Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт педагога: социологическое изучение оценки нового профстандарта работниками образовательных учреждений'

Профессиональный стандарт педагога: социологическое изучение оценки нового профстандарта работниками образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ШКОЛА) / SOCIAL RESEARCH / QUESTIONING / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INNOVATIONS IN EDUCATION / YOUNG TEACHER / EDUCATIONAL INSTITUTION (SCHOOL)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Желнина Евгения Валерьевна

Изложены результаты проведенного социологического исследования «Профессиональный стандарт педагога». Представленное исследование направлено на выявление отношения к профессиональному стандарту со стороны работников образовательных учреждений согласно выделенным целевым группам: руководитель и молодой учитель. Выявлено, что главной причиной, по которой молодые учителя часто покидают стены школы в начале своей профессиональной деятельности, является низкая оплата труда. Соответственно существует сложная ситуация с закреплением в школах молодых кадров. В ходе исследования были проанализированы важнейшие составляющие профессионального потенциала молодого учителя: педагогический потенциал; научный потенциал; инновационно-тех-нический потенциал; исследовательский; культурный потенциал; творческий потенциал; психологический потенциал. В целом обнаружено, что состояние социокультурного потенциала молодых учителей во многом определяется развитием информационной среды образования. Выявлено, что вхождение ИКТ в образовательный процесс существенно усложнило труд современного учителя. Ситуация также усугубляется низкой оплатой труда начинающих учителей, в связи с чем молодые педагоги часто покидают преподавательскую деятельность, несмотря на любовь к своему делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Желнина Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S OCCUPATIONAL STANDARDS: SOCIOLOGICAL STUDY OF A NEW OCCUPATIONAL STANDARD ESTIMATION BY WORKERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The results of sociological research “Teacher’s occupational standards” are stated. The presented research is aimed at revealing relation to occupational standards from the educational institutions workers according to the emphasized groups: teacher and young teacher. It is revealed that the main reason of young teachers’ school leaving is underpayment. So there exist a difficult situation considering young personnel staying at school. During the research the most important components of young teacher’s professional potential were analyzed. These are pedagogic potential; research potential; innovative-technical potential; cultural potential; creative potential; psychological potential. In general it is revealed that the state of social-cultural potential of young teachers is defined by development of informational-educational sphere. It is revealed that including ICT in educational process made the modern labor more sophisticated. The situation is worsened because of young teachers’ underpayment, the young teachers often leave their work despite love of teaching.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт педагога: социологическое изучение оценки нового профстандарта работниками образовательных учреждений»

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

УДК 372.881.1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОЦЕНКИ НОВОГО ПРОФСТАНДАРТА РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© Татьяна Николаевна ИВАНОВА

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Российская Федерация, доктор социологических наук, зав. кафедрой «Социология», e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru © Евгения Валерьевна ЖЕЛНИНА Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти,

Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология», e-mail: ezhelnina@yandex.ru

Изложены результаты проведенного социологического исследования «Профессиональный стандарт педагога». Представленное исследование направлено на выявление отношения к профессиональному стандарту со стороны работников образовательных учреждений согласно выделенным целевым группам: руководитель и молодой учитель. Выявлено, что главной причиной, по которой молодые учителя часто покидают стены школы в начале своей профессиональной деятельности, является низкая оплата труда. Соответственно существует сложная ситуация с закреплением в школах молодых кадров. В ходе исследования были проанализированы важнейшие составляющие профессионального потенциала молодого учителя: педагогический потенциал; научный потенциал; инновационно-технический потенциал; исследовательский; культурный потенциал; творческий потенциал; психологический потенциал. В целом обнаружено, что состояние социокультурного потенциала молодых учителей во многом определяется развитием информационной среды образования. Выявлено, что вхождение ИКТ в образовательный процесс существенно усложнило труд современного учителя. Ситуация также усугубляется низкой оплатой труда начинающих учителей, в связи с чем молодые педагоги часто покидают преподавательскую деятельность, несмотря на любовь к своему делу.

Ключевые слова: социологическое исследование; анкетирование; профессиональный стандарт педагога; информационно-коммуникационные технологии; инновации в образовании; молодой учитель; образовательное учреждение (школа).

