Научная статья на тему 'Профессор Ирина Андреевна Студенцова'

Профессор Ирина Андреевна Студенцова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ / ТАТАРСТАН / BIOGRAPHY / TATARSTAN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессор Ирина Андреевна Студенцова»

НЕКРОЛОГИ

УДК 615:092 Студенцова

ПРОФЕССОР ИРИНА АНДРЕЕВНА СТУДЕНЦОВА

17 декабря 2002 г. после тяжелой длительной болезни скончалась Ирина Андреевна Студенцова — известный фармаколог, доктор медицинских наук, профессор Казанского государственного университета, заслуженный деятель науки Республики Татарстан.

Ирина Андреевна Студенцова родилась 1 мая 1933 г. в Казани в семье известных ученых — преподавателей Казанского ветеринарного института — чл.-корр. ВАСХНИЛ проф. А.П. Студенцова, основоположника казанской школы ветеринарных акушеров, и доцента гистолога Т.Л.Сту-денцовой-Сапожниковой. Увлеченность родителей своим делом и интеллектуальная творческая атмосфера семьи оказали большое влияние на формирование личности и выбор жизненного пути дочери. Параллельно с общеобразовательной она успешно окончила музыкальную школу. Педагоги пророчили ей карьеру пианистки, но склад ума и естественнонаучная семейная "закваска" одержали верх. Окончив с медалью школу №15, Ирина Студенцова поступила в Казанский государственный медицинский институт и сразу проявила интерес к серьезным научным исследованиям. В первые студенческие годы она активно занималась в научном кружке при кафедре анатомии. Сравнительная серия изготовленных ею препаратов головного мозга ряда животных и сегодня хранится в музее кафедры, вызывая восхищение изяществом исполнения. К концу учебы определилось направление ее собственных научных интересов — изучение биологической активности новых фосфорорганических соединений. По окончании лечебно-профилактического факультета в 1958 г. она была распределена в распоряжение кафедры фармакологии КГМУ, где прошла путь от лаборанта до профессора.

В 1963 г. И.А.Студенцовой были начаты исследования антибластомных и токсических свойств фосфорорганических эпоксидов, итоги которых легли в основу ее кандидатской диссертации, за-

щищенной в 1966 г., а впоследствии и создания антибластомных препаратов цидифоса и глици-фона. В 60-е годы она начинает исследования не-антихолинэстеразных механизмов биологической активности фосфорорганических соединений, синтезированных в ИОФХ им. А.Е.Арбузова академиком Б.А.Арбузовым и его ближайшим учеником талантливым химиком А.О.Визелем. Именно на основании этих комплексных исследований родилась идея о целесообразности направленного синтеза фосфорорганических соединений, не обладающих антихолинэстеразным действием, что привело к получению ряда химических соединений — потенциальных лекарств, проявляющих разнообразные фармакологические эффекты.

Докторскую диссертацию на тему "Экспериментальное обоснование внедрения неантихолин-эстеразных фосфорорганических соединений в клиническую практику" Ирина Андреевна защитила в 1974 г. В этом труде, представляющем большой теоретический интерес и имеющем практическое значение, обобщены результаты ее исследований в новом направлении — в области разработки лекарственных средств на основе неан-тихолинэстеразных фосфорорганических соединений. Мнение, господствовавшее в мировой науке тех лет о высокой токсичности всех фосфорорга-нических соединений из-за их антихолинэстераз-ных свойств, было убедительно опровергнуто И.А.Студенцовой, ее соратниками и учениками (еще до защиты докторской диссертации Ирина Андреевна успела подготовить 7 кандидатов наук). Перспективность работ в этом направлении была подтверждена внедрением в медицинскую практику ряда оригинальных отечественных препаратов цидифоса, глицифона, димефосфона, мефо-прана — все они являются фосфорорганическими соединениями неантихолинэстеразного механизма действия. Арсенал внедренных препаратов мог бы стать более широким, если бы не ухудшение экономической ситуации в стране, что задержало дальнейшие разработки ряда новых потенциальных лекарств, и болезнь Ирины Андреевны, которая стала серьезным препятствием для ее дальнейшей научно-педагогической деятельности.

