© Коллектив авторов, 2013 УДК 616.2:93:92 Черногоров
В. И. Бородулин1, О. Р. Паренькова2, К. А. Ташков2, А. В. Тополянский1
ПРОФЕССОР-КАРДИОЛОГ МОСКОВСКОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ЧЕРНОГОРОВ
1НИИ истории медицины РАМН; 2Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова Минздрава РФ; 127473, Москва, ул. Долгоруковская, 4, стр. 7, Россия
В статье представлена научная биография известного московского кардиолога И. А. Черногорова, ученика Д. Д. Плетнева и В. Ф. Зеленина.
Ключевые слова: история медицины, И. А. Черногоров
IVAN ALEKSEYEVITCH TCHERNOGOROV — THE PROFESSOR-CARDIOLOGIST OF THE MOSCOW
STOMATOLOGIC INSTITUTE
V.I. Borodulin1, O.R. Parenkova2, K.A. Pashkov2, A.V. Topolyanskiy1
'The research institute of history of medicine of the Russian academy of medical sciences, Moscow, Russia;
2The A.I. Yevdokimov Moscow medical stomatologic university of Minzdrav of Russia, 127473 Moscow
Dolgorukovskaya str., 4 block 7, Russia
The article presents the scientific biography of Ivan Alekseyevitch Tchernogorov, the prominent Moscow
cardiologist, the disciple of D.D. Pletnyev and V.F. Zelenin
Key words: history of medicine, Ivan Alekseyevitch Tchernogorov
Ученик Д.Д.Плетнева и В.Ф.Зеленина выдающийся советский кардиолог профессор Иван Алексеевич Черногоров родился в 1894 г в Петербурге в семье служащего. В 1911 г он поступает в Военно-медицинскую академию; через 2 года переходит на медицинский факультет Харьковского университета, оканчивает его в 1918 г В 1918—1922 гг служит врачом в Красной Армии, работает в госпиталях [1]. В 1923—1924 гг он экстерн в факультетской терапевтической клинике 1-го МГУ, руководимой Д. Д. Плетневым [2], затем (1925—1930) работает под руководством В. Ф. Зеленина научным сотрудником клинического отделения Медико-биологического института Главна-уки Наркомпроса; совместно с Л. И. Фогельсоном публикует в Медико-биологическом журнале статьи, посвященные разработке вопросов теоретической и клинической электрокардиографии [3, 4]. Именно здесь начинаются ключевые в его творчестве исследования, посвященные электрокардиографическому методу и клинико-экспериментальному изучению аритмий сердца. Предложенный им (совместно с Л. И. Фогельсоном) систолический показатель входит в клиническую практику (оценка функционального состояния сердечной мышцы по изменению длительности желудочкового комплекса ЭКГ).
В 1931—1933 гг И. А. Черногоров — ассистент терапевтической клиники 1-го ММИ (2-я клиническая больница), в 1933—1938 гг снова работает под руководством Д. Д. Плетнева в должности старшего научного сотрудника клинического отделения Научно-исследовательского института функциональной диагностики и терапии. В это время его статьи печатаются в журнале "Клиническая медицина" [5, 6], соредактором которого до 1937 г был Д. Д. Плетнев. Все это позволяет считать Д. Д. Плетнева и В. Ф. Зеленина учителями И. А. Черногорова. Воспоминания современников содержат ценное свидетельство доверительного отношения Д. Д. Плетнева к ученику: вместе с двумя другими молодыми сотрудниками института (В. Г. Поповым и Н. И. Сперанским) он пришел к учителю незадолго до его ареста в 1937 г; Д. Д. Плетнев сказал им, что ни в чем не виноват ни перед людьми, ни перед Родиной, но считает себя обреченным, ибо "слишком много знает" [7].
