Научная статья на тему 'Профессия киберспортивного комментатора как социальное явление'

Профессия киберспортивного комментатора как социальное явление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2308
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРСПОРТ / ESPORTS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИБЕРСПОРТИВНОГО КОММЕНТАТОРА / ESPORTS COMMENTATOR ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЁЖИ / SOCIAL ATTITUDES OF YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суходимцева Анна Петровна, Суходимцев Петр Александрович

Ведутся споры относительно положительного или отрицательного влияния киберспорта на молодое поколение. Авторы статьи рассматривают профессию киберспортивного комментатора в аспекте развития социально значимых установок молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессия киберспортивного комментатора как социальное явление»

SOCIOLOGICAL SCIENCES

Profession eSports commentator as a social phenomenon Sukhodimceva A.1, Sukhodimcev P.2 (Russian Federation) Профессия киберспортивного комментатора как социальное явление Суходимцева А. П.1, Суходимцев П. А.2 (Российская Федерация)

'Суходимцева Анна Петровна / Sukhodimceva Anna — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр социально-гуманитарного образования, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии развития образования

Российской академии образования;

2Суходимцев Петр Александрович /Sukhodimcev Petr — студент, Институт психологии, социологии и социальных отношений Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: ведутся споры относительно положительного или отрицательного влияния киберспорта на молодое поколение. Авторы статьи рассматривают профессию киберспортивного комментатора в аспекте развития социально значимых установок молодёжи.

Abstract: there is much debate about the positive or negative influence of eSports on the younger generation. The authors consider a profession eSports commentator in terms of the development of socially significant attitudes of young people.

Ключевые слова: киберспорт, деятельность киберспортивного комментатора, профессиональное образование, социально значимые установки молодёжи.

Keywords: eSports, eSports commentator activities, professional education, social attitudes of young people.

В условиях современного информационного общества компьютерные игры стали средством развития нового вида спорта - киберспорта. Киберспорт - понятие, включающее в себя все виды игрового виртуального соревнования [4]. Киберспорт называют еще eSports. Игровые соревнования проходят с использованием компьютерных технологий, которые позволяют моделировать виртуальное пространство, внутри которого происходит состязание. «Виртуальное пространство» - синоним слова «киберпространство». Термин «кибер» обозначает кибернетическую машину, компьютер.

Относительно положительного или отрицательного влияния киберспорта на молодое поколение сегодня ведутся споры. Одни считают, что «компьютерный игрок быстрее и эффективнее реагирует на изменение текущей ситуации, обладает способностью прогнозирования и предвидения дальнейшего хода развития событий, активнее включается в общественные процессы, успешнее осваивает достижения науки, техники и культуры» [5]. Другие ученые справедливо озабочены негативными последствиями влияния компьютерных технологий на социальное поведение школьников и молодежи [3].

В отечественной науке отдельные аспекты данной тематики уже стали предметом исследования современных ученых. Так, игровая деятельность, в том числе киберспорт, в информационном обществе изучались С. В. Бурухиным [1]. Он замечает, что если в начале компьютерные игры были полем сражения игрока с компьютерным соперником, то с развитием информационного общества появились сетевые игры и сообщество игроков из разных городов и стран. Они могут теперь общаться друг с другом уже в поле виртуального соревнования, в компьютерном сетевом поле (Интернет). Исследуя явление киберигры, В. В. Гудимов утверждает, что «вскоре киберигры станут фактором, который будет формировать социальную действительность и гражданскую мораль» [2]. Не последнюю роль (как положительную, так и отрицательную) в этом процессе принадлежит киберспортивному комментатору.

Знакомство с работами отечественных ученых показывает, что профессия киберспортивных комментаторов как социального явления, их влияние на молодежь пока не нашли всестороннего отражения в науке и находятся лишь на стадии научного осмысления. Так, в электронной библиотеке диссертаций, где собрано более 750 тысяч научно-исследовательских работ, по запросу «киберспорт» были выданы только четыре результата относительно проблемы нашего исследования.

Между тем, аудитория киберспортивных состязаний насчитывает несколько миллионов человек. Так, по утверждению Информационного агентства SPORTCOM, в 2013 году аудитория киберспорта во всем мире составляла более 70 млн. человек, а по данным сайта Gemb-Cini, в 2014 году - уже около 205 миллионов человек - игроков и зрителей, в основном молодежи до 30 лет. В России киберспорт признан официальным видом спорта в июне 2016 года. В высшем образовании начали готовить

специалистов в области киберспорта. В качестве примера можно привести Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, где студенты в рамках направления «Физическая культура» (квалификация - «бакалавр») изучают теорию и методику киберспорта. Студенты не только изучают историю киберспорта, организацию и правила проведения соревнований по компьютерному спорту, но и особенность тактики в избранной дисциплине компьютерного спорта, медико-биологические основы компьютерного спорта, психологические особенности киберспортсменов в избранной дисциплине компьютерного спорта и многое другое.

Учитывая глубокое и масштабное проникновение киберспорта в молодежную среду и недостаточное осмысление в научной литературе социальной значимости профессиональной деятельности киберспортивных комментаторов и их роли в развитии значимых ценностных установок молодёжи, есть необходимость дальнейшего исследования этого вопроса.

