VOLOKH Vladimir Aleksandrovich, Dr.Sci.(Pol.Sci.), Professor of the State University of Management (99 Ryazanskiy Ave, Moscow, Russia, 109542; [email protected])
SUVOROVA Vera Aleksandrovna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the State University of Management (99 Ryazanskiy Ave, Moscow, Russia, 109542; [email protected])
THE ISSUES OF INSTITUTIONAL PROVISION OF THE STATE MIGRATION POLICY
Abstract. The article addresses the issues of institutional framework of the state migration policy of the Russian Federation. The authors analyzed the activity of the Federal Migration Service in terms of regulation of migration processes in recent years, reasons for its dissolution, and transfer of functions to the Ministry of Internal Affairs of Russia. Closer attention is paid to the stages of the establishment of institutional framework of the state migration policy of Russia.
New challenges and threats in the modern world, the invasion of migrants to Europe, the situation with the citizens of Syria, Afghanistan and Ukraine required taking measures to improve the institutional framework of the state migration policy of Russia. It is the authors' opinion that at present the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation faces challenges, primarily related to the fact that the Ministry get a number of new socio-economic functions not typical for the power-wielding agency. The authors forecast possible consequences in connection with the reorganization of the Federal Migration Service of Russia. Keywords: migration of population, state migration policy, State Migration Policy Concept, FMS of Russia, Ministry of Internal Affairs of Russia, institutional framework of migration policy, migration legislation, development scenarios
ФЕЛЬДМАН Павел Яковлевич — кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений (119454, Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 90; [email protected])
АВЕТИСОВ Эдуард Константинович — аспирант кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений (119454, Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 90; [email protected])
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В данной статье предпринята попытка установить место российских профессиональных союзов в комплексной системе обеспечения политической стабильности. Авторы приходят к выводу, что современные профсоюзы в значительной мере детерминируют характер политического участия широких слоев граждан и, следовательно, оказывают существенное влияние на институциональную устойчивость политической системы в целом. Стабилизирующий потенциал профсоюзов может быть задействован в контексте противодействия «цветным революциям» и защиты национальных интересов РФ. Ключевые слова: политическая стабильность, профсоюзы, политическое участие, политические протесты, гражданское общество
В условиях актуализации внешнеполитических вызовов и сохранения сложной экономической обстановки внутри страны принципиальное значение приобретают вопросы, связанные с обеспечением политической стабильности в России. Опыт государств, ставших полигонами для реализации сценария «цветной революции» в арабском мире и Восточной Европе, убедительно свидетельствует о том, что антиконституционный демонтаж политических режимов, как правило, ведет к углублению экономической стагнации и фактической утрате государственного суверенитета. Задача недопущения подобных событий в со-
временной России объективно обусловлена национальными интересами нашей страны, которые, согласно Стратегии национальной безопасности РФ, предполагают «обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности»1. Следует, однако, отметить, что в данном контексте под стабильностью следует понимать не «консервацию» элит и бюрократии, а демократическое воспроизводство политической системы в рамках существующих правовых институтов с поддержанием полной или частичной преемственности курса в части базовых принципов реализации государственной политики.
Обеспечение политической стабильности следует рассматривать как стратегическую цель, достижение которой требует консолидированных усилий со стороны государства и гражданского общества. Авторы настоящей статьи исходят из предположения о том, что упорядоченная совокупность политических институтов и практик, направленных на поддержание устойчивости режима, представляет собой самодостаточную и целостную систему обеспечения политической стабильности. Данная система, на наш взгляд, образуется правоохранительными органами и специальными службами; средствами массовой информации и массовой коммуникации, формирующими общественное мнение; механизмами политической медиации и согласования интересов; институтами гражданского общества (в первую очередь наиболее массовыми общественными организациями). Каждый из перечисленных элементов может служить объектом комплексного политологического анализа, однако в контексте настоящей статьи наибольший интерес представляют организованные группы давления, которые артикулируют потребности широких социальных общностей. В их числе принципиально выделяются профессиональные союзы — крупнейшие в России ассоциативные группы интересов. Таким образом, чрезвычайно важной теоретико-прикладной задачей нам представляется установление функциональной роли объединений наемных работников в системе обеспечения политической стабильности.
