Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ / СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ / ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

В статье излагается авторская концепция структуры и содержания ведомственных квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARDS AND DEPARTMENTAL QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR SPECIAL PROFESSIONAL TRAINING OF GRADUATES

The article presents the author's concept of the structure and content of departmental qualification requirements for special professional training of graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10402 © С.С. Жевлакович, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ

Сергей Степанович Жевлакович,

профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. В статье излагается авторская концепция структуры и содержания ведомственных квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты, квалификационные требования к военной профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке, вид профессиональной деятельности, обобщенные трудовые функции, трудовые функции, профессионально-служебные функции, трудовые действия, профессиональные компетенции, индикаторы достижения компетенций, специализация.

PROFESSIONAL STANDARDS AND DEPARTMENTAL QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR SPECIAL PROFESSIONAL TRAINING OF GRADUATES

Sergey S. Zhevlakovich,

Professor of Department of Pedagogics, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article presents the author's concept of the structure and content of departmental qualification requirements for special professional training of graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: professional standards, federal state educational standards, qualification requirements for military training, special professional training, type of professional activity, generalized labor functions, labor functions, professional and service functions, labor actions, professional competencies, indicators of competence achievement, specialization.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С. Профессиональные стандарты и ведомственные квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):288-94.

В прошлом веке в Российской Федерации отсутствовали специальности высшего образования, созданные в целях подготовки кадров для органов внутренних дел. В связи с этим обучение специалистов для МВД России осуществлялось на основе специальностей высшего образования, которые были ориентированы при их создании на иные области и сферы профессиональной деятельности.

Вузам МВД России приходилось всячески приспосабливать эти специальности к специфике содержания и организации ведомственной подготовки кадров. Автор по долгу служебных обязанностей, разрабатывая ведомственные примерные образовательные программы, с 90-х годов прошлого века активно участвовал в реализации этих усилий.

С появлением государственных образовательных стандартов в качестве исходных нормативных правовых документов, регламентирующих требования к реализации основных образовательных программ, первоначально приходилось совместно с коллегами из ведомств силового блока упорными усилиями добиваться включения в стандарты по специальностям, реализуемым вузами МВД России, особых прав, исключений для ведомственных образовательных организаций. Только при этом условии можно было хоть как-то приспосабливать эти стандарты к ведомственной специфике подготовки кадров.

В то же время говорить об оптимальных условиях для реализации ведомственными образовательными организациями этих специальностей не при-

ходилось. Соблюдая требования стандартов, вузы вынуждены были включать в свои образовательные программы избыточные компоненты, сокращая вследствие этого учебное время, выделяемое на профильную подготовку и практики. Безусловно, это неизбежно негативно сказывалось на качестве подготовки кадров.

С учетом этих обстоятельств по инициативе МВД России было открыто семь новых специальностей, ориентированных на подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка1. Автору пришлось разрабатывать все поколения государственных образовательных стандартов по этим специальностям. В процессе этой работы удалось поэтапно, последовательно ориентировать указанные стандарты на специфику содержания и организации подготовки кадров для МВД России и других федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров. Эту специфику удалось закрепить на законодательном уровне в статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время вузам МВД России предстоит разработка новой версии основных образовательных программ (далее ООП) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, версия три плюс плюс (далее - ФГОС ВО). Поводом для разработки данной версии образовательных стандартов стала необходимость приведения ООП вузов в соответствие с новым видом нормативных правовых документов - профессиональными стандартами.

ООП должны быть соотнесены с требованиями заказчиков кадров, работодателей, которые сформулированы в виде профессиональных стандартов.

В соответствии с ФГОС ВО при разработке ООП образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Универсальные и общепрофессиональные компетенции

1 Специальность: Правовое обеспечение национальной безопасности, Правоохранительная деятельность, Судебная экспертиза, Экономическая безопасность, Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере, Педагогика и психология девиантного поведения, Психология служебной деятельности. Вновь открываемое направление подготовки (бакалавриат): Обеспечение законности и правопорядка.

установлены ФГОС ВО в качестве обязательных. Профессиональные компетенции определяются образовательной организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. При этом вуз может учитывать рекомендации примерной основной образовательной программы (далее - ПООП) по соответствующей специальности (направлению подготовки). При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются образовательной организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.

