Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПРОФЕССИИ ВРАЧА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тюков Ю.А., Матвеева Е.С., Березина А.М.

Введение. В настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается дефицит врачебных кадров в государственной системе здравоохранения. Особенно остро стоит вопрос в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также в муниципальных районах, отдаленных от областного центра. Цель работы - изучить профессиональные ожидания и намерения обучающихся в медицинском университете. Материалы и методы. В работе применен метод анкетирования. Анкетирование прошли 296 студентов пятого курса специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», обучающихся на бюджетной и коммерческой формах получения образования. Результаты. Первичное звено как место работы рассматривают только 22% опрошенных. Крупные города выбирают для работы 90% опрошенных, причем 42% из них хотели бы покинуть пределы родного региона и устроиться в экономически более привлекательных регионах. В сельскую местность готовы уехать только 6% опрошенных, скорая медицинская помощь интересна 4% опрошенных. Примерно поровну распределились мнения о работе в государственной и частной системе здравоохранения, соответственно 54% и 56% опрошенных. На этапе завершения обучения в университете 16,6% обучающихся разочаровались в выбранной профессии, еще 22,3% затруднились ответить, 5,7% не планируют оставаться в здравоохранении после окончания учебы. Дискуссия. Основными причинами сложившейся ситуации являются заработная плата, не отвечающая запросам выпускников, особенно на старте профессиональной деятельности, социальная неустроенность молодых врачей, главным образом в малых городах и сельской местности, недостаточная практическая подготовка. Заключение. Решение проблемы лежит в сфере социально-экономического обеспечения условий жизни и стимулирования качественной подготовки специалистов с учетом профессиональной ориентированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тюков Ю.А., Матвеева Е.С., Березина А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF MEDICAL UNIVERSITY GRADUATES IN SOLVING THE ISSUES OF HEALTH CARE SYSTEM STAFFING

Introduction. At present, in most regions of the Russian Federation there is a shortage of medical personnel in the public health system. The issue is particularly acute in medical organizations providing primary health care, as well as in municipal districts remote from the regional center. The purpose of the paper is to examine the professional expectations and intentions of medical university students. Materials and methods. The method of questioning was applied in the study. Questionnaires were taken by 296 students of the fifth year of the specialties «Medicine» and «Pediatrics», studying on the budget and commercial forms of education.Results. Only 22% of respondents considered primary care as a place of work. Large cities are chosen for work by 90% of respondents, and 42% of them would like to leave their home region and find a job in economically more attractive regions. Only 6% of respondents are ready to go to the countryside, and 4% of respondents are interested in ambulance service. Approximately evenly distributed were opinions on work in public and private health care system, respectively, 54% and 56% of respondents. At the stage of graduation, 16.6% of the students were disappointed in their chosen profession, another 22.3% found it difficult to answer, and 5.7% do not plan to stay in healthcare after graduation. Discussion. The main reasons for this situation are salaries that do not meet the needs of graduates, especially at the start of their professional career, the social unsettlement of young doctors, mainly in small towns and rural areas, and insufficient practical training. Conclusion. The solution to the problem lies in the sphere of socio-economic provision of living conditions and stimulation of quality training of specialists, taking into account professional orientation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Уральский медицинский журнал. 2021. Т. 20, № 4. С. 67-72. Ural medical journal. 2021; Vol. 20, no 4. P. 67-72

Научная статья УДК 614.2+378:61

DOI: 10.52420/2071-5943-2021-20-4-67-72

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Юрий Аркадьевич Тюков \ Елена Сергеевна Матвеева 2, Адиля Мирхатовна Березина 3

