Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике'

Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3628
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОФЕССИЯ / СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ / ДЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОФЕССИИ / JOURNALISM / PROFESSION / STANDARD / OCCUPATIONAL ROLE / PROFESSION DESTRUCTURISATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тулупов Владимир Васильевич

В статье рассматриваются профессиональные стандарты и профессиональные роли журналистов, а также процессы, связанные с деструктуризацией профессии. Автор статьи считает, что созданные профессиональные стандарты журналистской деятельности позволят упорядочить систему трудовых отношений в отрасли, способствовать поддержанию культуры и общего высокого уровня в журналистской среде, избежать развития цинизма, критикантства, агрессивного подхода к объекту и субъекту описания со стороны журналистов. Автор останавливается на базовых трудовых функциях журналиста, обращается к специфическим особенностям профессии, важным человеческим и личностным характеристикам человека, претендующего на работу журналиста, говорит о необходимости представления научно обоснованной профессиограммы журналистской деятельности, типологии современных журналистов, поверяемой идеальной моделью, к примеру, системой профессиональных и этических стандартов. В статье отмечается, как постепенно на разных этапах овладения профессией журналиста и повышения профессионального уровня реализуются атрибутивный и интерпретативный подходы. Применяя SWOT-анализ, автор выделяет существенные характеристики профессии журналиста, а также проблемы, с которыми неизбежно сталкивается специалист и условия реализации самообразовательного процесса и достижения конкретных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional standards, roles and destructurisation in journalism

Professional standards and occupational roles of journalists as well as the processes that are associated with the profession destructurisation, are discussed in the article. The author believes that generated professional standards of journalism would allow streamlining the system of labour relations in the industry, would contribute to the maintenance of culture and a high general level among journalists, would allow avoiding development of cynicism, carping, aggressive approach to the subject and to description of the subject on the part of journalists. The author dwells on the basic functions of journalist's labour, refers to the specific characteristics of the profession, to the important human and personal characteristics of the person who claims to be a journalist worth his or her salt, speaks of the need to present evidence-based professiogram of journalistic activities, of the typology of the journalists today that is tested by the ideal model, for example, by the system of professional and ethical standards. The article says, how gradually, in different stages of mastering the profession of journalism and of professional development, attributive and interpretative approaches are implemented. Using SWOT analysis, the author identifies the essential characteristics of the journalistic profession, as well as the challenges that a specialist inevitably faces, and the conditions for self-realization process and for achieving concrete results.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 070.4

Тулупов Владимир Васильевич

доктор филологических наук, профессор Воронежский государственный университет

vlvtul@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, РОЛИ И ДЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

В статье рассматриваются профессиональные стандарты и профессиональные роли журналистов, а также процессы, связанные с деструктуризацией профессии. Автор статьи считает, что созданные профессиональные стандарты журналистской деятельности позволят упорядочить систему трудовых отношений в отрасли, способствовать поддержанию культуры и общего высокого уровня в журналистской среде, избежать развития цинизма, критикантства, агрессивного подхода к объекту и субъекту описания со стороны журналистов.

Автор останавливается на базовых трудовых функциях журналиста, обращается к специфическим особенностям профессии, важным человеческим и личностным характеристикам человека, претендующего на работу журналиста, говорит о необходимости представления научно обоснованной профессиограммы журналистской деятельности, типологии современных журналистов, поверяемой идеальной моделью, к примеру, системой профессиональных и этических стандартов. В статье отмечается, как постепенно на разных этапах овладения профессией журналиста и повышения профессионального уровня реализуются атрибутивный и интерпретативный подходы. Применяя SWOT-анализ, автор выделяет существенные характеристики профессии журналиста, а также проблемы, с которыми неизбежно сталкивается специалист и условия реализации самообразовательного процесса и достижения конкретных результатов.

Ключевые слова: журналистика, профессия, стандарт, профессиональная роль, деструктуризация профессии.

