Научная статья на тему 'Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий'

Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3248
886
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СУБДИСКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЖАНР / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / PROFESSIONAL DISCOURSE / PROFESSIONAL SUBDISCOURSE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / GENRE / STYLE OF THINKING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голованова Елена Иосифовна

Анализируется соотношение понятий «профессиональный дискурс», «профессиональный субдискурс» и «жанр профессиональной коммуникации». Автор дает определение профессионального дискурса и утверждает, что каждая его разновидность характеризуется наличием определенной системы жанров, которые выступают средствами организации и формализации социального взаимодействия в рамках той или иной профессиональной среды. Выделены два базовых в рамках профессиональной деятельности дискурсивных формата (теоретический и практический) и один дополнительный (наивный), представленный в тех областях, где осуществляется взаимодействие «специалист неспециалист».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of concepts "professional discourse", "professional discourse" and "professional communicative genre" correlation. The author defines the professional discourse and argues that each variety is characterized by the presence of a specific system of genres, which means organization and formalization of social interaction within a professional environment. The two basic as a part of the professional activity of discursive formats (theoretical and practical) and one optional (naive) submitted in those areas where interaction specialist is a layman are pointed out.

Текст научной работы на тему «Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий»

их значительное распространение и структурно-семантическое разнообразие обусловливает целесообразность и необходимость их дальнейшего изучения.

Список литературы

1. Крысин, Л. П. Русское слово, свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М., 2004. 888 с.

2. Немченко, В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984. 255 с.

3. Плунгян, В. А. Общая морфология. Введение в проблематику. М., 2010. 384 с.

4. Попова, Т. В. Графодеривация: варьирование слова или словообразование? // Предложение и слово. Кн. 2 : материалы IV

Междунар. науч. семинара «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка». Саратов, 2010. С. 196-206.

5. Попова, Т. В. Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа ХХ-ХХ1 вв. // Лингвистика креатива : коллект. моногр. Екатеринбург, 2009. С. 147-176.

6. Улуханов, И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996. 234 с.

7. Улуханов, И. С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка. М., 2010. 320 с.

8. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 2009. 312 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292).

Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 32-35.

Е. И. Голованова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС, СУБДИСКУРС, ЖАНР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Анализируется соотношение понятий «профессиональный дискурс», «профессиональный субдискурс» и «жанр профессиональной коммуникации». Автор дает определение профессионального дискурса и утверждает, что каждая его разновидность характеризуется наличием определенной системы жанров, которые выступают средствами организации и формализации социального взаимодействия в рамках той или иной профессиональной среды. Выделены два базовых в рамках профессиональной деятельности дискурсивных формата (теоретический и практический) и один дополнительный (наивный), представленный в тех областях, где осуществляется взаимодействие «специалист - неспециалист».

Ключевые слова: профессиональный дискурс, профессиональный субдискурс, профессиональная коммуникация, жанр, стиль мышления.

Разработка типологии профессиональных дискурсов, субдискурсов, жанров профессиональной коммуникации относится к числу наиболее перспективных направлений когнитивного терминоведения как особой, интенсивно развивающейся области современного научного знания, которая находится на стыке лингвистики, науковедения, теории информации, логики, философии и всего комплекса специальных областей знания и деятельности.

Под профессиональным дискурсом мы

предлагаем понимать вербально опосредованную коммуникацию как процесс контролируемого взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, характеризующийся определенным комплексом норм, стереотипов мышления и поведения.

Профессиональный дискурс представляет собой род институционального, или социально-ориентированного, дискурса. Количество разновидностей профессиональных дискурсов соответствует количеству выделяемых про-

фессиональных сфер деятельности. В соответствии с таким пониманием разграничиваются, например, медицинский, педагогический, юридический виды профессионального дискурса, а также их частные разновидности (субдискурсы): в медицинском - фармацевтический, клинический и др.; в педагогическом - учительский, академический и др.; в юридическом -судебный, законодательный и др.

Внутри каждого из видов профессионального дискурса (частных или общих) возможно разграничение дискурсивных форматов, определяемых доминантным типом (стилем) мышления.

В большинстве случаев представляется возможным выделить два базовых формата (в рамках общения «специалист - специалист»): теоретический, основанный на рационально-логическом мышлении, и практический, связанный с особенностями интуитивно-образного мышления, опирающегося на чувственно-перцептивное восприятие объектов окружающего мира. В некоторых разновидностях дискурса (например, в медицинском, юридическом, экономическом), где возможно общение «специалист - неспециалист», эти два основных формата дополняются наивным (обыденным) форматом, для которого характерно взаимодействие профессиональных и обиходно-бытовых представлений.

