Научная статья на тему 'ПРОФЕССОР ЕФИМ ФЕДОТОВИЧ ЛИСКУН (1873–1958): ОРГАНИЗАТОР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСПЕШНЫЙ УЧЕНЫЙ. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ'

ПРОФЕССОР ЕФИМ ФЕДОТОВИЧ ЛИСКУН (1873–1958): ОРГАНИЗАТОР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСПЕШНЫЙ УЧЕНЫЙ. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Красникова Юлия Николаевна, Нарыкова Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССОР ЕФИМ ФЕДОТОВИЧ ЛИСКУН (1873–1958): ОРГАНИЗАТОР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСПЕШНЫЙ УЧЕНЫЙ. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

Из истории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Saint-Petersburg State Agrarian University history pages

Научная статья УДК 636(092)

doi: 10.24412/2078-1318-2023-5-9-15

ПРОФЕССОР ЕФИМ ФЕДОТОВИЧ ЛИСКУН (1873-1958): ОРГАНИЗАТОР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСПЕШНЫЙ УЧЕНЫЙ.

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Ю.Н. Красникова1 И, Н.М. Нарыкова1

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург, Россия;

И [email protected]

PROFESSOR EFIM FEDOTOVICH LISKUN (1873-1958): ORGANIZER OF AGRICULTURAL EDUCATION AND SUCCESSFUL SCIENTIST.

TO THE 150th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH

Yu. N. Krasnikova1^, N.M. Narykova1

^aint-Petersburg Agrarian University, Saint Petersburg, Russia И [email protected]

О Ефиме Федотовиче Лискуне писать сегодня и просто, и сложно. Академик! Начинал свою деятельность в империи, а при советской власти получил все научные регалии. Эта часть его жизни связана с Московской сельскохозяйственной академией имени К.А. Тимирязева. Именно это учебное заведение получило в дар от ученого его уникальную коллекцию, что стало основой знаменитого музея животноводства, сейчас носящего его имя. О московском периоде жизни Ефима Федотовича написано немало работ [1, 2, 3].

Но в его жизни был не менее значимый петербургский период (1906-1923 гг.), когда закладывалась основа его восхождения в науке и преподавании. Этот период его карьеры чаще упоминается лишь вскользь. Он тесно связан с ранней историей Стебутовских курсов и Ленинградского сельскохозяйственного института (ныне Санкт-Петербургского государственного аграрного университета). Лискун стоял у истоков этих профессиональных образовательных учреждений как руководитель, учёный, преподаватель. Его личная история сегодня - пример упорного профессионального труда, глубокой мотивации. Наше исследование закроет эту историческую лакуну.

Ефим Федотович Лискун родился 27 октября 1873 г. в семье малоземельного крестьянина в Бессарабской губернии (ныне - Черниговская обл.). Начальное образование получил в сельской школе, затем поступил в Хотинское уездное училище для подготовки мастеров сапожного дела и окончил его в 1888 г. Потом - успешное завершение обучения в Херсонском земледельческом училище, где и проявился интерес Е.Ф. Лискуна к изучению животноводства. По окончании он остался там в должности заведующего фермой.

В 1896 г. Лискун поступил в Московский сельскохозяйственный институт. Нелегко было простому пареньку без необходимой сословной принадлежности пройти по конкурсу, но он смог. Здесь начиналась его научная деятельность: он выполнил большую

научно-исследовательскую работу на тему «Краниологический метод в практическом применении к определению пород крупного рогатого скота» (1899).

Окончив институт в 1900 г., Лискун отправился в Германию и Австрию совершенствовать знания по краниологии. Постепенно он начал собирать коллекцию черепов сельскохозяйственных животных, научная ценность которой состояла в том, что они были получены из различных природных зон Европы и Азии и наглядно иллюстрировали изменчивость черепов под влиянием климатических, географических, хозяйственно-экономических условий.

После возвращения из заграничной командировки Ефим Федотович работал заведующим экономо-оценочным отделом Бессарабского земства, управляющим Томской низшей сельскохозяйственной школой. В Мариинском земледельческом училище Саратовской губернии (а позднее - в Казанском) преподавал почвоведение, математику, географию, ботанику, земледелие. Параллельно вел работу в области животноводства.

