Научная статья на тему 'Профессиональный успех в представлениях студентов разных направлений подготовки: психологический и социально-психологический аспекты'

Профессиональный успех в представлениях студентов разных направлений подготовки: психологический и социально-психологический аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
451
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / УСПЕХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ / ОБРАЗЫ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котовский Владислав Владимирович, Краснощеченко Ирина Петровна

Представления о профессиональном успехе студенческой молодёжи, обучающейся по направлениям подготовки «информатика» и «психология». Общие и особенные характеристики этих представлений, имеющие психологическое и социально-психологическое содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котовский Владислав Владимирович, Краснощеченко Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF STUDENTS STUDYING AT DIFFERENT COLLEGE MAJORS ABOUT PROFESSIONAL SUCCESS: PSYCHOLOGICAL AND SOCIOPSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM

The objective of the article is to investigate the professional success representations of students, who are studying at the two different specialties («Informatics» and «Psychology»). Another objective is to identify the general and particular characteristics of these representations in the psychological and socio-psychological content.

Текст научной работы на тему «Профессиональный успех в представлениях студентов разных направлений подготовки: психологический и социально-психологический аспекты»

УДК 159.9.07

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ

Котовский Владислав Владимирович, аспирант Высшей школы психологии (Института), ул. Ярославская, д. 13, корп.1, г. Москва, Россия, 129366; e-mail: man@megapolislab.ru

Краснощеченко Ирина Петровна, доктор психологических наук, доцент, декан факультета психологии, профессор кафедры социальной и организационной психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, ул. Ст. Разина, д. 26, г. Калуга, 248023; e-mail: krasnoshe4enko@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Представления о профессиональном успехе студенческой молодёжи, обучающейся по направлениям подготовки «информатика» и «психология». Общие и особенные характеристики этих представлений, имеющие психологическое и социально-психологическое содержание.

Ключевые слова: профессия, успех, профессиональный успех, образы, представления, профессионализм, профессиональный статус, карьера.

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования в нашем обществе отражаются на социальных представлениях людей, но особенно ярко это проявляется у молодёжи и её наиболее активной и интеллектуально развитой группы — студенчества. Эти представления отражают существующие противоречия, доминирующие ценности и отношения, влияют на формирование мотивационно-потребностной сферы личности. Роль социальных представлений велика, потому что они обладают большой регуляторной силой, направляя деятельность, поведение и отношения (Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Рубинштейн С.Л. и др.). Именно их регулирующая роль обусловила интерес к проблеме со стороны науки. Появилось немало интересных исследований по данной проблеме, в основном социологических, среди которых особенно следует выделить исследования представлений молодёжи о жизненном успехе (Галюк А.Д. [5], Орлова В.В. [16], Шилова Л.С. [20]). Активно исследуются ценности современной молодёжи (Карпушина Л.В., Капцов А.В. [11], Кузьмина Н.Г., Лосун К.В.[16], Макарова Н.Г.[17]). Жизненный успех часто ассоциируется с успешной карьерой, поэтому отметим работы, посвящённые представлениям о карьере (Богданов Е.Н. и др. [2], За-зыкин В.Г. [8], Толочек [20]). При этом психологических исследований о представлениях студенческой молодёжи в связи с жизненным успехом существенно меньше.

Жизненный успех тесно связан с успехом профессиональным, так как большую часть своей жизни люди занимаются именно профессиональной деятельностью. Поэтому исследование представлений о профессиональном успехе имеет высокую значимость.

Представления студенческой молодёжи о профессиональном успехе совсем недавно стали объектом психологических и социально-психологических исследований. Они проводились в русле психологического подхода, связывающего профессиональный успех с жизненными притязаниями личности и мотивацией достижения. Исследовались представления о профессиональном успехе на разных курсах обучения [12]. Между тем не были изучены связи между представлениями о профессиональном успехе у студенче-

ской молодёжи и такими значимыми психологическими детерминантами, как направленность личности и формирующийся в процессе обучения профессиональный тип личности, хотя пилотажные исследования по этой проблеме проводились [13].

Изучение связи между характеристиками профессиональной направленности и представлениями студенческой молодёжи о профессиональном успехе целесообразно осуществлять, когда объектами являются студенты, обучающиеся на разных направлениях подготовки. Всё это послужило основанием для проведения эмпирического исследования.

