УДК 796.01
В. В. Пронин, Ю. Т. Ревякин, А. С. Ситников
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
В статье предпринята попытка отождествления современного футбола в процессе состязательной деятельности во всем его многообразии: от профессионального спортивного менеджмента до внутрифутбольных и околофутбольных сегментов массовой культуры, в которых болельщики являются составной и неотделимой его частью. Авторами рассматривается субкультурный феномен - конструктивный суппорт - как инструмент положительного воздействия болельщицкой поддержки на состязательный результат непосредственно во время футбольного матча. При этом совокупность обозначенных компонентов спортивного процесса формирует качественно новый механизм его стейкхолдеров.
Ключевые слова: профессиональный футбол, массовая культура, футбольная и околофутбольная субкультуры, конструктивный суппорт, комплексное моделирование социокультурных объектов и отношений, стейкхолдеры современного спортивного процесса.
На рубеже второго и третьего тысячелетий человеческой истории в современной социальной практике оформилось, по мнению К. Айзенберг, качественно новое явление профессионального спорта - глобальный культурный феномен [1, с. 91]. Это утверждение справедливо и по отношению к футболу как виду спортивного состязания, имеющего самый большой в мире состав его участников -спортсменов и зрителей. По заявлению президента ФИФА Й. Блаттера, общее количество игроков в мире в мае 2004 г. составило 250 млн человек, что соответствует 4,1 % населения Земли [2, с. 10].
Зрительская аудитория спортивных болельщиков при этом включает в себя как фанатов на стадионах непосредственно во время футбольных матчей, так и зрителей всемирной телевизионной сети, рост которой подтверждается статистическими данными телевизионных включений. По информации маркетингового агентства «Futures + Entertainment» - официального партнера ФИФА, количество телезрителей во время чемпионата мира в Корее - Японии в 2002 г. составило 28,8 млрд человек, а чемпионата мира 2010 г. в ЮАР - уже около 40 млрд. Показательно статистическое утверждение, что каждый финальный матч сборных стран -участников мировых первенств: 1998 г. (Франции - Бразилии), 2002 г. (Бразилии - Германии), 2006 г. (Италии - Франции), 2010 г. (Голландии -Испании) смотрели более 700 млн телезрителей, а это, в свою очередь, позволяет утверждать, что современный профессиональный футбол представляет собой широкий спектр поливалентных социокультурных отношений. Следовательно, появляется возможность рассматривать футбольный культурный феномен (далее - ФКФ) предметом наших исследований как составную часть субкультурного пространства, развивающуюся на основе современного футбола.
Настоящее исследование выстраивалось из следующих рабочих гипотез:
- футбольный культурный феномен выступает в постиндустриальном пространстве массовой культуры как явление саморазвивающихся социальных моделей спортивного и культурного процессов;
- зрители-болельщики, профессионально подготовленные, могут своими действиями оказать положительное влияние на состязательный результат спортивного мероприятия;
- институциолизация социокультурных субъектов ФКФ осуществляется на множестве интересов участников спортивного соревнования («стейкхолдеров»), формирующих положительный спортивный результат.
Особого внимания в рамках исследования ФКФ заслуживают научные работы, посвященные непосредственно футболу как спортивной дисциплине. Однако следует признать, что эти исследования в большей части проведены педагогами и тренерами спортивных учреждений и имеют своим предметом изучение педагогических и физиологических аспектов организации воспитательной работы и подготовки детей по спортивным специальностям.