Социальные преобразования в России влекут за собой трансформацию человеческих отношений, условий и образа жизни людей, влияют на профессиональное становление индивидов. Изменение взглядов на организацию жизни и деятельности людей в совокупности с их поведенческими и социальными нормами и ценностями инициирует поиск инновационных способов согласования и управления многочисленными социальными процессами. Фундаментальное условие развития общества заключается в формировании, развитии человеческого ресурса,

которое должно опираться непосредственно на комплекс социальных наук о человеке, который включает в себя теоретические и практические исследования социологии образования, социологии личности и многих других направлений. Важность образования для развития государства и общества понимает и руководство страны, активно работая над усовершенствованием институционально-правовых основ функционирования социального института образования и науки [1; 2]. Вместе с тем исследование проблем социологии образования способствует разви-

тию интеллектуального, профессионального и духовного потенциала человека.

На сегодняшний день образование является автономной системой, имеющей относительную самостоятельность. Образование оказывает колоссальное влияние «на развитие и функционирование общества» [3]. От имеющегося качества и уровня образования каждого работника напрямую зависят качественные характеристики трудовых ресурсов. А это уже воздействует и на экономическое положение (человека-работника, предприятия, отрасли, государства), состояние промышленности и производства. Таким образом, можно сделать вывод, что образование является ключевым фактором формирования и поддержания социально-профессиональной структуры социума. Более того, действующая образовательная система способна оказать влияние на процесс формирования гражданина, тем самым воздействуя на политическую сферу.

Стремительно возрастающая интеллектуализация действующего производства, усложнение информационных технологий в современных условиях критически влияют на требования к качеству образования и выводят ее на уровень современной социально-педагогической проблемы. Очевидно, что, оставив позади застойное состояние и модернизируя формы, способы и содержание образования, создавая новейшие технологии, образование становится действительным ресурсом развития. Все это позволяет нам утверждать, что принятие модернизационной тенденции развития образования является одним из основных показателей инноваци-онности современного российского государства. Французский социолог М. Крозье настаивает, что «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям» [4, с. 70]. На сегодняшний день ситуация в российском образовании оценивается как кризисная, именно так характеризуют ее авторы современной научной литературы. Обусловливается это тем, что качество сегодняшнего образования значительно отстает от изменений в потребностях личности и общества.

В условиях трансформации российского общества способы повышения качества обра-

зования исследуются многими зарубежными и отечественными учеными.

В первую очередь следует сказать об ученых, труды которых содержат классические подходы к исследованию вопросов возникновения такой отрасли социологии, как социология образования - О. Конт [5], Г. Спенсер [6], К. Маркс [7, с. 177-187]. С различных позиций рассматривали роль и значение образования в становлении и развитии общества П. Бурдье [8], М. Вебер [9], Э. Дюркгейм [10], М. Шелер [11], К. Ман-хейм [12], Т. Парсонс [13], П. Сорокин [14] и др. Важно отметить и вклад отечественных исследователей: В.С. Иконникова [15], Н. Кареева [16], С.М. Соловьева [17], исследовавших образование как сложный многоструктурных полифакторный социокультурный феномен. Взгляд на образование как один из важных компонентов структуры глобальных проблем современности, а также выявление основных тенденций развития современного образования можно увидеть в трудах В.Н. Шубкина [18].

В настоящее время в большей степени разработаны такие проблемы социологического образования, как массовость распространения социологического образования и, как следствие, возникновение проблемы его качества; снятие с социологии статуса обязательной дисциплины и, как следствие, снижение культуры использования социологического знания; введение платного образования, вследствие чего снижается уровень качества преподавания; низкий уровень качества учебной литературы; слабое использование информационных технологий; низкая координация и кооперация в социологическом образовании; рост потребности в углубленной практической, прикладной подготовке специалистов.

Начиная с первых работ, которые относятся к периоду становления модернизации высшего образования, обеспечивающего изучение и активное использование законов целенаправленного изменения в виде модернизаций, нововведений, модернизация определятся как многофункциональное понятие. В частности, в работе Г. Тарда «Социальная логика» еще в 1901 г. указано, что «модерни-зационные изменения и нововведения, которые различны тем, что изобретение - это нечто принципиально новое, а нововведение -

это процесс освоения изобретения как социокультурной нормы, являются показателем общественного прогресса» [19]. При этом сущность модернизации выделяется не столько как «приспособление и удовлетворение потребностей личности и общества, сколько как их прогрессивное, качественное инновационное изменение» [19].

Крупный специалист в области исследования российского образования Д.Л. Кон-стантиновский с командой ученых-единомышленников [20] отметил, что на сегодняшний день институт образования в России оказался совершенно не готовым к нынешним социальным изменениям, т. к. современное общество было подвергнуто коренным социальным преобразованиям. Итоги этих трансформаций, в период социальной нестабильности, дисфункциональности общества, дезинтеграции составляют реальную угрозу российской системе образования, реализации сильнейшего модернизационного потенциала.

