ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Ю.В. Бурковская1
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Рассмотрены общие вопросы возникновения понятия профессиональный стандарт деятельности, история развития за рубежом и отечественная практика.
Ключевые слова: профессиональный стандарт деятельности, трудовая компетенция, трудовая функция, квалификация
В декабре 2012 г. Правительством России был введен термин «профессиональные стандарты». Определение данного термина дано Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», а также в Трудовом кодексе РФ в новой статье 195.1 о понятии квалификации работника и о профессиональных стандартах [1, 2].
В соответствии с Указом Президента России от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», данные мероприятия направлены на совершенствование государственной социальной политики [3]. В настоящее время необходимо проведение реформ системы квалификаций и компетенций работников для формирования актуальной системы, заменяющей устаревшие единые квалификационные требования, что позволит обеспечить достижение целей по достойному труду и справедливой зарплате, которые заложены в Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ на 2013—2018 гг. на основании поручений Президента России, содержа-
1 Бурковская Юлия Валерьевна — ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы; 127473, Москва, ул. Достоевского, д. 2, стр. 2; тел.: 8 (495) 688-72-54; e-mail: jburkovskaya@gmail.com.
щихся в соответствующих указах на период до 2018 г. Таким образом, введение профессиональных стандартов призвано обновить и заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, которые в настоящее время содержатся в составе квалификационных справочников.
Профессиональный стандарт — многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням [4].
Сегодня разработаны профессиональные стандарты по таким специальностям, к примеру, как варщик целлюлозы, специалист по учету музейных предметов, фотограф, штукатур, экскурсовод (гид), а также педагог, бухгалтер, социальный работник, но не существует сформированного и зарегистрированного профессионального стандарта медицинской сестры, руководителя сестринской службы и др. Однако в настоящее время в таких документах ощущается большая потребность.
По российскому законодательству «профессиональный стандарт» — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В толковом словаре русского языка «стандарт» характеризуется как образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также это документ, содержащий соответствующие требования. Кроме того, толковый словарь дает разъяснение значения слова «профессиональный» — это такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности [5].
Согласно статье 195.1 ТК РФ:
— профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности;
— квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [2].
Понятие «стандарт», разработанное Международной организацией стандартизации (International Organization for Standardization (ISO), означает документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, полномочными на национальном, региональном и международном уровнях [7].
Таким образом, чтобы документ стал стандартом, в частности профессиональным стандартом, он должен быть принят специализированной организацией, полномочной издавать и сопровождать стандарты того или иного уровня (например, национального, регионального, международного).
Стандарт (от англ. standard) — это норма, образец. В широком смысле слова — это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, он может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях [7].
В правоприменительной деятельности используются, как правило, два понятия: стандарт
профессиональной деятельности и профессиональный стандарт.
Под стандартами профессиональной деятельности понимается система связанных стандартов (соглашений, рекомендаций), разработанных специалистами конкретной, достаточно узкой профессиональной сферы, действующих в рамках объединяющей их профессиональной организации. Такие стандарты определяют принципиальные качества профессионалов данной области, а также различные требования к их деятельности. Они могут включать стандарт (кодекс) профессиональной этики, описание квалификаций специалистов данной области, описание основных видов деятельности, программы повышения квалификации, правила сертификации уровня квалификации специалистов конкретных профессий и т.д. [8].
Профессиональный стандарт состоит из следующих необходимых структурных элементов:
— наименование профессии;
— код по классификатору;
— квалификационный уровень работника;
— наименование должностей и должностных обязанностей работников;
— требуемый уровень их профессионального образования и обучения,
— практический опыт работы по профессии;
— требования к сертификации и состоянию здоровья;
— перечень умений и навыков, которыми должен обладать работник.
Профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описание требований к специалисту носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту [7].
Кроме общих сведений (например, наименования и основной цели вида профессиональной деятельности), профессиональный стандарт содержит описание обобщенных трудовых функций, их расшифровку, характеристику (в частности, в данном разделе указываются возможные наименования должностей, требования к
образованию, опыту работы, условия допуска к работе), трудовые функции (в том числе необходимые умения и знания).
Профессиональные стандарты — это современные требования к компетенции специалистов. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы более 20 лет назад, и в них перечень того, что следует уметь конкретному специалисту, занимает несколько предложений.
Профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям.
Работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения качества труда и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, активизации их мотивации, следовательно, для достижения высоких экономических результатов, а также приобретают возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества.
Для работодателей профессиональные стандарты должны стать основой для:
— конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;
— решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций);
— тарификации должностей; отбора и подбора персонала, планирования карьеры;
— проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
— проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников-специалистов;
— использования как важного фактора при увольнении — в случае если работник не отвечает
профессиональным требованиям (для защиты интересов работника) [9].