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Основным методом исследования было анкетирование, кроме того, проводились собеседования и групповые дискуссии. Для анкетирования была разработана и апробирована специальная анкета. В анкетировании приняли участие 73 студента: 34 первокурсника и 39 человек четвёртого курса Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, обучающихся по специальностям «информатика» и «психология».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В проведённых исследованиях главным было определить представления студентов о профессиональном успехе в зависимости от личностных особенностей, связанных с профессиональной направленностью личности. Выбор стратификации по данному основанию (естественно--научная и гуманитарная специализация) обусловлен рядом причин. Известно, что обучение конкретной специальности (направлению подготовки) связано с профессиональной направленностью личности и формирует так называемый профессиональный тип личности (Борисова Е.М. [4], Зеер Э.Ф. [9; 10], Платонов К.К. [19]). Профессиональный тип личности отличается не только особенностями профессионального восприятия и мышления, он проявляется в отношениях, установках, даже особенностях психических функций (в нашем случае образной сферы). Эти проявления отчётливо выражены ещё и потому, что специальности «психология» и «информатика» не относятся к специальностям так называемого вынужденного выбора, то есть их выбирают в соответствии со способностями, направленностью личности, интересами и даже призванием, то есть с особенными внутренними условиями. Всё это обусловливает психологические отличия студентов, обучающихся по данным специальностям, в том числе связанные с особенностями их образной сферы (в нашем случае образами представления о будущем, связанным с возможным профессиональным успехом). Отличия в способностях, направленности и интересах, характерные для обучающихся на разных специальностях и направлениях подготовки, отчётливо проявляются на протяжении всего времени обучения. Они ещё более углубляются по мере формирования профессионального типа личности [9, 10, 13].

Сказанное позволяет предположить, что у студентов, обучающихся по направлениям подготовки «информатика» и «психология», должны быть значимые отличия в проявлениях образной сферы, особенно в репродуцировании образов будущего, в том числе и образов профессионального успеха.

Результаты проведённого эмпирического исследования позволили сделать необходимые обобщения и описать общие и особенные психологические и социально-психологические характеристики представлений студенческой молодёжи о профессиональном успехе.

Психологические особенности образных представлений студентов весьма характерны для их возраста — эти студенты любят мечтать (около 72-78% положительных ответов)1.

1 Здесь и далее: первое числовое значение относится к ответам студентов, обучающихся информатике, второе — к ответам психологов.

Причём это свойственно практически всем девушкам-респондентам. В то же время студенты гуманитарного профиля мечтают чаще, чем естественно-научного. Не мечтающих студентов не было.

Подавляющее большинство респондентов отметили, что многие мечты связаны с их представлениями о будущем (82% и 84%). Здесь сразу же проявилось значимое различие — студенты-психологи активнее мечтают о будущем, чем студенты-«информатики». Не мечтающих о будущем студентов также не было зафиксировано. Это может быть объяснено как отмеченными особенностями направленности личности и профессиональным типом, ведь психологи работают в более неопределённой профессиональной среде, так и тем, что у психологов к тому же будущее менее определённое, чем у «информатиков». В последние годы в стране спрос на психологов только формируется, большинство работодателей имеют довольно расплывчатые представления о профессиональных возможностях психологов, поэтому рынок труда для них в целом менее благоприятный, чем для «информатиков» [7]. И в данных группах девушки-респонденты о будущем думают примерно в два раза чаще, чем юноши.

Больше половины респондентов своё будущее представляют на относительно близкую перспективу — на один год (61% и 61%), существенно меньше на пять лет (28% и 34%). Психологи представляют дальше. Отдалённое будущее представляют лишь единицы из респондентов. Такой результат также, видимо, связан с тем, что в условиях современного рынка труда остро встаёт проблема хорошего трудоустройства. Всех студентов это, безусловно, уже заботит, отсюда и доминирование образов будущего «на ближнюю перспективу».

