Научная статья на тему 'Профессиональные речевые компетенции: поиски эффективного обучения'

Профессиональные речевые компетенции: поиски эффективного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ. / KNOWLEDGE / COMPETENCE / SPEECH GENRES / PROFESSIONAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов О. М.

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки формированию профессиональной речевой компетентности в речевых жанрах. Автор анализирует теоретические обоснования проблемы и предлагает методики обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SPEECH COMPETENCE: IN SEARCH OF EFFICIENT METHODS OF TEACHING

The article is devoted to one of the most important problems of modern pedagogical science that is how to teach students to communicate efficiently at a high professional level in different speech genres. The author analyses the theoretical approaches to the problems and offers new teaching methods and techniques.

Текст научной работы на тему «Профессиональные речевые компетенции: поиски эффективного обучения»

ПЕДАГОГИКА

УДК 811.161.1 О.М. Орлов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПОИСКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки - формированию профессиональной речевой компетентности в речевых жанрах. Автор анализирует теоретические обоснования проблемы и предлагает методики обучения студентов.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, речевые коммуникации, профессиональная речь.

O.M. Orlov

PROFESSIONAL SPEECH COMPETENCE: IN SEARCH OF EFFICIENT METHODS OF TEACHING

The article is devoted to one of the most important problems of modern pedagogical science that is how to teach students to communicate efficiently at a high professional level in different speech genres. The author analyses the theoretical approaches to the problems and offers new teaching methods and techniques.

The key words: knowledge, competence, speech genres, professional discourse.

Сегодня, когда в российском вузовском образовании происходят крупные трансформации, связанные с переходом на два уровня (бакалавриат и магистратура), с принятием новых образовательных стандартов (третьего поколения), особое внимание должно быть обращено на серьезные изменения в способах и методике преподавания, отвечающим современным требованиям подготовки конкурентоспособного специалиста. Первый уровень образования - бакалавриат - должен дать студентам не только основательную гуманитарную базу, но и подготовить полноценного специалиста избранного профиля (направления). Новые программы образования, вероятно, будут соответствовать требованиям со стороны профессиональных сообществ.

К одним из таких требований новых стандартов относится эффективная речевая подготовка студентов. И это не случайно, так как именно профессиональная коммуникативная компетентность является одной из основ непосредственно профессиональной компетентности современного специалиста, определяющей его конкурентоспособность и востребованность.

Несомненно, что при переходе к новым стандартам обучения особое значение уделяется практической

направленности обучения, которая выражается прежде всего в том, что большая часть времени на занятиях должна уделяться организации практической учебной деятельности студентов, формированию у них профессиональных коммуникативных умений. Теоретические сведения должны отбираться и сообщаться с учетом того, насколько они значимы, необходимы для формирования коммуникативных умений.

Практическая направленность предполагает также изменение характера учебной деятельности в процессе обучения. Поскольку студент обучается общению, необходимо обеспечить его речевую и познавательную активность. Это осуществляется в основном за счет использования соответствующих методических приемов и форм обучения, которые в дидактике и психолого-пе-дагогических исследованиях называются активными методами обучения.

Методы и приемы обучения нами определялись на основе классификации, учитывающей источник получения знаний, характер учебной деятельности, этап-ность. Назовем основные методы и приемы обучения, которые использовались нами в процессе опытного обучения.

Специфические методические приемы и формы обучения обеспечивали реализацию названных методических установок. Традиционные методические приемы формирования коммуникативно-речевых умений включают следующие:

1. Слово преподавателя должно само быть средством обучения, служить речевым образцом для студентов, на каждой лекции, беседе, на каждом из практических занятий слово преподавателя звучит при постановке целей и задач занятия, при сообщении необходимых теоретических сведений в ходе подведения итогов, при комментировании вопросов и ответов. Слово преподавателя сопровождает анализ речевых произведений определенных жанров, дидактических материалов, аудиозаписей, помогает создавать необходимую мотивационную готовность, показать и пояснить систему действий по созданию определенного жанра и т.д.

