Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты деятельности: перспективы создания и развития'

Профессиональные стандарты деятельности: перспективы создания и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
893
65
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL STANDARDS / ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / OCCUPATIONAL COMPETENCE / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / EMPLOYMENT FUNCTION / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурковская Юлия Валерьевна

Рассмотрены общие вопросы возникновения понятия профессиональный стандарт деятельности, история развития за рубежом и отечественная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARDS: CREATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS

We consider the general issues of appearance of the concept of professional standards, the history of the development of them abroad and its domestic practice.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты деятельности: перспективы создания и развития»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Ю.В. Бурковская1

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Рассмотрены общие вопросы возникновения понятия профессиональный стандарт деятельности, история развития за рубежом и отечественная практика.

Ключевые слова: профессиональный стандарт деятельности, трудовая компетенция, трудовая функция, квалификация

В декабре 2012 г. Правительством России был введен термин «профессиональные стандарты». Определение данного термина дано Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», а также в Трудовом кодексе РФ в новой статье 195.1 о понятии квалификации работника и о профессиональных стандартах [1, 2].

В соответствии с Указом Президента России от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», данные мероприятия направлены на совершенствование государственной социальной политики [3]. В настоящее время необходимо проведение реформ системы квалификаций и компетенций работников для формирования актуальной системы, заменяющей устаревшие единые квалификационные требования, что позволит обеспечить достижение целей по достойному труду и справедливой зарплате, которые заложены в Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ на 2013—2018 гг. на основании поручений Президента России, содержа-

1 Бурковская Юлия Валерьевна — ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы; 127473, Москва, ул. Достоевского, д. 2, стр. 2; тел.: 8 (495) 688-72-54; e-mail: jburkovskaya@gmail.com.

щихся в соответствующих указах на период до 2018 г. Таким образом, введение профессиональных стандартов призвано обновить и заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, которые в настоящее время содержатся в составе квалификационных справочников.

Профессиональный стандарт — многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням [4].

Сегодня разработаны профессиональные стандарты по таким специальностям, к примеру, как варщик целлюлозы, специалист по учету музейных предметов, фотограф, штукатур, экскурсовод (гид), а также педагог, бухгалтер, социальный работник, но не существует сформированного и зарегистрированного профессионального стандарта медицинской сестры, руководителя сестринской службы и др. Однако в настоящее время в таких документах ощущается большая потребность.

По российскому законодательству «профессиональный стандарт» — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В толковом словаре русского языка «стандарт» характеризуется как образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также это документ, содержащий соответствующие требования. Кроме того, толковый словарь дает разъяснение значения слова «профессиональный» — это такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности [5].

Согласно статье 195.1 ТК РФ:

— профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности;

— квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [2].

Понятие «стандарт», разработанное Международной организацией стандартизации (International Organization for Standardization (ISO), означает документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, полномочными на национальном, региональном и международном уровнях [7].

Таким образом, чтобы документ стал стандартом, в частности профессиональным стандартом, он должен быть принят специализированной организацией, полномочной издавать и сопровождать стандарты того или иного уровня (например, национального, регионального, международного).

Стандарт (от англ. standard) — это норма, образец. В широком смысле слова — это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, он может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях [7].

В правоприменительной деятельности используются, как правило, два понятия: стандарт

профессиональной деятельности и профессиональный стандарт.

Под стандартами профессиональной деятельности понимается система связанных стандартов (соглашений, рекомендаций), разработанных специалистами конкретной, достаточно узкой профессиональной сферы, действующих в рамках объединяющей их профессиональной организации. Такие стандарты определяют принципиальные качества профессионалов данной области, а также различные требования к их деятельности. Они могут включать стандарт (кодекс) профессиональной этики, описание квалификаций специалистов данной области, описание основных видов деятельности, программы повышения квалификации, правила сертификации уровня квалификации специалистов конкретных профессий и т.д. [8].

Профессиональный стандарт состоит из следующих необходимых структурных элементов:

— наименование профессии;

— код по классификатору;

— квалификационный уровень работника;

— наименование должностей и должностных обязанностей работников;

— требуемый уровень их профессионального образования и обучения,

— практический опыт работы по профессии;

— требования к сертификации и состоянию здоровья;

— перечень умений и навыков, которыми должен обладать работник.

Профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описание требований к специалисту носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту [7].

Кроме общих сведений (например, наименования и основной цели вида профессиональной деятельности), профессиональный стандарт содержит описание обобщенных трудовых функций, их расшифровку, характеристику (в частности, в данном разделе указываются возможные наименования должностей, требования к

образованию, опыту работы, условия допуска к работе), трудовые функции (в том числе необходимые умения и знания).

Профессиональные стандарты — это современные требования к компетенции специалистов. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы более 20 лет назад, и в них перечень того, что следует уметь конкретному специалисту, занимает несколько предложений.

Профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям.

Работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения качества труда и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, активизации их мотивации, следовательно, для достижения высоких экономических результатов, а также приобретают возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества.

Для работодателей профессиональные стандарты должны стать основой для:

— конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;

— решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций);

— тарификации должностей; отбора и подбора персонала, планирования карьеры;

— проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);

— проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников-специалистов;

— использования как важного фактора при увольнении — в случае если работник не отвечает

профессиональным требованиям (для защиты интересов работника) [9].

Профессиональный стандарт призван применяться при подборе и расстановке кадров, при планировании и нормировании труда. Также он применяется для решения задач по развитию систем управления персоналом, при проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала [4].

Квалификация — готовность выполненять определенный вид трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.).

В свою очередь группа квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные национальной (отраслевой) рамкой квалификаций называется квалификационным уровнем.

Наличие квалификации, необходимой для осуществления трудовой деятельности подтверждает квалификационный сертификат.

Готовностью применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой(ых) функции(ий) является компетенция [8].

Трудовая функция — совокупность действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного процесса в рамках конкретного вида трудовой деятельности [4].

Последствия процесса стандартизации для работников и работодателей следующие:

— работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень, улучшить профессиональные знания, повысить при необходимости уровень квалификации и тем самым создать основу для дальнейшего профессионального роста;

— работодатели же получают более четкие критерии для оценки персонала с целью повышения профессионального уровня работников, улучшения мотивации трудовой деятельности и, как следствие, создание условий для повышения производительности труда. Также работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников с учетом обновленных в обществе образовательных стандартов в различных областях и созданных систем сертификации персонала, являющихся дополнительной гарантией компетенции работника [4].

Целесообразно рассмотреть основные направления развития национальных систем квалификационных стандартов, сложившихся за рубежом. Появление профессиональных стандартов за рубежом во многом было обусловлено необходимостью качественного совершенствования рабочей силы в условиях быстро меняющейся технологической среды. Существует четкое понимание, что от применения профессиональных стандартов возможны как экономические, так и социальные выгоды.

В развитых и развивающихся странах осознаются выгоды от разработки и внедрения национальных квалификационных стандартов. Уже много стран сделало определенные шаги для развития профессиональных и образовательных стандартов, а многие начинают развивать международные стандарты и адаптировать национальные стандарты к международным требованиям. За последние годы достаточное количество стран (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Дания, Германия, Япония, Нидерланды, Великобритания, и Соединенные Штаты) осуществили переход от фрагментированной к слаженной и скоординированной системе профессиональных стандартов. Подобные инициативы находятся в стадии реализации в развивающихся странах, особенно со средним уровнем дохода (Чили, Малайзия, Румыния, Филиппины, и Турция). Опыт развития национальных систем квалификационных стандартов в развивающихся странах показывает, что установление стандартов может способствовать реформированию наиболее консервативных областей. Такие направления включают оценку и признание предшествующего обучения, разработку более гибких и релевантных программ профессиональной подготовки и содействие более широкому привлечению всех заинтересованных сторон для развития человеческого капитала.

Все больше и больше стран в различных регионах мира начинают разрабатывать и применять общенациональные профессиональные стандарты. В этот список входят развитые экономические страны, страны Азии и Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, бывшие советские республики.

Например, в Великобритании национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards) являются одним из элементов

системы обеспечения качества рабочей силы, в которую, помимо них, входят такие компоненты, как сеть отраслевых квалификационных советов, программы профессионального образования и подготовки, а также перечень квалификаций, объединяющая все возможные пути образования и профессиональной подготовки. При этом профессиональные стандарты выполняют функцию классификации профессиональных областей, с которыми могут соотноситься различные квалификации, а также один или несколько стандартов. Отметим, что основной структурой, регулирующей и координирующей деятельность по их созданию в этой стране, является Совет по национальным профессиональным стандартам (The National Occupational Standards Board), главной задачей которого является обеспечение высокого уровня профессиональных стандартов, действующих в Великобритании, а также их соответствия лучшим мировым образцам [4].

Разработка и практическое использование профессиональных стандартов в Австралии начались в связи с формированием национальной системы профессиональной подготовки, что предполагало разработку и использование единых для всех регионов принципов, подходов и инструментов функционирования и развития профессионального образования.

В результате была созданная Рамка национальной профессиональной подготовки ( National Training Framework), основу которой составили три ключевых элемента: австралийская рамка квалификаций (Australian Qualifications Framework — AQF ), австралийская рамка качества обучения (Australian Quality Training Framework — AQTF) и интересующие нас профессиональные стандарты (Training Packages) — набор национально одобренных стандартов и квалификаций, позволяющих определить и аттестовать квалификацию работника. Данные стандарты описывают профессиональные навыки и знания, необходимые для эффективной работы, но при этом они не регламентируют сам процесс и содержание (учебный план, программа) обучения [7].