В целом образы будущего у респондентов довольно конкретные и осознаваемые. Девушки представляют будущее более ясно и чётко, чем юноши. Однако здесь отчётливо проявились значимые различия — образы будущего у студентов-психологов, несмотря на меньшую определённость их профессиональной перспективы, более чёткие, ясные и осознаваемые, чем у студентов-информатиков (26% и 11%). Вероятно, здесь решающую роль сыграли именно индивидуальные особенности воображения и мышления у психологов как представителей профессиональной группы, то есть индивидуальные особенности, послужившие основой для их профессиональной ориентации и профессионального выбора в силу «соответствия психотипа». Как мы отмечали, ясность и чёткость образов будущего способствуют более активному включению психологических механизмов антиципации и внутреннего планирования.

Доминирующая направленность образных представлений студенческой молодёжи проявляется в следующих образах будущего:

— семейного положения — 72% и 77% (девушки об этом думают больше);

— материального положения — 52% и 73%;

— характера профессиональной деятельности — 62% и 45%;

— профессиональных успехов — 52% и 45%;

— профессионального и социального статуса — 31% и 34%2.

Таким образом, и у этой студенческой группы респондентов преобладают ценности, соответствующие обыденному сознанию (семья, достаток). Иными словами, у студентов разных курсов и направлений подготовки отмечена регулирующая роль обыденного или обыденно-практического сознания. Вероятно, это связано с особенностями их жизнедеятельности, доминирующими в обществе ценностями и отношениями. По мнению П.Н. Шихирева, ведущая роль обыденно-практического сознания вообще характерна для многих людей, так как оно непосредственно связано с жизнедеятельностью [23]. Высказывается предположение, что это является проявлением индивидуальной защиты личности от окружения, которое воспринимается как недружелюбное (Герасимов В.М., Карпенко А.С.[21]). Доминирование таких образов будущего у разных возрастных и про-

2 Ввиду того, что в анкете отмечались два-три из предложенных вариантов, общая сумма более 100%.

фессиональных групп студентов, судя по имеющимся результатам, можно рассматривать как проявление эмпирической закономерности.

В то же время при сходной доминирующей направленности отмечены существенные отличия. Так, представления о будущей деятельности и материальном положении активнее проявляются у психологов (разница 17% и 21%). Эти отличия больше, чем отличия у студентов начальных и старших курсов обучения, что, вероятно, также связано с отмеченным ранее «профессиональным психотипом».

Образы будущей профессиональной деятельности и профессионального успеха также имели отличия. Студенты-психологи образы будущей профессиональной деятельности представляют существенно более чётко, чем студенты-«информатики» (значимые отличия 20% и 28%). Это подтверждает полученные ранее результаты. В то же время у данной группы респондентов не отмечена «мажорная тональность» образов будущей профессиональной деятельности, как это было выявлено в пилотажных исследованиях у студентов-юристов.

Связь образных представлений с будущей профессиональной деятельностью обнаруживается в преобладании следующих важнейших признаков, отражённых в представлениях респондентов (представим в порядке уменьшения значимости):

— самореализация в профессии (72% и 50%, что существенно больше, чем у юристов);

— профессионализм в своём деле (38% и 52%; и в этом случае существенно меньше, чем у юристов);

— хорошая профессиональная или должностная карьера (38% и 50%);

— высокий профессиональный и социальный статус (34% и 41%);

— обладание возможностями для дальнейшего профессионального роста (34% и 29%).

Важно подчеркнуть, что для данных групп респондентов образ большого материального вознаграждения за свою профессиональную деятельность не является доминирующим по степени значимости (21% и 36%), главное — самореализация и профессионализм, возможности развития. При этом респонденты отмечали устойчивую связь между профессионализмом, авторитетом, статусом и материальным достатком. Это весьма зрелые суждения, которые формируют правильные жизненные и профессиональные установки.

В выборах и предпочтениях отмечены и значимые различия. В частности, студенты-психологи существенно большее значение придают следующему:

— самореализации в профессии (22%);

— достижению профессионализма (15%);

— вознаграждению за работу (14%).

И это свидетельствует о большей социальной и профессиональной зрелости суждений психологов.

В образных признаках профессионального успеха явно преобладают профессионализм и материально-статусные характеристики — как у юношей, так и у девушек. Кроме того, важна увлечённость профессией, высокий престиж, статус и авторитет, признание в профессиональном сообществе, успешная карьера. В этом случае отчётливо проявляются и социальные факторы успеха, это, прежде всего, уверенность в завтрашнем дне, стабильность хорошего положения, ясные позитивные жизненные и профессиональные перспективы.