В вузах МВД России и других федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, перечень профессиональных компетенций, формируемых в рамках специализаций (профилей, направленности программы), определяется на основе квалификационных требований к военной профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации2.

С учетом этих обстоятельств представляется весьма актуальным анализ и сопоставление понятий «профессиональный стандарт» и «квалификационные требования к военной профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников». Тем более, что опыт разработки ведомственных квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников вузов МВД России вызывает много вопросов.

Понятие «профессиональный стандарт» определено нормативно. Определена и структура профессиональных стандартов. На ее основе разработан

2 Часть 2 статьи 81 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

комплекс стандартов, который постоянно пополняется. По отношению к понятию «квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников» в МВД России эту работу только предстоит проделать.

Представляется, что проблема структуры и содержания квалификационных требований к военной профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, роли и места квалификационных требований при проектировании образовательной организацией ООП, требует серьезного исследования и обоснования. Результаты исследования необходимо закрепить нормативно. Это позволит установить единообразие в подходах к разработке и реализации квалификационных требований и ООП, обеспечит создание качественных документов, работающих эффективно.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет профессиональный стандарт, как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе определенной трудовой функции1.

Каждый профессиональный стандарт (далее -ПС) ориентирован на определенный вид профессиональной деятельности и фиксирует трудовые функции, присущие данному виду профессиональной деятельности.

Вид профессиональной деятельности - вид трудовой деятельности человека, обладающего комплексом специальных теоретических знаний, практических умений и навыков в определенной области и (или) сфере профессиональной деятельности, определенным уровнем профессиональной квалификации.

Трудовая функция - спектр, диапазон задач и обязанностей, которые должен исполнять работник в рамках своей трудовой деятельности по должности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовая функция заключается в выполнении работы по соответствующей должности в соответствии со штатным расписанием либо по определенным профессии или специальности с указанием квалификации либо в вы-

полнении конкретного вида работы, поручаемой работнику2.

Структура профессиональных стандартов центральных элементов:

1. Перечень обобщенных трудовых функций3, уровень квалификации, установленный для каждой обобщенной трудовой функции.

2. Характеристика каждой обобщенной трудовой функции, в том числе:

- возможные наименования должности,

- требования к уровню образования и обучения,

- требования к опыту практической работы,

- особые условия допуска к работе.

3. Перечни конкретных трудовых функций, присущих для каждой обобщенной функции.

4. Для каждой конкретной трудовой функции:

- перечень трудовых действий, присущих трудовой функции,

- перечень знаний, необходимых для осуществления трудовой функции,

- перечень умений, необходимых для осуществления трудовой функции.

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов образовательная организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты».

В соответствии с ФГОС ВО из каждого выбранного профессионального стандарта образовательная организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалифика-ции4 и требований к образованию и обучению. ОТФ

1 Ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

2 Ст. 57.2 Трудового кодекса Российской Федерации.

3 Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций.

4 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный № 28534).

может быть выделена полностью или частично, с учетом не всех трудовых функций, присущих данной ОТФ.

Таким образом, образовательный стандарт допускает различные варианты реализации образовательной организацией содержания специализации (профиля): в полном объеме или только части. То есть допускается возможность реализации в рамках специализации (профиля) узких специализаций (узких профилей).

В то же время, как уже отмечалось, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в том числе вузы МВД России, перечень профессиональных компетенций, формируемых в рамках специализаций (профилей, направленности программы), определяют на основе квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников (вузы, в которых обучение сочетается с правоохранительной службой) или военной профессиональной подготовке выпускников (вузы, в которых обучение сочетается с военной службой), которые устанавливаются федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации (далее - квалификационные требования, КТ).

Таким образом, квалификационные требования и профессиональные стандарты - документы аналогичного функционального предназначения. Квалификационные требования можно рассматривать в качестве специфической разновидности профессиональных стандартов.

В связи с этим при определении структуры и содержания квалификационных требований необходимо учитывать опыт разработки профессиональных стандартов. В то же время не менее важно учитывать и специфику квалификационных требований, в том числе:

- ведомственный характер документа;

- целевой характер подготовки выпускников.

Проводя сравнительный анализ профессиональных стандартов и квалификационных требований, необходимо сопоставить понятийные аппараты, терминологию, используемые в этих документах.