Следует отметить, что в современных условиях мы наблюдаем активный процесс взаимодействия названных дискурсивных форматов, что объясняется, по-видимому, усложнением профессионального знания, непрерывной интеграцией различных областей деятельности. Так, например, происходят изменения в характере научной коммуникации. Одной из ее конститутивных черт, как известно, считается стремление к объективности, предпочтение рационально-логических форм познания и объективации знания интуитивному познанию, основанному на чувственно-перцептивном, обыденном опыте человека. Между тем в последние десятилетия все чаще в коммуникации ученых встречаются примеры обращения исследователей к своему личному опыту, не связанному с профессиональной деятельностью, и даже к фактам их частной жизни, рассматриваемым под научным углом зрения [2].

Осознание участниками научной коммуникации ценности индивидуального опыта и повышенный интерес к собственному «я» на языковом уровне проявляется в широком ис-

пользовании личных местоимений первого лица, соответствующих форм притяжательных местоимений и проч. Об изменении в целом тональности научных работ можно судить и по получающим все большее распространение интровертным посвящениям, являющимся па-ратекстовыми единицами в составе монографий (например: «Светлой памяти моего мужа», «Моей семье», «Моему другу») [1]. Полимодальность современного научного дискурса позволяет рассматривать его как вербализацию сложных когнитивных процессов, в которых тесно переплетаются рационально-логические знания и представления с отрефлексированны-ми результатами обыденного, интуитивного, межличностного опыта исследователя.

Каждая разновидность профессионального дискурса отличается определенной системой жанров, которые выступают средствами организации и формализации социального взаимодействия в рамках профессиональной области.

Проблема жанровой дифференциации профессиональных дискурсов является весьма важной для современной теории профессиональной коммуникации. Решение этой проблемы затруднено непроясненностью самого понятия «жанр» [3-5], отсутствием исчерпывающего списка профессиональных ситуаций, требующих специального речевого оформления, неопределенностью подходов к выделению типов и разновидностей профессиональных дискурсов.

Профессиональная коммуникация - это такая разновидность общения, которая характеризуется наличием надситуативных целей, общностью знаний и восприятия коммуникантов, стереотипностью ситуаций общения. Главное отличие профессиональной коммуникации от других разновидностей коммуникации (бытовой, семейной, фольклорной и так далее) состоит в том, что она изначально включена в контекст профессиональной деятельности. Поэтому характеристики профессиональной коммуникации определяются содержанием самой профессиональной деятельности как таковой.

Важнейшими категориальными признаками профессиональной деятельности выступают ее целенаправленный характер, результативность и общественная значимость. Помимо названных, выделяются такие характеристики профессиональной деятельности, которые обусловлены ее связью с главным источником и производителем, а именно - профессиональным деятелем. Такими признаками служат:

активный характер профессиональной деятельности (направленное обращение энергии деятеля в реальное действие); интенциональ-ность (наличие у деятеля намерения совершать действия), контролируемый характер (способность деятеля контролировать процесс реализации своего намерения для получения предполагаемого результата).

Необходима непротиворечивая и обладающая объяснительной силой концепция жанров профессиональной коммуникации, на основе которой возможно создание соответствующей жанровой типологии. Осуществить эту серьезную научную задачу можно лишь в том случае, если будут выявлены значимые параметры ситуаций профессионального общения.

На наш взгляд, наиболее важными являются следующие параметры: цель и мотивы общения; статусно-ролевые характеристики коммуникантов; модальность, или тональность [6], общения (официальное, нейтральное, дружеское); способ коммуникации (устный / письменный, контактный / дистантный).

Цели общения в рамках профессиональной деятельности подчинены задачам самой профессиональной деятельности (создание, сохранение, обработка и переработка, трансляция информации, оптимальная организация взаимодействия в процессе деятельности, оценка деятельности для повышения ее эффективности, поддержание кооперативных и корпоративных характеристик деятельности). Вслед за Т. В. Шмелевой многие исследователи выделяют следующие жанры: информативные, императивные, оценочные, этикетные.

Учет статусно-ролевых характеристик общающихся предполагает дифференциацию, как минимум, трех типов взаимодействия, выделение которых связано с противопоставлением «горизонтальных» отношений коммуникантов (то есть равных по статусу) и «вертикальных» отношений (вышестоящий - нижестоящий в системе и наоборот).