Образы профессионального неуспеха респонденты-студенты связывают, прежде всего, с низкой квалификацией, низким заработком, низким статусом и непрофессионализмом, отсутствием перспектив роста, отсутствием интереса к профессии. Отмечается недостаток признания, отсутствие стремления к самореализации в профессии, плохие отношения с коллегами по работе, отсутствие целей и смыслов личностно-профессионального развития и профессиональных достижений.

Персонифицированными образцами профессионального успеха являются так называемые медийно-раскрученные личности, то есть хорошо известные благодаря СМИ. Это политики, государственные деятели, крупные бизнесмены, спортсмены, артисты и пр. Опять же не были названы учёные, деятели культуры, религиозные деятели, которые добились профессионального успеха. Практически не отмечены и представители их профессионального сообщества — единично упоминались психологи или специалисты в области информатики.

Психологические факторы, оказавшие влияние на формирование представлений о профессиональном успехе, как у студентов-психологов, так и у «информатиков», обладают сходством по значимости и по выраженности. Заметим, что представления о будущей профессиональной деятельности и её успешности формировались главным образом самостоятельно (69% и 61%). И в этих группах они в меньшей степени связаны с семейными ценностями (17% и 20%), существующими профессиональными стандартами и эталонами (7% и 9%) и имеющимися примерами, достойными подражания (7% и 9%). Это свидетельствует об осознанности профессионального выбора.

Регулирующая роль представлений об успехе в будущей профессиональной деятельности проявляется в следующем. Они оказывают влияние, прежде всего, на формирование профессиональных интересов (41% и 43%), способствуют самореализации (38% и 43%), направляют поведение и отношения (31% и 18%), делают восприятие и мышление профессиональным (14% и 36%). Заметим, что отличия проявились в большинстве позиций. Студенты-психологи большее значение придают формированию профессионального восприятия и мышления (22%), регулирующей роли образов в поведении и отношениях (13%). Вероятно, это связано с тем, что данные психологические феномены хорошо известны профессиональным психологам («им об этом преподают», как сказал один из студентов, обучающийся информатике).

В этом случае значительная часть респондентов не отметила значимого влияния этих представлений на их учёбу («побуждают лучше учиться»). Как мы отмечали, большее осознание всё же придёт к концу обучения, особенно в процессе практики и поиска места работы. Однако есть и другая сторона проблемы — отмеченный акмеологами низкий общественный запрос на профессионализм (Богданов Е.Н. [2; 3], Деркач А.А. [6; 8], За-зыкин В.Г. [6], Кузьмина Н.В. [15] и др.).

Главные психологические детерминанты профессиональной успешности в представлениях студенческой молодёжи, обучающейся по направлениям подготовки «информатика» и «психология», были также сходными. Респонденты — психологи и «информатики» отмечали, что профессиональная успешность зависит от объективных и субъективных факторов или детерминант, которые отличаются разнообразием. Наиболее значимыми, общими для всех респондентов были следующие:

— умение использовать свой личностный потенциал (58% и 70%);

— целенаправленное личностно-профессиональное развитие (45% и 70%);

— увлечённость своей будущей работой (45% и 70%);

— гибкость, умение «попасть в струю» (41% и 50%);

— удача (35% и 36%).

Роль удачи и родственных связей в достижении будущего профессионального успеха не рассматривалась респондентами как значимая.

В то же время отчётливо проявились и значимые различия. Студенты-психологи больше значение придают увлечённости своей профессией (27%), целенаправленной индивидуальной работе по саморазвитию (25%), умению использовать свой личностный потенциал (28%), реальному запросу общества на профессионализм (12%).

ВЫВОДЫ

1. В данном эмпирическом исследовании подтверждено положение о том, что в образных признаках профессионального успеха студенческой молодёжи, как у юношей, так

и девушек, преобладают профессионализм и материально-статусные характеристики (высокий престиж, статус и авторитет, признание в профессиональном сообществе, успешная карьера). Также отчётливо проявляются социальные факторы успеха — уверенность в завтрашнем дне, стабильность хорошего положения, ясные позитивные жизненные и профессиональные перспективы.

2. Как и в предыдущих эмпирических исследованиях по данной проблеме, проявилось понимание важности сочетания субъективных и объективных факторов в достижении профессионального успеха, что свидетельствует о реалистическом взгляде молодых людей на профессиональный успех. Однако предпочтение отдавалось факторам, которые свидетельствуют о проявлениях субъектности и самостоятельности.