2. Составление схем, памяток, заполнение таблицы и прочего, их анализ. Данные приемы применяются в основном как средство графической регистрации, закрепление изученных графических сведений, понятий, представлений, свойств, признаков в данной области коммуникативной деятельности.

Из специфических методов и приемов обучения в связи с особенностями методики как науки нами применялись следующие: анализ речевой ситуации, риторический анализ, риторическая задача («ситуативное упражнение», «ситуативно-коммуникативные задачи», «разыгрывание речевых ситуаций» и т.п.), речевая игра, деловая профессиональная игра.

Анализ речевой ситуации включает следующие компоненты:

а) мотивация - почему необходимо речевое обращение определенного жанра;

б) коммуникативная цель - зачем субъект вступает в речевое общение;

в) кто вступает в речевое общение - адресат речи;

г) что хотел сказать - содержание речи;

д) время и место - экстралингвистический фактор;

е) каково высказывание - по стилю, тональности, структуре.

Студенты с интересом относятся к риторическому анализу как текстов-отрывков из художественных произведений, описывающих деловое общение, так и к анализу реального делового общения. Например, аудитории предлагают три варианта деловых переговоров (бесед); задание - проанализировать тексты, доказать, в каком из них удалось реализовать коммуникативное намерение, и объяснить почему.

Тексты реального делового общения следует адап -тировать (за исключением, конечно аудио- и видеозаписей), что связано с тем, что риторические и языковые дисциплины читаются, как правило, на младших курсах. На ранних этапах обучения также используются в основном тексты из художественных произведений или научно-популярных изданий.

В современной практике обучения речи наименование нового вида работы - риторические задачи - заменило традиционное «коммуникативно-ориентированные работы», «речевые коммуникативные задачи». Риторические задачи в настоящее время рассматриваются как обязательный вид деятельности в ходе обу-

чения коммуникативными умениями на занятиях по риторике.

Риторическая задача учит гибкому, сообразному, уместному речевому поведению, вырабатывает умение грамотно и целесообразно учитывать все нюансы предлагаемой ситуации общения, что позволяет добиться успешности и эффективности в речевых контактах, позволяет более объективно оценивать речь обучаемого, так как есть точка отсчета - соответствие предлагаемого решения задаче высказывания, адресату, другим обстоятельствам общения.

Риторическая задача обязательно содержит следующие структурные компоненты:

а) описание условий речевой ситуации, в рамках которой будет протекать предполагаемая коммуникативная деятельность (реальные условия или воссозданные на основе текстового материала);

б) описание коммуникативной задачи (целеустанов-ки), ради которой будет осуществляться коммуникативная речевая деятельность;

в) описание диалоговых условий - кому адресован будет речевой поступок, насколько адресат (партнер) готов к предполагаемому диалогу;

г) описание возможных вариантов решений переработки предлагаемой информации или создание своего текста (жанрово-стиливые варианты, разные жанрово-композиционные нормы).

Риторическая задача как деятельный прием обучения требует, как правило, оперативной оценки по принципу «здесь» и «теперь» или «как добиться лучшего результата». Выбор лучшего варианта (высказывания, реплики, поступка) возможен при условии конструктивного анализа нескольких вариантов решения.

Риторические задачи «основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации»:

- кто говорит - пишет (адресант);

- кому (адресат);

- почему (причина);

- для чего - зачем (задача высказывания);

- что - о чем (содержание высказывания);

- как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т.п.);

- где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

- когда, как долго (место, время, когда происходит общение - сейчас, в прошлом, в какое время, отведенное на общение, если это важно).

То есть риторическая задача - это описание создавшейся ситуации, требующей поиска коммуникативного выхода.

Риторические задачи, предлагаемые студентам, можно разделить на два вида: 1) речевые задачи на основе данных текстов определенного жанра; 2) речевые задачи, связанные с созданием полностью своего текста заданного речевого жанра.

Из первого вида речевых задач наиболее часто использовались следующие:

1) предложены ситуации профессионального общения; укажите, к каким жанрам обратиться для их положительного решения ?

2) предложен текст начала переговоров; следует продолжить его, предложив необходимую аргументацию.