За последние годы, начиная с 2006 г., появился целый ряд работ, посвященных различным футбольным аспектам:
- истории футбола (С. В. Бутов, В. О. Назаров);
- общей теории футбола (М. Д. Товаровский, Б. Г. Чирва);
- футболу в сфере культуры (Истрате Петру,
Н. И. Свистунова, С. А. Халеева, В. А. Киселев);
- моделированию футбола (А. Н. Туганов, А. Г Плахов, Ю. Г Цубан, О. Г Савченко);
- профессиональному статусу футболиста (А. Н. Катулин, А. В. Портнов, С. А. Тукманов);
- методологии и методики развития футбола (Г. М. Гаджиев, В. И. Карпенко, Д. В. Никитин);
- авторитету тренера-преподавателя (Ю. Д. Ушхо);
- организации тренировочного процесса (Ю. В. Кольвах, Г С. Лалаков);
- соревновательной деятельности (Гидара Са-бер бен Шадли, А. Н. Грукаленко, Мануэль Лиш-боа Тейшейра Каутинью Гарриду, Г. С. Орлов, М. Ю. Гришин, Л. В. Слуцкий);
- развитию физических качеств футболистов (Г. А. Аладашвили, Бен Саид Нуреддин Бен Мох-тар, Д. О. Булыкин, В. Е. Даев, Мехди Джамиль Салех, А. С. Лобов, Г. Л. Маневич, В. Р. Мильруд, И. Н. Новокшенов, Г. Н. Семаева, С. В. Титовец, С. Т. Хачатрян);
- реабилитации футболистов (В. М. Биткин, Со-ниа Мариа Бордин, Фади Мастов, Чан Куок Туан, А. И. Шамардин);
- селекционному отбору, игровой ориентации и специализации футболистов (А. П. Золотарев, Си-рак Хабтемариам Келелау);
- работе с резервом профессионального футбола (А. А. Сучилин);
- судейской деятельности в футболе (А. В. Шибаев, П. Н. Кулалаев, А. Д. Будогосский);
- профилактике футбольного хулиганизма (А. А. Мейтин, Д. Пилипенко);
- менеджменту и маркетингу в современном футболе (В. Н. Алексеев, А. В. Тукманов).
Результаты литературного обзора позволяют констатировать - философское осмысление процессов вокруг футбола и внутри его в сегодняшней практике ограничивается лишь анализом око-лофутбольной субкультуры, основанной на интересах небольшой группы футбольных фанатов и хулиганов (В. А. Викторов, Т. Ю. Дельцова, А. М. Ил-ле, Л. Е. Козлов, В. С. Козлова, Е. В. Платова, Э. Р. Са-лахетдинов и др.).
Обзор публикаций в российских СМИ и Интернете на тему околофутбольной субкультуры и других молодежных неформальных движений убедительно демонстрирует рост интереса к ним. При этом важно отметить, что только за пять лет (с 2005 по 2009) в сто раз вырос объем тематических электронных страниц и составил более 9 млн информационных сайтов, таких как «футбольные фанаты» и 823 тыс. - «молодежные неформальные объединения (субкультуры)». И это только в одной российской поисковой системе «Яндекс»! Аналогичный поиск в системе «Google» предлагает для изучения сайты «soccer fan’s» в объеме 65 млн 400 тыс. электронных страниц, на которых эти конструкты упоминаются.
По мнению английского писателя Ника Хорн-би, страты футбольных хулиганов в английской премьер-лиге составляют не более 5 % от общего числа зрителей, посещающих стадионы, и не отражают всего спектра социальных явлений, направленных на установление системы взаимодействия спорта с другими видами деятельности общества, которые формируют новое пространство
массовой культуры [3, с. 12]. При этом необходимо все же отметить, что философский, а тем более культурологический взгляд на процессы, определяющие базисные основы этих социокультурных явлений в научной практике, в изучаемых исследовательских работах нами замечен не был.
Важно отметить, что современным научным сообществом серьезное внимание уделяется аспектам управления социокультурными процессами, происходящими в профессиональном спорте. Примеры такого исследования представлены в работах кувейтского ученого Х. Аль-Мекайми, который предпринял попытку системного осмысления некоторых факторов, действующих на уровень посещаемости зрителями футбольных матчей в различных странах, и в первую очередь в странах Персидского Залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне и ОАЭ). Ключевыми факторами, по мнению Аль-Мекайми, влияющими на рост/уменьшение зрительской аудитории, являются: слабый футбольный клубный менеджмент; недостаточное финансовое обеспечение клубной инфраструктуры; неразвитость самой инфраструктуры; недостаточная профессиональная квалификация игроков и тренеров [4].
