Научная статья на тему 'Профессиональный спорт — как шоу-бизнес: к вопросу использования event-менеджмента'

Профессиональный спорт — как шоу-бизнес: к вопросу использования event-менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EVENT-МЕНЕДЖМЕНТ / СПОРТИВНЫЙ ШОУ-БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА СПОРТА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / EVENT-MANAGEMENT / SPORTS SHOWBIZ / SPORTS ECONOMICS / ELECTRONIC MEDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольченко М. О.

В последнее время особую популярность набирает event-менеджмент, благодаря которому профессиональный спорт становится частью шоу-бизнеса, способному собирать полные стадионы зрителей и генерировать значительную прибыль. Однако в управлении спортивным бизнесом есть свои недостатки и достоинства, которые следует рассмотреть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional sports — show business: to the use of event-management

Now gaining popularity event-management, professional sport becomes part of show business, the ability to collect full stadiums viewers and generate significant revenue. In the management of sports business its own advantages and disadvantages that should be considered.

Текст научной работы на тему «Профессиональный спорт — как шоу-бизнес: к вопросу использования event-менеджмента»

Новый университет. 2014. № 3(37)

ISSN 2221-7347

УДК 339.944:659.3

М.О. Кольченко

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ - КАК ШОУ-БИЗНЕС:

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ EVENT - МЕНЕДЖМЕНТА

В последнее время особую популярность набирает event-менеджмент, благодаря которому профессиональный спорт становится частью шоу-бизнеса, способному собирать полные стадионы зрителей и генерировать значительную прибыль. Однако в управлении спортивным бизнесом есть свои недостатки и достоинства, которые следует рассмотреть.

Ключевые слова: event-менеджмент, спортивный шоу-бизнес, экономика спорта, электронные СМИ.

Начнем статью со слов из книги "Бизнес в стиле фанк" Кьела Нордстрема и Йонаса Рид-дерстрале - «Основное средство производства - это скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг. Это человеческий мозг!» [1]. Сегодня практически все компании осознают, что эффективное функционирование во многом зависит от такого фактора как положительный имидж организации, который формируется как в сознании потенциальных потребителей, поставщиков, так и у ее сотрудников [2]. Для создания положительного имиджа можно прибегнуть к помощи сотен и тысяч различных рекламных и PR-агенств, фирмам по организации мероприятий и всевозможных тренингов. Следует заметить, что в последнее время из всего множества PR инструментов наибольшую популярность завоевывают так называемые event-мероприятия. Event-бизнес наряду с таким незаменимым ресурсом как человеческий мозг (интеллект) позволяет по максимуму проявлять все творческие и креативные силы event-менеджеров. Данное явление в последнее время особенно распространено в сфере спортивной деятельности, профессиональный спорт превращается в бизнес и является еще одним источником доходов [3]. Этот вопрос целесообразно исследовать в нашей статье, но для начала нужно определиться с тем, что же такое event-менеджмент.

Еvent-менеджмент (в переводе с англ. event — "событие") — это целый комплекс мероприятий по организации корпоративных и массовых событий. Другими словами задачей такого менеджмента является - создание из банального мероприятия настоящее, а главное зрелищное событие, о котором будут помнить и после его завершения [4].

В любом виде бизнеса главным является удовлетворение запросов потенциальных потребителей, которые готовы платить за предлагаемые им продукты. Если эти продукты, будь они в форме вещественного товара или услуги, вписываются в существующие потребности целевой аудитории, соответствуют ее запросам по качеству и цене, то формируется надежная основа для осуществления бизнеса в системе "потребность - производство - продажа".

Между тем в управлении спортивным бизнесом не все так просто как кажется. Проблема заключается в том, что не каждый готов распрощаться с определенной суммой своих денег, чтобы оплатить зрелище, даже если оно ему интересно, потребителей этого вида бизнеса следует сегментировать [5]. К примеру, кулачные бои, которые в российских реалиях никогда не были платными, в отличие от бокса в странах Европы и Америки.

Для того чтобы превратить спортивное событие из разряда бесплатных зрелищ в полноценный самоокупаемый бизнес-проект, который в будущем принесет прибыль, event-менеджерам приходится мыслить одновременно и прагматично, и креативно, переводя абстрактные возможности в реальную действительность.

Так, мы постепенно подошли к понятию организации спортивного шоу-бизнеса, которое представляет собой некую систему экономических отношений, способных генерировать при-

© Кольченко М.О., 2014.

92

ISSN 2221-7347

Экономика и право

быль. Но важно заметить, что доходы можно получить не только от основной предпринимательской деятельности (главное спортивное событие), но и от смежных бизнесов (Рис. 1) [6].

Рис. 1. Спортивное шоу как продукт и активатор смежных видов бизнеса

Спортивное событие своего рода механизм, приводящий в движение коммерческую деятельность, а это торговля, транспорт, отели, кафе и рестораны, производство спортивной атрибутики.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что демонстрация спортивных зрелищ была и остается основным способом получения доходов спортсменами и их тренеров, владельцами спортклубов. Но без проведения масштабных соревнований, собирающих огромные толпы зрителей, не будет и доходов, А этот факт ставит под вопрос существование профессионального спорта как сферы коммерческой деятельности и шоу-бизнеса в целом.

И здесь возникает немаловажная проблема с точки зрения экономики спорта - о коммерчески привлекательных и непривлекательных видах спорта. Встает вопрос о том, почему одни виды спорта способны генерировать внушительные доходы, а другие виды спорта - нет. Например, почему баскетбол, футбол и хоккей приносят участникам соответствующего бизнеса значительные доходы, а допустим, спортивное ориентирование не имеет такой популярности и прибыли как таковой не приносит? А теперь сравним русскую лапту и американский бейсбол. Суть данных игр приблизительно одинакова и спортивное напряжение у зрителей практически идентично, но, тем не менее, русская лапта не так популярна даже в нашей стране и не приносит существенных прибылей, чем бейсбол в Америке.

