Новый университет. 2014. № 3(37)
ISSN 2221-7347
УДК 339.944:659.3
М.О. Кольченко
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ - КАК ШОУ-БИЗНЕС:
К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ EVENT - МЕНЕДЖМЕНТА
В последнее время особую популярность набирает event-менеджмент, благодаря которому профессиональный спорт становится частью шоу-бизнеса, способному собирать полные стадионы зрителей и генерировать значительную прибыль. Однако в управлении спортивным бизнесом есть свои недостатки и достоинства, которые следует рассмотреть.
Ключевые слова: event-менеджмент, спортивный шоу-бизнес, экономика спорта, электронные СМИ.
Начнем статью со слов из книги "Бизнес в стиле фанк" Кьела Нордстрема и Йонаса Рид-дерстрале - «Основное средство производства - это скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг. Это человеческий мозг!» [1]. Сегодня практически все компании осознают, что эффективное функционирование во многом зависит от такого фактора как положительный имидж организации, который формируется как в сознании потенциальных потребителей, поставщиков, так и у ее сотрудников [2]. Для создания положительного имиджа можно прибегнуть к помощи сотен и тысяч различных рекламных и PR-агенств, фирмам по организации мероприятий и всевозможных тренингов. Следует заметить, что в последнее время из всего множества PR инструментов наибольшую популярность завоевывают так называемые event-мероприятия. Event-бизнес наряду с таким незаменимым ресурсом как человеческий мозг (интеллект) позволяет по максимуму проявлять все творческие и креативные силы event-менеджеров. Данное явление в последнее время особенно распространено в сфере спортивной деятельности, профессиональный спорт превращается в бизнес и является еще одним источником доходов [3]. Этот вопрос целесообразно исследовать в нашей статье, но для начала нужно определиться с тем, что же такое event-менеджмент.
Еvent-менеджмент (в переводе с англ. event — "событие") — это целый комплекс мероприятий по организации корпоративных и массовых событий. Другими словами задачей такого менеджмента является - создание из банального мероприятия настоящее, а главное зрелищное событие, о котором будут помнить и после его завершения [4].
В любом виде бизнеса главным является удовлетворение запросов потенциальных потребителей, которые готовы платить за предлагаемые им продукты. Если эти продукты, будь они в форме вещественного товара или услуги, вписываются в существующие потребности целевой аудитории, соответствуют ее запросам по качеству и цене, то формируется надежная основа для осуществления бизнеса в системе "потребность - производство - продажа".
Между тем в управлении спортивным бизнесом не все так просто как кажется. Проблема заключается в том, что не каждый готов распрощаться с определенной суммой своих денег, чтобы оплатить зрелище, даже если оно ему интересно, потребителей этого вида бизнеса следует сегментировать [5]. К примеру, кулачные бои, которые в российских реалиях никогда не были платными, в отличие от бокса в странах Европы и Америки.
Для того чтобы превратить спортивное событие из разряда бесплатных зрелищ в полноценный самоокупаемый бизнес-проект, который в будущем принесет прибыль, event-менеджерам приходится мыслить одновременно и прагматично, и креативно, переводя абстрактные возможности в реальную действительность.
Так, мы постепенно подошли к понятию организации спортивного шоу-бизнеса, которое представляет собой некую систему экономических отношений, способных генерировать при-
© Кольченко М.О., 2014.
92
ISSN 2221-7347
Экономика и право
быль. Но важно заметить, что доходы можно получить не только от основной предпринимательской деятельности (главное спортивное событие), но и от смежных бизнесов (Рис. 1) [6].
Рис. 1. Спортивное шоу как продукт и активатор смежных видов бизнеса
Спортивное событие своего рода механизм, приводящий в движение коммерческую деятельность, а это торговля, транспорт, отели, кафе и рестораны, производство спортивной атрибутики.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что демонстрация спортивных зрелищ была и остается основным способом получения доходов спортсменами и их тренеров, владельцами спортклубов. Но без проведения масштабных соревнований, собирающих огромные толпы зрителей, не будет и доходов, А этот факт ставит под вопрос существование профессионального спорта как сферы коммерческой деятельности и шоу-бизнеса в целом.
И здесь возникает немаловажная проблема с точки зрения экономики спорта - о коммерчески привлекательных и непривлекательных видах спорта. Встает вопрос о том, почему одни виды спорта способны генерировать внушительные доходы, а другие виды спорта - нет. Например, почему баскетбол, футбол и хоккей приносят участникам соответствующего бизнеса значительные доходы, а допустим, спортивное ориентирование не имеет такой популярности и прибыли как таковой не приносит? А теперь сравним русскую лапту и американский бейсбол. Суть данных игр приблизительно одинакова и спортивное напряжение у зрителей практически идентично, но, тем не менее, русская лапта не так популярна даже в нашей стране и не приносит существенных прибылей, чем бейсбол в Америке.
Возникает еще один вопрос - а возможно ли вызвать зрительский интерес и создать успешный бизнес с помощью PR инструментов и маркетинга для "непривлекательных" видов спорта. Да, некоммерческие виды спорта можно сделать доходными. Однако для этого зачастую требуется не только пиар, реклама и соответствующая схема управления, но и видоизменение правил этих видов спорта, делающее его более динамичным и привлекательным для зрителя и бизнеса. Это может быть источником экономического роста и дополнительных доходов в экономике России [7].
