Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе как ресурс культурной легитимации профессии'

Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе как ресурс культурной легитимации профессии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
1264
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе как ресурс культурной легитимации профессии»

Анастасия Сельчёнок

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК РЕСУРС КУЛЬТУРНОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ ПРОФЕССИИ

Социальная работа в современной России проходит очередной этап интенсивной профессионализации. Одним из механизмов государственного регулирования этого процесса является разработка и внедрение профессионального стандарта специалиста по социальной работе. Стандартизация профессий социальной сферы обосновывается в официальном дискурсе необходимостью повышения результативности профессионалов, развития конкурентоспособности экономики, повышения востребованности и эффективности профессионального образования (см. Романов, Ярская-Смирнова 2013: 43). В настоящее время работники социальной сферы в России подлежат сертификации в соответствии с внедренными профессиональными стандартами, в которых представлена система компетенций, включающих как чисто инструментальные, технические, так и проектные, аналитические знания и умения.

Особенности социокультурной профессионализации социальной работы в России по сравнению с западными странами состоят в том, что процессы институциализации профессиональной подготовки и структур занятости шли параллельно, при этом сохранялся разрыв между образованием и практикой. Именно в этих условиях, с одной стороны, формировались ресурсы, а с другой - препятствия для профессионализации социальной работы.

Понятие профессионализации нами трактуется в рамках неовебериан-ского подхода как проект повышения статуса конкретного рода занятий (Larson 1977), причем проект этот планируется и реализуется не только представителями специализированной деятельности. Успех в этом продвижении профессионалы получают во многом благодаря той символической работе, которая нужна для оправдания легитимности их притязаний на высокий статус и соответствующие ему привилегии (Abbott 1993). Большую роль в завоевании полномочий, монополии на экспертизу в той или иной сфере деятельности, в повышении престижа играют бизнес-элиты, а во многих европейских странах (и в России) - и государство. Социокультурный, экономический и властный ресурсы профессионализации в неовеберианском подходе тесно переплетены между собой. Так, престиж профессий связывают с уровнем

Анастасия Сельчёнок - магистр культурного менеджмента (Московская высшая школа социальных и экономических наук), заместитель начальника отдела пресс-службы Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия. Электронная почта: anastasiya.selchenok@gmail.com

необходимого образования и доходом, влиятельностью профессионалов, их возможностями самореализации, степенью автономии (Вишневский 2011; Под-стрешная и др. 2014). И если в классических объяснениях профессии по определению ассоциировались с общественным благом, высокой автономией и доверием граждан (Wilensky 1964), то в современных исследованиях распознаются многочисленные противоречия и вызовы, сопровождающие процессы профессионализации в различных социокультурных контекстах.

Среди социокультурных ресурсов профессионализации выделяется когнитивный. По Э. Эбботту, это абстрактные знания и их способность быть связанными с практической деятельностью. Ученый выдвинул этот тезис в отношении врачебной профессии, поскольку биомедицинская парадигма уверенно продвинула легитимирующие ресурсы и обеспечила медикам власть интеллектуальной юрисдикции (Abbott 1988; см. также Carlhed 2013).

Модель профессионализма в социальной работе в России сформирована в бюджетном секторе и в результате этого регулируется не самими специалистами, а руководством учреждения и вышестоящими инстанциями, которые становятся ключевым ресурсом формирования коллективной идентичности (см. Романов, Ярская-Смирнова 2014). Мы можем рассматривать профессиональный стандарт как ресурс культурной легитимности специализированной деятельности, поскольку в нем выражена идеальная модель связи абстрактных знаний с практикой. Нас интересует, насколько эти идеалы соответствуют квалификации тех специалистов, которые сегодня заняты в муниципальных социальных сервисах? Какие компетенции специалисты считают необходимыми в повседневной практике социального обслуживания? Содержатся ли в их описаниях повседневных практик коды умений и навыков, отраженных в профессиональном стандарте?

Мы постараемся ответить на эти вопросы в этом кратком обзоре результатов сравнительного анализа дескрипторов компетенций профессионального стандарта и высказываний информантов в качественных интервью. Анализ был направлен на выявление соответствий и разрывов между официально принятой концепцией профессии и представлениями практиков о востребованных умениях и навыках. В профессиональном стандарте специалиста по социальной работе, утвержденном приказом Минтруда РФ (Приказ... 2013), представлен список умений и знаний, необходимых профессионалу. Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать специалист по социальной работе, в профессиональном стандарте и интервью были отмечены: знание нормативных правовых актов, национальных стандартов в сфере социального обслуживания, социокультурных, социально-психологических, психолого-педагогических основ межличностного взаимодействия, особенностей психологии личности, знание ведения документооборота и особенностей социальной работы с разными группами населения.