Вначале 2014 г. Союз журналистов России опубликовал документы для экспертизы профессиональных стандартов работников СМИ. Профессиональные стандарты разработаны для редактора, корреспондента, оператора, ведущего телепрограммы, специалиста по производству продукции телерадиовещательных СМИ, специалиста по производству печатных СМИ, специалиста по продвижению и распространению продукции средств массовой информации. По словам разработчиков, внедрение данных документов, призванных обобщить трудовые функции медиасо-трудников и стандартизировать требования к ним, позволит упорядочить систему трудовых отношений в отрасли, поскольку появляется еще одна возможность более четко определить компетенции, навыки, умения принимаемых на работу сотрудников. Думается, это хорошее подспорье и для системы журналистского образования: ведь ФГОС ВПО последнего поколения ориентирует вузы на компе-тентностный подход.

В ходе развернувшейся дискуссии между сторонниками и противниками стандартизации выяснилось, что к созданию вышеназванных документов экспертов подвигло не только требование Трудового кодекса, но и то, что они могут стать дополнительным инструментом комплаенс-систе-мы1, а также гарантом реализации журналистикой своих природных функций, инструментом саморегулирования в сфере профессиональной журналистской и редакторской деятельности.

Думается, подобные документы могут стать и основой общественного договора между медиа и властью, медиа и бизнесом, медиа и гражданским обществом, медиа и аудиторией: ведь в настоящее

время страдают все стороны, и эксперты (в частности, заместитель председателя Палаты медиа-сообщества Общественной коллегии по жалобам на прессу, вице-президент по вопросам саморегулирования Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов) отмечают ряд негативных моментов [1]. Выделим среди них нарушения имущественных интересов владельцев СМИ, подвергающихся серьезным финансовым рискам в связи с исками о диффамации; сужение для представителей бизнеса выбора объективных, независимых каналов общественных коммуникаций с потребителями и с властью; препятствия к получению населением объективной информации, в том числе о финансовых и потребительских рынках; о деятельности бизнеса, местной и федеральной власти и т.д.; создание угроз репутации публичных политиков, предпринимателей, общественных и культурных деятелей; подрыв международного имиджа страны и стимулирование волны критики в адрес российских властей за пренебрежение к институту независимой прессы и косвенное поощрение «коррупционной практики» СМИ.

Интересен подход к этой проблеме в смежной PR-сфере. В 2014 г. Российская ассоциация по связям с общественностью также инициировала подготовку профессионального стандарта специалиста по связям с общественностью2. Дано международное определение деятельности, сформулирована фундаментальная задача PR, приведены основные способы и пути реализации этой задачи.

Среди обобщенных трудовых функций выделены базовые и две группы специализированных функций, реализуемых либо в организациях, либо в PR-агентстве. К базовым функциям относятся:

214

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014

© Тулупов В.В., 2014

разработка коммуникационной стратегии; анализ информации; управление проектами; ведение публичных коммуникаций; создание текстов; делопроизводство; личностная организация и развитие. Функции в сфере корпоративного PR: стратегические коммуникации; цифровые коммуникации; работа со СМИ; организация коммуникации в соц-сетях; организация мероприятий; спичрайтинг; выстраивание отношений с органами власти; внутренние коммуникации. Функции PR-агентства: корпоративный (продуктовый) PR; цифровые коммуникации; работа со СМИ; организация коммуникации в соцсетях; организация мероприятий; выстраивание отношений с органами власти.

Далее идет описание и расшифровка обобщенных трудовых функций (развитие человеческого капитала и самоорганизация; разработка коммуникационной стратегии; анализ информации; управление проектами; реализация коммуникационной стратегии; работа с текстом).

Например, обобщенная трудовая функция «Работа с текстом» включает несколько конкретных трудовых функций: анализ ситуации; формулирование целевых параметров текста; поиск и анализ информации; определение структуры текста; создание текста; редактирование и корректура; подбор и/или создание иллюстраций к тексту; доведение текста до аудитории; получение «обратной связи» и ее анализ.