Профессиональный стандарт призван применяться при подборе и расстановке кадров, при планировании и нормировании труда. Также он применяется для решения задач по развитию систем управления персоналом, при проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала [4].
Квалификация — готовность выполненять определенный вид трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.).
В свою очередь группа квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные национальной (отраслевой) рамкой квалификаций называется квалификационным уровнем.
Наличие квалификации, необходимой для осуществления трудовой деятельности подтверждает квалификационный сертификат.
Готовностью применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой(ых) функции(ий) является компетенция [8].
Трудовая функция — совокупность действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного процесса в рамках конкретного вида трудовой деятельности [4].
Последствия процесса стандартизации для работников и работодателей следующие:
— работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень, улучшить профессиональные знания, повысить при необходимости уровень квалификации и тем самым создать основу для дальнейшего профессионального роста;
— работодатели же получают более четкие критерии для оценки персонала с целью повышения профессионального уровня работников, улучшения мотивации трудовой деятельности и, как следствие, создание условий для повышения производительности труда. Также работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников с учетом обновленных в обществе образовательных стандартов в различных областях и созданных систем сертификации персонала, являющихся дополнительной гарантией компетенции работника [4].
Целесообразно рассмотреть основные направления развития национальных систем квалификационных стандартов, сложившихся за рубежом. Появление профессиональных стандартов за рубежом во многом было обусловлено необходимостью качественного совершенствования рабочей силы в условиях быстро меняющейся технологической среды. Существует четкое понимание, что от применения профессиональных стандартов возможны как экономические, так и социальные выгоды.
В развитых и развивающихся странах осознаются выгоды от разработки и внедрения национальных квалификационных стандартов. Уже много стран сделало определенные шаги для развития профессиональных и образовательных стандартов, а многие начинают развивать международные стандарты и адаптировать национальные стандарты к международным требованиям. За последние годы достаточное количество стран (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Дания, Германия, Япония, Нидерланды, Великобритания, и Соединенные Штаты) осуществили переход от фрагментированной к слаженной и скоординированной системе профессиональных стандартов. Подобные инициативы находятся в стадии реализации в развивающихся странах, особенно со средним уровнем дохода (Чили, Малайзия, Румыния, Филиппины, и Турция). Опыт развития национальных систем квалификационных стандартов в развивающихся странах показывает, что установление стандартов может способствовать реформированию наиболее консервативных областей. Такие направления включают оценку и признание предшествующего обучения, разработку более гибких и релевантных программ профессиональной подготовки и содействие более широкому привлечению всех заинтересованных сторон для развития человеческого капитала.
Все больше и больше стран в различных регионах мира начинают разрабатывать и применять общенациональные профессиональные стандарты. В этот список входят развитые экономические страны, страны Азии и Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, бывшие советские республики.
Например, в Великобритании национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards) являются одним из элементов
системы обеспечения качества рабочей силы, в которую, помимо них, входят такие компоненты, как сеть отраслевых квалификационных советов, программы профессионального образования и подготовки, а также перечень квалификаций, объединяющая все возможные пути образования и профессиональной подготовки. При этом профессиональные стандарты выполняют функцию классификации профессиональных областей, с которыми могут соотноситься различные квалификации, а также один или несколько стандартов. Отметим, что основной структурой, регулирующей и координирующей деятельность по их созданию в этой стране, является Совет по национальным профессиональным стандартам (The National Occupational Standards Board), главной задачей которого является обеспечение высокого уровня профессиональных стандартов, действующих в Великобритании, а также их соответствия лучшим мировым образцам [4].
Разработка и практическое использование профессиональных стандартов в Австралии начались в связи с формированием национальной системы профессиональной подготовки, что предполагало разработку и использование единых для всех регионов принципов, подходов и инструментов функционирования и развития профессионального образования.
В результате была созданная Рамка национальной профессиональной подготовки ( National Training Framework), основу которой составили три ключевых элемента: австралийская рамка квалификаций (Australian Qualifications Framework — AQF ), австралийская рамка качества обучения (Australian Quality Training Framework — AQTF) и интересующие нас профессиональные стандарты (Training Packages) — набор национально одобренных стандартов и квалификаций, позволяющих определить и аттестовать квалификацию работника. Данные стандарты описывают профессиональные навыки и знания, необходимые для эффективной работы, но при этом они не регламентируют сам процесс и содержание (учебный план, программа) обучения [7].
В Канаде в настоящее время действуют два типа национальных профессиональных стандартов: стандарты, разрабатываемые и используемые в рамках программы «Красная печать», и
стандарты, создаваемые отраслевыми советами в рамках Отраслевой партнерской инициативы.