В 1906 г. по рекомендации Ивана Александровича Стебута - выдающегося агронома и организатора сельскохозяйственного образования в России - Ефим Федотович Лискун был избран на должность профессора Высших женских сельскохозяйственных курсов имени И.А. Стебута в Петербурге. Курсисткам помимо дисциплин, связанных с земледелием, читались зоотехния, анатомия и физиология животных, зоогигиена [4; с. 14-15].

В 1906 г. по рекомендации И.А. Стебута в 33 года (!) стал директором уникального учебного заведения - Высших женских сельскохозяйственных курсов. В течение всех лет существования курсов (1904-1917 гг.) их слушательницами стали более 4 тыс. человек [5].

При активном участии директора Лискуна в составлении нового Положения о курсах 11 мая 1907 г. каждому окончившему курсы Департаментом Земледелия «были дарованы права и звание агронома» [6; с. 5-14, 26-35]. В 1908 г. было впервые применено положение об особой испытательной комиссии для сдачи выпускных экзаменов, разработанное в 1907 г. Таким образом, де-факто курсы были превращены в высшее учебное заведение. Это было первое в Российской империи и Европе высшее специальное сельскохозяйственное учебное заведение для женщин.

Вскоре профессор Лискун стал членом Ученого комитета Министерства земледелия (с 1905 г. - Главного Управления землеустройства и земледелия) - совещательного учреждения Министерства, образованного для обсуждения и разработки научных и технических вопросов сельского хозяйства, рассмотрения научных сочинений, учебных курсов и пособий по сельскому хозяйству, организации конкурсов и т. п. [7; с. 1018-1019].

В 1906 г. при Ученом комитете Главного управления земледелия и землеустройства Е.Ф. Лискун организовал первое в России научно-исследовательское учреждение в области животноводства с собственной лабораторией - Бюро по зоотехнии.

Вскоре он стал членом Ученого комитета Министерства земледелия (до 1918 г.)., которое впоследствии его усилиями было преобразовано в Государственный институт опытной агрономии, а на базе руководимого им отдела зоотехнии в 1929 г. был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства (ВИЖ).

Ефим Федотович руководил Стебутовскими курсами до 1917 г. Нельзя сказать, что это была легкая задача. Будучи директором, он боролся с текучестью кадров. Низкая заработная плата профессора (5 рублей за лекцию) вынуждала преподавателей увольняться [6; с. 32-33]. Радея за качество учебного процесса, в 1913 г. Лискун обращается в Департамент земледелия с заявлением о кризисе в управлении курсами, одной из причин которого являлось несоответствие состояния Княжедворской фермы - основной базы летних практик - учебным требованиям.

Конечно, на жизни курсов сказалась и бурлящая политическая обстановка в Российской империи, ведь это время первой российской революции: лихорадка студенческих забастовок, политические демонстрации и подпольная революционная деятельность. 11 июля 1907 г. вышел запрет политической деятельности в стенах сельскохозяйственных учебных заведений, а в 1908 г. 37 слушательниц из 98 примкнули к всеобщей политической забастовке. За это курсистки были отчислены и прекратили участие в академической жизни курсов.

В 1908 и 1911 гг. курсы закрывались на неделю, но после проверок занятия возобновлялись снова.

Можно предположить, что Лискун, делая научную и управленческую карьеру в период своего директорства проявлял самые лучшие качества - умение объединять поколения преподавателей, уважать труд коллег.

Во время руководства Курсами Ефим Федотович опубликовал ряд научных работ и заложил в СПбГАУ основы научной школы по кормлению сельскохозяйственных животных. Его исследования по рационализации кормления молочного скола были начаты еще в 1911 г.: «Наставления по животноводству»; «Краткие сведения о животноводстве некоторых русских хозяйств: по данным, полученным от хозяев»; «Крестьянская лошадь Северной России»; «Хозяйственное значение скармливания домашним животным сильных кормов» [8-11] - вот неполный список опубликованных работ Лискуна за этот период..

Особая часть биографии профессора Лискуна на Стебутовских курсах - организация совместной научной работы со слушательницами. Под его руководством они писали свои первые научные работы, которые были тесно связаны с научным поиском самого профессора. Так, на наш взгляд, проявлялась его профессорская деятельность - как истинное наставничество.