Каждая из конкретных функций детализируется (например, анализ текстов дополняется анализом контекстов, повестки дня, коммуникационных разрывов и проблем) и называются необходимые компетенции и знания (здесь - навыки анализа ситуации).

Профессия журналиста давно и плодотворно изучается российскими исследователями [4; 9; 10; 11; 12], и в отечественной научной литературе продолжают появляться работы, посвященные в том числе классифицированию профессиональных ролей работников СМИ [8]. Цель новейших изысканий очевидна: стремясь навести осмысленный порядок явлений, вещей, понятий и др., можно и в практической деятельности применить точные классификации: ведь, выделив некий тип как «единицу расчленения изучаемой реальности», мы можем выявить специфику объекта исследования, определить его внутренние и внешние связи. Профессиограмма может включать в себя и перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. В журналистской отрасли также важно представить научно обоснованную профессиограмму (от лат. professio - специальность + gramma - запись), т.е. систему признаков, описывающих ту или иную профессию, включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Классифицирование по существенным признакам и с применением системного подхода профессиональных ролей работников СМИ позволяет создать, например, типологию современных журналистов, поверяемую идеальной моделью, - например, системой профессиональных и этических стандартов. При этом важен как атрибутивный, так и интерпретативный подходы.

Первый подход, характеризующийся определением свойств, способствующих успеху в профессии, реализуется уже в вузе: университетская система журналистского образования нацелена на привитие определенных умений и навыков, основанных на базовых теоретических и специальных знаниях; особая компетентность гарантируется ФГОС; знакомство студентов с этическим кодексом позволяет обеспечивать профессиональную идентичность.

Второй подход, способствующий стимулированию профессионалов к высокому статусу и восходящей социальной мобильности, начинает реализовываться сначала в рамках учебных и производственных практик, а затем - в штатной редакционной деятельности: журналисты выполняют определенные служебные обязанности на благо общества; журналисты оформляют членство в профессиональных организациях.

Применив SWOT-анализ, выделим существенные характеристики профессии журналиста, а также проблемы, с которыми неизбежно сталкивается специалист и условия реализации самообразовательного процесса и достижения конкретных результатов.

К сильным сторонам (Strengths) отнесем востребованность обществом (уважение со стороны власти и романтический ореол в общественном мнении), опору на глубокую мировую и отечественную традицию, широкую информированность субъектов интеллектуальной деятельности, разностороннюю техническую и технологическую подготовленность, командный характер работы. Профессия журналиста позволяет почти каждодневно видеть результаты своего труда, и в ней одинаково успешно - при условии верно избранной специализации - работают и мужчины, и женщины.

Среди слабых сторон (Weaknesses): беглый, поверхностный подход к объектам изучения и отражения, зависимость от владельца, учредителя, издателя, властных структур, круглосуточную занятость, частые командировки, невысокая заработная плата.

Возможности (Opportunities): помощь другим людям, возможность видеть мир, встречаться со многими интересными людьми, получать новую (нередко эксклюзивную) информацию.

Угрозы (Threats): к внутренним угрозам относятся опасность физического или морального давления, к внешним угрозам отнесем следующие

моменты: исключительность положения журналиста может порождать такие качества натуры, как завышенная самооценка, высокое самомнение, излишняя самоуверенность, фамильярность, бесцеремонность и т.п.; сама профессия постоянно нацеливает на негатив, что может порождать такие качества натуры, как критикантство, цинизм, равнодушие, небрежное - свысока - отношение к людям, их судьбам; открытость профессии, возможность любому физическому лицу учреждать СМИ привлекают массы дилетантов.

Профессиональные и личностные качества журналиста можно также оценить с точки зрения действия внутренних, внешних и субъективных факторов.