Теперь более подробно рассмотрим участников спортивного бизнеса и их роли в этой системе. К основным участникам можно отнести профессиональных спортсменов, организаторов спортивных событий и зрителей, потому как без них не было ничего. Главными и незаменимыми участниками являются, конечно же, профессиональные атлеты, которые собственно и
93
Новый университет. 2014. № 3(37)
ISSN 2221-7347
творят то зрелище, которое мы так спешим увидеть. Организаторы - те, кто непосредственно устраивает и организует то, что в будущем может стать неповторимым событием. И зрители -это все потребители, которые получают пользу, наблюдая за спортивным событием. Без них спортивная индустрия не сможет существовать и приносить прибыль.
Также одним из участников бизнеса в спорте является государство, имеющее свою долю выгоды от спортивного шоу-бизнеса в виде поступлений от налогов, прямой пропаганды спорта и здорового образа жизни. В настоящее время многие страны осознали значимость проведения таких крупных спортивных мероприятий, что выражается в государственной поддержке профессионального спорта как рекламы здоровой нации, как способа развития спортивного бизнеса [5]. Все это в свое очередь ведет к появлению большего количества рабочих мест и оздоровлению населения страны. Именно по этим причинам между многими государствами ведется бескомпромиссная борьба за право проведения Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.
Другим немаловажным участником экономических отношений в спортивном шоу-бизнесе являются средства массовой информации, изменившие масштаб спортивных событий, сделав их по-настоящему глобальными и доступными одновременно огромному числу зрителей, пусть даже последние находятся на значительном расстоянии от мест проведения соревнований.
Появление в спорте электронных СМИ существенно изменило структуру и содержание бизнес-процессов, теперь профессиональные спортсмены стали звездами спортивного шоу-бизнеса, узнаваемыми во всех уголках мира. Если ранее спортивным зрелищем могло наслаждаться лишь то количество болельщиков, которое могли вместить стадионы (несколько десятков тысяч человек), то с включением в этот процесс электронных СМИ зрительская аудитория возрастает многократно. С точки зрения экономики спорта, спортсмены продолжают создавать тот же рыночный продукт (зрелище), а вот количество потребителей принципиально меняется за счет радиослушателей, телезрителей и интернет-пользователей во всем мире (Рис.2) [6].
Рис. 2. Схема расширения численности потребителей спортивного шоу за счет электронных СМИ
Важно отметить, что в данном случае издержки, понесенные спортсменами и организаторами, остаются на прежнем уровне (тренировочный процесс, транспортные расходы, содержание тех. персонала). Зато теперь они окупаются не только за счет зрителей, пришедших на ста-
94
ISSN 2221-7347
Экономика и право
дионы, но и за счет вышеперечисленных зрителей - радиослушатели, телезрители и интернет-пользователи. Данный факт создает для спортсменов и тренеров две важнейшие предпосылки:
1) их узнаваемость и слава радикально возрастает;
2) их доходы значительно увеличиваются.
Превращение профессионального спорта в значимый сегмент шоу-бизнеса означает также вступление его в острую конкуренцию с прочими источниками зрелищ, такими как кино, театр, цирк и другие досуговые и развлекательные институты. Чтобы выдержать такую конкуренцию, спортивное шоу должно быть интересным для потребителя, быть содержательным, информационно насыщенным и главное, содержать в себе элементы праздника и новизны. А это, в свою очередь, требует специальной подготовки от спортивных менеджеров и организаторов спортивных соревнований.
Библиографический список
1. Золотов М.И, Кузин В.В, «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» издательство «Академия», 2001. — 425 с.
2. Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике// Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. — С. 15-24.
3. Бельских И.Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике. // «Региональная экономика: теория и практика». 2009. №8. — С.62-67
4. Хальцбаур У, «Event-менеджмент» Эксмо, 2007 год — 382 с.
5. Бельских И.Е. Чемпионат мира по футболу-2018 и перспективы развития туризма на примере Волгоградской области // Региональная экономика: теория и практика». 2013. №37. С.55-60.
6. Састамойнен Т.В. «Менеджмент спортивных соревнований» учебно-методический комплекс д-р пед. наук, доцента университета физической культуры, спорта и здоровья им П.Ф. Лесгафта, СПб. 2009 г. — 42 с.
7. Бельских, И.Е. Факторы экономического роста: стратегия национального развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №30. С. 15-20.
Статья поступила в редакцию 31.01.2014.
КОЛЬЧЕНКО Марина Олеговна - студент, Волгоградский государственный технический университет.
* * * *
UDC 339.944:659.3
PROFESSIONAL SPORTS - SHOW BUSINESS: TO THE USE OF EVENT - MANAGEMENT
M.O. Kolchenko
Now gaining popularity - event-management, professional sport becomes part of show business, the ability to collect full stadiums viewers and generate significant revenue. In the management of sports business -its own advantages and disadvantages that should be considered.
Keywords: event-management, sports showbiz, sports economics, electronic media.
95