И.А.Студенцова была блестящим педагогом. Лекции она читала, часто спускаясь с трибуны к студентам и медленно обходя аудиторию. Сложный материал она умела передавать самым доступным образом, часто проводя параллели с понятными природными явлениями или жизненными ситуациями. Небольшие отвлечения юмористического характера умело использовались ею для снятия напряжения у студентов. Она любила студентов, молодых ученых, увлеченных наукой, и они всегда отвечали ей взаимностью. Ирину Андреевну отличали коммуникабельность, готовность всегда оказывать консультативную или иную помощь не только своим ученикам, но и диссертантам, приезжающим из других городов на защиту, клиницистам, работающим с препаратами, созданными на кафедре, или просто нуждающимся в советах. Она находила удовольствие в общении с людьми. И круг ее общения не ограничивался профессиональными темами. Она лю-

Казанский медицинский журнал, 2003 г., том 84, № 2,

била музыку и живопись, театр и поэзию и всегда стремилась вовлечь в круг своих интересов окружающую ее молодежь. Особенно она любила общаться с кружковцами. Научный кружок при кафедре фармакологии, руководимый И.А.Сту-денцовой, был настоящей школой подготовки молодых научно-педагогических кадров. На заседаниях кружка говорили не только о науке, но и о музыке, поэзии, искусстве, истории науки, жизни замечательных людей. Это было не только обучение, но и воспитание, приобщение к культуре в самых высоких ее проявлениях. Основой успеха была широкая эрудиция самой Ирины Андреевны. Она старалась подбирать учеников, не только способных к учебе, но и стремящихся к совершенствованию своего развития, достойных стать педагогами.

Годы, когда проф. И.А.Студенцова руководила СНО Казанского медицинского института (1979—1986), были ярким периодом в студенческой жизни тех лет. В этот период студентов принимали в аспирантуру и клиническую ординатуру только по рекомендации СНО. Ирине Андреевне потребовалось много сил, чтобы добиться этого. Она считала, что СНО является одной из наиболее эффективных форм работы со студентами, позволяющих привить будущему специалисту не только профессиональные навыки и зна-

ния, но и нравственные установки, столь необходимые в профессии врача. И работу по руководству СНО, повышению его роли в образовательно-воспитательном процессе вуза она считала одной из важнейших миссий своей жизни.

Проф. И.А.Студенцова оставила крупное научное наследие: опубликовала около 300 научных трудов, была автором десятков изобретений, подтвержденных авторскими свидетельствами и патентами, и ряда лекарственных препаратов, внедренных в медицинскую и ветеринарную практику. И.А.Студенцова подняла на новую высоту казанскую школу фармакологов: она подготовила 10 докторов и 30 кандидатов наук, многие из которых стали профессорами, заведующими кафедрами КГМУ и других медицинских учреждений.

Ее труд получил достойное признание общественности: она лауреат государственной премии Республики Татарстан (1994), заслуженный деятель науки РТ.

Светлая память об Ирине Андреевне Сту-денцовой — талантливом ученом, блестящем педагоге и общественном деятеле навсегда останется в сердцах ее учеников, коллег и друзей.

Проф. P.C. Гараев, проф. Д.М. Зубаиров (Казань)

УДК 616-072.7:092 Андреев

ПРОФЕССОР ВЯЧЕСЛАВ МАКСИМОВИЧ АНДРЕЕВ

27 декабря 2002 г. на 72-м году жизни скоропостижно скончался бывший главный специалист по функциональной диагностике Республики Татарстан, доктор медицинских наук, профессор кафедры функциональной диагностики Казанской государственной медицинской академии Вячеслав Максимович Андреев.

В.М. Андреев родился 10 августа 1931 г. в многодетной крестьянской семье в деревне Тошнер Марийской республики (ныне Марий Эл).

Ему, простому деревенскому парню, пришлось самостоятельно выбирать и прокладывать свой жизненный путь. Неодолимая тяга к знаниям, нелегкая деревенская жизнь, неуемное желание быть полезным людям приводят его первоначально в Иошкар-Олинскую фельдшерско-акушерскую школу, а через два года работы сельским фельдшером — в Ижевский мединститут, который он с отличием закончил в

1956 г.

В годы учебы на формирование врачебного мировоззрения старательного, способного студента оказал влияние интернист проф. А.Л. Гу-бергриц. Основательная институтская подготовка и полученный ранее опыт самостоятельной практической работы сельским фельдшером позволили молодому врачу после окончания института успешно заведовать терапевтическим отделением Параньгинской районной больницы Марийской республики. Врачебная работа убеждает В.М. Андреева в необходимости серьезного изучения кардиопульмональных патофизиологических связей, возникающих у больных с сердечной и легочной патологией. Пытливый ум и целеустремленность приводят его в 1964 г. в аспирантуру по терапии Казанского ГИДУВа. С этого времени вся профессиональная жизнь В.М. Андреева до последнего дня была связана с КГМА (ранее ГИДУВ). Здесь Вячеслав Максимович оттачивал свое врачебное и педагогическое мастерство, став тонким диагностом и блестящим преподавателем. Здесь он сформировался как ученый, и в частности как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.