Внутренние факторы связаны с особенностью самой профессии, журналистского труда (производственно-творческого и индивидуально-коллективного). По сути - это те или иные врожденные или благоприобретенные способности человека, стремящегося стать подлинным профессионалом: оперативность, аналитизм, объективность, сообразительность, находчивость, обаяние, умение прогнозировать, коммуникабельность, общительность, любознательность, инициативность, рациональность, трудолюбие (работоспособность, усидчивость), креативность, эрудированность, владение устным и письменным словом, умение вести полемику, поддерживать дискурс, умение работать в команде и по жесткому графику, потребность рассказывать, умение создавать оригинальный информационный продукт, следование профессиональным и этическим стандартам.

Внешние факторы влияют извне, и это - требования к знанию родного и иностранных языков, к универсальности (умение работать на разных платформах), к технической подготовленности (умение работать на компьютере, с фото-, аудио-и видеоаппаратурой, умение верстать, умение водить машину и т.д.), к правовой подготовке.

Субъективные факторы связаны с человеческими качествами специалиста, которые также можно развить в ходе воспитания и самовоспитания: гражданственность, пассионарность, ответственность, честь и достоинство, смелость, мужество, доброта, физическое здоровье.

Исходя из набора функций, присущих журналистике, выделим ряд профессиональных ролей: журналист-информационщик, журналист-аналитик/критик, журналист-пропагандист, журналист-развлекатель.

Журналист-информационщик (распространитель информации - disseminator). Очевидно, что каждый журналист в процессе своей профессиональной деятельности способствует реализации всего набора функций журналистики, но с разной степенью их презентации. И хотя все корреспонденты призваны о чем-то информировать аудито-

рию3, для хроникеров и репортеров эта задача все же является основной.

Журналист-аналитик (эксперт, комментатор, аналитик информации - interpreter), журналист-критик (оппонент власти - adversary). Применяя такие логические методы познания, как анализ и синтез, комментируя события и явления действительности, выступая своеобразным общественным контролером власти, такие журналисты реализуют, прежде всего, контролирующую функцию.

Журналист-пропагандист (агитатор, социальный организатор). Стремясь оказывать влияние на мировоззрение населения, пропагандируя определенные идеи и ценности, предлагая образцы для подражания, призывая к осуществлению некой деятельности, журналисты решают многочисленные идеологические и культурно-просветительские задачи.

Журналист-развлекатель (entertainer). СМИ могут способствовать эффективной релаксации аудитории, адресуя ей развлекательную информацию (рекреативная/гедоническая/развлекательная функция). В последнее время все более популярным становится способ подачи информации с оттенком развлекательности, называемый инфо-тейнментом (от слов «информация» - information и «развлечение» - entertainment). Такой способ начал применяться сначала на телевидении, но сегодня охотно используется и в массовой печати - в изданиях квалоидного типа4.

Что касается рекламно-справочной функции журналистики, то ее реализацией должны заниматься не журналисты, а рекламисты и пиармены (при этом заметим: многие журналистские тексты могут производить рекламные и PR-эффекты).

Применяя в качестве классификационного основания миссию журналистской профессии, можно выделить следующие ролевый ряд: журналист-гуманист, журналист-специалист, журналист-художник.

Журналист-гуманист (идеалист) - понимает журналистику как инструмент общественного мнения и следует принципам этики.

Журналист-специалист - ценит, прежде всего, преданность профессии и компетентность, аналитизм.

Журналист-художник (литератор) - стремится к творческой самореализации [8].

Думается, разделение идеалистов и гуманистов при выделении пропагандистов как разновидности «беспринципных и лживых» журналистов, подделывающих факты, манипулирующих аудиторией, ставящих карьерные соображения выше собственных убеждений, демонстрирует сугубо оценочный подход (более того: подобных работников вряд ли разумно числить по рангу профессиональных журналистов, поскольку в данном случае происходит подмена вида деятельности: журналистского - по-литтехнологическим). Пропаганда же - не более

чем метод распространения информации и знаний - вполне легальный и продуктивный, применяемый повсеместно при реализации идеологической и культурно-просветительской и др. функций журналистики. То есть логичнее различать стигматизированного пропагандиста, обладающего «постыдным социальным качеством», и пропагандиста, добросовестно решающего журналистские или PR-задачи.

