Научная статья на тему 'Профессиональный путь врача: «Барьеры» идентичности'

Профессиональный путь врача: «Барьеры» идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врач / идентичность / Я-концепция / профессиональная идентичность / профессиональные барьеры / профессиональные кризисы / профессиогенез / physician / identity / self-concept / professional identity / barriers / professional crisis / professiogenesis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Э. Меттини, Б. А. Ясько, Б. В. Казарин, М. Г. Остроушко

Незначительное по масштабам научное событие нередко оставляет след более выразительный, чем иная крупная конференция. В Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н. И. Пирогова 30–31 мая 2019 г. прошел симпозиум «Медицинские идентичности в разных обществах». Сделанные здесь доклады, обзоры, прошедшие в их контекстах дискуссии были посвящены проблеме идентичности — уникальному явлению, формирующемуся как результат отрефлексированности субъектом сложного многогранного динамичного процесса личностного становления. Особую значимость, на наш взгляд, идентичность имеет в профессиональной жизни врача, что обусловило несомненную актуальность докладов и диалогов, составивших содержательность проведенного симпозиума, и целесообразность обобщения его результатов в виде предлагаемого читателю мнения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Э. Меттини, Б. А. Ясько, Б. В. Казарин, М. Г. Остроушко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MEDICAL CAREER: BARRIERS TO PROFESSIONAL IDENTITY

Sometimes, a minor scientific event leaves a much more memorable trace than a large conference. On May 30–31, 2019, Pirogov Russian National Research Medical University hosted a symposium on medical identities in various communities. Reports, reviews and discussions presented at the symposium focused on the problem of identity, a unique phenomenon that results from self-reflecting on a complex dynamic process of personal development. Professional identity is particularly important for a medical doctor. This article inspired by the reports of our colleagues summarizes the results of the symposium

Текст научной работы на тему «Профессиональный путь врача: «Барьеры» идентичности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВРАЧА: «БАРЬЕРЫ» ИДЕНТИЧНОСТИ

Э. Меттини1, Б. А. Ясько2 Б. В. Казарин2, М. Г. Остроушко3

1 Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Москва, Россия

2 Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

3 Краевая клиническая больница № 2, Краснодар, Россия

Незначительное по масштабам научное событие нередко оставляет след более выразительный, чем иная крупная конференция. В Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н. И. Пирогова 30-31 мая 2019 г прошел симпозиум «Медицинские идентичности в разных обществах». Сделанные здесь доклады, обзоры, прошедшие в их контекстах дискуссии были посвящены проблеме идентичности — уникальному явлению, формирующемуся как результат отрефлексированности субъектом сложного многогранного динамичного процесса личностного становления. Особую значимость, на наш взгляд, идентичность имеет в профессиональной жизни врача, что обусловило несомненную актуальность докладов и диалогов, составивших содержательность проведенного симпозиума, и целесообразность обобщения его результатов в виде предлагаемого читателю мнения.

Ключевые слова: врач, идентичность, Я-концепция, профессиональная идентичность, профессиональные барьеры, профессиональные кризисы, профессиогенез

Благодарности: авторы выражают благодарность всем участникам симпозиума «Медицинские идентичности в разных обществах» (РНИМУ имени Н. И. Пирогова, 30-31 мая 2019 г), материалы выступлений которых позволили обобщить некоторые результаты научного взаимодействия в виде представленного мнения.

Информация о вкладе авторов: Э. Меттини — идея публикации; общее руководство подготовкой публикации; Б. А. Ясько — план публикации, систематизация понятий «идентичность», «кризисы идентичности» в исследованиях субъектов медицинского труда; Б. В. Казарин — идея анализа роли последипломного образования в преодолении барьеров становления профессиональной идентичности врача-руководителя; М. Г. Остроушко — предоставление эмпирического материала, первичный анализ эмпирических данных.

