Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативная индустрия / профессиональные сообщества / культурные инициативы / креатив / креативная деятельность. / creative industry / professional communities / cultural initiatives / creativity / creative activity.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Терешкина Т.А.

Цель: Целью данной статьи является анализ деятельности профессиональных сообществ, как инструмента развития сектора креативных индустрий, а также выявление вызовов и предложение рекомендаций для эффективного сотрудничества. Методы: Основными методами работы стали анализ имеющейся информации и метод экспертной оценки. С их помощью были описаны профессиональные сообщества, которые функционируют и направлены на развитие креативных индустрий или взаимодействие с ними. Результаты: Представлены основные способы, позволяющие креативной индустрии развиваться за счет отдельных инициатив профессиональных сообществ. Автор относит к таким инициативам такие виды деятельности профессиональных сообществ как нетворкинг, участие в экспертных и рабочих группах, повышение квалификации, поиск и привлечение инвесторов. Выводы: Сделан вывод о том, что наиболее эффективным и современным способом развития креативных индустрий через инструмент профессиональные сообщества является виртуальное наставничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNITIES AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES

Purpose: The purpose of this article is to analyze the activities of professional communities as a tool for the development of the creative industries sector, as well as to identify challenges and offer recommendations for effective cooperation. Methods: The main methods of work were the analysis of available information and the method of expert assessment. With their help, professional communities were described that function and are aimed at developing creative industries or interacting with them. Results: The main ways are presented that allow the creative industry to develop through individual initiatives of professional communities. The author considers such initiatives to include such types of activities of professional communities as networking, participation in expert and working groups, advanced training, searching and attracting investors. Conclusions: It was concluded that the most effective and modern way to develop creative industries through the tool of professional communities is virtual mentoring.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-27 УДК 748.31

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Терешкина Т.А.

Институт экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета

Аннотация. Целью данной статьи является анализ деятельности профессиональных сообществ, как инструмента развития сектора креативных индустрий, а также выявление вызовов и предложение рекомендаций для эффективного сотрудничества. Методы: основными методами работы стали анализ имеющейся информации и метод экспертной оценки. С их помощью были описаны профессиональные сообщества, которые функционируют и направлены на развитие креативных индустрий или взаимодействие с ними. Результаты. Представлены основные способы, позволяющие креативной индустрии развиваться за счет отдельных инициатив профессиональных сообществ. Автор относит к таким инициативам такие виды деятельности профессиональных сообществ как нетворкинг, участие в экспертных и рабочих группах, повышение квалификации, поиск и привлечение инвесторов. Выводы: Сделан вывод о том, что наиболее эффективным и современным способом развития креативных индустрий через инструмент профессиональные сообщества является виртуальное наставничество.

Ключевые слова: креативная индустрия, профессиональные сообщества, культурные инициативы, креатив, креативная деятельность.

PROFESSIONAL COMMUNITIES AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES

Tatyana A. Tereshkina

Institute of Economics and Management of the North Caucasus Federal University

Abstract. The purpose of this article is to analyze the activities of professional communities as a tool for the development of the creative industries sector, as well as to identify challenges and offer recommendations for effective cooperation.

Methods. The main methods of work were the analysis of available information and the method of expert assessment. With their help, professional communities were described that function and are aimed at developing creative industries or interacting with them. Results. The main ways are presented that allow the creative industry to develop through individual initiatives of professional communities. The author considers such initiatives to include such types of activities of professional communities as networking, participation in expert and working groups, advanced training, searching and attracting investors. Conclusions: It was concluded that the most effective and modern way to develop creative industries through the tool of professional communities is virtual mentoring.

Keywords: creative industry, professional communities, cultural initiatives, creativity, creative activity.

Введение. На сегодняшний день креативная индустрия получила широкое развитие во всем мире и насчитывает более 16 направлений, к которым относится: искусство, дизайн, мода, компьютерная графика, анимация, разработка компьютерных игр, архитектура и урбанистика, кино, ТВ, новые медиа, музыка и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело.

Особым толчком для развития креативной индустрии стали профессиональные сообщества в различных направлениях креативной индустрии [1].