Тем не менее в интервью со специалистами по социальной работе не прозвучали некоторые компетенции, по мнению создателей профессионального стандарта необходимые в реализации трудовых функций. Данные коды нами были разделены на две группы: явные, которые специалисты могут интуитивно постигать опытным путем, и неявные, знание которых требует специального профессионального обучения.

К явным мы отнесли знание основных направлений политики социальной защиты населения, целей и задач учреждений социального обслуживания, типов и характеристик граждан - получателей услуг, требований к конфиденциальности, хранению и обработке информации, национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, типологии проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и основ самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе. К неявным относится ряд аналитических компетенций, которые представлены знанием методов диагностики трудной жизненной ситуации и основ комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки.

Рассмотрим умения, представленные в стандарте и в самоописаниях информантов. Совпадение зафиксировано в следующих позициях: 1) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; 2) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние; 3) работать с документами, составлять отчеты по итогам деятельности; 4) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции. В стандарте гораздо больше необходимых умений, которые не встречаются в интервью, а именно: 5) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации; 6) осуществлять социальное консультирование; 7) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения; 8) фиксировать полученную от гражданина информацию; 9) хранить и обрабатывать персональные данные; 10) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации; 11) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина; 12) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения; 13) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления; 14) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях.

Как видим, информанты умолчали о некоторых исследовательских (социальное консультирование, индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации), коммуникативных (установление контактов с социальным окружением гражданина) и аналитических

умениях (фиксировать, систематизировать и вносить в базу данных информацию, полученную от гражданина, анализ устных и письменных обращений граждан), которые могут быть приняты как должное либо отсутствовать в профессиональном самоопределении информантов.

Судя по полевым данным, специалистами востребованы преимущественно инструментальные компетенции, приобретаемые чаще всего по неформальным каналам, на практике, от коллег и руководства, реже в институтах формального образования. Образование распознается как ресурс экспертизы и статуса, и специалисты задействуют разнообразные каналы повышения квалификации, более доступные столичным информантам. Совершенствование знаний постоянно меняющейся нормативно-правовой базы как возможность совладать с растущей неопределенностью и предупредить риски потери работы - устойчивый код в разговоре о целях повышения квалификации. Однако в интервью наши информанты неоднократно говорили не только о востребованности, но и о сложностях повышения квалификации. В условиях недостаточного финансирования социальной сферы работники прибегают к различным способам самообразования, софинансируют повышение квалификации за свой счет, но такие примеры немногочисленны.

В результате сравнения дескрипторов компетенций, указанных в профессиональном стандарте специалиста по социальной работе, с высказываниями информантов в качественных интервью, оказалось, что в интервью в ответ на вопрос «Какие знания и навыки необходимы в вашей работе?» прозвучало менее половины умений и навыков, отраженных в профессиональном стандарте. Аналитические и проектные компетенции являются зоной дефицита в профессиональном самоопределении информантов. Наиболее востребованными компетенциями, отмеченными в интервью и профессиональном стандарте, являются нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения, содержание документов, необходимых для предоставления услуг, современные требования к отчетности, социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности работы с разными группами населения (Приказ... 2013). Некоторые компетенции отмечались информантами, но не нашли отражения в профессиональном стандарте, в частности: 1) уметь проводить культурно-массовые мероприятия; 2) умение проводить самореабилитацию, предотвращать эмоциональное выгорание; 3) ораторское мастерство, умение правильно выражать свои мысли; 4) навыки работы с программами верстки и дизайна, чтобы делать информационные брошюры и афиши мероприятий; 5) навыки работы с трудными клиентами, особенно с семьями группы риска.

Что касается необходимости работы с информационным обеспечением, в стандарте указаны «навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях», а информанты

конкретизируют такие потребности. Отметим, что последний пункт компетенции разработчиками стандарта был делегирован новой профессии -специалисту по работе с семьей, поскольку в стандарте специалиста по социальной работе понятие «семья» упоминается лишь раз в контексте умения «составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки». Так действует механизм «профессионализации сверху», выражающийся в формировании новой специализации, а фактически новой профессии социальной сферы.