EKI Для корреспонденции: Бэла Аслановна Ясько

М. Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063; shabela@yandex.ru

Статья получена: 06.08.2019 Статья принята к печати: 21.08.2019 Опубликована онлайн: 26.08.2019 DOI: 10.24075/vrgmu.2019.055

A MEDICAL CAREER: BARRIERS TO PROFESSIONAL IDENTITY

Mettini E1, Yasko BA2 Kazarin BV2, Ostroushko MG3

1 Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia

2 Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia

3 Regional Clinical Hospital № 2, Krasnodar, Russia

Sometimes, a minor scientific event leaves a much more memorable trace than a large conference. On May 30-31, 2019, Pirogov Russian National Research Medical University hosted a symposium on medical identities in various communities. Reports, reviews and discussions presented at the symposium focused on the problem of identity, a unique phenomenon that results from self-reflecting on a complex dynamic process of personal development. Professional identity is particularly important for a medical doctor. This article inspired by the reports of our colleagues summarizes the results of the symposium.

Keywords: physician, identity, self-concept, professional identity, barriers, professional crisis, professiogenesis

Acknowledgement: the authors thank all participants of the symposium on Medical identities in different communities held on May 30-31, 2019 at Pirogov Russian National Research Medical University) whose reports inspired us to write this article.

Author contribution: Mettini E conceived the article and supervised its preparation; Yasko BA planned the article, systematized the concepts of identity and identity crisis used in the studies of healthcare workers; Kazarin BV suggested analyzing the role of postgraduate education in overcoming the barriers to professional identity in medical doctors; Ostroushko MG provided and analyzed empirical data.

123 Correspondence should be addressed: Bela F. Yasko Sedina 4, Krasnodar, 350063; shabela@yandex.ru

Received: 06.08.2019 Accepted: 21.08.2019 Published online: 26.08.2019 DOI: 10.24075/brsmu.2019.055

Феномен идентичности как предмет анализа в гуманитарных науках

На раскрытии феноменологии идентичности более полувека сосредоточено внимание гуманитарных наук, представляющих различные направления и концепции бытия человека и социумов, личностного становления, самореализации субъекта, преодоления им вызовов, кризисов на этапах жизненного пути, формирования личностных ресурсов жизненного стиля («life-style resources»). Идентификация как один из механизмов психологической защиты рассмотрена в классических работах психоанализа [1, 2]; как психологический

механизм личностного становления в подростково-юношеский период жизни — в эпигенетической концепции Э. Эриксона [3]. Идентичность исследуют в разнообразных по выделяемым ракурсам анализа философских, культурологических, социологических, лингвистических направлениях наук о человеке и его социальной природе. Так, в недавно проведенном лингвистическом исследовании высокая значимость семиотических ресурсов, используемых субъектом для конструирования и выражения идентичности, была рассмотрена в качестве одной из характеристик современного формирования этого сложного феномена [4]. Особое место в этом ряду занимает психология. Благодаря активности эмпирического поиска

исследователей в научном тезаурусе и в практике психологического консультирования устойчивые позиции заняли понятия личностной, гендерной, групповой, этнической, профессиональной, организационной идентичности. О научном интересе к раскрытию тайн феномена идентичности и идентификации свидетельствует, в частности, включение в программу XIV Европейского психологического конгресса (XIV European Congress of Psychology), проходившего в июле 2019 г. в Москве, симпозиума «Личностная идентичность в условиях многовекторных изменений в обществе» («Personal identity in the conditions of multi-vector changes in the society»). Участники дискуссии отмечали, что глобальные и разнонаправленные изменения в современном мире все более обостряют процессы идентификации личности, в которые активно вторгаются новые социальные, технологические процессы, обусловленные, в частности, вступлением человечества в эпоху диджитализации («digital technologies»). Исследователи, выступавшие на Конгрессе, отмечали, что новые явления идентификации констатируются при самопрезентации личности в виртуальном пространстве [5], при групповой рефлексии исторического опыта [6]. Возрастают риски усиления явлений социальной несостоятельности личности, отраженные эффектом «неподтвержденной» идентичности [7], кризисом гендерной идентичности [8].