Возникает еще один вопрос - а возможно ли вызвать зрительский интерес и создать успешный бизнес с помощью PR инструментов и маркетинга для "непривлекательных" видов спорта. Да, некоммерческие виды спорта можно сделать доходными. Однако для этого зачастую требуется не только пиар, реклама и соответствующая схема управления, но и видоизменение правил этих видов спорта, делающее его более динамичным и привлекательным для зрителя и бизнеса. Это может быть источником экономического роста и дополнительных доходов в экономике России [7].

Теперь более подробно рассмотрим участников спортивного бизнеса и их роли в этой системе. К основным участникам можно отнести профессиональных спортсменов, организаторов спортивных событий и зрителей, потому как без них не было ничего. Главными и незаменимыми участниками являются, конечно же, профессиональные атлеты, которые собственно и

93

Новый университет. 2014. № 3(37)

ISSN 2221-7347

творят то зрелище, которое мы так спешим увидеть. Организаторы - те, кто непосредственно устраивает и организует то, что в будущем может стать неповторимым событием. И зрители -это все потребители, которые получают пользу, наблюдая за спортивным событием. Без них спортивная индустрия не сможет существовать и приносить прибыль.

Также одним из участников бизнеса в спорте является государство, имеющее свою долю выгоды от спортивного шоу-бизнеса в виде поступлений от налогов, прямой пропаганды спорта и здорового образа жизни. В настоящее время многие страны осознали значимость проведения таких крупных спортивных мероприятий, что выражается в государственной поддержке профессионального спорта как рекламы здоровой нации, как способа развития спортивного бизнеса [5]. Все это в свое очередь ведет к появлению большего количества рабочих мест и оздоровлению населения страны. Именно по этим причинам между многими государствами ведется бескомпромиссная борьба за право проведения Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

Другим немаловажным участником экономических отношений в спортивном шоу-бизнесе являются средства массовой информации, изменившие масштаб спортивных событий, сделав их по-настоящему глобальными и доступными одновременно огромному числу зрителей, пусть даже последние находятся на значительном расстоянии от мест проведения соревнований.

Появление в спорте электронных СМИ существенно изменило структуру и содержание бизнес-процессов, теперь профессиональные спортсмены стали звездами спортивного шоу-бизнеса, узнаваемыми во всех уголках мира. Если ранее спортивным зрелищем могло наслаждаться лишь то количество болельщиков, которое могли вместить стадионы (несколько десятков тысяч человек), то с включением в этот процесс электронных СМИ зрительская аудитория возрастает многократно. С точки зрения экономики спорта, спортсмены продолжают создавать тот же рыночный продукт (зрелище), а вот количество потребителей принципиально меняется за счет радиослушателей, телезрителей и интернет-пользователей во всем мире (Рис.2) [6].

Рис. 2. Схема расширения численности потребителей спортивного шоу за счет электронных СМИ

Важно отметить, что в данном случае издержки, понесенные спортсменами и организаторами, остаются на прежнем уровне (тренировочный процесс, транспортные расходы, содержание тех. персонала). Зато теперь они окупаются не только за счет зрителей, пришедших на ста-

94

ISSN 2221-7347

Экономика и право

дионы, но и за счет вышеперечисленных зрителей - радиослушатели, телезрители и интернет-пользователи. Данный факт создает для спортсменов и тренеров две важнейшие предпосылки:

1) их узнаваемость и слава радикально возрастает;

2) их доходы значительно увеличиваются.

Превращение профессионального спорта в значимый сегмент шоу-бизнеса означает также вступление его в острую конкуренцию с прочими источниками зрелищ, такими как кино, театр, цирк и другие досуговые и развлекательные институты. Чтобы выдержать такую конкуренцию, спортивное шоу должно быть интересным для потребителя, быть содержательным, информационно насыщенным и главное, содержать в себе элементы праздника и новизны. А это, в свою очередь, требует специальной подготовки от спортивных менеджеров и организаторов спортивных соревнований.

Библиографический список

1. Золотов М.И, Кузин В.В, «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» издательство «Академия», 2001. — 425 с.

2. Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике// Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. — С. 15-24.

3. Бельских И.Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике. // «Региональная экономика: теория и практика». 2009. №8. — С.62-67

4. Хальцбаур У, «Event-менеджмент» Эксмо, 2007 год — 382 с.

5. Бельских И.Е. Чемпионат мира по футболу-2018 и перспективы развития туризма на примере Волгоградской области // Региональная экономика: теория и практика». 2013. №37. С.55-60.

6. Састамойнен Т.В. «Менеджмент спортивных соревнований» учебно-методический комплекс д-р пед. наук, доцента университета физической культуры, спорта и здоровья им П.Ф. Лесгафта, СПб. 2009 г. — 42 с.

7. Бельских, И.Е. Факторы экономического роста: стратегия национального развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №30. С. 15-20.

Статья поступила в редакцию 31.01.2014.

КОЛЬЧЕНКО Марина Олеговна - студент, Волгоградский государственный технический университет.

* * * *

UDC 339.944:659.3

PROFESSIONAL SPORTS - SHOW BUSINESS: TO THE USE OF EVENT - MANAGEMENT

M.O. Kolchenko

Now gaining popularity - event-management, professional sport becomes part of show business, the ability to collect full stadiums viewers and generate significant revenue. In the management of sports business -its own advantages and disadvantages that should be considered.

Keywords: event-management, sports showbiz, sports economics, electronic media.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.