Несмотря на значительное количество публикаций, исследовательское поле ограничивалось, как правило, рамками структурно-функционального подхода, проблемами социальной мобильности и социального структурирования. Проанализировав имеющиеся работы в исследуемой области, еще раз подчеркнем недостаток социологических исследований проблемы институционализации профессии «педагог» с позиции ее непосредственной оценки работниками. Проведенное исследование направлено на выявление отношения к профессиональному стандарту со стороны работников образовательных учреждений.

Для выполнения основных задач исследования в период с 16 по 31 марта 2016 г. было проведено анкетирование с представителями администрации и молодыми учителями образовательных учреждений (школы), согласно выделенным целевым группам:

- руководитель - 43,75 %;

- молодой учитель - 56,25 %.

Многие школы в условиях реформирования и модернизации российского образования особые надежды возлагают на молодых учителей, поскольку молодежь, как правило, быстро адаптируется к любым изменениям внешней среды, осваивает высокотехнологичные области, а также более мобильна

и социально активна. В связи с этим в марте 2016 г. было проведено исследование, цель которого заключалась в изучении уровня профессиональной подготовки молодых учителей-выпускников Тольяттинского государственного университета. Требования к учителям оценивались с позиций профессионального стандарта «Педагог».

Выборка (Ы = 17) образовательных учреждений городского округа Тольятти. По типу выборка - неслучайная (целевая). В качестве метода исследования было выбрано анкетирование (по форме такого отбора использовался метод «снежного кома»), куда также была включена модифицированная нами методика Дембо-Рубинштейна.

Для того чтобы оценить интерес респондентов к преподавательской деятельности, было изучено мнение о мотивах выбора профессии учителя. Опрошенные отметили, что в процессе учительской деятельности развиваются их коммуникативные навыки, пропадает страх выступления перед аудиторией, а также появляется замечательная возможность пообщаться с аудиторией школьников и «отдать» им свои знания. Для респондентов деятельность учителя играет большую роль в реализации их педагогического потенциала, а также помогает всесторонне развиваться. У основной массы респондентов интерес к преподаванию появился еще в детстве, когда их любимой игрой была «Школа». Опрошенные указали на то, что профессия учителя - замечательная возможность идти в ногу со временем, быть в курсе всего нового. Только для некоторых учителей выбор профессии оказался случайным.

В этом же вопросе мы также поинтересовались у учителей, любят ли они свою работу. Большинство респондентов с уверенностью заявили, что любят свою профессию. Два респондента разочаровались в профессии учителя и покинули свою работу. Любовь из опрошенных к своей работе оказалась неоднозначной.

Затем мы попросили респондентов выразить в нескольких словах их отношение к своей работе. Выяснилось, что большинство опрошенных положительно относится к учительской деятельности, отмечая, что работа очень ответственная, но творческая и интересная, «где каждый день происходит что-то новое». Также, по мнению респондентов,

профессия учителя позволяет развиваться, общаться с «огромным числом самых разных людей». Отрадно, что среди молодых учителей нашлись такие, которым «нравится быть источником знаний и умений школьников, наблюдать, как они обретают все новые навыки в своей профессии». Однако были и менее положительные отзывы о работе учителя, как, например, «профессия учителя школы не слишком полезна для психоэмоционального здоровья, и вообще при текущих методах преподавания не действенна в силу удаленности глубинных знаний от реальности», «профессия учителя очень утомительна, к тому же зарплата не радует». Опрошенные респонденты высказались о том, что сегодня в нашей стране существует много факторов, которые просто не дают возможности наслаждаться своей работой.

Далее мы спросили у респондентов, что, по их мнению, является главным в работе современного учителя. Почти все опрошенные сошлись во мнении, что учитель, главным образом, должен уметь находить понимание с разными школьниками, заинтересовывать их своим предметом и мотивировать на дальнейшее обучение. Респонденты также подчеркнули, что учитель должен постоянно развиваться и совершенствовать профессиональную компетентность, а также проявлять повышенный интерес к своему предмету.

Завершил первый блок вопрос о том, все ли устраивает учителей в их профессиональной деятельности. Как и предполагалось, большая часть респондентов не удовлетворена низкой заработной платой и отсутствием финансирования на развитие своей профессиональной деятельности. Учителя указали на то, что в их работе постоянно растет объем «никому не нужной «бумажной» работы», которая сваливается на плечи учителя, тем самым увеличивая нагрузку, что негативно сказывается на здоровье. Один респондент также отметил, что его не устраивает отсутствие заинтересованности школьников к предмету.