Профессиональная идентичность врача: таинства становления

Понять феномен профессиональной идентичности врача — это, по меньшей мере, ответить на ряд вопросов, в частности: на каком этапе подготовки будущего специалиста она возникает; каким образом, под воздействием каких факторов, насколько интенсивно протекает этот процесс? Однако в поисках ответов долгое время не удавалось обнаружить значимой активности. Если рассматривать состояние данного тренда в целом в мировом научном пространстве, то следует отметить заметное внимание к проблеме личностного становления субъекта врачебного труда в зарубежных исследованиях. Особенно выражена попытка раскрыть истоки и механизмы формирования профессиональной идентичности на начальных этапах профессиогенеза. Например, профессиональную идентичность студентов медицинского вуза рассматривают как результат решения личностью сложных ценностных дилемм [9], как органичный сегмент личного пространства студента [10]. В этой связи нельзя не отметить некоторые российские работы [11]. В них профессиональная идентичность исследована в контексте повседневной практики молодого российского врача, реализующего клиническую деятельность в разных социальных пространствах (город федерального значения, малый город, село). Автор этих работ выделяет три типа профессиональной идентичности, в зависимости от преобладающей в сознании молодого врача центральной характеристики труда: «специалист-помощник» («врач — это помогающая профессия»); «специалист-эксперт» («врач — это специалист в определенной области медицины»); «специалист-ученый» («врач — это исследователь»; направленность субъекта на научную, академическую медицину).

Понятие «профессиональная идентичность» занимает, без преувеличения, центральное место в современной психологии труда, неся в себе целый спектр смысловых функций [12]. Отметим одну из них, значимую для

понимания сущностной составляющей компетентностного становления врача: профессиональная идентичность служит индикатором соответствия профессионала, его профессионального уровня и профессиональных достижений потребностям и запросам общества в области здравоохранения, а также требованиям профессионального сообщества, его корпоративной культуре [12]. Можно принять в качестве методологического ориентира исследований, раскрывающих сложность и многогранность психологических аспектов профессиогенеза личности врача, подход, согласно которому профессиональную идентичность рассматривают как сохранение самотождества личности в профессии [12]. Наряду с мотивационной сферой, профессиональная идентичность является детерминирующей инстанцией в формировании профессионализма врача.

С нашей точки зрения выраженную практическую значимость приобретает проблема рисков деструкции профессиональной идентичности, возникающих на разных этапах профессионального пути в виде специфических барьеров, разрешение которых способствует оптимизации процесса самоопределения в молодом возрасте и самореализации — в зрелые периоды жизни [13]. Делая профессиональный путь нелинейным, барьеры создают предпосылки для осмысления личностью векторов профессиональной карьеры, оберегают ее от стагнации, способствуют содержательному наполнению профессиональной идентичности. Барьеры персонифицируются, становясь индивидуально переживаемым событием, однако наши исследования показали, что есть и типичные барьеры, охватывающие весь профессиональный цикл в жизни врача. К ним, в первую очередь, относят профессиональные кризисы, преодоление которых сопровождает процесс самореализации личности в избранной сфере деятельности [14].

Первым барьером на пути в профессию является кризис оптации, когда молодой человек через борьбу мотивов, профессиональных предпочтений, создает профессиональный Я-образ и делает выбор в пользу врачебной деятельности. Этот кризис несет в себе мощный энергетический заряд: принятие решения («Я буду врачом») требует и принятия обязательств — готовить свои личностные ресурсы к вступлению в продолжительный и сложный процесс профессионального образования. Результатом преодоления первого психологического барьера становится формирование так называемой достигнутой профессиональной идентичности.

В преодолении последующих кризисов на профессиональном пути идентичность приобретает наполнение за счет развития профессиональной самооценки и трансформации Я-образа в профессиональную Я-концепцию. К нормативным, т. е. объективно существующим, кризисам в профессиональной карьере врача мы относим: кризисы первого и третьего курсов; кризис выбора предмета врачебного труда (период специализации); кризис вступления в должность (начало профессионального пути); кризисы квалификационных испытаний; кризис «завершения карьеры».