Прежде всего, необходимо отметить, что в России профессиональные союзы позиционируют себя как выразители интересов более чем 50 млн людей наемного труда, которые составляют ядро экономически и политически активного населения нашей страны. Совокупное число состоящих в профсоюзах граждан существенно превосходит общее число членов политических партий: в 4 парламентских партиях РФ в сумме состоят около 2,5 млн россиян, тогда как крупнейший профцентр страны (Федерация независимых профсоюзов) насчитывает в своих рядах более 20 млн членов. Приоритетным направлением деятельности для профессиональных союзов является обеспечение политического представительства социально-трудовых интересов наемных работников в органах государственной власти. Эффективность реализации репрезентационной функции объединений наемных работников оказывает непосредственное влияние на государственную политику в сфере труда и социальных отношений, а следовательно, детерминирует уровень доходов экономически активного населения. В свою очередь, степень удовлетворенности граждан их уровнем жизни и условиями труда может рассматриваться как один из ключевых параметров стабильности политической системы.
В современной политической науке прочно укоренился методологический принцип, в соответствии с которым профсоюзы принято отождествлять
1 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». — Российская газета. 31.12.2015. Доступ: https://rg.ru/2015/12/31/ nac-bezopasnost-site-dok.html (проверено 25.02.2017).
с институтами гражданского общества. В рамках данной парадигмы тред-юнионизм следует рассматривать как специфическую модель общественной самоорганизации, которая формирует культуру политического участия миллионов людей труда. Многолетние наблюдения авторов статьи за течением «цветных революций» и массовых стихийных протестов в Европе свидетельствуют о том, что неорганизованное рабочее движение может быть целенаправленно использовано в качестве деструктивной силы при демонтаже политических режимов. Однако наиболее крупные профсоюзы, встроенные в систему кор-поративистских отношений, как правило, придерживаются цивилизованной стратегии давления на органы власти, не допуская политических провокаций и насилия при проведении своих протестных акций. Таким образом, инсти-туционализация профсоюзного движения повышает конструктивность методов борьбы за коллективные интересы наемных работников и минимизирует вероятность перехода социально-трудовых протестов в массовые политические беспорядки. При этом профсоюзы оставляют за собой важную функцию «клапана» для выхода недовольства масс по поводу низкого уровня жизни и неудовлетворительных условий труда.
В современной России и большинстве западных государств крупные национальные профсоюзы вынуждены искать компромисс между необходимостью жестко отстаивать делегированные им требования наемных работников и стремлением к поддержанию партнерских отношений с властью. Корпоративистские тенденции, выражающиеся в желании государства установить контроль над организованным трудом и капиталом, зачастую провоцируют утрату политического суверенитета профсоюзов и их трансформацию в институты легитимации антисоциальной политики в сфере труда и занятости. Кроме того, вертикально интегрированные объединения наемных работников, обладающие разветвленным бюрократическим аппаратом, более других институтов гражданского общества подвержены действию «железного закона» оли-гархизации Р. Михельса [Михельс 1997: 191]. Вышеперечисленные проблемы с большой долей вероятности могут привести профессиональные союзы на путь «социального соглашательства» и нивелировать их способность к артикуляции реальных интересов людей труда. Весьма тревожными сигналами стали массовые стихийные протесты московских врачей в 2014 г. и дальнобойщиков в 2016 г., прошедшие без организующего участия традиционных и даже альтернативных профцентров России. Возникший при этом вакуум поспешили заполнить радикальные политические движения, спекулирующие на вопросах социальной справедливости в собственных деструктивных целях. Полагаем, что падение авторитета институционализированного профсоюзного движения и утрата его связи с социальной периферией может рассматриваться как потенциальная угроза политической стабильности.
В контексте проблематики настоящей статьи заслуживает внимания информационно-коммуникационный и мобилизационный потенциал профсоюзов, который может применяться как в деструктивных целях, так и для поддержания институциональной устойчивости политической системы. Современные российские и зарубежные профцентры имеют налаженные каналы движения информации от административно-управленческого центра до уровня первичных организаций. Кроме того, все они обладают собственными интернет-ресурсами, профилями в социальных сетях, печатными и электронными средствами массовой информации, которые доступны не только членам профсоюзов, но и всем заинтересованным гражданам. Вышеуказанные средства нередко применяются в информационно-пропагандистских целях, и в частности для оказания воздействия на электоральные установки граждан.
Так, в ходе президентской кампании в США 2015—2016 гг. ведущие профцентры страны задействовали весь свой организационный потенциал в целях оказания электоральной поддержки кандидату от Демократической партии, однако их усилия не увенчались успехом. В период интенсификации протестного движения в России (2011—2012 гг.) наиболее крупные объединения наемных работников призвали своих членов поддержать кандидатуру В.В. Путина на выборах, дабы обеспечить незыблемость института президентства в нашей стране [Ежов 2012: 32]. Впоследствии Федерация независимых профсоюзов России неоднократно прибегала к мобилизации граждан для проведения коллективных действий в поддержку действующей власти, мотивируя это стремлением к сохранению внутриполитического консенсуса в условиях общего экономического спада и глобальной неопределенности. С 2015 г. крупнейший профцентр страны систематически принимает участие в акциях движения «Антимайдан», ориентированного на недопущение «цветной революции» в России. Полагаем, что в случае возникновения реальной угрозы для основ конституционного строя мобилизационные ресурсы профсоюзов могут стать важным фактором стабилизации политической обстановки.