Обсуждение. Можно выделить два типа таких сообществ, которые функционируют в России: профессиональные сообщества, которые объединяют какую-либо одну отрасль (например, индустрия моды, кино, ^-сферы и т.д.) и профессиональные сообщества, объединяющие креативные индустрии.

Вопросам функционирования профессиональных сообществ и их влиянию на развитие креативных индустрий посвящено огромное количество научных исследований.

Мерзляков С.С. в своей работе отмечает, что на сегодняшний день отсутствует единое опреде-

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ление профессионального сообщества, нет четкого перечня функций, полномочий таких организаций [2]. Им также описан потенциал развития креативной индустрии через профессиональные сообщества на примере 1Т-сферы. Особое внимание автор в работе уделяет перспективам дальнейшего развития отрасли, повышению профессиональной идентичности ^-специалистов.

Л.Н. Нугумановой и Г.А. Шайхутдиновой раскрыта роль современного виртуального наставничества через профессиональные сообщества [3]. Авторы в статье описывают важность виртуального наставничества при получении дополнительного профессионального образования, в том числе в креативной отрасли. Виртуальное наставничество является одной из эффективных форм взаимодействия между профессиональным сообществом и его членами за счет применения современных информационно-коммуникативных технологий.

Перспективы развития виртуального наставничества через профессиональные сообщества в креативной индустрии представлены также в работе К.А. Горбик, где отмечается важность применения современных технологий с целью развития не только креативной индустрии, но и непосредственно профессионального сообщества [4].

Следует отметить, что в профессиональной литературе отсутствует определение «профессионального сообщества», а также отсутствует четкая характеристика его роли и функций. Ряд специалистов определяет профессиональное сообщество как некоммерческую организацию, которая объединяет людей в зависимости от их целей [5].

На наш взгляд профессиональное сообщество представляет собой группу людей, которые объединены между собой общими ценностями, взглядами, идеями, способами восприятия проблем и методами их решения в отношении их профессиональной деятельности. Если раньше миссия профессиональных сообществ заключалась, прежде всего, в образовательной и информационной функции, которые включали в себя возможность публикации профессиональных журналов, развивать профессиональное мастерство, повышать осведомленность общественности и присуждать награды, то сегодня эти функции значительно расширились. Ярким примером такого профессионального сообщества в сфере развития креативных индустрий является Федерация креативных индустрий. Данное профессиональное сообщество определяет свою миссию как объединение ведущих профессиональных организаций, творческих союзов и успешных компаний креативного бизнеса с целью ведения диалога с государством, развитием инфраструктуры и поддержка предпринимателей.

Сообщество предоставляет различные преимущества своим участникам: получение знаний,

навыков или опыта, развитие связей с новыми людьми, внедрение инноваций, получение непрерывной мотивации и др. При этом с каждым годом количество преимуществ, которые предоставляют данные сообщества, для предпринимателей динамично увеличивается. Это связано с тем, что знания, опыт постоянно изменяются, трансформируются и обновляются в ходе тех же процессов изменения в профессиональном сообществе.

Еще одно профессиональное сообщество «Ассоциация анимационного кино», которая создана в 2012 году с целью развития креативной индустрии в области формирования анимационного кино в России. Цель сообщества - объединение профессиональных организаций, подготовка профессиональных кадров, привлечение государственных и частных инвестиций, участие членов сообщества в различных законодательных инициативах, выявление лидеров отрасли, проведение исследований в области креативной индустрии и др.

Результаты. Таким образом, можно выделить следующие функции профессиональных сообществ, способствующих развитию креативных индустрий:

1) создание благоприятных условий для развития креативной индустрии (объединение предпринимателей, профессионалов и представителей государственных органов);

2) мотивирование предпринимателей на достижение результата в области становления и развития бизнеса в креативной индустрии;

3) выявление и поддержка лидеров в отраслях, в том числе за счет организации награждения различными медалями;

4) развитие профессиональных и управленческих компетенций в области развития креативной индустрии;

5) обмен передовым опытом, актуальной информацией и различными практиками между членами сообщества в том числе при помощи института наставничества;

6) проведение исследований в области развития креативной индустрии;

7) получение юридической консультации по вопросам ведения предпринимательской деятельности в креативной индустрии;

8) разработка предложений по внесению изменений в законодательную базу путем участия в различных консультационных, экспертных, рабочих группах;

9) разработка шаблонов договоров, локальных актов, методик развития;

10)привлечение дополнительных финансовых ресурсов и инвестиций в развитие бизнеса, в том

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

числе получение консультаций, помощи и поддержки по получению грантовой поддержки;

11) борьба с недобросовестной конкуренцией, поддержка профессиональных ценностей отраслей;

12) организация нетворкинга: семинаров, симпозиумов и т.д.

