Помним = Remember = Пам'ятаемо
Профессор Георгий Педаченко: долгожданная акварель. Факты, фотографии, труды в книге о подвижнике нейрохирургии
Виленский Ю.Г.
Professor Georgiy Pedachenko: the long-awaited painting. The facts, photos, works in the book about the eminent neurosurgeon
Yuriy Vilenskiy
Професор Георгш Педаченко: довгоочшувана акварель. Факти, фотографп, прац у книзi про подвижника нейрохiрурпT
Вленський Ю.Г.
Среди нейрохирургов Украины совершенно особое место — по таланту, скромности, но и по необыкновенным достижениям — занимает герой минувшей войны, рыцарь своей драматичной специальности, всегда в вызовах жизни, близкой к минному полю, профессор Георгий Афанасьевич Педаченко.
Врачебная общественность новых поколений знает о нем скорее мало, чем много: лишь мемориальная доска на одном из корпусов Института нейрохирургии им. акад. А.П. Ромоданова НАМН Украины напоминает о том, что Г. Педаченко, трудившийся здесь, принадлежит к трибунам и первопроходцам не только в Украинской, а и в бывшей союзной нейрохирургии. Большой труженик, хирург-новатор, блистательный педагог, Георгий Афанасьевич, помимо научного статуса, остался обойденным многими иными регалиями, оставаясь Человеком для больных, Виртуозом для коллег, Наставником для молодых врачей.
И вот пробел в пантеоне памяти, а Г.А. Педаченко прожил трудную, но славную и яркую жизнь (1923-2001), наконец, восполнен в печатном фолианте. Видный нейрохирург, член-корреспондент НАМН Украины, ученик и последователь Георгия Афанасьевича Николай Ефремович Полищук, возглавляющий кафедру, переданную ему демиургом специальности, и внук ученого,
доктор медицинских наук Юрий Евгеньевич Педаченко сформировали и подготовили к изданию в серии "Людина, лкар, науковець" книгу раздумий и воспоминаний "Учитель. Педаченко Георгш Панасович". Нова книга, 2015 р.
Работе предшествует цитата из Сенеки: "Память о великих людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие". Знаменательно, что память о замечательном враче и педагоге преданно хранит обширная когорта его учеников, их строки встают в едином синтезе, каким-то непридуманным трогательным сонетом в честь учителя. Свои портреты Г.А. Педаченко глазами воспитанников, в различные времена воссоздают нейрохирурги С. Алексеев (Черкассы), Э. Бабаев (Баку), В. Бобков (Черновцы), С. Бобрик (Луцк), А. Борунов (Кировоград), Л. Горох (Сумы), Этибарлы Сабир Абдул оглы (Главный нейрохирург Министерства здравоохранения Азербайджана), Н. Зорин (Днепропетровск), Ю. Илюк (Киевская обл.), Н. Костин (Херсон), Ю.Орлов (Институт нейрохирургии), Н. Полищук (НМАПО), В. Попов (декан хирургического факультета НМАПО), А. Потапов (Ивано-Франковск), В. Пятикоп (Харьков), В. Розуменко (Институт нейрохирургии), Ю. Сандурский (Львов), В. Сипитый (Харьков), А. Скляр, Т. Гайда (Ужгород), Е. Слынько (Институт нейрохирургии), В. Смоланка (ректор Ужгородского национального университета, Президент Украинской ассоциации нейрохирургов), А. Сон (Одесса), С. Тяглый (Запорожье), С. Усатов (Северодонецк), В. Цымбалюк (Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца), В. Шутка (Буковинский медицинский университет).
Впечатляет круг и региональное представительство авторов, которых составителям свода удалось вдохновить на в целом, небольшие по объему, но яркие индивидуальные очерки, рисующие черты любимого педагога, его уникальный стиль, его многогранный образ. Но вот что объединяет представителей страницы — все авторы, практически без исключения, воспитанники Георгия Афанасьевича, бережно хранят рукописные конспекты его лекций как чрезвычайно полезные профессиональные советы в калейдоскопе практических действий. Значит, это были воистину необыкновенные лекции.
Книгу символизирует и открывает глубоко впечатляющее фото Г. Педаченко, во взгляде его как бы пульсирует мудрость, сила, доброта и вместе с тем отчетливая душевная нежность. Но вот содержание издания: краткая биография; «Отец» (емкий очерк, подготовленный его сыном академиком нейрохирургом Евгением Георгиевичем Педаченко; «Помним, гордимся, наследуем» (воспоминания учеников); «Основное научно — практическое наследие профессора Г.