Лискун не оставил воспоминаний о своей работе на Стебутовских курсах, но сохранились его отчёты директора и заведующего кафедрой. Приведем несколько отрывков из отчёта Лискуна по кафедре общей и частной зоотехнии за 1914-1915 учебный год [12; с. 2728]: «Летом в имении Княжий Двор слушательницы (3 и 4 курс) провели следующие опыты:

1. Влияние на рост и качество шерсти у овец белкового, углеродистого, жирного, минерального и обеззоленного корма.

2. Определение продуктивности искусственных пастбищ.

3. Влияние рациона на молочную продуктивность при различном чередовании и комбинации кормовых смесей в условиях практического хозяйства.

4. Влияние упитанности животного на деятельность молочной железы.

5. Сравнение влияния на молочную продуктивность зелёной и высушенной травы при стойловом содержании.

6. Влияние некоторых солей (?, Ca, Mg) на белковый обмен».

Кроме того, слушательницы дежурили по скотоводству, а также разрабатывали специальные темы и представляли их на собрании курса.

Назовём некоторые темы:

«1. Характеристика отдельных животных фермы имения Княжий Двор по их молочной продуктивности.

2. Характеристика помещений для скота в имении.

3. Экстерьерное исследование крестьянского скота.

4. Экстерьерное исследование фермерского стада.

5. Сколько животных могло бы прокормить наше имение.

6. Стоимость 1 пуда навоза в нашем имении.

7. Кормление и содержание наших лошадей.

8. Описание стада имения по породам, полу, возрасту и состоянию животных».

Ефим Федотович Лескун был прекрасным лектором. В одном из своих выступлений,

посвященном вопросам воспитания студентов, признаками хорошей лекции он назвал «ясное изложение, выразительность речи и дикции для того, чтобы слушатель - где бы он ни сидел и как бы он, может быть, ни был рассеян, - поддавался гипнотической силе, исходящей от лектора. А этого можно достичь, если лектор сам переживает то, о чем говорит». Он сам полностью этому соответствовал.

За большие заслуги в области сельского хозяйства в 1912 г. решением Ученого совета Московского сельскохозяйственного института Е.Ф. Лискун был награжден Большой золотой медалью им. И.А. Стебута.

Он возглавлял и Совет курсов - коллективный орган управления, в который входили его коллеги, в том числе старшие, уже с высоким статусом в российской сельскохозяйственной науке. Например, один из основоположников российской сельскохозяйственной метеорологии и климатологии Петр Иванович Броунов, выдающийся фитопатолог и миколог Артур Артурович Ячевский, или Николай Иванович Прохоров - ботаник, почвовед, геолог, ученик великого Глинки.

Именно в Петербурге-Петрограде Ефим Федотович пережил трудные, драматические времена нашей истории: первую российскую революцию 1905-1907 гг. Первую мировую войну, две революции 1917 года, в том числе падение монархии и установление республики; существенную смену идеологических парадигм, которое пережило наше общество в эпоху перемен. Несмотря ни на что, ученый продолжал заниматься любимым делом и не оставил свои изыскания.

После реорганизации трех сельскохозяйственных вузов советская власть стала создавать новую систему высшего образования. В единый Петроградский сельскохозяйственный институт вошло 3 факультета: земледелия (растениеводства) (декан -профессор Н.И. Прохоров; на факультете было 1834 студента), зоотехнии (животноводства) (декан - профессор Е.Ф. Лискун; 475 студентов) и факультет сельскохозяйственной экономики (декан - профессор Е.А. Энгель; только 151 студент). Профессорско-преподавательский состав ЛСХИ включал в себя кадры из трёх бывших сельскохозяйственных институтов. О первых годах работы в уже объединённом институте ректор Константин Дмитриевич Глинка в докладной записке отметил: «Наследство от этих институтов богатым не назовёшь.

От Каменноостровского института получены два более или менее оборудованных учебных здания, где оказалось возможным оборудовать химическую, почвоведческую лаборатории и ряд кабинетов. От Стебутовского института унаследовали плохо приспособленное к учебным целям здание с расстроенными коммуникациями и без хозяйственных пристроек. Петроградский агрономический институт передал полуразрушенное здание бывшего училища правоведения, ряд опытных учреждений в Детском Селе и Павловске, полную бесхозяйственность во всем имуществе, 50 миллиардов долга, расточительные штаты и пышные канцелярии в Петрограде и Детском селе. Пришлось много работать для приведения всего в элементарный порядок».