Далее мы посчитали интересным спросить у респондентов, с какими трудностями им пришлось столкнуться в самом начале профессиональной деятельности. Как выяснилось, для большинства опрошенных сложность состояла в поиске контакта со школьниками, т. к. возрастная разница была незна-

чительной. Респонденты также отметили, что психологически тяжело было перестроиться в отношениях с другими учителями, поскольку они «буквально вчера были наставниками, а сегодня стали коллегами». Большинство респондентов указали на нехватку времени при подготовке к занятиям и разработке рабочих программ. Что касается адаптации, то только пятеро респондентов признались в том, что в начале профессиональной деятельности испытали стресс, связанный, как правило, с большим объемом работ, плохой самоорганизацией и проведением первых занятий. Остальные же отметили, что «стресса как такового не было».

Главной причиной, по которой молодые учителя часто покидают стены школы в начале своей профессиональной деятельности, респонденты единогласно назвали низкую оплату труда. Как правило, молодежь хочет «добиться всего и сразу», однако в учительской деятельности процесс построения карьеры «выстраивается довольно продолжительный период времени и включает в себя не только преподавание, но и ведение исследовательской деятельности, что также влияет на доход». Кроме того, чтобы получить определенный статус учителя, нужны также определенные финансовые вложения. Как следствие, получается, что «построить карьеру в коммерческой деятельности гораздо проще и быстрее, чем в образовании», поэтому молодые учителя начинают пробовать себя в других сферах. Ко всему прочему, на сегодняшний день ощущается «дисгармония внутри школы, обилие ненужной писанины, бесконечных планов», что негативно влияет на настроение начинающих учителей.

Далее мы нашли логичным спросить респондентов про их дальнейшие профессиональные планы. Выяснилось, что учителя в скором времени планируют получить второе высшее образование.

Респонденты больше не планируют связывать свою деятельность с преподаванием, одна же девушка сомневается в том, что ей представится шанс остаться учителем в связи с реорганизацией, сокращением и т. д.

Таким образом, ситуация с закреплением в школах молодых кадров неоднозначна. С одной стороны, виден интерес начинающих преподавателей к преподаванию и исследовательской деятельности, отмечается их же-

лание работать с аудиторией школьников, наблюдать, как формируется личность каждого школьника, привносить в учительскую деятельность что-то новое, постоянно развиваться и т. д. С другой же стороны, ситуация усугубляется бюрократическими требованиями: постоянным заполнением невероятного объема бумаг, вложением немалых материальных средств для повышения своего профессионального звания и т. д. Кроме того, все это сопровождается «неадекватной оплатой энергоемкой работы педагогов». Молодым учителям хочется развиваться, делать новые открытия, совершенствовать свои навыки, но тратить на это минимум времени и материальных средств, при этом получая высокий заработок. Однако в условиях нашей системы образования это считается невозможным. Получается, что в нашей стране недостаточная заработная плата учителей определяет судьбу дальнейшего развития института основного общего и среднего (полного) общего образования. Парадоксально, но факт.

На сегодняшний день развитие инновационных технологий и внедрение их в образовательный процесс происходит неумолимыми темпами. В связи с этим мы решили оценить отношение респондентов к различным образовательным инновациям. Почти все респонденты сошлись во мнении, что инновации ни в коей мере не должны противоречить сложившейся социокультурной среде школы, они должны быть обоснованны и реальны, а участники образовательного процесса непременно должны уметь применять их в своей деятельности. Опрошенные отметили, что в нашей стране недостаточный уровень информационного развития для того, чтобы внедрять в систему образования инновационные технологии. «Сначала нужно изучить эти инновации», а потом применять в различных общественных сферах, включая систему образования. Также, по мнению респондентов, инновации «способствуют прогрессивному развитию учительской деятельности, учитывая факт перехода к информационному обществу и особенности современных детей: гиперактивность, неусидчивость, любовь к компьютерной графике, анимациям, развлечениям». Респонденты отметили, что с внедрением в систему образования информационных технологий посте-

пенно «теряется традиция отечественной системы образования», а усугубляющаяся компьютеризация «обезличивает» образовательный процесс. Однако использование мультимедийных оборудований в процессе обучения все же «интересно и увлекательно для школьников, многое запоминается, т. к. работает зрительная память».

Как выяснилось, под образовательными инновациями молодые учителя все чаще понимают информационные технологии, и это неудивительно, т. к. последнее время большая часть реформ в образовании связана именно с информатизацией. Роль информационно-коммуникационных технологий, используемых в процессе обучения, сегодня существенно повысилась. У учителей появилась замечательная возможность расширить спектр воздействий на школьников через применение различных информационных средств, например, через использование социальных сетей для обсуждения учебных тем и т. д.