© Виленский Ю.Г., 2016
1810-3154 (Print). Укра/'нський нейрохiрургiчний журнал, 2016, №2
77
Педаченко». Чрезвычайно примечательна и фотохроника, семейная и кадровая, завершающая сборник.
Итак, штрихи предваряющего книгу жизнеописания ее героя. В 36 лет, пройдя беспримерный путь научных постижений в труднейших сферах нейрохирургии, Г. Педаченко возглавил фундаментальную профильную кафедру в составе Киевского института усовершенствования врачей союзного значения и вел эту обновляемую им школу в течение 33 лет. Выдающийся педагог и умудренный, одаренный интуицией и знаниями клиницист, нейрохирург высших возможностей, он, освоив важнейшие диагностические и манипуляционные вертикали, внес непреходящий вклад в продвижение медицины на труднейших пространствах нейрохирургии. Это противоборство с последствиями черепно-мозговой травмы в различных ее аспектах, внедрение спасительных технологий, и решающих лечебных и организационных мер при острых нарушениях кровообращения головного мозга. Государственные отличия, как было уже сказано, не баловали профессора, но его безгранично любили пациенты и ученики. Рядовой в кровопролитных сражениях Отечественной войны, солдат, вышедший из боев с тяжелыми ранениями, но все же, вопреки угрозам необратимой инвалидности, оставшийся на ногах, студент медик, почти до конца дней учебы носивший военную форму, поскольку не имел средств на гражданский костюм, он стал притягательной легендой Арутюновской кафедры Института нейрохирургии. Минуло пятнадцать лет нового головокружительного, оказавшегося драматичным столетия с момента, когда беззаветного труженика нейрохирургии, в силу беспримерных нагрузок, не стало. И вот инициаторы книги смогли вдохновить плеяду учеников Г. Педаченко на полотно воспоминаний, и таким образом его духовная, этическая и научная реанимация наконец состоялась. В дальнейших разделах книги ученый предстает замечательным человеком, но вместе с тем одним из демиургов, иначе говоря, первопроходцев и новых фундаторов своей дисциплины.
И вот перед нами динамично открывающая тексты талантливо и нежно написанная маленькая повесть «Отец», принадлежащая перу академика НАМН Украины Е. Педаченко, унаследовавшего многие черты славной семьи своих безупречных родителей. В предваряющих строках он пишет: «Стремительность современной жизни со множеством обязанностей и обязательств не может изменить основные свойства человека — его память. По прошествии времени особенно рельефно проявляются масштабы людей и их судеб, их деяний, достижений и заслуг». Таков луч светофора к интересному биографическому путешествию.
Итак, о семейных истоках, начиная с Афанасия Ивановича Педаченко, сына Подольщины, мальчика крестьянского происхождения, ставшего инженером. Перед войной А.И. Педаченко был начальником железнодорожной станции и инженером в г. Хмельник на Винничине. Его жена (бабушка Е. Педаченко) Софья Евфимиевна Лотоцкая, дочь священника, учительствовала в сельской школе. Их сын Георгий родился 17 июля 1923 года. Прогремела война. Перенеся первые ее испытания, Георгий Педаченко, после освобождения Хмельника, явился в военкомат и, не дожидаясь повестки, отправился на фронт. Воевал рядовым в гвардейской части, в грозных наступательных ситуациях. Был дважды ранен, второй раз тяжело, с угрозой ампутации ноги. «Большое впечатление на меня произвел рассказ отца о фронтовом хирурге, который спас молодого солдата, у которого началась газовая гангрена, введя ему стрептомицин, — пишет Е. Педаченко. Препарат тогда предназначался лишь для лиц высшего командного состава».
В декабре 1945 г. Г. Педаченко был демобилизован. Поступлению в Винницкий медицинский институт, несмотря на то, что учеба уже шла, способствовали видные педагоги вуза Ф.Н. Серков, будущий академик и ректор института хирург И.Я. Дейнека. На курсе занимались и недавние фронтовики и рядом — выпускники-десятиклассники. Среди них была и Марина Куликова, его будущая любимая единственная жена в течение пятидесяти лет, впоследствии известный отоневролог, кандидат медицинских наук, многолетний ученый секретарь Института нейрохирургии. Но вот, возможно, решающий поворот в судьбе. Георгий заканчивал институт с отличием и получил предложение продолжить работу на кафедре урологии, когда в Винницу приехал талантливый воспитанник школы Н.Н. Бурденко, недавний Главный хирург армии и фронтов Александр Иванович Арутюнов. Было вынесено правительственное решение о создании под его руководством самостоятельного Института нейрохирургии на базе нейрохирургической клиники Института психоневрологии, и директор нового учреждения прозорливо формировал его новые молодежные кадры. Винницкий медицинский институт по своему уровню принадлежал к форпостам высшего профессионального образования, им руководили педагоги высокого класса и А. Арутюнов избрал для подбора будущих коллег и этот центр науки вне столицы. Побеседовав с отличниками учебы Г. Педаченко и М. Куликовой-Педаченко, Ю. и Л. Зозулями, он предложил им вакансии в новом научно-исследовательском очаге медицины. Молодые врачи без колебаний дали согласие.