Еще один из типичных примеров риторической задачи второго вида. Представитель фирмы, закупающей компьютеры на торгах в выставочном зале, решает, компьютерам какой фирмы отдать предпочтение. Ваша задача - убедить покупателя выбрать компьютеры вашей фирмы, несмотря на то что их цена несколько выше, чем у конкурентов. Налицо: адресат, адресант, задача, содержание задачи, место. Предложите свои (свое) решение данной риторической задачи. Причем один вариант решения сделайте от лица продавца, а второй -от лица покупателя.

Риторические задачи призваны воспроизвести в учебных условиях реальные ситуации общения, которые мотивировали бы речевую деятельность студентов, т.е. естественным образом побуждали бы их к высказыванию. Безусловно, данный прием является важным средством речевой активизации студентов в процессе обучения, призван вызывать у студентов интерес, потому что речевые ситуации, предлагаемые им, связаны с их будущей профессиональной деятельностью.

Речевая игра включает в себя риторические задачи, критерии, оценки и проверку эффективности их решения. Игровые формы и задания, к которым можно, например, отнести конкурс монологов и диалогов, викторину, конференцию, позволяют сделать занятие занимательнее, создают атмосферу состязания, соревнования, что способствует развитию творческих способностей студентов.

Во время обучения, например, у студентов-эконо-мистов большой интерес вызвала конференция-конкурс на лучшее монологическое выступление по теме «Экономический кризис: уроки и перспективы преодоления». Студенты группы получают размноженный текст доклада правительства (5 листов). Назначаются в группах министры финансов, экономики, труда и занятости и т.д. Они находят в тексте тот материал, который им необходим по «должности», выступают с сообщением (до 3 минут) с самостоятельно подготовленными, обоснованными цифрами и прочими данными.

Остальные студенты группы получают задания:

1) оценить каждое из выступлений (докладов) с точки зрения:

- достижения коммуникативной цели и задачи высказывания;

- соответствия избранному жанру речевого произведения - выступление-доклад на экономическую тему;

- структуры, способов связи частей;

- использования речевых средств;

- коммуникативного качества речи;

- «произносительных» качеств устной речи;

- целесообразности использования невербальных средств общения;

2) подготовить по ходу выступления «каверзные» вопросы, которые бы смогли создать ситуацию дискуссии, обсуждения, выступления и анализ противоположных точек зрения;

3) назвать победителя, обосновать свою оценку.

Деловая игра в системе опытного обучения выступает

как способ самостоятельного применения сформированных профессиональных коммуникативных умений и в отличие от других видов учебных игр имеет комплексный характер, т.е. ей свойственны черты различных типов игр: ролевой, имитационной, технологической и т.д.

Деловая игра, как и любая ролевая игра, характеризуется обязательным наличием ролей и реализуемых в них социальных отношений, например роли руководителя и подчиненного, представителей разных фирм и др. Эта характеристика деловой игры отмечается всеми исследователями. Деловая игра имитирует действительное содержание социальных отношений, т.е. отражает определенный фрагмент окружающей человека действительности. В содержание деловой игры входят также игровые действия участников игры (или игровая деятельность, игровое взаимодействие в рамках смоделированных отношений, социальной среды), которые имитируют реальные действия (или практическую профессиональную деятельность).

Тема игры вытекает из содержания учебного материала, предусмотренного программой, и определяется преподавателем на основе критерия ее значимости и актуальности для подготовки специалиста (в данном случае - экономического профиля); кроме того, она может определяться кругом интересов участников игры, их ожиданиями, суммой определенных знаний в сфере экономики и интересов преподавателя, его личным опытом, потребностями учебного плана обучения специалистов экономического профиля, связанными с дисциплинами, уже изученными либо изучаемыми параллельно, наличием у студентов или преподавателя массива информации (газетно-журнальные публикации, рекламные проспекты с описанием товаров и ценами на них и др.) по конкретному виду экономической деятельности. Следовательно, в деловой игре моделируется контекст будущей профессиональной деятельности, что и подчеркивается названием «деловая игра».