В 1922 г. уже в ЛСХИ Лискун возглавил факультет зоотехнии. В совет факультета вошли выдающийся русский агроном профессор П.В. Будрин и будущий преемник Е.Ф. Лискуна, профессор Михаил Иудович Дьяков, который продолжил в ЛСХИ развивать его научную школу [13; с. 264, 280].

Однако Ефим Федотович мало проработал в Ленинградском сельскохозяйственном институте. В 1923 г., после смерти своего учителя, профессора Московского сельскохозяйственного института Михаила Ивановича Придорогина, Лискун был избран заведующим кафедрой частной зоотехнии (крупного животноводства) Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, а с 1936 по 1958 гг. возглавлял там кафедру крупного рогатого скота.

Так, мы видим, что в биографии Е.Ф. Лискуна выделяются фактически ДВА периода его успешной научной и профессорской (преподавательской) деятельности: петербургский-петроградский и московский.

Наш Университет сегодня гордится тем, что выдающийся учёный, наставник и организатор, работая в Петербурге-Петрограде, внес во многом определяющий вклад в становление нашего вуза.

Академик Е.Ф. Лискун основал новые научные направления в животноводстве -зоотехническую краниологию, учение об интерьере животных; он был организатором Всесоюзного научно-исследовательского института животноводства (ВИЖ) и первым его директором (1929-1936), при нем открылись сеть опытных станций, зональных и республиканских научно-исследовательских институтов по животноводству. Опубликовал более 600 работ, в том числе 26 книг и учебников.

Указом президента В. В. Путина 2023 г. объявлен в России годом учителя и наставника. Есть ученые, которые могли увлекать своими идеями целые поколения, оставляя после себя богатое наследие. Как мы увидели, Ефим Федотович был не только крупным исследователем, но и прекрасным лектором; умел выстраивать и сохранять доброжелательные отношения с окружающими. Вся научная, практическая и общественная деятельность Лискуна была направлена на улучшение отечественного животноводства. Его хорошо знали работники производства, называли «всесоюзным зоотехником». Особенно тесную связь ученый поддерживал с передовиками животноводства, которые часто приезжали к нему за советом.

За 52 года педагогической деятельности Ефим Федотович Лискун воспитал несколько тысяч зоотехников, подготовил более 100 кандидатов и докторов наук, создал научно-педагогическую школу по скотоводству.

Список источников литературы

1. Боронецкая, О.И., Шилова, А.В., Барбосова, М.Е. Вклад академика Е.Ф. Лискуна

в зоотехническую науку и животноводство // Доклады ТСХА. - 2009. - С. 343-346.

2. Боронецкая, О.И., Шилова, А.В., Барбосова, М.Е. К 135-летию со дня рождения академика Е.Ф. Лискуна // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. -

2008. - № 4. - С. 154-159.

3. Боронецкая, О.И., Патрикеева, Л.В., Никифоров, А.И. К 145-летию со дня рождения академика Ефима Федотовича Лискуна (1873-1958) // Доклады ТСХА. - 2009. -С. 47-50.

4. Пестрикова, К.К. Вечерние агрономические курсы (начала XX века) в Санкт-Петербурге // Интеллектуальный потенциал молодых ученых как драйвер развития АПК: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и обучающихся. - 2023. - С. 13-16.

5. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. - Ф. 450. -Оп. 1. - Д. 1-4086. Личные дела слушательниц.

6. Отчёт Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию в Санкт-Петербурге. - СПб., 1908. - 69 с.

7. Нарыкова, Н.М. Учёный комитет Министерства государственных имуществ // Экономическая история России с древнейших времён до 1917 г. Т. 2. - М.: РОССПЭН.

2009. - С. 1018-1019.

8. Наставления по животноводству / Сост. Е. Ф. Лискун. - СПб.: Сельский вестник, 1908. - 126 с.