Вместе с тем профессиональный путь субъекта клинической деятельности наполнен барьерами, при которых возникают риски деструкции профессиональной идентичности. Это так называемые «сверхнормативные» и «экстраординарные» профессиональные кризисы. В качестве примера приведем один из таких барьеров, при котором сверхнормативный характер приобретает

типичный для поступательного профессиогенеза кризис вступления в должность. Он становится сверхнормативным или даже приобретает черты экстраординарного с высоким стрессогенным наполнением при вынужденной смене уже сложившимся, признанным профессионалом врачебной специализации, места работы. В частности, кризис такого вида субъект переживает при переходе от клинической деятельности к управленческой, при назначении врача на должность топ-менеджера лечебного учреждения [15]. Переживание этого кризиса сопровождается нередко фрустрацией профессиональной Я-концепции; ее начинает «теснить» новая формирующаяся идентичность: «Я как руководитель». Исследования показали: снижается интегральная самооценка «Я в настоящем» и завышается «Я в прошлом»; диагностируется недостаточно сформированный потенциал управленческих компетенций; активизируются малоконструктивные копинг-стратегии и др. [15, 16]. В определенной мере преодолению этого барьера способствует включение в программу дополнительного профессионального образования по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» курса «Психология управления в организациях здравоохранения». Лекции и практикумы, предлагаемые слушателям, акцентированы на задаче формирования психологических компетенций руководителя, соответствующих трудовым функциям специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, зафиксированным в профессиональном стандарте [17]. В самоотчетах и эссе курсантов, написание которых

предусмотрено в итоге обучения на кафедре общественного здоровья и здравоохранения факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Кубанского государственного медицинского университета, можно отметить позитивный сдвиг от состояния фрустированности к осознанию точек интеграции двух профессиональных идентичностей: «Я как врач» — «Я как руководитель».

ВЫВОДЫ

Профессиональная идентичность образует стержень самосознания личности, но этот стержень не монолитен. Он подвержен разного рода интервенциям, идущим из отрефлексированных личностью актуальных изменений, запросов, вызовов, происходящих как в социально-профессиональном пространстве ее бытия, так и во внутреннем мире врача как субъекта медицинского труда. Понимание содержательной сути барьеров, встающих перед специалистом на разных этапах жизненного и профессионального пути, является условием их успешного преодоления и поступательного движения по ступеням профессиональной карьеры.

Актуальность поднятой на симпозиуме проблемы обусловливает развитие исследований в этой области для поиска ответов на сформулированные вопросы: каким образом, под воздействием чего и насколько интенсивно формируются медицинские идентичности в современном обществе?

Литература

1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука-Аттикус, 2013; 192 с.

2. Лакан Ж. Изнанка психоанализа. М.: Логос, 2008; 272 с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2017; 608 с.

4. Молодыченко Е. Р. Идентичность и дискурс: от социальной теории к практике лингвистического анализа. Научно-технические ведомости Санкт-петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017; 8 (3); 122-30.

5. Ryabikina Z, Bogomolova K. Personal identity in the conditions existence virtualization. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2-5 July, 2019. Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, 2019; 20.

6. Berberyan A, Tuchina O. Historical experience and national identity in the era of globalization. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2-5 July, 2019. Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, 2019; 22-3.

7. Ryabikina Z, Makarevskaya Y. Unconfirmed identity as an indicator of social failure of personality. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2-5 July, 2019. Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, 2019; 24.

8. Ozhigova L. Crisis of a person's gender-based identity. Personal identity in the conditions existence virtualization. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2-5 July, 2019. Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, 2019; 26.

9. Binyamin G. Growing from Dilemmas: Developing a Professional Identity Through Collaborating Reflections on Relational Dilemmas. Advances in Health Sciences Education. 2018; 23 (1): 43-60.

10. Broadhead RS. The Private Lives and Professional Identity of Medical Students. London: Routledge, 2017; 140 p.

11. Галкин К. А. Поколенческая преемственность студентов врачей в контексте формирования профессиональной идентичности. Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2017; (13): 62-6.

