Научная статья на тему 'Профессиональный рекрутинг для образовательной среды высшей школы: возможности и ограничения'

Профессиональный рекрутинг для образовательной среды высшей школы: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1278
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДБОР ПЕРСОНАЛА / РЕКРУТИНГ / ИНТЕРВЬЮ / АССЕССМЕНТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФПРИГОДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HIGHER EDUCATION / RECRUITING / RECRUITMENT / INTERVIEW / ASSESSMENT / HUMAN FACTORS / HUMAN RESOURCES / APTITUDE / SOCIAL ADAPTATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Инна Петровна

В статье акцентируется внимание на необходимости профессионального подбора кадров с помощью современных рекрутинговых технологий для образовательной среды. В современных условиях ключевую роль в любой организации и соответственно в вузах играет человеческий фактор: эффективное управление человеческими ресурсами обусловливает рыночную устойчивость и конкурентоспособность организации, успешность ее функционирования, перспективы стратегического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL RECRUITMENT FOR THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL: POSSIBILITIES AND LIMITATIONS

The article focuses on the need of professional recruitment with the help of modern recruitment technology for the educational environment. In modern conditions a key role in any organization, and consequently in universities is played by the human factor: effective management of human resources leads to market stability and competitiveness of the organization, the success of its functioning, the prospects of strategic development.

Текст научной работы на тему «Профессиональный рекрутинг для образовательной среды высшей школы: возможности и ограничения»

л

Психология труда, инженерная психология, эргономика

И.П.Баранова

Профессиональный рекрутинг

для образовательной среды высшей школы:

возможности и ограничения

В статье акцентируется внимание на необходимости профессионального подбора кадров с помощью современных рекрутинговых технологий для образовательной среды. В современных условиях ключевую роль в любой организации и соответственно в вузах играет человеческий фактор: эффективное управление человеческими ресурсами обусловливает рыночную устойчивость и конкурентоспособность организации, успешность ее функционирования, перспективы стратегического развития.

Ключевые слова: высшее образование, подбор персонала, рекрутинг, интервью, ассессмент, человеческий фактор, кадровый потенциал, профпригодность, социальная адаптация, компетентность.

В системе высшего образования ценность человеческого фактора возрастает в связи с высоким духовным, интеллектуальным, творческим потенциалом основного состава работников - преподавателей.

В 1990-х гг. кадровому потенциалу вузов был нанесен большой урон в результате массового оттока молодых и перспективных специалистов в другие сферы, общего старения профессорско-преподавательского состава, распада многих научных школ и резкого падения престижа работника вуза. В ситуации кадрового кризиса высшей школы особую роль приобретает разработка системы управления персоналом и системы управления дисциплинарными позициями, эти системы должны

быть ориентированы на максимально эффективное использование к трудового потенциала сотрудников. Это предполагает актуализацию о новых ресурсов управления, мотивации профессиональной деятельности сотрудников. ^

Поиск и отбор персонала является основой кадровой политики и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, 2 тесно увязанным практически со всеми направлениями работы и ^ эффективного функционирования современной организации [2]. Соответственно, современный вуз также нуждается в современных рекрутинговых технологиях.

Российская высшая школа уже второе десятилетие живет в условиях непрекращающегося реформирования. Меняются содержание образования, методы и формы, приходят новые технологии, преобразуются схемы финансирования.

Таким образом, поиск сотрудников для высшего учебного заведения имеет свою специфику с точки зрения действенности различных методов. Наибольшую же проблему на данный момент составляет организация эффективной системы подбора специалистов. И на первый план выходит ключевая проблема - в образовательных учреждениях некому организовывать процесс подбора персонала. Зачастую все сводится к изучению трудовой книжки и беседе с кандидатом.

Для конкурентоспособности вуза важно не только его всецелое и четкое соответствие современным условиям и потребностям общества, но и качество труда одного из непосредственных участников образовательного процесса - преподавателя. Одним из приоритетных направлений обеспечения конкурентоспособности отечественной системы образования выступает подбор и развитие вузовского персонала. Н.В. Громовой выделены причины, обусловившие необходимость развития персонала образовательных организаций высшего профессионального образования [3].

Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по выполнению какой-либо профессиональной деятельности. Оценивая профпригодность, сотрудники современной кадровой службы зачастую ориентируются на поиск лиц с высоким уровнем развития личностных качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельности (подход к максимуму).

Грамотное построение профиля и оценка сотрудника в соответствии с ним помогут нам снизить риск возникновения проблемной ситуации. Это дает возможность четко соотносить подбор людей со

стратегическими задачами, постоянно совершенствовать процессы подбора и развития персонала

Процедуры отбора и подбора персонала являются частями единого процесса - найма персонала в вуз (рис. 1). Прием персонала на работу в вуз представляет собой ряд действий, предпринимаемых организацией для привлечения и отбора кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения стратегических целей. Подбор (набор) персонала представляет собой совокупность мер, предпринимаемых вузом для установления контакта и привлечения кандидатов на вакантные места.