Программа «Красная печать», функционирующая более 50 лет, содействует развитию общенациональной мобильности квалифицированных рабочих. Она обеспечивает стандартизацию программ профессиональной подготовки на производстве и процедур сертификации, действующих в разных провинциях. Для получения «Красной печати» необходимо сдать специальный экзамен (экзамен межрегиональных стандартов), содержание которого формируется исходя из специально созданных профессиональных стандартов. В настоящее время список профессий данной программы включает 49 позиций. Получение «Красной печати» дает возможность трудоустройства в любом регионе Канады независимо от места получения квалификации.
Отраслевые советы, в свою очередь, организуют и осуществляют всю основную работу, связанную с созданием профессиональных стандартов. Они обеспечивают создание специальных комитетов по разработке стандартов, в рамках которых происходит взаимодействие представителей работодателей и работников. В настоящее время в этой стране действуют около 30 отраслевых советов, объединенных в Альянс (The Alliance of Sector Councils — TASC). Правда, использование национальных профессиональных стандартов, созданных отраслевыми советами, не является обязательным.
Таким образом, на Западе имеются различные национальные системы квалификаций и профессиональных стандартов, чего нельзя сказать о Российской Федерации, где подобные современные профессиональные стандарты практически отсутствуют. Тем не менее, данная проблема для нашего государства не нова и назрела она уже достаточно давно [7].
Связь профессиональных стандартов и квалификаций в разных странах обеспечивается по-разному. Как уже указывалось выше, в ряде стран профессиональные стандарты разрабатываются отдельно и выполняют функцию классификации профессиональных областей, с которыми могут соотноситься различные квалификации и один или несколько стандартов. Типичный пример таких стандартов наблюдается в Великобритании. Стандарты такого типа характерны для систем, относящихся к либеральному типу регу-
лирования, где существуют различные структуры, имеющие полномочия реализовывать программы, приводящие к присуждению квалификаций и аккредитованных на соответствие этим стандартам. Другая группа стран включает в себя страны, где разработка профессиональных стандартов интегрирована в процесс проектирования образовательных стандартов. При разработке каждой квалификации в рамках первого этапа разрабатываются профессиональные стандарты, которые служат основой для образовательных стандартов и стандартов оценки. Эта модель характерна для стран с государственной моделью регулирования. К этой группе относится большинство стран континентальной Европы. В третью группу входят страны, где реализуется смешанная модель. Во Франции и Бельгии, например, существуют два типа профессиональных стандартов: описывающие трудовую деятельность, подлежащую выполнению держателем квалификации (стандарт деятельности — réfé-rentield'activité ), и те, которые разрабатываются и используются в сфере труда и занятости ( стандарты профессий — référentielmétier) и включены в так называемый Перечень профессий и занятий (Répertoire Opérationnel des Métiers et des Emplois) [7].
Отечественные разработки профессиональных стандартов также имеют свою историю. Разработка профессиональных стандартов в различных областях деятельности началась в конце 90-х годов XX века. Данная работа велась под эгидой Министерства труда и социального развития РФ, начиная с 1998 г. по 2004 г. (до ликвидации Минтруда России). Процесс формирования профессиональных стандартов включал в себя: разработку структуры профессионального стандарта с учетом требований к качеству, продуктивности и безопасности труда работников, требований международных стандартов качества; требований к актуализации профессиональных стандартов по видам экономической деятельности; методики организации и проведения проекта по разработке профессиональных стандартов; инструментария для проведения анкетирования и обработки базы данных в процессе формирования профессиональных стандартов и т.д.
Итак, можно сделать вывод о том, что профессиональный стандарт призван четко структури-
ровать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям. Стандартизация в РФ может сыграть большую роль, так как есть плюсы и для работников (улучшаются профессиональные знания, дает возможность для профессионального роста), и для работодателей (повышается производительность труда, растет мотивация трудовой деятельности). Однако Россия отстает от ряда зарубежных стран в области разработки и применения профессиональных стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» от 3 декабря 2012года № 236^3.URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_138556/ (дата обращения: 10.06.2015).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/a34b5e8f410e69b5651fbd899db c2975b631f3d2/ (дата обращения: 10.06.2015).
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_129344/ (дата обращения: 10.06.2015).
4. Митрофанова В.В. Профессиональные стандарты в вопросах и ответах // Секретарь-референт. 2012. № 4. С. 17—29.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М., 1997. 944 с.
6. Шадрин А.Д. Профессиональные стандарты и мы // Стандарты и качество. 2013. № 1. С. 78—83.
7. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коулз М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. Центр изучения проблем профессионального образования, Москва, 2006 г.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/ #ixzz3oS09sHgE. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 10.06.2015).
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 118н от 25 марта 2013 г. «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=558781(да-та обращения: 10.06.2015).