9. Краткие сведения о животноводстве некоторых русских хозяйств: по данным, полученным от хозяев. - СПб.: Изд. Бюро по зоотехнии Ученого комитета Главного управления землеустройства и земледелия, 1910. - 712 с.

10. Крестьянская лошадь Северной России / Сост. Е. Ф. Лискун. - СПб.: Петербургское собрание сельских хозяев, 1913. - 32 с.

11. Хозяйственное значение скармливания домашним животным сильных кормов / Е. Лискун; ГУЗЗ. Департамент земледелия. - Петроград: 1914 (презентация). - 28 с.

12. Известия Стебутовских высших женских сельскохозяйственных курсов. Т. 1. - Вып. 1-2. - СПб., 1915.

13. Записки Ленинградского сельскохозяйственного института. Т. 1. - СПб., 1924.

References

1. Boroneckaya, O.I., SHilova, A.V., Barbosova M.E. (2009), 'Vklad akademika E.F. Liskuna v zootekhnicheskuyu nauku i zhivotnovodstvo', Doklady TSKHA, рр. 343-346. (in Russ.)

2. Boroneckaya, O.I., SHilova, A.V., Barbosova, M.E. (2008), 'K 135-letiyu so dnya rozhdeniya akademika E.F. Liskuna', Izvestiya Timiryazevskoj sel'skohozyajstvennoj akademii, no. 4, рр.154-159. (in Russ.)

3. Boroneckaya, O.I., Patrikeeva, L.V., Nikiforov, A.I. (2009), 'K 145-letiyu so dnya rozhdeniya akademika Efima Fedotovicha Liskuna (1873-1958)', Doklady TSKHA, рр. 47-50. (in Russ.)

4. Pestrikova, K.K. (2023), 'Vechernie agronomicheskie kursy (nachalo XX veka) v Sankt-Peterburge', Intellektual'nyjpotencial molodyh uchenyh kak drajver razvitiya APK. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh i obuchayushchihsya, рр. 13-16.

5. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Sankt-Peterburga, f. 450, op. 1, d.1-4086. Lichnye dela slushatel'nic.

6. Otchyot Obshchestva sodejstviya zhenskomu sel'skohozyajstvennomu obrazovaniyu v Sankt-Peterburge (1908), Sankt-Peterburg, 69 р.

7. Narykova, N.M. (2009), 'Uchyonyj komitet Ministerstva gosudarstvennyh imushchestv, Ekonomicheskaya', Istoriya Rossii s drevnejshih vremyon do 1917 g, vol. 2, Moskva, рр. 1018-1019. 15

8. Nastavleniya po zhivotnovodstvu. Sost. E.F. Liskun (1908), Sankt-Peterburg, 126 р.

9. Kratkie svedeniya o zhivotnovodstve nekotoryh russkih hozyajstv: po dannym, poluchennym ot hozyaev (1910), Sankt-Peterburg, 712 р.

10. Krest'yanskaya loshad' Severnoj Rossii. Sost. E.F. Liskun (1913), Sankt-Peterburg, 32 р.

11. Hozyajstvennoe znachenie skarmlivaniya domashnim zhivotnym sil'nyh kormov (1904), Petrograd, 28 р.

12. Izvestiya Stebutovskih vysshih zhenskih sel'skohozyajstvennyh kursov, (1915), t.1, vol. 1-2.

13. Zapiski Leningradskogo sel'skohozyajstvennogo instituta (1924), t. 1, Sankt-Peterburg.

Сведения об авторах

Красникова Юлия Николаевна, доктор исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», Пушкин, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0002-1883-1553; SPIN-код: 5686-1468; [email protected].

Нарыкова Нина Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», Пушкин, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0003-1839-5285; SPIN-код: 9758-2276; [email protected].

Information about the authors

Yulia N. Krasnikova, Doc. Sci. (History), Associate Professor of the Department of Philosophy, Social Sciences and Humanities, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Saint-Petersburg State Agrarian University, Pushkin, Saint Petersburg, Russia, ORCID: 0000-00021883-1553; SPIN-код: 5686-1468; [email protected].

Nina M. Narykova, Doc. Sci. (History), Professor of the Department of Public and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Saint-Petersburg State Agrarian University, Pushkin, Saint Petersburg, Russia, ORCID: 0000-0003-18395285; SPIN-код: 9758-2276; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.