В неовеберианском подходе к условиям повышения статуса профессионалов могут быть отнесены: возможности создания уникальной области знаний, монополии на экспертизу, консолидации группы, способы формирования позитивного публичного образа профессиональной группы, условия социального закрытия и автономии, а также возможности контролировать процессы профессионализации социальной работы. Социокультурный ресурс профессионализации включает условия формирования групповой идентичности, ценности и стратегии повышения престижа, в том числе признание роли квалификации. Научные и образовательные ресурсы профессионализации социальной работы аккумулируются в сфере подготовки квалифицированных кадров. Однако ввиду того что запросы выпускников вузовских программ по социальной работе не соответствуют реальным условиям труда, уровню вознаграждения, возможностям карьерного роста и другим перспективам, ожидающим их при устройстве на работу по специальности, такие ресурсы профессионализации социальной работы в России остаются пока во многом невостребованными. Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе выступает средством государственного контроля и регулирования, представляя собой ресурс «профессионализации сверху». Вместе с тем сложившаяся система профессионального отбора и социализации специалистов по социальной работе продуцирует образ компетентностной базы, далеко не полностью совместимый с официально принятой концепцией. В свою очередь, потребности в компетенциях, диктуемые практикой, учтены в стандарте не полностью. Сертификация специалистов по данному стандарту в отсутствие конкурентных механизмов на рынке труда ставит серьезные вопросы о культурной легитимности профессии.

Выражение признательности

В публикации использованы результаты исследований в рамках проектов под руководством Е. Р. Ярской-Смирновой «Профессиональная культура работников социальных служб: методология социально-антропологического исследования (на примере специалистов социальной работы)» при поддержке РГНФ

грант № 14-03-00778; научно-учебной группы НИУ ВШЭ «Профессии социального государства» и АНИО ЦСПГИ «Профессионализация социальной работы в современной России» под руководством П. В. Романова. Анализ полуформализованных интервью со специалистами по социальной работе, собранных в шести регионах России (N=57) в 2013 г., в двух регионах России (N=15) в 2012-2014 гг., проводился в 2015 г. при помощи программы NVivo. Автор выражает признательность руководителям и коллегам по проекту, в особенности к.с. н. доценту О. А. Оберемко за консультации по анализу данных.

Список источников

Вишневский Ю. Р. (ред.) Профессиональный имидж и престиж социальной работы. Екатеринбург: УрФУ, 2011.

Подстрешная Е., Музалевский Н., Ярская-Смирнова Е. Профессиональная культура социальных работников: результаты анализа количественных данных // Е. Р. Яр-ская-Смирнова (ред.) Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии. М.: Вариант, 2014: 65-106.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 571н от 22 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»» // http://goo.gl/Sz2EHw (дата обращения: 15.02.2015).

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Разработка профессиональных стандартов в социальной работе: перспективы и вызовы // SPERO. 2013. (18): 37-56.

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа в современной России: анализ статуса профессиональной группы // Социологические исследования. 2014. (10): 61-69.

Abbott A. The Sociology of Work and Occupation // Annual Review of Sociology. 1993. (19): 187-209.

Abbott A. The System of Professions. An Essay on the Division of Expert Labor. Chicago: The University of Chicago Press, 1988.

Carlhed C. The Rise of the Professional Field of Medicine in Sweden // Professions and Professionalism. 2013. 3(2): 1-16.

Larson M. The Rise of Professionalism: a Sociological Analysis. Berkeley: University of California Press, 1977.

Wilensky H. L. The Professionalization of Everyone? // American Journal of Sociology. 1964. 70 (2): 137-158.

Castells, M. (1997) The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell.

European Agency for Safety and Health at Work (2009) European Risk Observatory Report. Available at: https://osha.europa.eu//en/publications/reports/TE-81-08-478-EN-C_ OSH_in_figures_stress_at_work (accessed 12.10.2014).

Fondation Européenne pour l'amélioration des conditions de vie et de travail (2001) Troisième enquête européenne sur les conditions de travail 2000. Available at http://eurofound.europa. eu/sites/default/files/ef_files/pubdocs/2001/21/fr/1/ef0121fr.pdf (accessed 12.10.2014). Hall R. (2006) Temporary agency work and HRM in Australia: "Cooperation, specialization and satisfaction for the good of all?". Personnel Review, 35 (2): 158-174. Karasek R., Theorell T. (1990) Healthy Work, Stress, Productivity, and the Reconstruction of the Working Life, N.Y.: Basic Books.