Что касается звания публициста, то мы склонны присоединиться к мнению Оноре де Бальзака, написавшего в свое время следующее: «Некогда публицистами именовали великих писателей, таких, как Гроций, Пуфендорф, Боден, Монтескье, Блек-стон, Бентам, Мабли, Савари, Смит, Руссо, ныне же так именуют всех писак, которые делают политику. Из творца возвышенных обобщений, из пророка, из пастыря идей, каким он был прежде, публицист превратился в человека, занятого сомнительной Современностью. Лишь только на поверхности политического тела выскакивает прыщ, публицист принимается его теребить, расчесывает болячку до крови и пишет по этому поводу книгу, оказывающуюся зачастую сплошным обманом. Публицистика была огромным концентрическим зеркалом: нынешние публицисты распилили его на части и ослепляют толпу каждый своим осколком» [2]5.

Работа на различных каналах (платформах) требует от журналиста особого набора качеств, умений и навыков. В связи с тенденцией, называемой конвергенцией, в редакциях все более востребованными становятся журналисты-универсалы, что не отменяет специализации: журналисты могут отдавать предпочтение тому или иному виду творчества - словесному, визуальному или словесно-визуальному. Отсюда - различия по характеру труда - творческому, техническому, комбинированному: корреспондент добывает, обрабатывает и транслирует информацию, редактор - редактирует и компонует информацию, бильдредактор - визуализирует информацию и т.д.

Журналист печатной прессы. Есть своя специфика в деятельности журналистов, работающих в редакциях газет и журналов. В первом случае ценится оперативность, умение работать в малых жанрах и т.д., во втором - аналитизм, проявляющийся особенно в крупных жанрах. Работа газетчика - это каждодневный труд по довольно жесткому графику, работа в редакции журнала (если это, конечно, не еженедельный журнал) дает корреспонденту больше свободы, но и предъявляет особые требования к качеству готовящихся текстов, которые должны быть «долгоиграющими», достаточно фундаментальными по выводам и т.д.

Журналист электронных СМИ. Различия в деятельности радио-, теле- и интернет-журналистов связаны, прежде всего, с техникой и технологией сбора, обработки и трансляции информации.

Форма собственности (статусные отношения владельца, издателя, учредителя) также диктует особые журналистские роли: журналист общественных СМИ, журналист государственных СМИ, журналист частных СМИ, журналист СМИ смешанной формы собственности6.

Здесь особую роль играют взаимоотношения между корреспондентом и редактором, редактором и владельцем (учредителем, издателем), опирающиеся на законодательство о СМИ, систему редакционных нормативно-правовых документов, общие взгляды на миссию журналистики и журналистов, на проблему свободы слова, на профессиональные и этические стандарты и т.д. На характер отношений влияет и статус работника: штатный журналист более ограничен в своих действиях, фрилансер (журналист на договоре, на гонораре)7, по определению, - более свободен в выражении собственной позиции.

Тип СМИ (тематика и проблематика).

В зависимости от типа СМИ редакции имеют особую систему отделов, в которых готовятся определенные разделы периодического издания. В универсальном СМИ это - социальная проблематика, политика, экономика и т.д.; например, в специализированном спортивном СМИ это - футбол, хоккей, баскетбол и т.д., а в корпоративном вузовском - учеба, наука, специальности, специализации и т.д.

Журналист универсального СМИ.

Журналист специализированного СМИ.

Журналист корпоративного СМИ.

На характер журналистской деятельности накладывает отпечаток специфика социальной сферы, представляемой СМИ или отделом редакции (структуры гражданского общества, государственные структуры, политика, экономика, искусство и т.д.), как и направленность СМИ - качественного, квалоида или бульварного по преимуществу.

Жанры. С годами журналист отдает предпочтение определенной специализации творческой деятельности, в частности, жанровой - репортерской, аналитической, образной.