Специальность (направление подготовки) предназначена для подготовки обучающихся к выполне-

нию определенного спектра видов профессиональной деятельности в определенной области и (или) сфере профессиональной деятельности, например: в области юриспруденции, в сфере правоохранительной деятельности.

Специализация (профиль, направленность подготовки) основной образовательной программы предусматривает подготовку выпускников к выполнению определенного вида профессиональной деятельности из спектра, присущего специальности (направлению подготовки), например: оперативно-разыскная деятельность или административная деятельность полиции.

Целевой характер подготовки выпускников в вузах МВД России позволяет готовить их для замещения конкретной должности в конкретном функциональном подразделении территориального органа внутренних дел. В связи с этим автором при разработке примерных учебных планов МВД России, наряду с понятием «специализация», было введено понятие «узкая специализация», означающее подготовку специалиста для замещения конкретной должности. В свою очередь должность, следуя терминологии профессиональных стандартов, может быть идентифицирована, отождествлена с определенной обобщенной трудовой функцией в рамках определенного вида профессиональной деятельности.

Таким образом, узкая специализация основной образовательной программы, наряду с другими узкими специализациями, отнесенными к определенной специализации, предусматривает подготовку выпускников к замещению определенной должности или, следуя терминологии профессиональных стандартов, к выполнению одной из обобщенных трудовых функций, присущих определенному виду профессиональной деятельности. Например: узкая специализация «профессионально-служебная деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска» или узкая специализация «профессионально-служебная деятельность оперативного уполномоченного по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией», отнесенные к специализации «оперативно-розыскная деятельность».

В соответствии с узкими специализациями осуществляется набор кандидатов на обучение в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

вузы МВД России. Аналогично комплектуются и факультеты в этих вузах. В связи с этим квалификационные требования в МВД России разрабатываются в соответствии с каждой узкой специализацией, предназначенной для подготовки специалистов для замещения определенной должностной категории.

Как уже отмечалось, каждый профессиональный стандарт ориентирован на определенный вид профессиональной деятельности и соответствующий комплекс обобщенных трудовых функций. В тоже время каждые квалификационные требования ориентированы на конкретную должность или, следуя терминологии профессиональных стандартов, на одну из обобщенных трудовых функций. Поэтому структура квалификационных требований должна несколько отличаться от структуры профессиональных стандартов.

Конкретные ведомственные квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников служат основой для определения вузами МВД России перечня профессиональных компетенций, присущих конкретной специализации, и перечня профессионально-специализированных компетенций, присущих конкретной узкой специализации в рамках данной специализации. В то же время эти компетенции должны быть соотнесены с установленными ФГОС ВО типами задач профессиональной деятельности, к решению которых должны готовиться выпускники. Поэтому структура квалификационных требований должна соотноситься с данными компонентами структуры ФГОС ВО.

Основываясь на результатах сравнительного анализа профессиональных стандартов и квалификационных требований, предлагается следующая концептуальная модель структуры квалификационных требований.

Структура квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке:

1. Описание содержания профессионально-служебной деятельности по должности (должностных обязанностей сотрудника), для замещения которой осуществляется подготовка по узкой специализации:

а) перечень типов задач профессиональной деятельности, определяющий структуру содержания

служебной деятельности сотрудника по должности и согласованный с перечнем типов задач профессиональной деятельности, установленным в соответствующем ФГОС ВО;

б) перечни профессионально-служебных функций по каждому типу задач профессиональной деятельности, определяющих основные направления профессионально-служебной деятельности сотрудника по должности.

2. Перечни умений, необходимых для осуществления каждой профессионально-служебной функции и обеспечивающих способность специалиста выполнять отдельные элементы, из которых состоит профессионально-служебная деятельность при реализации профессионально-служебной функции: конкретные действия, способы, приемы.

3. Обобщенные перечни знаний, необходимых для осуществления каждой профессионально-служебной функции, структурированные с учетом:

а) видов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников функциональных подразделений, в которых выпускнику предстоит замещать должность, по осуществлению профессионально-служебной функции (без указания конкретных актов, поскольку они периодически заменяются новыми);

б) знаний, которые являются теоретической базой профессионально-служебной деятельности сотрудника по осуществлению профессионально-служебной функции.