Анализ посещаемости стадионов элитных первенств Европы за период с 2001 по 2007 г. показывает, что в целом интерес к национальным чемпионатам остается достаточно высоким. В сезоне 2006/07 г. валовая посещаемость в Англии, Германии и Испании преодолевала планку в 11 млн зрителей (в Англии - 12,2; Испании - 11,62; Герма -нии - 11,47). При этом следует отметить, что в Англии это самая низкая посещаемость за последние шесть сезонов (самая высокая - 13,06 млн зрителей была в сезоне 2001/02 г.).
За этот же период Испания и Германия имеют устойчивый рост зрителей, посещающих футбольные поединки. Только за шесть сезонов футбольных первенств испанской Примеры и германской Бундеслиги количество зрителей увеличилось соответственно на 1,72 и 1,75 млн человек.
Те же тенденции роста посещаемости зрителей прослеживаются на матчах футбольного первенства Франции (Лига 1). Если в сезоне 2001/02 г. количество зрителей на национальном первенстве составило 4,27 млн человек, то в сезоне 2006/07 г. число болельщиков было уже 8,31 млн. Исключением стал лишь сезон 2005/06 г., когда наступил провал в динамике роста. Посещаемость тогда составила 5,22 млн зрителей.
Сложнее дело обстоит с динамикой посещаемости в итальянском чемпионате «Серия А». Статистические данные показывают падение посещаемости домашних матчей итальянского первенства в течение последних двух сезонов (2005/06 г. - до
8,33 млн зрителей и 2006/07 г. - до 6,92 млн зрителей). Это снижение вызвано не столько уменьшением привлекательности итальянского футбола, сколько теми ограничительными мерами, которые предприняло руководство Федерации футбола в Италии с целью приостановить разгул хулиганства на футбольных полях. Однако итоговые статистические результаты посещаемости «скудетто» итальянскими «тиффози» не в полной мере отражают истинный уровень развития футбола в Италии. Достаточно отметить, что именно в 2006 г. сборная Италии по футболу стала чемпионом мира, а миланский «Милан» - лучшей европейской командой в Лиге чемпионов сезона 2006/07 г., а в конце 2007 г. - лучшим футбольным клубом мира.
Пример с чемпионатом «Серия А», являясь исключением из правил, лишь подтверждает справедливость термина «посещаемость» в качестве
основного критерия определения интереса к футбольным матчам.
Представленная сравнительная динамика посещаемости домашних матчей элитных европейских чемпионатов позволяет утверждать, что в Европе во второй половине ХХ в. сформировались достаточно крупные болельщицкие страты. Это стало возможным прежде всего за счет целого комплекса мер УЕФА - организационных, административных, правовых и т. п., что привело к формированию на стадионах новой среды, позволившей привлечь на футбольные матчи женщин и детей. Практически во всех ведущих европейских футбольных первенствах начиная с середины 1980-х гг. происходит значительный рост как валовой за сезон, так и средней посещаемости за матч.
На рис. 1 приведена сравнительная динамика посещаемости элитных чемпионатов Европы и России.
15
12
Англия 13,06 Англия 13,0
Англия13,0 Англия 12,79
„Англия 12,12 Англия 12,12
Испания 9,51
Германия11,7^_____________- германия11,47
....... 1П~1 | ■ и Й\г,
Геомания 10 11 Испания 1""" ■ 11,41 Испания 11,54
г—.ни.п0 71 Г Щ ' Щ ПГермания 10,38
Германия 9,3^^^галия?^^^^^^ Франция8,31
Италия 7,5^^^ Франция 7,57 Й
п— мТОПмд7.13 —Гт^ ^ ш. Италия
Италия 7,/b "U-* — ■••••О"х
JD-- Франция7,1 х Италия6да
и Франция 6,49 у
„" гг
Франция 5,22
Франция4,28
13-----— _____________в-------------н------------в-------------в
Россия2,97 россия2,51 Россия2,69 Россия2,71 Россия2,67 Россия2,89
Англия
■ Германия
■ Испания
■ Италия
■ Франция - Россия
2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Сезоны футбольных первенств
Рис. 1. Сравнительная динамика посещаемости элитных чемпионатов Европы и России (2001-2007)
Главной особенностью развития российских чемпионатов по футболу является то обстоятельство, что в начале 1990-х гг. в России этот вид спорта начал складываться в новых политических и экономических условиях, что позволило сформировать зрительскую аудиторию с ярко выраженным восходящим трендом.
