Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные задачи / дошкольный возраст / экология / природа / экологические культура / экологическое воспитание / professional tasks / preschool age / ecology / nature / ecological culture / ecological education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлычкова Дарья Сергеевна

В статье рассматриваются профессиональные задачи экологического воспитания дошкольников. Анализируются эффективность общеобразовательной системы экологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TASKS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with the professional tasks of ecological education of preschool children. The effectiveness of the general education system of environmental education is analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

VII Международная научно-практическая конференция

школьников и соответствует тем принципам формирования УМК, которые предъявляют современные методисты.

Недостатком данного УМК мы считаем количество его компонентов, поскольку в данном случае не учитывается фактор финансовой доступности. В качестве выхода мы видим объединение материалов для самостоятельной работы в одно более крупное пособие или же мультимедийный интернет-ресурс.

Современная жизнь все больше переходит в виртуальное пространство, и перенос туда части материалов для самостоятельной проработки навыков коммуникативной компетенции мог бы стать дополнением к традиционной структуре компонентов УМК: это также помогло бы быстрее актуализировать тематику уроков, поскольку не требовало бы временных затрат на верстку и печать новой версии пособий.

Библиографический список:

1. Андреасян И. М., Маслов Ю. В. Каким быть УМК по иностранному языку для средней школы // Вюник Чершпвського нащонального педагопчного ушверситету. Сер. Педагопчш науки. - 2014. - № 119. - с. 141-143.

2. Горлова Н. А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным. языкам // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - с. 19-27.

3. Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (Лингводидактические основы). - М.: ВК, 2012. — 336 с.

4. Хасанова О. В., К. А. Шепелева

УДК 37

Шлычкова Дарья Сергеевна Shlychkova Darya Sergeevna

Магистрант

Undergraduate

Белгородский государственный университет Belgorod State University Воспитатель Caregiver

МБДОУ детский сад комбинированного вида №48 г. Белгорода MBDOU kindergarten of the combined type No. 48 of Belgorod

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

PROFESSIONAL TASKS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF

PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация: В статье рассматриваются профессиональные задачи экологического воспитания дошкольников. Анализируются эффективность общеобразовательной системы экологического воспитания.

Abstract: The article deals with the professional tasks of ecological education of preschool children. The effectiveness of the general education system of environmental education is analyzed.

Ключевые слова: профессиональные задачи, дошкольный возраст, экология, природа, экологические культура, экологическое воспитание.

Key words: professional tasks, preschool age, ecology, nature, ecological culture, ecological education.

В дошкольном возрасте закладываются внимательное отношение к природе, осознание важности ее защиты, формирование экологической культуры и экологического сознания. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями стоит важная задача формирования экологической культуры и экологической сознательности подрастающего поколения. Согласно ФГОС ДО, педагогические условия для реализации экологического просвещения должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в области экологии в контексте их эмоционального благополучия и положительного отношения к окружающей среде [2, с.15].

VII Международная научно-практическая конференция

Социально-политические и экономические проблемы современного общества побудили школу пересмотреть ряд педагогических позиций, чтобы переосмыслить некоторые аспекты научно-теоретической и практической образовательной системы: не отказываясь от предыдущих результатов в этой области, мы вынуждены модифицировать учебный процесс. В соответствии с концепцией развития школы центральное место в системе образования занимает формирование экологической культуры учащихся, которая заключается в ответственном отношении:

- природе (экология природы);

- для себя как неотъемлемой части природы (экология здоровья);

- к окружающему миру, к окружающим живым существам (экология души).

В школе создана особая образовательная система. Накоплен положительный опыт экологического воспитания школьников, совместной деятельности школьных учителей и родителей, разработана система дополнительного образования на базе школы. Необходимо объединить совокупный положительный опыт в единую систему, которая сделает образовательный процесс непрерывным и, следовательно, более эффективным [1, с.35].

Низкая эффективность общеобразовательной системы экологического воспитания подрастающего поколения обусловлена рядом причин:

- низкая эффективность и результативность деятельности образовательных учреждений, в том числе профессиональных;

- отток профессиональных педагогических кадров для обеспечения учебного процесса в образовательном учреждении;

- семейный кризис и семейное воспитание;

- программное обеспечение.

Основная задача экологического воспитания - повышение экологической культуры населения, уровня образования и профессиональных навыков и знаний в области экологии. В соответствии с «Экологической доктриной»,

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» провозглашается установка о «государственной поддержке экологизации гражданского общества».

Экологическое воспитание дошкольников и молодежи - сложная система, направленная на:

- приобщение подрастающего поколения к культуре взаимодействия с природной и социоприродной средой, базирующейся на экологических ценностях;

- содействие становлению и развитию ребенка, подростка и молодого человека как субъекта культуры во взаимодействии с природой и социумом [2, с.34].

Основные задачи процесса экологического воспитания:

1. Воспитание у детей и молодежи нового экологического сознания, основанного на человеческом и ценностном отношении к природе.

2. Развитие навыков, умений и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с внешним миром.

3. Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой -естественной и социальной, основанной на духовно-нравственных ценностях.

4. Развитие эмоционально-сенсорной сферы, эмпатии, морально-эстетического отношения к окружающей среде.

5. Создание условий для формирования и реализации ребенком творческой личностной позиции, активной в природоохранной деятельности, доступности для самостоятельных производственных решений в ситуациях морального и экологического выбора.

Важно научить ребенка уважать природу, как можно раньше ценить ее и объяснять, зачем она нужна. Большую часть этой работы выполняют работники дошкольных учреждений, где дети проводят большую часть своего времени. Немаловажным фактом является участие в этом процессе родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Поэтому большое количество людей разного возраста будет вовлечено в проблему защиты окружающей среды [3, с.72].

VII Международная научно-практическая конференция

Экологическое образование школьников и дошкольников - неотъемлемая

часть образования. На каждом этапе учителя используют разные формы подачи материала и формы обучения, соответствующие психоэмоциональному и физическому развитию детей.

В настоящее время назрела объективная необходимость в разработке комплексных программ экологического воспитания, основанных на логике единства целей образования.

Библиографический список:

1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепнина. - Учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. - М.: Владос, 2011. - 240 с.

2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская // Начальная школа. - 2012. - №2 6. - с. 34-38.

3. Гребенюк Г.Н. Экология для младших школьников / Г.Н. Гребенюк, Н.А. Иванова, Е.С. Овечкина. - Тюмень, 2015. - 73 с.

УДК 316

Боженов Сергей Андреевич Bozhenov Sergey Andreevich

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.