Особая роль профессиональных сообществ также заключается в том, что они взаимодействуют с государственными органами. Это позволяет профессиональным сообществам организовывать встречи с представителями государственных организаций, представлять своим членам актуальную и достоверную информацию.

Профессиональные сообщества имея большое количество членов и подписчиков в социальных сетях являются хорошей площадкой для размещения новостей и рекламы бизнеса креативной индустрии. Можно сделать вывод, что профессиональные сообщества являются основной «движущей силой» развития креативной индустрии, поиска новых идей, партнерских связей.

Таким образом, профессиональные сообщества как инструмент для развития креативных инду-стрий:

1) представляют нетворкинг для предпринимателей креативной индустрии;

2) создают единую базу передового опыта в области развития креативной индустрии;

3) создают и предлагают современные образовательные программы для предпринимателей креативной индустрии;

4) участвуют в формировании нормативно-правовой базе, регулирующей развитие креативной индустрии;

5) способствуют поиску и привлечению инвестиций для предпринимателей и др.

В первую очередь профессиональные сообщества ставят перед собой цель - объединить все заинтересованные стороны в развитии отдельной отрасли или в развитии креативной индустрии в целом.

С точки зрения развития креативной индустрии, такое объединение заинтересованных сторон позволяет создавать результативные проекты, делиться опытом, находить менторов и партнеров, привлекать дополнительные финансовые ресурсы и т.д. В некотором смысле профессиональные сообщества имеют более четкое представление о тенденциях в своих областях.

Одним из главных преимуществ профессионального сообщества является то, что они мотивируют своих участников, то есть учат воспринимать трудности, которые возникают в профес-

сиональной среде, как возможность для профессионального роста, способствуя их адаптивности и устойчивости. Участники профессиональных сообществ получают такой опыт как за счет общения с другими участниками, так и путем организации виртуального наставничества.

Под виртуальным наставничеством в профессиональной среде понимается неформальное и формальное партнерство, при котором наставляемый получает советы и рекомендации от более опытного специалиста с упором на открытое общение, развитие и рост.

Виртуальное наставничество - это инструмент, который помогает участникам профессионального сообщества развивать значимые отношения и поддерживать личные связи, даже когда члены команды взаимодействуют между собой дистанционно.

В ряде зарубежных стран стали появляться специальные платформы виртуального наставничества, позволяющие наставникам и подопечным строить и расширять свои отношения посредством онлайн-общения [6].

В России институт наставничества начал активно развиваться с 2020 годов и получил огромную поддержку со стороны государства, профессиональных сообщество, образовательных организаций и бизнес-структур. Такой механизм помогает делиться опытом в области развития креативных индустрий, получать ценные рекомендации, советы и своевременную поддержку.

Для развития креативной индустрии не менее важным остается выявление лидеров данной отрасли. Для того, чтобы руководить творческими людьми, важно понимать творческий процесс, креативность и ряд переменных, которые на нее влияют. Особенности креативных индустрий определяют, что конкретные функции креативного лидерства отличаются от обычного. Одна из ключевых целей лидерства в креативных инду-стриях - мотивировать творческих людей производить как прибыльную, так и творческую работу.

Образование является одним из главных факторов, определяющих успех в развитии креативной индустрии, а также помогает молодым специалистам начать карьеру в этой отрасли. Профессиональные сообщества уделяют огромное внимание неформальному образованию, которое позволяет развить креативное мышление [7].

Для того чтобы его развивать необходимо не только постоянное развитие самого человека, но и его беспрерывное общение, взаимодействие с другими людьми.

В связи с этим, профессиональные сообщества способствуют нетворкингу: проведение общих встреч, различных мероприятий (форумы, выставки, бизнес-завтраки, и т.д.).