Следующий блок вопросов нашего исследования был направлен на изучение личности молодого учителя. Первым в этом блоке стал вопрос о том, каким респонденты представляют идеального учителя и какими профессиональными и личностными качествами, по их мнению, он должен обладать. Для этого мы предложили респондентам составить формулу ИУ (идеального учителя), в результате чего получили следующие данные:

- ИУ (Респондент 1) = компетентность + способность и готовность решать актуальные образовательные задачи;

- ИУ (Респондент 2) = знание как предмета, так и способа донесения до студента этих знаний;

- ИУ (Респондент 3) = грамотность (образованность) + харизма + жизненный опыт;

- ИУ (Респондент 4) = психолог + ученый + учитель;

- ИУ (Респондент 5) = личность + профессиональная этика + личные качества + знания;

- ИУ (Респондент 6) = глубокие знания дисциплины + гибкость + желание передать свои знания + терпение + человечность;

- ИУ (Респондент 7) = желание работать с аудиторией + пунктуальность;

- ИУ (Респондент 8) = интеллигентность + порядочность + интеллект + высокая культура общения + чувство юмора + обаяние + харизма + компетентность;

- ИУ (Респондент 9) = глубокое понимание предмета, опирающееся на качественные теоретические знания + практико-ориен-тированность + коммуникабельность + толерантность + современность взглядов;

- ИУ (Респондент 10) = любовь к профессии + знание предмета + коммуникабельность.

Анализ результатов показал, что идеальный учитель, прежде всего, должен быть компетентен в области преподаваемой дисциплины. Среди профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный учитель, респонденты отметили способность и готовность решать актуальные образовательные задачи, профессиональную этику, интеллигентность, гибкость, желание работать с аудиторией и передавать ей свои знания, высокий уровень интеллекта и культуры общения, практико-ориентированность, а также современность взглядов. Главными личностными качествами идеального учителя респонденты назвали харизму, толерантность, человечность, порядочность, чувство юмора, обаяние и коммуникабельность. Как видим, в построении образа идеального преподавателя респонденты отдали предпочтение больше профессиональным качествам, нежели личностным.

Затем мы поинтересовались у респондентов, должна ли в деятельности современного учителя, по их мнению, присутствовать творческая составляющая. Как оказалось, все опрошенные сошлись во мнении, что творческая составляющая является неотъемлемой частью учительской деятельности, однако отметили, что методического плана следует все же придерживаться. Один из респондентов провел аллегорические рассуждения, сравнив методический план для учителей с библией для священнослужителей. Однако, по мнению большинства опрошенных, «бывают ситуации, когда необходимо использование более актуальный и полезный материал, нежели указанный в плане. Так что без творческой работы не обойтись». Также респонденты отметили, что «нельзя забывать о каверзных вопросах школьников, которые порой возникают очень неожиданно. В лю-

бой ситуации учитель не должен упасть в грязь лицом». Респонденты уверенно заявили, что «творческая составляющая в работе учителя присутствует всегда, поскольку учитель, пользуясь материалами книг, учебников, статей, исследований, перерабатывает их не только с учетом каких-то методических требований, но и с учетом собственного мировоззрения».

Далее мы решили непосредственно оценить творческую составляющую наших респондентов. На вопрос «Считаете ли Вы себя творческим человеком?» большинство учителей ответили положительно и обосновали это тем, что в своей деятельности, «работая с определенным материалом», они, непременно, «создают нечто новое, не похожее на другое». Респонденты признались, что им пока не хватает опыта и смелости для реализации своего творческого потенциала, причем «перед школьниками, которым все равно, что им рассказывают, не очень хочется выкладываться по полной». Отметим, что некоторые опрошенные считают себя недостаточно творческими людьми, хотя стараются «у себя это развить», одна же респондент-ка затруднилась ответить на данный вопрос.

На сегодняшний день считается, что учитель, в первую очередь, должен быть интеллигентным человеком. В связи с этим мы спросили респондентов, согласны ли они с данным утверждением и считают ли они себя интеллигентными людьми. Интересным оказалось то, что интеллигентность как таковую учителя интерпретировали по-разному. Респонденты интеллигентом назвали «человека, обладающего критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта». Опрошенные указали, что интеллигентность входит в умение общаться с аудиторией, и учитель, по их мнению, должен уметь говорить со школьниками «на одном языке», т. е. находить «золотую середину» между интеллигентностью и молодежным сленгом. Респонденты также сошлись во мнении, что интеллигентный учитель, прежде всего, должен быть высоконравственным, образованным и талантливым, несмотря на то, что школьниками интеллигентность учителя часто расценивается, как «скромность и забитость». Респонденты отметили, что учитель «должен вызывать уважение в сердцах и

умах школьников, чтобы они внимали его речам. Для этого учителю необходимо соответственно одеваться, выражать свои мысли, вести себя». Несмотря на различное понимание интеллигентности, практически все респонденты отметили, что учитель все-таки должен быть интеллигентом. Однако один из опрошенных указал на то, что педагог «не всегда может быть интеллигентным, очень важно, чтобы он был сильной личностью, за которой потянутся учащиеся». Что касается интеллигентности наших респондентов, то большинство считает себя таковыми. Двое

же учителей признались, что считают себя не совсем интеллигентными людьми.