Эту часть (основную) структуры квалификационных требований целесообразно оформлять в виде таблицы:

I. Квалификационные требования. Основная часть.

Тип задач профессиональной деятельности Профессионально- служебные функции Умения Знания

1. 1.1. - -

1.2. - -

2. 2.1. -- --

2.2. - -

Кроме рассмотренной основной части в структуру квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке целесообразно включить следующие компоненты, характеризующие основные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должности, для замещения которой осуществляется подготовка выпускников:

II. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должности, для замещения которой осуществляется подготовка выпускников по узкой специализации

1. Возможные должности, подлежащие замещению выпускниками, успешно завершившими обучение по узкой специализации (наименование должно сти/должностей).

2. Требования к образованию и обучению (высшее и (или) среднее профессиональное; квалификация).

3. Особые условия допуска к выполнению профессионально-служебной деятельности по должности (при наличии).

По усмотрению кадровых аппаратов этот перечень может быть расширен.

На основе квалификационных требований вуз МВД России определяет следующие компоненты ООП:

а) Профессиональные (профессионально-специализированные) компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это компетенции, относящиеся к определенному типу задач профессионально-служебной деятельности, установленному ФГОС ВО - оперативно-служебный. Поэтому данные компетенции должны быть отнесены к группе (категории) «Оперативно-служебная деятельность».

Определяя данную группу компетенций, целесообразно ограничиться минимальным количеством компетенций. Следуя терминологии профессиональных стандартов, данные компетенции должны обеспечивать способность выпускников выполнять обобщенную трудовую функцию, соответствующую обязанностям по должности, подлежащей замещению после успешного завершения обучения по программе узкой специализации.

При проектировании формулировок компетенций необходимо использовать перечень профессионально-служебных функций, зафиксированных в

квалификационных требованиях по узкой специализации.

б) Индикаторы достижения профессиональных компетенций.

Прежде всего, это индикаторы достижения профессиональных компетенций, отнесенных в ООП к группе (категории) «Оперативно-служебная деятельность).

При определении индикаторов достижения компетенций необходимо использовать перечни умений и знаний, установленных в квалификационных требованиях по узкой специализации.

Содержание основной части квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников может использоваться образовательной организацией также и при определении индикаторов иных компетенций данной ООП.

Рассмотренная концептуальная модель структуры квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников ориентирована, прежде всего, на разработку и реализацию ООП, предназначенных для подготовки выпускников к замещению конкретной должности, например: оперуполномоченный уголовного розыска, участковый уполномоченный полиции, следователь, дознаватель и т.д. Этот вариант применим в том случае, когда объемы подготовки специалистов данной категории позволяют формировать в ведомственных вузах специализированные учебные группы, отдельные потоки обучающихся, факультеты.

Особое место занимают ООП, предназначенные для реализации узких специализаций, ориентированных не на конкретную должность, а на специфику конкретной службы, например: сотрудник ГИБДД из числа среднего начальствующего состава. Этот вариант применим в том случае, когда объемы подготовки специалистов отдельных должностных категорий одной службы минимальны и не позволяют формировать в ведомственных вузах соответствующие специализированные учебные группы. Это относится, прежде всего, к подготовке специалистов для служб, в структуре которых большое количество подразделений различного профиля. В этом случае предусматривается не целевая подготовка специалистов для замещения конкретной должности, а комплексная подготовка специалистов для данной службы в целом.

С учетом специфики этого сегмента подготовки кадров должны разрабатываться и соответствующие квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников.

Перечни профессиональных функций в данных квалификационных требованиях должны формироваться с учетом двух компонентов:

а) общий для всех должностных категорий данной службы компонент содержания профессиональной деятельности, например: профессионально-служебные функции в сфере административно-правовой деятельности - для ГИБДД;

б) комплекс профессионально-служебных функций, ориентированных на специфику деятельности основных подразделений, функционирующих в структуре данной службы.

При этом делался акцент на профессионально-служебные функции наиболее многочислен-

ных должностных категорий данной службы. Более углубленную подготовку по линии конкретной должностной категории обучающийся должен проходить во время практики. После завершения обучения выпускник направляется в соответствии с распределением в то или иное подразделение данной службы с учетом имеющихся вакансий. При необходимости он может пройти дополнительную целевую подготовку в системе повышения квалификации по программе, ориентированной на специфику деятельности данного конкретного структурного подразделения.

Автор надеется, что результаты проведенного исследования, изложенные в данной публикации, будут востребованы образовательными организациями при разработке основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО (версия три плюс плюс).

Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия «Dura lex, sed lex».

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.