Журналист-новостийщик.

Журналист-аналитик.

Журналист-очеркист (эссеист, фельетонист).

В современной научной литературе также встречаются описания журналистских типов: идеалистов (гипотетический образ независимого журналиста), романтиков, авантюристов, предпринимателей, генераторов идей, свободных профессионалов и др. Это важно не только с чисто познавательной точки зрения, но и с научных позиций, предполагающих изучение существующей ситуации (явлений, тенденций) и создание прогностических моделей прогрессивной журналистики и журналистской профессиограммы.

Сегодня проблема профессиональной деформа-ции8 со всей очевидностью встает и перед журнали-

стами, перед аудиторией, постоянно контактирующей с медиа.

Буквально «деформация» (лат. deformatio) переводится как «изменение формы», но если говорить о профессиональной деформации, то следует иметь в виду не столько внешнюю, сколько сущностную эволюцию, связанную с изменениями в структуре личности журналиста вследствие его профессиональной деятельности.

Некоторые ученые считают, что представители определенных профессий (например, менеджеры, работники правоохранительных органов, депутаты, педагоги, медики и др.), трудно контролируемых и трудно ограничиваемых властью, склонны к профессиональной деформации [6, с. 406]. На наш взгляд, она может проявляться как побочный продукт и в журналистике, где личность в какой-то степени является «инструментом» профессии [5].

Журналист - социальная профессия, а некоторые корреспонденты, подобно иным равнодушным социальным работникам, формально относятся к людям (например, когда искажаются мнения интервьюируемых; когда письма в редакцию остаются без ответа; когда герой сознательно рассматривается в качестве объекта агрессии и т.д.). Для журналистов со временем, как и для учителей, становится характерной авторитарность, категоричность суждений, менторский тон, хотя для налаживания эффективной коммуникации намного продуктивнее стремление к диалогу, полилогу. Журналисты, как иные психологи, психотерапевты, зачастую манипулируют аудиторией, создают и навязывают определенную картину мира.

Как же возникает профессиональная деформация и каковы причины ее появления?

Для избрания той или иной профессии благом является наличие у человека изначальных склонностей к ней. Но если та же пассионарность9, выражаемая в постоянном желании журналиста реализовывать профессиональные функции, превратится в одержимость, она, скорее всего, вызовет недоумение окружающих. Если те же коммуникабельность, общительность, любознательность корреспондента становятся навязчивыми и переходят в частную сферу, они справедливо вызовут возмущение обывателей. То есть здесь всегда важно чувствовать и поддерживать баланс, четко видя границы профессиональной области. Этому учит и этика журналисткой деятельности.

Детерминантами профессиональных деструк-ций в журналистике могут быть: неверный мотив выбора, непонимание природы профессии, следование отрицательным стереотипам, психологическая защита, снижение профессиональной активности, индивидуальный предел человека и др. (разочарование может наступить в связи с осознанием, что журналистика не столь романтичная, а по-своему рутинная и отнюдь не денежная ра-

бота; журналист может сознательно или несознательно изменять профессии в пользу пропаганды, рекламы и PR). Среди различных причин профессиональной деформации можно назвать также вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания; нехватку условий для самовыражения личности на работе; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточную поддержку со стороны коллег и их излишний критицизм [7, с. 239].

При этом профессиональная деформация может происходить на нескольких уровнях [13, с. 39-43]. Общепрофессиональный уровень в нашем случае - это сфера массовой коммуникации, область реализации природных функций журналистики; специальный профессиональный уровень - сфера различных каналов СМИ; профессионально-типологический уровень - сфера психологии личности, своеобразно проявляющей свой темперамент, характер, способности в той или иной профессии. В первом случае профессиональная деформация может быть связана с этическими нарушениями при добывании, переработке и трансляции информации; во втором - со спецификой представления этой информации на той или иной медиаплатформе; в третьем - с чертами характера, развивающимися в ходе деятельности (например, комплекс превосходства, завышенная самооценка у журналистов и др.).