Г. Педаченко с первых же месяцев проявил себя в клиниках как умелый хирург. Учитель вскоре предложил ему сложную по технологии диссертационную тему "Ангиография в диагностике опухолей головного мозга". Метод, предложенный в мире лишь в конце 20-х годов прошлого столетия, был особенно необходим в этой сфере, только ангиография могла помочь точно распознать локализацию и характер опухоли. Однако трудности, помимо хирургического мастерства, заключались в выборе безвредного и достаточно информативного контрастного вещества для ангиографии.
Вначале был экспериментальный штурм. Именно Георгию Афанасьевичу удалось прозорливо оценить качества нового контрастного вещества — кардио-траста, синтезированного в это время киевскими химиками. Была подобрана концентрация, обеспечивавшая должные диагностические результаты исследования и нетоксичная. В горизонты нейрохирургии также вошла, и фактически впервые, фармакоангиография. В 1953 г., в свои двадцать девять, Г. Педаченко защитил новаторскую кандидатскую диссертацию. Метод стал достоянием Института, а затем и других клиник нейрохирургии.
Всегда устремленный к повышению роли нейрохирургии в социальном ее поле, А. Арутюнов предложил новое дерзновенное направление: переход к хирургическому лечению мозгового инсульта, в первую очередь, геморрагического. Инсульт такого вида был почти фатальным, смертность достигала 80%. Новый подход с применением ранних хирургических вмешательств А. Арутюнов поручил своему единомышленнику и во многом основному последователю Г. Педаченко. Только такое ургентное вмешательство позволяло после удаления излившейся крови устранить сдавление мозга, ишемию, смещение ствола мозга. В новом отделении, которое возглавил Георгий Афанасьевич, ему удалось снизить смертность при этой острой патологии в 2,5 раза! Успеху способствовала координация тактики с Киевской городской станцией скорой медицинской помощи, где были организованы специализированные инсультные бригады, налажен бесперебойный мост между этими бригадами и новой
клиникой. Союзником Института нейрохирургии тут стала главный врач передовой станции скорой помощи Герой Социалистического Труда Н.А. Ленгауэр. В 1965 г. Георгий Педаченко защитил докторскую диссертацию "Хирургическое лечение мозговых геморрагических инсультов". В развитии направления опубликованы его монографии "Мозговой геморрагический инсульт" (1971), "Кровоизлияния в мозжечок" (1975), "Острые нарушения мозгового кровообращения" (1980), "Сосудистая нейрохирургия" (1990).
В дальнейшем жизнь подсказывала Г. Педаченко новые векторы научных и исследовательских исканий.
Со временем стала особо актуальной проблема черепно-мозговой травмы, увеличение числа автомобильных аварий обусловило их тревожную частоту. Г. Педаченко поручено руководство клиникой острых нарушений кровообращения головного мозга и черепно-мозговой травмы. Сложный поток диагностических уточнений и тяжелых операций. На острие этой новой атаки вновь находится скромный рядовой былой войны. Примечательно, что в этой клинике состоялись будущие руководители ряда новых направлений в нейрохирургии — Ю. Орлов, Е. Педаченко, Н. Полищук, О. Цимейко, В. Щеглов.
И все-таки надо перейти к "часу пик" в научном восхождении Георгия Афанасьевича. Именно ему А.И. Арутюнов, возглавлявший кафедру нейрохирургии в КИУВ, в январе 1960 г. передал эту чрезвычайно важную миссию. Напомним: Г. Педаченко было 36 лет, 33 года он находился у штурвала кафедры. "Лекции профессора слушали не студенты, а дипломированные врачи, приезжавшие со всей страны, — пишет Е. Педаченко. Институт нейрохирургии являлся в те годы единственной базой кафедры, и именно на эту кафедру стремились попасть молодые врачи из всех регионов СССР. К этому следует добавить регулярные выезды кафедры в разные регионы Украины и Союза по поручению Минздрава СССР". Учил Георгий Педаченко не только своим опытом у операционного стола, но и неповторимыми лекциями. Фактически Г. Педаченко, как и И. Бабчин в Ленинграде, в педагогическом ключе наиболее плодотворно развивали нейрохирургию, отмечено в книге.