Каждая спортивная дисциплина киберспорта имеет свою молодежную нишу. Особая группа из аудитории игрового поля «Counter-Strike: Global Offensive» - болельщики. Во-первых, это сами игроки на любительском уровне. Но они мечтают стать профессионалами. Для них пространство игры -обучающий «полигон». Они смотрят турниры, наблюдают за действиями игроков, сюжетом с целью улучшения своих навыков игры. Много тренируются, подражая лучшим игрокам, ищут свою технику игры. Во-вторых, это просто болельщики. Им нравится сам процесс игры. Для них «Counter-Strike: Global Offensive» - развлечение, отдых, иногда профессия. Они смотрят игры на стадионе, в баре, кафе. Часто и игроки, и болельщики, комментаторы собираются после матча и продолжают общение. Появляется территориальное сообщество игроков и в виртуальном пространстве это сообщество расширяется. Игровая компьютерная среда имеет свои особенности относительно коммуникаций в Интернете, способствует созданию новых форм общения (напрямую - между киберспортсменами и косвенно - между болельщиками и игроками через киберспортивного комментатора).

Для киберспортивного комментатора игры «Counter-Strike: Global Offensive» деятельность лежит в плоскости профессионального труда - профессиональный комментатор спортивной игры. Его деятельность может носить также непрофессиональный характер на этапе освоения этой профессии (пробы комментирования киберспортивных состязаний).

Киберспортивный комментатор может влиять по-разному на молодежную аудиторию, погружая в виртуальную реальность - атмосферу игры: транслировать социально значимые ценности, нести культуру виртуальной коммуникации, нормы поведения человека виртуального и реального мира, влиять на выбор/смены молодежи сферы их профессиональной деятельности, или вызвать агрессию и т.п. Если он имеет успех среди членов молодежного сообщества и демонстрирует положительный образ спортивного поведения в виртуальной реальности, транслирует гуманистические ценности уже в непосредственном общении после игры, то может влиять на ценности, регулирующие взаимоотношения членов сообщества в целом и на важные жизненные установки каждого в отдельности. При этом важную роль играют такие характеристики киберспортивного комментатора, как его статус, надежность и квалификация. Высокий статус, квалификация во многом влияют на аудиторию и определяют степень доверия к информации. Тем самым, чем профессиональнее комментатор, тем больше он сможет влиять на ценностные установки болельщиков.

Коммуникативным средством связи между игроками, болельщиками, зрителями и даже профессиональными киберспортивными командами является стрим - нововведение, которое дает возможность ведения различных онлайн-трансляций. Слово «стрим» происходит от анг. stream, что означает «поток». Стримерство является одним из видов деятельности киберспортивного комментатора, способом связи игровых сообществ (и отдельных единомышленников).

В отличие от телевизионных комментаторов киберспортивный комментатор имеет больше возможностей воздействовать на молодежь, увлекающуюся киберспортом. Используя чат, он может общаться с болельщиками, получать их сообщения прямо во время трансляции игры, отвечать на них в эфире. Может привлекать внимание молодежной аудитории огромного игрового виртуального пространства на отдельные события игры, расставляя по своему усмотрению акценты посредством стрима: управляя видеопотоком, накладывая изображение с веб-камеры на прохождение игры и давая собственные комментарии к игре. Во время трансляции киберсостязания он может своим поведением нести те или иные нормы культуры, т.к. посредством веб-камеры может появляться на экране и его могут наблюдать зрители.

Профессия киберспортивного комментатора довольно молодая, но быстро развивающаяся. Серьезный комментатор, который стремится стать профессионалом, иметь авторитет в сообществе геймеров, болельщиков, должен много работать над собой, иметь хорошую дикцию, говорить внятно, эмоционально, иметь богатый словарный запас и хорошую память. Он должен быть позитивным и страстно любить киберспорт, чтобы эту любовь передавать зрителям.

Литература

1. Бурухин С. В., Бурухина Л. В. Спортивные болельщики как социокультурное явление информационного общества / Вестник ТвГУ. Серия «Философия», 2014. Выпуск 2. С. 160-164.

2. Гудимов В. В. Психология киберигр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/psihologiya-kiberigr/ (дата обращения: 12.04.2016).

3. Романова Е. С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования // Системная психология и социология, 2011. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://systempsychology.ru/journal/2011_3/58-romanova-es-novye-formy-prakticheskoy-realizacii-osvoennogo-integrativnogo-soderzhaniya-obrazovaniya.html/ (дата обращения: 12.04.2015).

4. [Электронный ресурс]: Сайт Брянского отделения Федерации Компьютерного Спорта (ФКС). Режим доступа: http://lightning-dub.ru/threads/Киберспорт-настоящее-будущее.831/ (дата обращения: 12.04.2016).

5. Тимофеева Л. П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта. Автореф. дис. ...канд. философ. наук. Тамбов, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kompyuternye-igry-kak-faktor-priobreteniya-simvolicheskogo-opyta/ (дата обращения: 12.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.