Для журналистов характерно эмоциональное выгорание - эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки - сложный психофизиологический феномен, считающийся частным случаем профессиональной деформации [3, с. 671]10 (такое, например, происходит с репортерами, находящимися в постоянном поиске новостей, с корреспондентами, работающими над криминальной или военной темой, и др.). Деструкция может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения и даже в физическом облике.

Следование профессиональным стандартам гарантирует защиту от профессиональной эрозии: например, достоверность информации подтверждается несколькими источниками; поверхность подхода со временем преодолевается в рамках специализации; ангажированность, нацеленность на скандальность пресекается редакционными установлениями. Следование этическим правилам в какой-то мере препятствует развитию цинизма, критикантства, агрессивного подхода к объекту и субъекту описания.

Примечания

1 Контроль соответствия журналистской деятельности на медиарынке действующему законодательству.

2 См. полную версию документа: www.raso.ru; https://www/facebook.com/groups/prrprofstandart/ (дата обращения - 06.10.14).

3 В этом смысле логично рассматривать информационную функцию как суперфункцию журналистики. Некоторые исследователи не выделяют также отдельно и коммуникативную функцию, полагая, что каждый журналист через средства массовой коммуникации при помощи информации налаживает связи между различными организациями, общественными институтами, конкретными людьми, и это является имманентным свойством профессии.

4 Основа термина «квалоид» - от лат. quails/какой, какого качества, а суффиксальная часть - от англ. tabloid/таблоид).

5 Кстати, великий писатель, отдавший дань и журналистике, также приводит своеобразную классификацию работников прессы, выделяя два вида журналиста - публициста и критика.

6 Видимо, в этом же ряду - журналисты партийных и корпоративных СМИ.

7 Фрилансер (англ. freelancer - вольный копейщик, свободный копьеносец, наемник; в переносном значении - вольный художник) - человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ (внештатный работник). Также фрилансером является работник, приглашенный для выполнения работ в ходе аутстаффинга.

8 Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на человека.

9 Пассионарность - понятие, которое в научный оборот ввел Лев Гумилев. Оно означает особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели.

10 Два других частных случая - административный восторг и управленческая эрозия.

Библиографический список

1. Абов Е. О проблеме профессиональных стандартов в российской прессе. [Электронный ре-

сурс]. - Режим доступа: http://www.presscouncil. ru/index.php/teoriya-i-praktika/knigi-i-stati/305-o-probleme-professionalnykh-standartov-v-rossijskoj-presse (дата обращения: 23.08.14).

2. Бальзак О. Монография о парижской прессе / Отрывок из «Естественной истории двуруких общественных»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// aafokin.narod.ru/Balzak.pdf (дата обращения: 23.08.14).

3. Вяземский Д.Н. Психологический словарь. -СПб.: Мир, 1997. - 682 с.

4. Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист: Российско-американские социологические исследования. - Эслан-Москва, 1998. - 80 с.

5. Колянов А.Ю. Профессиональная деформация личности политического журналиста: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - СПб., 2007.

6. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 1983.

7. Кочунас А.А. Психологическое консультирование. - М.: «Дашков и Ко», 2002. - 296 с.

8. Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uta.fi/cmt/yhteystiedot/henkilokunta/ svetlanapasti/publications/pastinkirja.pdf (дата обращения 29.08.14).

9. Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия журналист. - М.: Аспект Пресс, 2011. -192 с.

10. Свитич Л.Г. Профессия журналист. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 255 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Свитич Л.Г. Ширяева А.А., Дзялошин-ский И.М. Журналист: социологические и социопсихологические исследования. - М., 1994;

12. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Российский журналист и журналистское образование: социологические исследования. - М., 2006.

13. Смирнова В.В. Профессиональные деформации менеджеров - социально-психологический аспект исследования // Социальная работа в регионе: итоги и перспективы Материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.