В завершение анкетирования мы решили узнать, на каком уровне находится самооценка учителей. Для этого респондентам была предложена модифицированная нами методика Дембо-Рубинштейна, в ходе которой им необходимо было оценить по 100-балльной шкале следующие качества и состояния: умственные способности, творческие способности, авторитет у коллег, авторитет у школьников, уверенность в себе.

Самооценка учителей

. Л^-Лг-^»»'' Л:-/

\ >

0

1 респ. 2 респ. 3 респ. 4 респ. 5 респ. 6 респ. 7 респ. 8 респ. 9 респ. 10 респ.

100 80 60 40 20

~~ ■ Умственные способности ~~ _ Творческие способности

" " " Авторитет у коллег Авторитет у школьников

Уверенность в себе

Рис. 1. Уровень самооценки учителей (исходя из анализа мнений респондентов)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

Уровень притязаний учителей

— ~~---- Ч у—- -

—К - - - -У .....•■. \

• ■■ ■ -- ■ .. N /

1 респ. 2 респ. 3 респ. 4 респ. 5 респ. 6 респ. 7 респ. 8 респ. 9 респ. 10 респ.

--Умственные способности — ■ ■ - Творческие способности

...........Авторитет у коллег ------Авторитет у школьников

---Уверенность в себе

0

Рис. 2. Уровень притязаний учителей (исходя из анализа мнений респондентов)

Анализ результатов наглядно показал, что самооценка умственных способностей респондентов находится в пределах нормы. Среди опрошенных оказалось больше учителей, уверенных в своих творческих способностях, однако нашлись такие, которые оценили в себе творческую составляющую достаточно низко. Как оказалось, мало кто из молодых учителей пользуется авторитетом у своих коллег. Также немногие высоко оценили свой авторитет у учащихся. Оценки респондентов по поводу уверенности в себе оказались различными: завышенная (2 респондента), высокая (2 респондента), средняя (3 респондента) и низкая (3 респондента). Таким образом, наше предположение о том, что большинство молодых учителей очень высоко оценивают свои качества и способности, не нашло своего подтверждения. Как оказалось, начинающие учителя трезво смотрят на жизнь и сравнительно критично дают оценку своим знаниям, умениям и способностям.

Что же касается притязаний молодых учителей, то оценка части респондентов находится на чуть завышенном уровне, однако в целом можно говорить о достаточно реалистичной оценке учителей своих представлений о возможном развитии предложенных способностей и состояний.

Подводя итоги, отметим, что современные молодые учителя, несмотря на низкую оплату труда, невероятный объем «бумажной» работы, незаинтересованность многих школьников в получении знаний, все-таки остаются верными своему делу. Отрадно, что среди начинающих учителей есть прирожденные учителя, которые вкладывают душу в свою работу, наблюдая, как формируется личность каждого школьника. Сам педагогический процесс позволяет молодым учителям каждый день узнавать много новой информации, что помогает им развиваться как профессионально, так и творчески.

На сегодняшний день, когда наша жизнь характеризуется повышенным ритмом, динамизмом и активностью, молодым учителям в начале своей профессиональной деятельности влиться в работу очень трудно. Это связано, прежде всего, с нехваткой времени на разработку и подготовку занятий, а также отсутствием самоорганизации. Кроме того, ситуация усугубляется проблемой нахожде-

ния контакта с аудиторией школьников, которые не в полной мере воспринимают начинающих учителей.

В освоении образовательных инноваций молодые учителя очень заинтересованы, однако считают, что прежде чем использовать нововведения в образовательной деятельности, их необходимо тщательно изучить. К информационным средствам, используемым в процессе образования, начинающие педагоги относятся положительно, но выделяют и ряд минусов, связанных, прежде всего, с внедрением в учебный процесс сети Интернет.