Но вот, возможно, самое главное в моральных императивах Георгия Афанасьевича. В 1993 г., в силу ситуации того времени, встала дилемма выбора его преемника на кафедре, поскольку Г. Педаченко исполнилось 70 лет. Встал вопрос о кандидатуре, причем, директор Института был непосредственно заинтересован в иной фигуре, и все же Георгий Педаченко, с немалым риском в преодолении авторитарных "пожеланий", настоял на своей концепции, и кафедру возглавил Николай Ефремович Полищук, оказавшийся воистину достойным его последователем, да и как бы вторым сыном.
Вспоминается рефрен: "знаете, каким он парнем был"... В таком ключе Г. Педаченко встает в ответах на сигналы ургентности, нравственным гигантом. Однажды, пишет С. Бобрик, в клинике в Луцке, где он трудился, возникла крайне трудная диагностическая ситуация с молодым пациентом. После звонка в Киев Георгий Афанасьевич, преодолев поездом 400 км, утром был в отделении. На самом деле, речь шла... об алкогольном делирии, который сразу же разглядел профессор. Между прочим, к лицам, у которых черепно-мозговая травма возникла в состоянии алкогольного опьянения, относился, прежде всего, с врачебных позиций, ряд его трудов посвящен организации и принципам нейрохирургической помощи в таких ситуациях. Он был Человеком и покровителем для таких пострадавших.
И вот еще черты его личности: "Георгий Афанасьевич, — пишет Л.Б. Лихтерман, друг украинских коллег из НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко РАМН, был человеком необычайной физической силы. При строительстве нового корпуса, поскольку в возведении здания участвовали практически все сотрудники, однажды он довольно легко перенес к зоне монтажа несколько монолитных бетонных блоков. Стоит тут продолжить: Г. Педаченко был сильным и смелым человеком. «Именно он однажды буквально спас А.И. Арутюнова, разбросав напавших на него нескольких маргиналов», — отмечает в своих строках В. Цымбалюк.
Листаю раздел о публикациях Г.А. Педаченко, воспитавшего 3 докторов и 37 кандидатов наук, автора 37 монографий и учебных пособий, 537 научных работ. Ряд монографий написан в соавторстве с А.П. Ромодановым, а также Ю.А. Зозулей, И.П. Пастушиным, Н.Е. Полищуком. Среди пособий харизматично выделяются последовательные работы "Курс избранных лекций по нейрохирургии". Этот цикл кратких работ автор начал издавать с труднейшего для страны 1992 г., он включал 14 последовательных изданий (26 лекций), завершившихся в 1997 г. изданием "Курс избранных лекций. Осложнения и последствия черепно-мозговой травмы. Некоторые вопросы вра-чебно -трудовой и судебно -медицинской экспертизы при закрытой черепно-мозговой травме". Эти лекции, сохраняющие и сегодня абсолютную актуальность, представляя своеобразную энциклопедию нейрохирургии. Перу Г. Педаченко принадлежат статьи и в Большой медицинской энциклопедии.
Несколько слов о представленных фотографиях. На одной, с внешностью сильной натуры, изображен Афанасий Педаченко, инженер линейной станции Хмельник. В тексте, приложенном к фото, указано: Родители Г. Педаченко признаны "Праведниками мира" за спасение еврейских семей в г. Хмельник. Афанасий Иванович погиб в 1944 г. Мама Георгия Афанасьевича София Ефимовна (Евфимиевна) на одном из фото совсем молодая, с доброжелательной улыбкой и нежным взглядом, на другом — уже в возрасте, в окружении учеников, мальчиков и девочек. После освобождения Хмельника была арестована по доносу как работавшая во время оккупации. На судебный процесс явилась группа евреев вместе с раввином, которых спасла от фашистов семья Педаченко, и София Евфимиевна продолжала учить детей.
Еще фото: А. Арутюнов при последнем визите в Киев, во время консультации Г. Педаченко докладывает о больном, его взгляд вдумчив и сосредоточен...
И, очевидно, самый замечательный снимок: Марина Васильевна и Георгий Афанасьевич вдвоем, спустя годы после свадьбы.
Подвижническая деятельность профессора Георгия Афанасьевича Педаченко в становлении и развитии украинской нейрохирургии достойно оценена государством уже после его смерти. По решению Кабинета Министров Украины и Киевской городской госадминистрации в 2005 г. на здании Института нейрохирургии установлена мемориальная доска профессору Г.А. Педаченко — «выдающемуся нейрохирургу, одному из основателей отечественной нейрохирургии», а его захоронение соответствующим решением правительства внесено в перечень объектов культурного наследия Украины.
Этой книгой, тиражом в 300 экземпляров, как бы начинается возвращение профессора Г.А. Педаченко к нам, чтобы знали, чтобы помнили.