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Заключение. Подводя итог, можно сформулировать следующую мысль: все выше перечисленное позволяет креативной индустрии за счет преимуществ и возможностей профессионального сообщества активно развиваться, создавая новые продукты, товары и услуги, привлекая профессионалов и талантливых людей в свою сферу.

На сегодняшний день необходимо осуществлять поддержку профессиональных сообществ в об-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

ласти креативной индустрии со стороны государственных органов.

В первую очередь, следует приглашать профессиональные сообщества в экспертные советы и рабочие группы, которые инициируются государственными органами. Это позволит профессиональным сообществам наиболее результативно и эффективно выполнять свои функции и оказывать поддержку предприятиям в области креативной индустрии.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Нехайчук Д.В. К вопросу об особенностях развития креативной индустрии / Д.В. Нехайчук, Ю.С. Нехай-чук // МедиаУектор. 2023. № 8. С. 81-90.

2. Мерзляков С.С. Социокультурный потенциал российского сообщества IT-специалистов / С.С. Мерзляков // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 16. № 3. Ч. 1. С. 505-518.

3. Нугуманова Л.Н. Роль профессиональных сообществ в развитии виртуального наставничества в системе дополнительного профессионального образования / Л.Н. Нугуманова, Г.А. Шайхутдинова; Отв. редакторы Е.В. Асафова, И.И. Голованова, Э.Г. Галимова, Н.В. Телегина // В сборнике: VIII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2023. С. 383-387.

4. Горбик К.А. Культурные и креативные индустрии: опыт сопоставительного анализа / К.А. Горбик // Научная палитра. 2021. № 4(34).

5. Смиховская А.В. Школа креативных индустрий - будущее или настоящее / А.В. Смиховская // В книге: Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен. Сборник статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 2023. С. 201-206.

6. Харитонова С.В. Креативные индустрии как фактор устойчивого развития / С.В. Харитонова // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 2. № 8(20). С. 584-588.

7. Ориентиры подготовки кадров для креативных индустрий / А.Г. Кислов, А.В. Феоктистов, И.В. Шапко, К.Н. Якушева // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 4(55). С. 47-76.

References:

1. Nakhaychuk D.V. On the question of the peculiarities of the development of the creative industry / D.V. Nek-haychuk, Yu.S. Nekhaichuk // Media Vector. 2023. № 8. P. 81-90.

2. Merzlyakov S.S. Socio-cultural potential of the Russian community of IT specialists / S.S. Merzlyakov // Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities. 2023. Vol. 16. № 3. Part 1. P. 505-518.

3. Nugumanova L.N. The role of professional communities in the development of virtual mentoring in the system of additional professional education / L.N. Nugumanova, G.A. Shaikhutdinova; Editors E.V. Asafova, I.I. Golo-vanova, E.G. Galimova, N.V. Telegina // In the collection: VIII St. Andrew's readings: modern concepts and technologies of creative self-development of personality. Collection of articles by participants of the All-Russian scientific and practical conference. Kazan, 2023. P. 383-387.

4. Gorbik K.A. Cultural and creative industries: the experience of comparative analysis / K.A. Gorbik // Scientific palette. 2021. № 4(34).

5. Smikhovskaya A.V. School of creative industries - the future or the present / A.V. Smikhovskaya // In the book: Traditions and innovation in culture and art: the connection of times. Collection of articles based on the materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference. Astrakhan, 2023. P. 201-206.

6. Kharitonova S.V. Creative industries as a factor of sustainable development / S.V. Kharitonova // Theory of law and interstate relations. 2021. Vol. 2. № 8(20). P. 584-588.

7. Guidelines for personnel training for creative industries / A.G. Kislov, A.V. Feoktistov, I.V. Shapko, K.N. Yaku-sheva // Vocational education and the labor market. 2023. Vol. 11. № 4(55). P. 47-76.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Информация об авторе

Терешкина Татьяна Александровна

аспирантка,

Институт экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь tatereshkina@mail.ru

Tatyana A. Tereshkina

Graduate Student,

Institute of Economics and Management of the North Caucasus Federal University, Stavropol

tatereshkina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.