Творческая составляющая является необходимым элементом в деятельности современных учителей, однако не все начинающие учителя могут с уверенностью назвать себя творческими людьми. То же касается и интеллигентности, под которой большинство молодых учителей понимают умение находить общий язык с аудиторией учащихся, оставаясь при этом высоконравственной, но сильной и интересной личностью. Самооценка большинства начинающих учителей находится на среднем / высоком уровне, что очень важно в реализации потенциала молодых кадров.

Таким образом, в ходе нашего исследования были проанализированы важнейшие составляющие профессионального потенциала молодого учителя:

- педагогический потенциал;

- научный потенциал;

- инновационно-технический потенциал;

- исследовательский потенциал;

- культурный потенциал;

- творческий потенциал;

- психологический потенциал.

Исследование педагогического потенциала молодых учителей показало, что большую ценность в работе начинающих педагогов представляет общение с учащимися, а также возможность развиваться, узнавая много интересной информации и совершенствуя коммуникативные навыки. Однако в перспективах своей профессиональной деятельности многие молодые учителя не уверены. Прежде всего, это связано с низкой оплатой труда, большим объемом «бумажной» работы, довольно продолжительным процессом карьерного роста и повсеместным сокращением учителей.

Анализ значения информационно-коммуникационных технологий в жизни и деятельности начинающих учителей помог определить состояние инновационно-технического потенциала молодых учителей.

Говоря о состоянии культурного потенциала молодых учителей, хочется отметить, что среди множества досуговых увлечений современные педагоги отдают предпочтение общению / прогулкам с семьей и друзьями, чтению разнообразной литературы, а также занятию спортом и посещению торгово-развлекательных комплексов. Несмотря на прочное вхождение в нашу жизнь сети Интернет, в свободное время молодые преподаватели уделяют ему сравнительно мало времени. У начинающих педагогов на сегодняшний день имеется много интересов и планов на будущее, есть условия для творческого развития, однако используют молодые учителя их недостаточно в силу загруженности и нехватки свободного времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творческий потенциал начинающих учителей достаточно велик, в своей профессиональной деятельности они постоянно создают что-то новое, ранее не известное. Однако проблема незаинтересованности многих учащихся в преподаваемых предметах часто мешает педагогам полностью реализовывать свои творческие возможности.

Состояние психологического потенциала молодых педагогов характеризуется достаточно высокой самооценкой и удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью. Однако в силу малого опыта авторитетом, как правило, начинающие преподаватели не пользуются, что немного подрывает их уверенность в своих силах.

В целом можно сказать, что состояние социокультурного потенциала молодых учителей во многом определяется развитием информационной среды образования [21]. Сегодня ИКТ стали неотъемлемым атрибутом в образовательном процессе, а информационная компетентность - обязательным компонентом культуры современного учителя. Однако прочное вхождение ИКТ в образовательный процесс существенно усложнило труд современного учителя, что, прежде всего, связано с постоянным заполнением огромного количества документов. Ситуация также усугубляется низкой оплатой труда начинающих учителей, в связи с чем моло-

дые педагоги часто покидают преподавательскую деятельность, несмотря на любовь

к своему делу.

Список литературы

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ № 544н от 18.10.2013 г. URL: http://online. lexpra.ru/document/print?docid=20782272 (дата обращения: 21.01.2016).

2. Рабочая версия макета профессионального стандарта учителя. URL: http://www.pandia.ru/ text/78/223/29012.php (дата обращения: 21.01.2016).

3. Зачем нужна социология школьнику? URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 21.01.2016).

4. Крозье М. Современное государство - скромное государство // Свободная мысль. 1993. № 11.

5. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / пер. с фр. И.А. Шапиро. Ростов н/Д, 2003.

6. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М., 2013.

7. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М., 1969.

8. Бурдье П. Формы капитала / пер. с англ. М.С. Добряковой // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М., 2004.

9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2003.

10. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

11. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 4. С. 85-96.

12. Манхейм К. Проблема интеллигенции. Исследования ее роли в прошлом и настоящем. М., 1993.

13. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 462-525.

14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Сого-монова. М., 1992.

15. Иконников В.С. Русские университеты в связи с ходом общественного образования. Спб., 1889.

16. Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914.

17. Соловьев С.М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других // Вестник Европы. Пг., 1915.

18. Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М., 1977.

19. Тард Г. Социальная логика: пер. с фр. СПб., 1996.

20. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX-XXI вв.: образование, труд, социальное самочувствие. М., 2014.

21. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. URL: http:// 2020strategy.ru/2020 (дата обращения: 21.01.2016).

References

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')": prikaz № 544n ot 18.10.2013 g. Available at: http://online.lexpro.ru/document/print?docid=20 782272 (accessed 21.01.2016). (In Russian).