3. Полученные результаты показывают, что образная сфера как таковая и профессиональная образная сфера у студентов-психологов развиты выше, чем у студентов, обучающихся информатизации, сильнее её регулирующая функция. Образная сфера, как известно, может целенаправленно формироваться в процессе обучения, это может положительно сказаться на качестве подготовки специалистов в вузах.

4. В ходе исследования установлено, что в процессе профессионального обучения студенческой молодёжи усиливается роль прагматических компонентов в преставлениях о профессиональном успехе.

5. Полученные результаты могут быть использованы для повышения качества формирования профессионального типа личности у студентов, что сделает их более конкурентоспособными на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Блинникова И.В., Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология»// Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 201-213.

[2]. Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 84-99.

[3]. Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Шишкина Е.А. К вопросу о динамике ценностных ориента-ций молодёжи в системе высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 73-79.

[4]. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. ... канд.психол.наук. — М., 1995.

[5. Галюк А.Д. Особенности представлений о жизненном успехе в современной России: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2004.

[6]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. От подготовки специалистов к подготовке профессионалов // Профессиональное образование. 2013. № 11. С. 10-12.

[7]. Деркач А.А., Соловьёва Н.В., Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: Учеб. пособ. — М.: РАГС, 2007.

[8]. Зазыкин В.Г. Акмеологическая среда как условие формирования социального капитала // Вестник МГАДА. 2012. № 2 (15). С. 19-23.

[9]. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, 2008.

[10]. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2009.

[11]. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодёжи. — Самара: Самарский научный центр РАН, 2009.

[12]. Котовский В.В. Социально-психологические особенности представлений студенческой молодёжи о профессиональном успехе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 91-96.

[13]. Котовский В.В., Краснощеченко И.П. Представления студенческой молодёжи о профессиональном успехе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2014. № 6. С. 116-125.

[14]. Краснощеченко И.П. Профессиональная субъектность будущих психологов: реализация модели подготовки, ориентированной на региональный запрос// Вестник Костромского государственного университета. — Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. — 160 с.

[15]. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с.

[16]. Кузьмина Н.Г., Лосун К.В. Ценности современной молодёжи // Культура. Духовность. Общество. 2012. № 1. С. 309-312.

[17]. Макарова Н.Г. Ценности современной молодёжи: психологический аспект // Система ценностей современного общества. 2013. № 27. С. 148-151.

[18]. Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодёжи в Сибирском регионе // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 95-99.

[19]. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.

[20]. Толочек В.А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные факторы профессиональной успешности // Социология и управление персоналом. 2008. № 2. С. 155-161.

[21]. Успех руководителя и символическая активность // Предприниматель и успех / Под ред. К.С. Пирогова. — СПб.: СПбГУ, 2006. С. 63-78.

[22]. Шилова Л.С. Образ успеха и жизненные стратегии молодёжи // Вестник Омского университета. 2008. № 1/2. С. 24-36.

[23]. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М., 2000.

IDEAS OF STUDENTS STUDYING AT DIFFERENT COLLEGE MAJORS ABOUT PROFESSIONAL SUCCESS: PSYCHOLOGICAL AND SOCIOPSYCHOLOGICAL ASPECTS

OF THE PROBLEM

Vladislav V. Kotovsky, Graduate student of VSHP (Higher school of Psychology Institute); 13, Yaroslavskaya st., Moscow, Russia, 129366; e-mail: e-mail: man@megapolislab.ru

Irina P. Krasnoshchechenko, Doctor of Psychology, Associate Professor, Dean of the Psychological Faculty, Professor of Social and Organizational Psychology's Department of the Kaluga State University named after. K.E. Tsiolkovsky; 23, St. Razina st., Kaluga, Russia,248023; e-mail: krasnoshe4enko@yandex.ru

ABSTRACT

The objective of the article is to investigate the professional success representations of students, who are studying at the two different specialties («Informatics» and «Psychology»). Another objective is to identify the general and particular characteristics of these representations in the psychological and socio-psychological content.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1]. Blinnikova I.V., Savchenko T.N., Sochivko D.V. Nauchno-prakticheskiy seminar «Prikladnaya juridicheskaya psichologiya» // Prikladnaya juridicheskaya psichologiya. 2011. № 1. S. 201-213.