Рис. 1. Взаимосвязь и логическая последовательность найма на работу в вуз

Отбор кандидатов на вакантные места в вуз может осуществляться к по внешним каналам (вне вуза) и внутренним (на основе внутреннего о передвижения персонала). Это предполагает разработку и реализацию разных программ отбора персонала. При этом оценка кандидатов на вакантное место является одним из этапов отбора. Структуру источников найма в вузы можно представить следующим образом: 2 29% - рекомендации друзей и знакомых, 32% - по объявлению в СМИ, ^ 7% - профессиональная подготовка персонала (внутренний резерв), 1% - из высших учебных заведений (аспиранты), 29% - из других высших учебных заведений (профессорско-преподавательский состав). Можно констатировать тот факт, что преимущественное количество нанимаемого персонала приходят из внешней среды, поэтому на определенный вуз одновременно накладывается характерный отпечаток различных корпоративных правил и соответственно привносятся абсолютно различные, а иногда и противоречивые представления о дисциплинарных аспектах вуза.

Безусловно, чтобы избежать дальнейших проблем с построением и поддержанием дисциплинарной позиции как конкурентного фактора в высшей школе, важно повышать показатели профессиональной подготовки персонала или внутреннего резерва.

На этапе отбора профессорско-преподавательского состава в высшее учебное заведение используются различные методы: обращение в центр оценки персонала (1%), деловая игра (1%), анкетирование (2%), испытательный срок (7%), в большей степени используется метод собеседования (89%). Именно этот метод часто является преимущественно эффективным, т.к. преследует несколько целей, кроме знакомства и визуальной оценки соискателя; руководитель отдела подбора персонала вуза (либо руководитель факультетета, кафедры и т.д.) хочет узнать и оценить, насколько коммуникабелен будущий сотрудник, сможет ли он выполнять несколько функций, сможет ли работать в коллективе и со студентами, насколько велико желание совершенствоваться.

Современная технология собеседования предполагает структурированный сбор информации (CARE) - структурированный процесс принятия решения. Данная технология применяется для определения уровня развития следующих компетенций профессорско-преподавательского состава вуза: развитие; работа индивидуально и во взаимодействии с коллегами; компетенции, связанные с мотивацией.

Для получения максимально полной и достоверной информации и определения соответствия кандидата должности, помимо прямых

вопросов, можно использовать CASE-вопросы и проективные вопросы. CASE-вопросы основаны на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации. При предъявлении вопроса претенденту выстраивается ситуация (задача), в которой два интереса (мотива) будут вступать в откровенный конфликт, и предложить кандидату найти решение. CASES дают возможность всесторонне оценить как навыки, так и индивидуально-личностные особенности, ценности и модели поведения.

Следующий способ получения информации о профессиональных и личностных данных претендентов - испытания. Испытания должны показать, сколь эффективно кандидат сможет выполнять конкретную практическую работу. Испытания могут быть направлены на оценку профессиональных и психологических характеристик. Традиционно для испытания используются тестовые методики, деловые игры и тренинги. Например, для профессорско-преподавательского состава - разработка плана лекционного или семинарского занятия. Деятельность претендента оценивается опытными экспертами.

Последним, окончательным этапом процедуры приема можно считать социальную адаптацию преподавателя. Сфера профессиональной деятельности выступает существенным условием социально-психологической адаптации работника. В условиях сферы услуг частое изменение требований окружающей среды повышает уровень фрустрированности и снижает уровень адаптированности поведения работников [4].

Вся информация, полученная о претенденте в ходе указанных способов, сводится в единую схему после проведения экспертизы, по результатам которой принимается решение о приеме на работу в вуз.

В современной действительности актуально обратиться в профессиональный ассессмент-центр. Основной целью центра оценки при отборе персонала является отбор наиболее «подходящего» работника, в нашем случае - преподавателя высшей школы.

На сегодняшний день привлечение внешнего ассесмента в вузы еще не распространено, но элементы включения ассесмента внутреннего в ряде российских вузов уже используется, так, например, данную инновацию применяют в МФПУ «Синергия» на «входе» и при кадровых перестановках персонала.

Использование всех указанных мероприятий позволит принять на работу сотрудников с высокими ключевыми компетенциями и компетентностями, тем самым повысить конкурентоспособность вуза.

г

Библиографический список |

о

1. Баранова И.П. Развитие

системы управления дисциплинарными о отношениями в современной образовательной среде с применением 5 компетентностного подхода. М., 2014. ^

2. Баранова И.П. Образование в эпоху HumanAge. Аналитический обзор рекрутинга в России // Кадровый менеджмент. 2013. № 1. 2

3. Громова Н.В. Развитие персонала - приоритетное направление повышения 3 конкурентоспособности российских вузов // Современная конкуренция. 2014. № 2.

4. Нестерова О.В. Особенности социально-психологической адаптации персонала в организациях различной сферы деятельности // Сб. тезисов докладов Пятого Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2010». М., 2010.

О.В. Свинобой

Личностные предпосылки возникновения конфликтов у руководителей органов внутренних дел

В статье рассматриваются проблемы влияния личностных качеств руководителей органов внутренних дел на эффективность их деятельности и разрешение конфликтных ситуаций в служебном коллективе. Отмечается целесообразность повышения их конфликтологической культуры в условиях контекстного обучения.

Ключевые слова: личностные качества руководителей органов внутренних дел, конфликтологическая культура, контекстное обучение.

Эффективное выполнение руководителями органов внутренних дел профессиональных функций, решение стоящих перед ними задач и в этой связи - престиж полиции, - зависят от уровня их компетентности в сфере оперативно-служебной деятельности, отвечающей запросам и требованиям личности, общества и государства. Однако в подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.