После ареста Д. Д. Плетнева и закрытия созданного им института И. А. Черногоров недолго работает в ВИЭМ. В 1941 г он защищает докторскую диссертацию на тему "Физиологическая природа блокады сердца". Еще до того его зачисляют
В. И. Бородулин — д-р мед. наук, проф. и науч. сотр.; О. Р. Паренькова — ст. преподаватель; К. А. Пашков — д-р мед. наук, проф., зав. каф.; А. В. Тополянский — канд. мед. наук, докторант (ау[email protected])
на должность заведующего кафедрой Курского медицинского института приказом № 119 от 02.09.39, а в 1941 г утверждают в этой должности приказом ВКВШ № 1909 от 27.05.39 [8]. Согласно выписке из протокола ВАК ВКВШ № 18 от 17.05.41, И. А. Черногорова утверждают в ученом звании профессора по кафедре внутренних болезней и в ученой степени доктора медицинских наук. 8 октября 1941 г он в числе 60 профессоров, преподавателей и студентов института эвакуируется в Алма-Ату; по воспоминаниям современников, он принимает активное участие в организации военных лечебно-профилактических учреждений, обучении врачей военно-полевой терапии, подготовке среднего медицинского персонала, ведет консультативную работу. После возвращения преподавателей в Курск в 1944 г имя И. А. Черногорова отсутствует во всех официальных документах, в том числе в списках восстановленных в должности заведующих кафедрами; при утверждении нового заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней И. А. Черногорова юридически освобождают от занимаемой должности (приказ № 182 от 14.11.44).
Вскоре после создания в Москве Института терапии АМН СССР (1944) по приглашению его организатора и первого директора В. Ф. Зеленина И. А. Черногоров приходит туда работать заместителем директора института по научной части; в этой должности он остается (1948—1949) и при новом директоре института А. Л. Мясникове. 1950-е годы в биографии И. А. Черногорова связаны с работой в Московском медицинском стоматологическом институте (ММСИ), где он заведует кафедрой внутренних болезней (1950—1959). При И. А. Черногорове и сменившем его профессоре Д. Ф. Преснякове (также ученике В. Ф. Зеленина) формируется научное "лицо" кафедры внутренних болезней того времени: кардиологическое направление исследований, разработка электрокардиографического метода диагностики. В 1959 г. после расширения института терапии АМН СССР (получившего новое здание) И. А. Черногоров возвращается туда и до ухода на пенсию в 1966 г. возглавляет отделение заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Литературное наследство И. А. Черногорова включает 70 печатных работ; среди пяти его монографий такие известные труды, как "Грудная жаба" (1954) и "Нарушения ритма сердца" (1962), написанные с позиций так называемого нервизма. Идея о преимущественном значении центральной нервной системы в регулировании совершающихся в организме физиологических процессов активно разрабатывалась И. П. Павловым и его последователями, в том числе Н. Е. Введенским и А. А. Ухтом -ским; после объединенной сессии АН и АМН СССР в 1950 г
абсолютизация этой идеи приняла характер вульгаризированного "павловского учения". Но еще задолго до этой печальной страницы истории биологии и медицины в СССР И. А. Черно-горов пытался внедрить в кардиологию разработанное на нервно-мышечных препаратах учение Введенского—Ухтомского о возбуждении и торможении и относительной лабильности живой ткани. Еще в своей докторской диссертации, опубликованной в виде монографии в 1946 г, он доказывал, что в основе блокады сердца лежат физиологические процессы, объясняемые учением Введенского—Ухтомского.
С этих же позиций в монографии "Грудная жаба" И. А. Чер-ногоров объяснил патогенез стенокардии; следует отметить, что среди сложных для понимания рассуждений о торможении и возбуждении встречается и поразительно точное (достойное ученика Д. Д. Плетнева) описание ишемии миокарда: "... следует признать, что в механизме развития синдрома грудной жабы участие венечных сосудов является обязательным. Возникновение относительной или абсолютной недостаточности кровоснабжения миокарда приводит к временной его ишемии. Ишемический участок миокарда характеризуется в первую очередь нарушением окислительно-восстановительных процессов. Кислородное голодание (гипоксия) приводит к нарушению обмена в миокарде, ... накоплению продуктов метаболизма и качественным нарушениям биохимических процессов в мышце". Описание клинической картины ангинозного приступа и возможных изменений электрокардиограммы в этот момент также остается вполне актуальным.