[2]. Bogdanov E.N., Ivanov G.P., Mityukhina L.N. Postroenie modeli budushchego spetsialista // Prikladnaya juridicheskaya psichologiya. 2012. № 4. S. 84-99.

[3]. Bogdanov E.N., Ivanov G.P., Shishkina Е.А. К voprosu о dinamike tsennostnykh orientatsij molodyozhi v sisteme vysshego obrazovanija // Prikladnaya juridicheskaya psichologija. 2011. № 1. S. 73-79.

[4]. BorisovaЕ.М. Professional'noe obrazovanije: lichnostnyj aspekt: Aftoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. — М., 1995.

[5]. GalukА.D. Оsоbеnnоsti predstavlenij о zhiznennom uspekhe v sovremennoy Rossii: Aftoref. ... kand. sociol. nauk. — Ekaterimburg, 2004.

[6]. Derkach А.А., Zazykin V.G. Ot podgotovki spetsialistov k podgotovke professionalov // Professional'noe obrazovanije. 2013. № 11. S.10-12.

[7]. Derkach А.А., Solov'eva N.V., Anisimov O.C. Pedagogicheskaja akmeologija: Uchebn. po-sob. — М.: RAGS, 2007.

[8]. Zazykin V.G. Akmeologicheskaya sreda kak uslovie formirovaniya как sotsial'nogo kapitala // Vestnik MGADA. 2012. № 2 (15). S.19-23.

[9]. ZeerE.F. Psikhologia professiy. — М.: Akademicheskij prospekt, 2008.

[10]. Zeer E.F. Psikhologia professional'nogo razvitiya. — М.: Akademia. 2009.

[11]. Karpushina L.V., Kaptsov А.К Psikhologia tsennostey rossiyskoj molodezhi. — Samara: Sa-marskij nauchnyi centr PAN, 2009.

[12]. Kotovsky V.V. Socialno-psichologicheskie osobennosty predstavlenij studencheskoj molodezhi о professional'nom uspekhe // Prikladnaya juridicheskaya psichologiya. 2014. № 2. S.91-96.

[13]. Kotovsky V.V., Krasnoshchechenko I.P. Predstavlenij a studencheskoy molodezhi о professional'nom uspekhe // Vestnik Chel'abinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta // 2014. № 6. S.116-125.

[14]. Krasnoshchechenko I.P. Professional'naja sub'ektnost budushchikh psikhologov: realizatsija modeli podgotovki orientirovannoj na regional'nyj zapros. — Kaluga: KGU, 2012.

[15]. Kuzmina N.V. Akmeologicheskaja teoriya povyshenija kachestva podgotovki spetsialistov obrazovania. — М.: Issledovatelsky centr problem podgotovki spetsialistov, 2001. — 144 s.

[16]. Kuzmina N.G., Loskun KV Tsennosti sovremennoi molodezhi // Kul'tura. Dukhovnost'. Ob-shchestvo. 2012.№ 1. S. 309-312.

[17]. Makarova N.G. Tsennosti sovremennoi molodezhi: psikhologichesky aspect // Sistema tsen-nostej sovremennogo obshchestva. 2013. № 27. S.148-151.

[18]. Orlova V.V. Tsennostnye prioritety molodezhi v Sibirskom regione. Sociologicheskie issledovania. 2009. № 6. S.95-99.

[19]. PlatonovК.К. Struktura I razvitije lichnosti. — М.: Nauka, 1986.

[20]. Tolochek КА. Intersub'ektnye, intrasub'ectnye i vnesub'ektnye factory professionalnoj us-peshnosti // Sociologia i upravleniye personalom. 2008. № 2. S.155-161.

[21]. Uspekh rokovoditel'a i simvolicheskaja aktivnost'.// Predprinimatel' i uspekh./ Pod red. K.S. Pirogova. — SPb.: SPBGU, 2006. S. 63-78.

[22]. Shilova L.S. Obraz uspekha i zhiznennye strategii molodezhi // Vestnik Omskogo universiteta. 2008. № 1/2. S. 24-36.

[23]. ShikhirevP.N. Sovremennaja sotsial'naja psikhologiya. — М.: Nauka, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.