В Канаде в настоящее время действуют два типа национальных профессиональных стандартов: стандарты, разрабатываемые и используемые в рамках программы «Красная печать», и

стандарты, создаваемые отраслевыми советами в рамках Отраслевой партнерской инициативы.

Программа «Красная печать», функционирующая более 50 лет, содействует развитию общенациональной мобильности квалифицированных рабочих. Она обеспечивает стандартизацию программ профессиональной подготовки на производстве и процедур сертификации, действующих в разных провинциях. Для получения «Красной печати» необходимо сдать специальный экзамен (экзамен межрегиональных стандартов), содержание которого формируется исходя из специально созданных профессиональных стандартов. В настоящее время список профессий данной программы включает 49 позиций. Получение «Красной печати» дает возможность трудоустройства в любом регионе Канады независимо от места получения квалификации.

Отраслевые советы, в свою очередь, организуют и осуществляют всю основную работу, связанную с созданием профессиональных стандартов. Они обеспечивают создание специальных комитетов по разработке стандартов, в рамках которых происходит взаимодействие представителей работодателей и работников. В настоящее время в этой стране действуют около 30 отраслевых советов, объединенных в Альянс (The Alliance of Sector Councils — TASC). Правда, использование национальных профессиональных стандартов, созданных отраслевыми советами, не является обязательным.

Таким образом, на Западе имеются различные национальные системы квалификаций и профессиональных стандартов, чего нельзя сказать о Российской Федерации, где подобные современные профессиональные стандарты практически отсутствуют. Тем не менее, данная проблема для нашего государства не нова и назрела она уже достаточно давно [7].

Связь профессиональных стандартов и квалификаций в разных странах обеспечивается по-разному. Как уже указывалось выше, в ряде стран профессиональные стандарты разрабатываются отдельно и выполняют функцию классификации профессиональных областей, с которыми могут соотноситься различные квалификации и один или несколько стандартов. Типичный пример таких стандартов наблюдается в Великобритании. Стандарты такого типа характерны для систем, относящихся к либеральному типу регу-

лирования, где существуют различные структуры, имеющие полномочия реализовывать программы, приводящие к присуждению квалификаций и аккредитованных на соответствие этим стандартам. Другая группа стран включает в себя страны, где разработка профессиональных стандартов интегрирована в процесс проектирования образовательных стандартов. При разработке каждой квалификации в рамках первого этапа разрабатываются профессиональные стандарты, которые служат основой для образовательных стандартов и стандартов оценки. Эта модель характерна для стран с государственной моделью регулирования. К этой группе относится большинство стран континентальной Европы. В третью группу входят страны, где реализуется смешанная модель. Во Франции и Бельгии, например, существуют два типа профессиональных стандартов: описывающие трудовую деятельность, подлежащую выполнению держателем квалификации (стандарт деятельности — réfé-rentield'activité ), и те, которые разрабатываются и используются в сфере труда и занятости ( стандарты профессий — référentielmétier) и включены в так называемый Перечень профессий и занятий (Répertoire Opérationnel des Métiers et des Emplois) [7].

Отечественные разработки профессиональных стандартов также имеют свою историю. Разработка профессиональных стандартов в различных областях деятельности началась в конце 90-х годов XX века. Данная работа велась под эгидой Министерства труда и социального развития РФ, начиная с 1998 г. по 2004 г. (до ликвидации Минтруда России). Процесс формирования профессиональных стандартов включал в себя: разработку структуры профессионального стандарта с учетом требований к качеству, продуктивности и безопасности труда работников, требований международных стандартов качества; требований к актуализации профессиональных стандартов по видам экономической деятельности; методики организации и проведения проекта по разработке профессиональных стандартов; инструментария для проведения анкетирования и обработки базы данных в процессе формирования профессиональных стандартов и т.д.

Итак, можно сделать вывод о том, что профессиональный стандарт призван четко структури-

ровать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям. Стандартизация в РФ может сыграть большую роль, так как есть плюсы и для работников (улучшаются профессиональные знания, дает возможность для профессионального роста), и для работодателей (повышается производительность труда, растет мотивация трудовой деятельности). Однако Россия отстает от ряда зарубежных стран в области разработки и применения профессиональных стандартов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» от 3 декабря 2012года № 236^3.URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_138556/ (дата обращения: 10.06.2015).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/a34b5e8f410e69b5651fbd899db c2975b631f3d2/ (дата обращения: 10.06.2015).

3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_129344/ (дата обращения: 10.06.2015).

4. Митрофанова В.В. Профессиональные стандарты в вопросах и ответах // Секретарь-референт. 2012. № 4. С. 17—29.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М., 1997. 944 с.

6. Шадрин А.Д. Профессиональные стандарты и мы // Стандарты и качество. 2013. № 1. С. 78—83.

7. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коулз М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. Центр изучения проблем профессионального образования, Москва, 2006 г.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/ #ixzz3oS09sHgE. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 10.06.2015).

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 118н от 25 марта 2013 г. «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=558781(да-та обращения: 10.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.