К настоящему времени наиболее изучены разновидности официального и нейтрального общения, в то время как неофициальное или полуофициальное, дружеское общение в среде специалистов практически не исследовано. Кроме того, названные виды общения - по степени изученности - четко соотносятся со способами коммуникации. Так, письменные жанры профессиональной коммуникации изучены лучше, чем устные (в частности, разговор, беседа, собеседование, консультация,

доклад, прием посетителей, деловой спор, выступление). Относительно изученными можно признать особенности таких жанров, как деловой телефонный разговор, учебная и публичная лекция, урок, экзамен и некоторые другие. Интерес представляют как строго регламентированные, ритуализованные формы коммуникативного взаимодействия, например, защита диссертации, выпускной квалификационной работы, так и жанры, допускающие относительную свободу (практическое занятие, семинар, конференция, научная дискуссия).

Письменные жанры традиционно рассматриваются в рамках регламентированной деловой среды, где выделяются три общих коммуникативных разряда, связанных с достижением определенных целей: организационно-распорядительная, финансовая и производственно-хозяйственная документация. Для каждой из них характерны самостоятельные системы жанров:

1) организационно-распорядительные жанры: приказ, распоряжение, уведомление и др. (цель - управление действиями; предписывающий характер); представление, служебная записка, докладная записка, объяснительная (цель -регулирование отношений, решение практических вопросов, нейтральный характер); справка, протокол, стенограмма (цель - констатация фактов, информативный характер);

2) финансовые: авансовый отчет, накладная, платежное поручение, приходный ордер, платежная ведомость, сводный баланс, смета и т. п.;

3) производственно-хозяйственные: опись, требование-заказ и др.

Особую разновидность составляют специфические жанры в пространстве конкретной профессиональной сферы. Например, индивидуальный план-отчет преподавателя, программа курса, экзаменационные билеты, учебно-методический комплекс и подобное - в профессиональной деятельности преподавателей вуза. История болезни, листок нетрудоспособности, рецепт, направление на лечение, направление на анализы, выписной эпикриз и прочее - в медицинской сфере. Технические условия, инструкция, техпаспорт, спецификация, расчет -в производственно-технической сфере.

Будучи «вербальным оформлением типической ситуации социального взаимодействия людей» [7. С. 11], речевой жанр привносит в речь и коммуникацию не только системность, стандарт и семиотическое начало (по Э. Бенве-нисту), но и выступает гибкой категорией живого общения.

С помощью жанровой дифференциации в сфере профессиональной коммуникации возможно установить существующие границы «горизонтов ожидания» для адресатов речевых произведений и сформированные в языке модели построения для субъектов речи.

Список литературы

1. Голованова, Е. И. Посвящение как жанр научного дискурса // Жанры речи : сб. науч. тр. Вып. 6. Жанр и язык. Саратов, 2009. С. 295-306.

2. Голованова, Е. И. Эгоцентрический стиль в современной научной коммуникации // Челяб. гуманитарий. 2012. № 4 (21). С. 33-37.

3. Дементьев, В. В. Теория речевых жанров. М., 2010. 600 с.

4. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. 477 с.

5. Месеняшина, Л. А. Деловой стиль // Русский язык для делового общения. Челябинск, 1996. С. 9-72.

6. Седов, К. Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопр. стилистики. 1998. Вып. 27. С. 23-32.

7. Шмелева, Т. В. Жанроведение? Генри-стика? Генология? // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007. С. 62-67.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292).

Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 35-38.

И. Ю. Голованова

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ДИСКУРСА КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПОЗНАНИИ

Рассматривается процесс стереотипизации современного дискурса, что находит отражение в разных сферах жизни общества: массовой культуре, профессиональной среде, образовании; приводится анализ результатов когнитивного анализа письменных творческих работ студентов, подтверждающий изменения, происходящие в массовом сознании.

Ключевые слова: ценностные приоритеты, современный дискурс, стереотипизация, когнитивный анализ.

Изменения в социально-экономическом развитии общества обусловливают деформацию сложившихся национально-культурных традиций, определяют иные духовно-нравственные приоритеты, интеллектуальные ценности, формируют ментальные стереотипы, которые продуцируют соответствующий тип интеллектуальной деятельности членов социума. Жизнь индивида в социуме представляет собой совокупность коммуникативных практик, в основе которых процессы понимания, адекватной интерпретации информации, вербальной реализации собственных мыслей. «Включенность» отдельной личности в социальную коммуникацию обеспечивается усвоением рациональных схем такой деятельности, формированием

своеобразных унифицированных когнитивных процессов.

Доминирующим типом современного социального устройства является система массовой культуры, именно она определяет коммуникативно-культурные стереотипы, соответствующий тип ментальной деятельности. Как отмечает В. И. Карасик, характеризуя коммуникативные нормы современной массовой культуры («стандартизованного циркулирования специфически преобразованных ценностей, внедряемых в широкие массы» [4. С. 18]), коммерческий, товарный смысл массовой культуры обусловливает потребность в создании рыночной среды, формировании определенных потребностей, наличие специально подготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.