На рис. 2 показана сравнительная динамика посещаемости зрителями спортивных стадионов России с 1992 по 2008 г., которая отражает положительную тенденцию роста валового объема количества российских зрителей на футбольных матчах за указанный период времени, а также динамику роста средней посещаемости стадионов за игру.
----□-----Валовый объем
зрителей, млн чел.
• Средняя посещаемость стадионов за матч, тыс.1
Сезоны чемпионатов России по футболу (премьер-Лига)
Рис. 2. Сравнительная динамика посещаемости стадионов на Чемпионатах России по футболу (1992-2008)
9
6
3
0
Статистические данные, собранные авторами в процессе исследования, позволяют не только систематизировать полученный научный материал по проблемам ФКФ, но и рассматривать механизм формирования положительного состязательного результата на основе профессионально организованных действий подготовленной группы болельщиц-кой поддержки, которую мы будем называть конструктивным суппортом (далее - КС).
Формирование КС как социокультурного элемента в рамках футбольной субкультуры потребовало изучения социальных явлений с помощью инструментария прикладного системного анализа, позволяющего построить практическую модель управления «проблемной ситуацией» на принципах улучшающего вмешательства.
Осмысление состояний и тенденций развития ФКФ в контексте массовой культуры требует системного представления его как социокультурного объекта:
- моделирование спортивных процессов организации, состава и структуры ФКФ;
- формирование КС как инструмента достижения положительного спортивного результата;
- формирование системы управления футбольным социумом в пространстве массовой культуры.
Социализация и глобализация современного профессионального футбола, всего того, что его окружает, а также всех процессов его развития в состязательном игровом поле формируют качественно иной социокультурный уровень философско-социологических исследований в области физической культуры и спорта. Именно эта социальная основа, по утверждению М. Я. Сарафа, и обеспечивает становление: а) «новой спортивно-гуманистической идеологии, способной дать системную картину спорта в современной культуре» [5, 6], и б) новых стандартов в социуме постиндустриального общества: сфере идеологии, психологии, культурологии, этики и т. п.
Список литературы
1. Айзенберг К. Футбол как глобальный феномен. Исторические перспективы / пер. с нем. Л. Кортуновой // ЛОГОС. 2006. № 3. С. 93-103.
2. Блаттер Й. Семья ФИФА (из отчета на 54-м очередном конгрессе ФИФА в Париже в мае 2004 г.) // Индустрия футбола. 2004. № 3.
С. 6-13.
3. Хорнби Н. Футбольная горячка: роман / пер. с англ. А. Соколова. М.: Иностранка, 2003. 335 с.
4. Almekaimi H. The effect of soccer organizational structure in Kuwait and other Gulf countries on the relationship between attendance and soccer team performance. University of Minnesota, 2005. 197 p.
5. Круглый стол журнала «Теория и практика физической культуры» совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6.
6. Загревский В. И. Моделирование как метод научного познания двигательных действий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 2 (11). С. 11-14.
Пронин В. В., соискатель, председатель Совета директоров ООО «Айрис-технолоджи». Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Ревякин Ю. Т., кандидат педагогических наук, профессор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Ситников А. С., кандидат технических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.03.2012.
V. V. Pronin, Y. T. Revyakin, A. S. Sitnikov PROFESSIONAL FOOTBALL AS A CULTURAL PHENOMENON OF MODERN SOCIETY
In the article an attempt to identification of modern football in the process of competitive activity in all its diversity from professional from professional sports management to intra football and by football segments of mass culture, in which fans are an integral and inseparable part of it. The authors consider sub-cultural phenomenon - constructive support - as a tool for positive influence of fan’s support on emulative results directly during a football match. In this case the set of identified components of the sports process creates a new mechanism for its stakeholders
Key words: mass culture, football and by-football subcultures, a constructive support, complex modeling sociocultural objects and relations, stakeholders of modern sports process.
Pronin V. V.
Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Revyakin Y. T.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Sitnikov A. S.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]