В предисловии к "Нарушениям ритма сердца" И. А. Черно-горов писал: "Мы отказались от трафаретного изложения в начале книги анатомии и физиологии сердца и в то же время сочли нужным, хотя бы вкратце, напомнить об основах физиологического учения Введенского—Ухтомского". Обязательным условием возникновения аритмии он считал наличие эктопического очага возбуждения (другие возможные механизмы, такие как "круг повторного входа" и триггерная активность, в то время еще не были известны). Подробно разбирая патогенез экстрасистолии, он указывал, что степень активности эктопического очага, согласно учению Введенского—Ухтомского, определяется функциональным состоянием ткани в момент
действия раздражителя. В то же время в духе В. Ф.Зеленина он привел достаточно стройную классификацию нарушений ритма сердца (синусовая аритмия, атриовентрикулярный, иди-овентрикулярный ритм, экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия, блокады сердца) и дал четкие электрокардиографические критерии их диагностики.
Иван Алексеевич Черногоров скончался 21 октября 1971 г. О прижизненном признании его научного авторитета свидетельствует тот факт, что он был членом президиума Всероссийского научного общества терапевтов, членом правления Всероссийского научного кардиологического общества, первым председателем Московского городского научного кардиологического общества [9]. Для новых поколений терапетов-кардиологов И. А. Черногоров остался автором широко известных книг, оригинальных научных идей; для всех, чья деятельность связана с МГМСУ, он принадлежит к славной когорте профессоров, чьи имена украшают историю Московского стоматологического института.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иван Алексеевич Черногоров (К 70-летию со дня рождения и 45-летию научной, врачебной и общественной деятельности) // Тер. арх. — 1964. — Т. 36, № 1. — С. 3—4.
2. Архив АМН СССР — РАМН.. — Ф. 2. — Оп. 2. — Ед. хр. 180 (Личное дело И. А. Черногорова). — Л., 249—258.
3. Анисимов В. Е. Профессор М. Н. Чебоксаров. — Казань, 1970.
4. Фогельсон Л. И., Черногоров И. А. Величина желудочкового комплекса QRST электрокардиограммы как показатель функционального состояния миокарда // Мед.-биол. журн. — 1927. — № 6. — С. 15—23.
5. Фогельсон Л. И., Черногоров И. А. Инотропная функция сердца и электрограмма // Мед.-биол. журн. — 1928. — № 6. — С. 15—23.
6. Черногоров И. А. Хронаксия и ее значение в сердечно-сосудистой патологии // Клин мед. — 1933. — № 11. — С. 21—22.
7. Миролюбов В. Г., Черногоров И. А. Опыт изучения электрокардиограммы в условиях разреженной атмосферы // Клин. мед. — 1934. — Т. 12. — № 8. — С. 1163—1169.
8. Запись беседы с В. Г. Поповым // Личный архив В. Д. Тополян-ского.
9. Ответ Курского государственного медицинского университета на запрос // Личный архив О. Р. Пареньковой.
Поступила 24.01.13
© Коллектив авторов, 2013 УДК 614.3/.4:93
Э. Н. Белецкая1, З. Г. Гужва2, Н. М. Онул1
САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ
ГУБЕРНИИ
1ГУ Днепропетровская медицинская академия Минздрава Украины, 49027, Днепропетровск, пл. Октябрьская, 4; 2Санитарно-эпидемиологическая станция Днепропетровска
На основе архивных и литературных источников проанализированы историко-медицинские особенности формирования санитарно-противоэпидемической организации Екатеринославской губернии. Выделены исторические этапы, раскрыты суть и основные принципы формирования профилактического направления земской медицины. Показано, что достижения санитарной организации Екатеринославского земства стали возможными благодаря усилиям прогрессивных земских санитарных врачей, которые создали целостную систему санитарно-эпидемиологической службы, одной из передовых в Украине.
Ключевые слова: Екатеринославская губерния, земская медицина, санитарно-эпидемиологическая служба
THE SANITARY PREVENTIVE DIRECTION OF ZEMSTVO MEDICINE OF YEKATERINOSLAV GUBERNIA
E.N. Beletskaya1, Z.G. Gujva2, N.M. Onul1
The article analyzes, for the reason of archive and literary sources, the historic medical characteristics offor-mation of sanitary antiepidemic organization of Yekaterinoslav gubernia. The historic stages are established and the essence and basic principles of formation of preventive direction rn Zemstvo medicine are revealed. It is demonstrated that the achievements of sanitary organization of Yekaterinoslav Zemstvo became possible due to the efforts of progressive Zemstvo sanutary physicians who developed a comprehensive system of sanitary epidemiologic service, the most advanced in Ukraine.
Key words: Yekaterinoslav gubernia, Zemstvo medicine, sanitary epidemiologic service