2. Rabochaya versiya maketa professional'nogo standarta uchitelya. Available at: http://www. pandia.ru/text/78/223/29012.php (accessed 21.01.2016). (In Russian).

3. Zachem nuzhna sotsiologiya shkol'niku? Available at: https://www.hse.ru (accessed 21.01.2016). (In Russian).

4. Kroz'e M. Sovremennoe gosudarstvo - skrom-noe gosudarstvo. Svobodnaya mysl', 1993, no. 11. (In Russian).

5. Kont O. Dukh pozitivnoy filosofii. (Slovo o polozhitel'nom myshlenii). Rostov-on-Don, 2003.

6. Spenser G. Vospitanie umstvennoe, nravstvennoe i fizicheskoe. Moscow, 2013. (In Russian).

7. Marks K. Kapital: Kritika politicheskoy ekono-mii. T. 1. Kn. 1. Protsess proizvodstva kapitala. Moscow, 1969. (In Russian).

8. Burd'e P. Formy kapitala. Zapadnaya ekonomi-cheskaya sotsiologiya: khrestomatiya sovremen-noy klassiki. Moscow, 2004. (In Russian).

9. Veber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma. Moscow, 2003. (In Russian).

10. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sotsiologii. Moscow, 1991. (In Russian).

11. Sheler M. Formy znaniya i obrazovanie. Chelovek, 1992, no. 4, pp. 85-96. (In Russian)

12. Mankheym K. Problema intelligentsii. Issledovaniya ee roli v proshlom i nastoyashchem. Moscow, 1993. (In Russian).

13. Parsons T. Sistema koordinat deystviya i obshchaya teoriya sistem deystviya. Funktsio-nal'naya teoriya izmeneniya. Ponyatie obshchestva. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. Moscow, 1996, pp. 462-525. (In Russian)

14. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. Moscow, 1992. (In Russian).

15. Ikonnikov V.S. Russkie universitety v svyazi s khodom obshchestvennogo obrazovaniya. St. Petersburg, 1889. (In Russian).

16. Kareev N.I. Sushchnost' istoricheskogo protsessa i rol' lichnosti v istorii. St. Petersburg, 1914. (In Russian).

17. Solov'ev S.M. Moi zapiski dlya detey moikh, a esli mozhno, i dlya drugikh. Vestnik Evropy. Petrograd, 1915. (In Russian).

18. Shubkin V.N. Molodezh' i obrazovanie. Moscow, 1977. (In Russian).

19. Tard G. Sotsial'naya logika. St. Petersburg, 1996. (In Russian).

20. Konstantinovskiy D.L., Voznesenskaya E.D., Cherednichenko G.A. Molodezh' Rossii na ru-bezhe XX-XXI vv.: obrazovanie, trud, sotsi-al'noe samochuvstvie. Moscow, 2014. (In Russian).

21. Strategiya-2020: Novaya model' rosta - novaya sotsial'naya politika. Itogovyy doklad o rezul'tatakh ekspertnoy raboty po aktual'nym problemam sotsial'no-ekonomicheskoy strategii Rossii na period do 2020 g. Available at: http:// 2020strategy.ru/2020 (accessed 21.01.2016). (In Russian).

Поступила в редакцию 20.02.2016 г. Received 20 February 2016

UDC 372.881.1

TEACHER'S OCCUPATIONAL STANDARDS: SOCIOLOGICAL STUDY OF A NEW OCCUPATIONAL STANDARD ESTIMATION BY WORKERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Tatyana Nikolaevna IVANOVA, Togliatti State University, Togliatti, Russian Federation, Doctor of Sociology, Head of Sociology Department, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru

Evgeniya Valerevna ZHELNINA, Togliatti State University, Togliatti, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor of Sociology Department, e-mail: ezhelnina@yandex.ru

The results of sociological research "Teacher's occupational standards" are stated. The presented research is aimed at revealing relation to occupational standards from the educational institutions workers according to the emphasized groups: teacher and young teacher. It is revealed that the main reason of young teachers' school leaving is underpayment. So there exist a difficult situation considering young personnel staying at school. During the research the most important components of young teacher's professional potential were analyzed. These are pedagogic potential; research potential; innovative-technical potential; cultural potential; creative potential; psychological potential. In general it is revealed that the state of social-cultural potential of young teachers is defined by development of informational-educational sphere. It is revealed that including ICT in educational process made the modern labor more sophisticated. The situation is worsened because of young teachers' underpayment, the young teachers often leave their work despite love of teaching.

Key words: social research; questioning; the professional standard of the teacher; information and communication technologies; innovations in education; the young teacher; educational institution (school).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.