Методика использования деловой игры, реализуя цели обучения русскому языку, включает в учебный процесс определенные этапы. Этапы подготовки участников к деловой игре подразумевают реализацию системы упражнений, в том числе таких, как:

1) упражнения, которые формируют умения, позволяющие отрабатывать деловую, этикетную и профессиональную лексику учиться строить соответствующие грамматические и синтетические конструкции;

2) упражнения, развивающие коммуникативную компетентность (умение подготовить монологическое высказывание, эффективно участвовать в диалогической речевой коммуникации);

3) упражнения, развивающие речевые умения и навыки в профессиональной сфере (подбор либо составление текстов по специальности с заданиями к ним, фактического материала);

4) упражнения, помогающие формировать умения, необходимые для свободного создания речевых произведений требуемого жанра.

Сложность проведения деловых игр зависит от таких субъективных факторов, как коммуникативные способности, навыки, умения «деловых партнеров», от теоретических знаний в этой области, темперамента участников , их экономической специализации. Поэтому форма деловой игры весьма удобна для разыгрывания, имеет большие возможности для формирования свободного владения профессиональными жанрами. Ориентируясь на мотивы обучения, деловая игра позволяет строить процесс обучения языку на материале специальных дисциплин, чтобы максимально активизиро-

вать профессиональную заинтересованность студентов. Это коллективно-личностная форма учебной работы, в ходе которой формируются или совершенствуются профессиональные речевые умения. Однако особенность деловых игр состоит в том, что на первом плане состоит задача обучения языку специальности, а не самой специальности. Строго говоря, качество профессиональной речи, продемонстрированное участниками игры, важнее договора, который будет подписан (а может, и не подписан) в результате проведения переговоров. Имитируемая профессиональная ситуация по условиям проведения лингвистической деловой игры является вторым планом, своеобразным фоном, на котором осуществляется основная учебная цель: обучение эффективному профессиональному общению.

Независимо от видов деловые игры имеют три основные педагогические цели:

1. Цель обучения русскому языку (активизируется владение языком специальности - умения и навыки использования профессиональной лексики, формируется грамматическая и синтетическая правильность речи).

2. Цель обучения речевому общению (активизируется владение монологической и диалогической речью).

3. Цель профессиональная (активизируется профессиональная заинтересованность).

Эти цели в итоге подчинены главному - формированию умений создавать речевые произведения профессионально востребованных жанров.

Следует отметить, что учебная цель игры отличается от целей действий ее участников. Так, учебную цель игры ставит перед собой преподаватель. Участники ставят перед собой цели, исходя из своих должностей (ролей). Более того, участникам игры до момента ее разбора не следует знать учебных целей игры, так как это может повлиять на их действия.

Конкретные учебные цели деловой игры включают следующее:

- обучить более полному анализу комплекса взаи-

модействующих факторов, влияющих на принятие правильных решений профессионального характера;

- поставить участников игры в условия, которые они должны в процессе принятия решений учитывать, оценивая их эффективность и методическую правильность, влияние этих решений на конечные результаты деловой игры;

- обучить участников игры четкому взаимодействию в процессе подготовки и реализации решений, эффективному распределению прав и обязанностей между ними.

Технологический характер деловой игры проявляется в том, что она предполагает овладение технологическим содержанием конкретной практической деятельности. Игровое взаимодействие основывается на определенных требованиях, предъявляемых к самому игровому действию, которое строится на определенных правилах. Чтобы не нарушать «технологию», игрок должен владеть соответствующим умением и навыком. В этом заключается дидактическое значение деловой игры: осваивать навыки конкретной практической деятельности в игре, сюжетно-ролевая основа которой достаточно известна студентам.

Главная задача проводимых нам деловых игр - обучение определенным видам речевой профессиональной деятельности. Конечно, при этом аспект «чисто профессиональный» присутствует, ведь суть игр непосредственно связана с ситуациями профессиональной деятельности будущего специалиста. Предложенные методы и приемы обучения профессиональной речевой компетенции студентов экономического профиля апробированы в практической деятельности и показали достаточную эффективность. Именно это дает нам право рекомендовать эти методические приемы для использования в учебном процессе современного вуза на практических занятиях курсов «Русский язык и куль -тура речи» и «Риторика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.