Подводя итоги настоящей статьи, необходимо отметить, что место профсоюзов в системе обеспечения политической стабильности определяется комплексом реализуемых ими функций, в числе которых авторы выделяют:
1) осуществление демократического контроля и совершенствование государственной политики в социально-трудовой сфере;
2) формирование культуры цивилизованного политического участия наемных работников;
3) культивирование ненасильственных методов борьбы за коллективные интересы людей труда;
4) разрядку социально-политической напряженности и обеспечение конструктивного выхода негативных эмоций по поводу неудовлетворенности качеством жизни;
5) мобилизацию масс посредством коллективных действий в поддержку основ конституционного строя и действующего режима.
Успешная реализация перечисленных функций профессиональными союзами, по мнению авторов, способна минимизировать вероятность осуществления «цветной революции» в России и других странах.
Список литературы
Ежов Д.А. 2012. Институт Российского президентства: сценарии эволюции. — Власть. № 6. С. 31-34.
Михельс Р. 1997. Социология политической партии в условиях демократии. — Антология мировой политической мысли. В 5 т. М.: Мысль. Т. II. С. 185-197.
FEL'DMAN Pavel Jakovlevich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Philosophy and Political Science, Academy of Labour and Social Relations (90 Lobachevskogo St, Moscow, Russia,119454; [email protected]) AVETISOV Eduard Konstantinovich, postgraduate student of the Chair of Philosophy and Political Science, Academy of Labour and Social Relations (90 Lobachevskogo St, Moscow, Russia,119454; [email protected])
TRADE UNIONS IN THE SYSTEM OF ENSURING POLITICAL STABILITY OF MODERN RUSSIA
Abstract. The authors attempt to establish the place of the Russian trade unions in a complex system of ensuring political stability in the country. Trade unions are the largest pressure groups, which articulate and represent the interests of millions of hired workers. They can promote optimization of state social and labor policy and help citizens to bring their requirements to authorities in a civilized way. Existence of the institutionalized trade-union movement can prevent spontaneous and destructive labor protests, which can develop into political disorders. The authors conclude that modern trade unions considerably determine the nature of political participation of wide groups of citizens and, therefore, have significant effect on institutional stability of political system in general. The stabilizing capacity of trade unions can be used for counteraction to color revolutions and protection of Russia's national interests.
Keywords: political stability, trade unions, political participation, political protests, civil society
АГЛИУЛЛИН Ильмир Зульфатович — аспирант кафедры российской политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, аналитик Центра политической информации (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4 «Шуваловский; [email protected])
ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Аннотация. В статье анализируется динамика политических трансформаций в Республике Башкортостан от эпохи «парада суверенитетов» до ее становления как «стандартного» субъекта федерации, полностью встроенного в федеральную вертикаль власти. Автор предлагает оригинальную периодизацию процесса политической трансформации республики, который, по его мнению, можно разделить на четыре периода: 1) становление регионального авторитаризма (1990-1993 гг.); 2) консервацию режима М. Рахимова (1993-2000 гг.); 3) усиление федерального центра и демонтаж режима М. Рахимова (2000-2010 гг.) и 4) ограниченный авторитаризм Р. Хамитова (с 2010 г. по н.в.).
Ключевые слова: политическая трансформация, Республика Башкортостан, региональный авторитаризм, национальные республики, региональные элиты
Трансформация политической системы Республики Башкортостан от эпохи «парада суверенитетов» до ее становления в качестве «стандартного» субъекта федерации, полностью встроенного в федеральную властную вертикаль, прошла ряд этапов.
1. Становление регионального авторитаризма (1990—1993 гг.) Этот этап прочно ассоциируется с именем Муртазы Рахимова, который возглавлял республику до 2010 г. В 1990 г. М. Рахимов возглавил недавно избранный Верховный Совет БАССР, который быстро набирал политический вес и в котором преобладали сторонники более решительных реформ. На избрание М. Рахимова повлиял целый ряд факторов. Во-первых, он не принадлежал к партийной номенклатуре и не был ставленником Москвы, поэтому депутаты предполагали, что по отно-