12. Ермолаева Е. П. Взаимосвязь идентичности, востребованности и маргинализма профессионала в современном обществе. В книге: Обознов А. А., Журавлев А. Л., редакторы. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 7. М.: Институт психологии РАН, 2015; с. 11- 22.

13. Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития. Образование и наука. 2015; (1): 80-92.

14. Ясько Б. А. Организационная психология здравоохранения: персонал, лидерство, культура. Монография. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2013; 260 с.

15. Тхагалижокова Л. В. Отношение ко времени и психология жизненных и экзистенциальных кризисов. Материалы XXII Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». Москва: ПИ РАО, 2017.

16. Yasko BA, Kasarin BV, Rimmavi MH. Basics of administrative competence of a doctor-head as a subject in a post graduate education system. International Journal of Experimental Education. 2011; (1): 15-17.

17. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н. Доступно по ссылке: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71722794/.

References

1. Freud Z. Psihologija mass i analiz chelovecheskogo «Ja». SPb.: 10. Azbuka-Attikus, 2013; 192 s. Russian.

2. Lacan J. Iznanka psihoanaliza. M.: Logos, 2008. 272 s. Russian. 11.

3. Hjelle L, Ziegler D. Teorii lichnosti. SPb.: Piter, 2017; 608 s.

4. Molodichenko ER Identity and discourse: from social theory to practice linguistic analysis. Scientific and technical statements of

St. Petersburg state Polytechnic University. Humanities and social 12. sciences. 2017; 8 (3): 122-30.

5. Ryabikina Z, Bogomolova K. Personal identity in the conditions existence virtualization. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2-5 July, 2019. Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University 13. Press, 2019; 20.

6. Berberyan A, Tuchina O. Historical experience and national identity in the era of globalization. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2-5 July, 2019. Lomonosov 14. Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, 2019; 22-3.

7. Ryabikina Z, Makarevskaya Y. Unconfirmed identity as an indicator 15. of social failure of personality. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2-5 July, 2019. Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, 2019; 24. 16.

8. Ozhigova L. Crisis of a person's gender-based identity. Personal identity in the conditions existence virtualization. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019)

(2-5 July, 2019. Lomonosov Moscow State University, Moscow). 17. Moscow: Moscow University Press, 2019; 26.

9. Binyamin G. Growing from Dilemmas: Developing a Professional Identity Through Collaborating Reflections on Relational Dilemmas. Advances in Health Sciences Education. 2018; 23 (1): 43-60.

Broadhead RS The Private Lives and Professional Identity of

Medical Students. London: Routledge, 2017; 140 p.

Galkin KA Generational succession of medical students in the

context of formation the professional identity. Socio-economic

researches, humanities and law: theory and practice. 2017; (13):

62-6.

Ermolaeva EP. The relationship of identity, relevance and marginalization of the professional in modern society. In: A. A. Oboznov, A. L. Zhuravlev, editors. Actual problems of labor psychology, engineering psychology and ergonomics. Issue 7. M.: Institute of psychology RAS, 2015; 11- 22. Cimanuk EE, Devyatovskaya IV. Continuous education as a resource of overcoming of psychological barriers in the process of professional development. Education and science. 201 5; (1 ): 80-92.

Yasko BA Organizational psychology of health care: personnel, leadership, culture. Monograph. Krasnodar: Kuban. State. Un-t, 2013; 260 p.

Tkhagalegova LV. Treatment of time and psychology of life and existential crises. Book of Abstracts: XXII International Symposium "Psychological problems of meaning of life and Acme". Moscow: PI RAO, 2017; 294-5.

Yasko BA, Kasarin BV, Rimmavi MH. Basics of administrative competence of a doctor-head as a subject in a post graduate education system. International Journal of Experimental Education. 2011; (1): 15-7.

Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti organizacii zdravoohraneniya i obshhestvennogo zdorov'ja». Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 7 noyabrya 2017 g. # 768n. Dostupno po ssylke: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71722794/. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.