Kozina I. M. (2013) Rabotniki zaemnogo truda [Temporary Agency Workers]. Sotsiolog-

icheskie issledovaniya [Sociological Research], (5): 19-31.

Landier H. (2008) Evaluer le climat social de votre entreprise, Paris: Eyrolles.

Landier H. (2012) Des salariés engagés: qualité du management et performance de l'entreprise.

Rapport de l'Institut de l'entreprise.

Lazarus R. S. (1966) Psychological stress and the coping process, N.Y.: McGraw-Hill. Légeron P. (2001) Le stress au travail, Paris: Edition Odile Jacob. Légeron P. (2004) Le stress au travail: de la performance à la souffrance. Droit social, (12): 1086-1090.

Loriol M. (2000) Le temps de la fatigue, la gestion sociale du mal Htre au travail, Paris: Anthropos.

Loriol M. (2007) L'objectivation du stress au travail, une entreprise collective? Histoire & Sociétés. Revue européenne d'histoire sociale, (23): 92-108.

Loriol M. (2010) Organisation du travail, perception et gestion des risques psychosociaux. Archives des Maladies Professionnelles et de l'Environnement, 71 (3): 283-286. Nasse P., Légeron P., Xavier B. (2008) Rapport sur la détermination, la mesure et le suivi des risques psychosociaux au travail. Remis à Xavier Bertrand Ministre du travail, des Relations sociales et de la Solidarité, mercredi 12 mars, 2008. Available at: http://www.ladocumenta-tionfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/084000156/0000.pdf (accessed 12.12.2012). Organisation mondiale de la santé (2004) Organisation du travail et stress. Available at: http:// www.who.int/occupational_health/publications/en/pwh3f.pdf?ua=1 (accessed 12.04.2013).

Anastasiya Selchenok

OCCUPATIONAL STANDARD OF A SPECIALIST IN SOCIAL WORK AS A RESOURCE FOR CULTURAL LEGITIMACY OF THE PROFESSION

References

Abbott A. (1993) The Sociology of Work and Occupation. Annual Review of Sociology, (19): 187-209.

Abbott A. (1988) The System ofProfessions. An Essay on the Division of Expert Labor, Chicago: The University of Chicago Press.

Anastasiya Selchenok - Master of Arts in cultural management (The Moscow School of Social and Economic Science), Deputy Head of the press-service, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation. E-mail: anastasiya.selchenok@gmail.com

Reviews, overviews

Carlhed C. (2013) The Rise of the Professional Field of Medicine in Sweden. Professions and professionalism, 3(2): 1—16.

Larson M. (1977) The Rise of Professionalism: a Sociological Analysis, Berkeley: University of California Press.

Podstreshnaya E., Muzalevskij N., Iarskaia-Smirnova E. (2014) Professional'naya kul'tura so-tsial'nykh rabotnikov: rezul'taty analiza kolichestvennykh dannykh [Professional Culture of Social Workers: Results of the Analysis of Quantitative Data]. E. R. Iarskaia-Smirnova (ed.) Professional'naya kul'tura: opyt sotsiologicheskoi refleksii [Professional Culture: Experience of Sociological Reflection], Moscow: Variant: 65-106.

Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noj zashhity Rossijskoj Federatsii № 571n ot 22 ok-tyabrya 2013 g. "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta 'Spetsialist po sotsial'noj rabote'" [Order of Ministry of Labour and Social Affairs № 571n from October 22, 2013 "On Approval of the Professional Standard 'Specialist of Social Work'"]. Available at: http://goo.gl/Sz2EHw (accessed 15 February 2015).

Romanov P. V., Iarskaia-Smirnova E.R. (2013) Razrabotka professional'nykh standartov v sotsial'noj rabote: perspektivy i vyzovy [The Development of Professional Standards in Social Work: Prospects and Challenges]. SPERO, (18): 37-56.

Romanov P. V., Iarskaia-Smirnova E.R. (2014) Sotsial'naya rabota v sovremennoj Rossii: analiz statusa professional'noj gruppy [Social Work in Cmodern Russia: Analysis of Status of Professional Group]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research], (10): 61-69. Wilensky H. L. (1964) The Professionalization of Everyone? American Journal ofSociology, 70 (2): 137-158.

Vishnevskij Yu.R. (ed.) (2011) Professional 'nyj imidzh i prestizh sotsial 'noj raboty [Professional Image and Prestige of Social Work], Ekaterinburg: UrFU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.