальнем Востоке, правительством был поднят вопрос о создании особой высшей школы востоковедения с целью подготовления специалистов-восто-коведов для правительственной и частной службы в Восточно-Азиатской Сибири и прилегающих к ней государствах, т.е. в Китае, Японии и Корее»1.
Всю оставшуюся жизнь — 50 лет, вплоть до своей смерти в мае 1949 г., — Аполлинарий Васильевич прожил во Владивостоке, куда прибыл в год основания здесь Восточного института. С первых дней 28-летний профессор принимает активнейшее участие в организаци-
онной и педагогической деятельности, способствуя становлению этого выдающегося востоковедного учреждения. Во время неоднократных научных командировок в Китай А. В. Рудаков вместе с профессорами Восточного института П.П.Шмидтом, Н.В.Кюнером изучал книгохранилища и архивы резиденции маньчжурских императоров в Мукдене, а также в Хунчуне, Цицикаре, которые значительно пострадали от боевых действий. Часть книг, дабы сохранить их для науки, была вывезена впоследствии в Россию и пополнила библиотеку Восточного института.
Во время поездок в Китай в кибитке через Монголию и Гоби, пароходом через Шанхай и Нанкин по реке Янцзы А. В. Рудаковым был собран богатый материал, впоследствии ставший основой его многих трудов по истории, экономическому, социальному развитию страны, китайскому языку. Им было опубликовано около 20 учебных пособий, руководств и словарей, многочисленные статьи о торговле, медицине, большое число различных образцов текстов на китайском языке, скорописей, а за энциклопедическую работу «Материалы по истории китайской культуры в Гиринской провинции» (Владивосток, 1903) решением ученого совета Петербургского университета А. В. Рудакову была присвоена степень магистра китайской словесности.
Будучи профессором Восточного института, А. В. Рудаков читал студентам и слушателям лекции по истории, географии и этнографии Востока, китайской филологии, маньчжурскому языку, современной истории Китая, Кореи, Японии, социально-экономической и культурной истории Маньчжурии.
С 1906 г. и вплоть до закрытия в апреле 1917 г. А. В. Рудаков был бессменным директором института. Он не случайно был избран на должность, т.к. смог в революционном 1905 г. спокойным и беспристрастным отношением погасить конфликт между бунтовавшим студенчеством и требовательной профессорской Конференцией. В новой должности Аполлинарию Васильевичу пришлось заниматься вопросами обустройства и расширения общежития для стипендиатов, создания дешевой студенческой столовой, оборудования типографии с уникальными восточными шрифтами. При непосредственном участии Аполлинария Васильевича было положено начало созданию этнографического музея, предполагалось открытие кабинета экспериментальной фонетики. Много внимания уделялось институтской библиотеке. В Восточном институте были собраны уникальные китайские, маньчжурские, тибетские ксилографы. Библиотека института по полноте представленных в ней изданий считалась лучшим востоковедным хранилищем того времени, соперничая с фондом восточных рукописей библиотеки Британского музея.
Восточный институт фактически стал первым центром востоковедения России, практическая направленность которого стала подлинным содержанием всей последующей деятельности, в ходе которой были заложены основы дальневосточной ориенталистики.
Молодые профессора института, «не имея ни проверенных опытом планов, ни испытанных программ своего преподавания», заново разрабатывали методику преподавания, писали учебные пособия, поскольку их попросту не существовало.
Немалый вклад был внесен преподавателями Восточного института в открытие направлений научного японоведения и корееведе-ния. Хотя преподавание японского языка началось на восточном факультете Петербургского университета с 1888 г., а корейского — с 1897 г., однако велось оно лишь лекторами — носителями языка из состава корейской и японской дипломатических миссий, а разговорный аспект даже не включался в выпускные экзамены. Лишь после прибытия в Петербург выпускника Восточного института Г.И. Доли были введены теоретические занятия для студентов-японистов, а японский язык был включен в число обязательных предметов университетского курса.
Новым для отечественной ориенталистики было и преподавание в Восточном институте языка, истории, этнографии Тибета, которое велось профессором Г.Ц. Цыбиковым. Именно он первым среди русских и зарубежных тибетологов собрал и обобщил материал по живой тибетской речи. Г.Ц. Цыбиков первым из ученых России сумел посетить и описать Центральный Тибет и его древнюю столицу — Лхасу. Во Владивостоке Г.Ц. Цыбиков разработал программу преподавания монгольского языка, составил и напечатал тексты для чтения, образцы деловых бумаг, скромно назвав учебник «Пособием для практического изучения монгольского языка» (Владивосток, 1907). Учебник выдержал впоследствии три переиздания, что свидетельствует о его высоком научном уровне.
Изучение современных восточных языков сопровождалось преподаванием элементов китайской, японской и корейской скорописи. Тексты и учебные пособия по скорописи впервые были разработаны владивостокскими профессорами. Восточный институт «шел впереди прочих ориентальных практических школ даже за границей, не имевших в своих программах специальных курсов восточной скорописи, и, таким образом, институт обладал наиболее полной и широкой программой в области практического востоковедения»2.
Высоким был авторитет института за рубежом. Предложения по регулярному обмену поступали от Шведского правительства, Неаполитанского Восточного института, Императорской библиотеки Японии, Токийского, Киотского и Берлинского университетов.
В аудиториях Восточного института висели огромные доски, покрытые лаком, с большими золотыми иероглифами — изречениями древних китайских мудрецов. От всего этого остались два льва перед входом в бывшее здание Восточного института на Пушкинской улице, которые некогда охраняли императорские могилы около Мукдена.
После преобразования Восточного института в восточный факультет ГДУ А.В.Рудаков был утвержден в должности профессора китайского языка и китаеведения и проработал вплоть до расформирования ДВГУ в 1939 г. Не гладко складывались отношения с новой властью. Построенный на заемные средства двухэтажный домик на Голубинке пришлось покинуть. Там, на ул. Гоголя, долгое время располагалась начальная школа. Нынешний владелец дома, Правление Уссурийского казачьего войска, сдает его в аренду коммерческим и государственным структурам Владивостока. А в 1935 г. семье была предоставлена квартира на первом этаже Дома специалистов по Сухановской улице, рядом с корпусом ДВГУ. Первый «партерный» этаж был выбран не случайно. Профессор был тяжело болен, ему все труднее было добираться на работу, и занятия со студентами отныне проводились в его домашнем кабинете. Один из посетителей квартиры Рудаковых писал: «Кабинет заставлен высокими шкафами, полными книг на всевозможных языках, пачками бумаг, перевязанных бечевкой. Большой письменный стол завален книгами и бумагами. Рядом на небольшом столике — «Ундервуд» с маленькой кареткой, на котором Аполлинарий Васильевич печатает сам»3.
Не миновали А. В. Рудакова и обвинения со стороны властей. Ему в вину ставилось то, чем прежде гордился Восточный институт, — преподавание китайской скорописи, принятой за границей.
После ликвидации университета в июле 1939 г. Аполлинарий Васильевич некоторое время преподавал китайский язык на военном отделении Института востоковедения, которое позднее было преобразовано в курсы военных переводчиков Тихоокеанского флота. Здесь он работал до последних дней своей жизни.
Среди учеников А. В. Рудакова можно назвать ставших впоследствии выдающимися синологами Б.И.Панкратова, И.Г.Баранова, А.П.Хионина, А.Спицина, А.В.Маракуева, Н.К.Новикова, М.И.Сладков-ского, Г.Ф.Астафьева. Один из учеников Аполлинария Васильевича, выдающийся советский китаевед Р.В.Вяткин, окончивший ДВГУ в 1939 г., вспоминал о своем учителе: «Лекции и занятия Аполлинария Васильевича обогащали знанием не только китайского языка, но и истории и культуры Китая. Нередко он рассказывал нам, студентам, о своих поездках в Китай, о стране и ее нравах. Это были небольшие
эссе, лаконичные, яркие, часто с блестками живого юмора, и мы видели, как за стеклами пенсне молодо и по-озорному сверкали мудрые, много повидавшие глаза нашего учителя. Именно в такие минуты, вероятно, у нас рождалась любовь к своей профессии, интерес к изучению страны и народа»4.
Незадолго до смерти А.В.Рудаков, понимая насущную необходимость возобновления востоковедного образования на Дальнем Востоке, в газете «Красное знамя» (май, 1946) опубликовал статью, в которой призывал восстановить Восточный институт. К сожалению, А.В.Рудакову так и не суждено было стать свидетелем этого события. Он умер во Владивостоке 11 мая 1949 г. в возрасте 78 лет.
Полвека Аполлинарий Васильевич Рудаков прожил во Владивостоке, являясь ученым и наставником студентов-дальневосточников. Вместе со своими коллегами он строил здание отечественного китаеведения, традиции которого стремятся продолжать нынешние востоковеды.
(Автор приносит искреннюю благодарность дочери А.В.Рудакова Т. А. Каракаш за предоставленные материалы из семейного архива)
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Автобиография. Материалы семейного архива А.В.Рудакова. С. 1.
2 Отчет о состоянии и деятельности Восточного института за 1908 акад.
год// Изв. Вост. ин-та. Прил. 1. Владивосток, 1909. С. 19.
3 Николаев С. Выдающийся русский синолог-лингвист А.В.Рудаков // Красное знамя. 1945. 29 дек. С. 3.
4 Вяткин Р.В. Аполлинарий Васильевич Рудаков: К столетию со дня рождения // Народы Азии и Африки. 1971. №4. С. 217.
Sergei Yu. Vradi
CHINESE LANGUAGE PROFESSOR APOLLINARI RUDAKOV
Eminent scholar, sinologist, one of the founders of Vladivostok's Institute of Oriental Studies, Apollinari Rudakov (1871 — 1949) most of his life, 50 years, spent in Vladivostok. He arrived to the city in 1899, the year when Institute was established, and took an active part in creating of new practical direction of the world and Russian orientalistic. Professor Rudakov published about 20 monographs (dictionaries, note-books), a lot of scientific articles on Chinese literature, history, trade, pharmacy, etc. His major was Chinese language. In 1906—1917 he was appointed a Director of the Institute of Oriental Studies, he made an important contribution to establishing of this center of practical oriental studies in Vladivostok, as well as to the world sinology.