1-3 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Челябинск, Россия

1 tua111@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-3894-2151

2 lim7274@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7538-027X

3 adelina-med@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7547-1275

Аннотация

Введение. В настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается дефицит врачебных кадров в государственной системе здравоохранения. Особенно остро стоит вопрос в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также в муниципальных районах, отдаленных от областного центра. Цель работы — изучить профессиональные ожидания и намерения обучающихся в медицинском университете. Материалы и методы. В работе применен метод анкетирования. Анкетирование прошли 296 студентов пятого курса специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», обучающихся на бюджетной и коммерческой формах получения образования. Результаты. Первичное звено как место работы рассматривают только 22% опрошенных. Крупные города выбирают для работы 90% опрошенных, причем 42% из них хотели бы покинуть пределы родного региона и устроиться в экономически более привлекательных регионах. В сельскую местность готовы уехать только 6% опрошенных, скорая медицинская помощь интересна 4% опрошенных. Примерно поровну распределились мнения о работе в государственной и частной системе здравоохранения, соответственно 54% и 56% опрошенных. На этапе завершения обучения в университете 16,6% обучающихся разочаровались в выбранной профессии, еще 22,3% затруднились ответить, 5,7% не планируют оставаться в здравоохранении после окончания учебы. Дискуссия. Основными причинами сложившейся ситуации являются заработная плата, не отвечающая запросам выпускников, особенно на старте профессиональной деятельности, социальная неустроенность молодых врачей, главным образом в малых городах и сельской местности, недостаточная практическая подготовка. Заключение. Решение проблемы лежит в сфере социально-экономического обеспечения условий жизни и стимулирования качественной подготовки специалистов с учетом профессиональной ориентированности.

Ключевые слова: медицинские кадры, студенты университета, профессиональные ожидания, приверженность профессии врача.

Для цитирования: Тюков, Ю. А. Профессиональные ожидания выпускников медицинского университета в решении вопросов кадрового обеспечения системы здравоохранения / Ю. А. Тюков, Е. С. Матвеева, А. М. Березина // Уральский медицинский журнал. - 2021. - Т. 20, № 4. - С. 67-72. - http://doi.org/ 10.52420/2071-5943-2021-20-4-67-72.

@ Тюков Ю.А., Матвеева Е.С., Березина А.М., 2021

Original Article

PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF MEDICAL UNIVERSITY GRADUATES IN SOLVING THE ISSUES OF HEALTH CARE SYSTEM STAFFING

Jurij A. Tjukov \ Elena S. Matveeva 2, Adilja M. Berezina 3

1-3 South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation

1 tua111@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-3894-2151

2 lim7274@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7538-027X

3 adelina-med@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7547-1275

Abstracts

Introduction. At present, in most regions of the Russian Federation there is a shortage of medical personnel in the public health system. The issue is particularly acute in medical organizations providing primary health care, as well as in municipal districts remote from the regional center. The purpose of the paper is to examine the professional expectations and intentions of medical university students. Materials and methods. The method of questioning was applied in the study. Questionnaires were taken by 296 students of the fifth year of the specialties «Medicine» and «Pediatrics», studying on the budget and commercial forms of education. Results. Only 22% of respondents considered primary care as a place of work. Large cities are chosen for work by 90% of respondents, and 42% of them would like to leave their home region and find a job in economically more attractive regions. Only 6% of respondents are ready to go to the countryside, and 4% of respondents are interested in ambulance service. Approximately evenly distributed were opinions on work in public and private health care system, respectively, 54% and 56% of respondents. At the stage of graduation, 16.6% of the students were disappointed in their chosen profession, another 22.3% found it difficult to answer, and 5.7% do not plan to stay in healthcare after graduation. Discussion. The main reasons for this situation are salaries that do not meet the needs of graduates, especially at the start of their professional career, the social unsettlement of young doctors, mainly in small towns and rural areas, and insufficient practical training. Conclusion. The solution to the problem lies in the sphere of socio-economic provision of living conditions and stimulation of quality training of specialists, taking into account professional orientation.

Keywords: medical personnel, university students, professional expectations, commitment to the medical profession.

F0r citati0n: Tjukov, Y. A. Professional expectations of medical university graduates in solving the

issues of health care system staffing / Y. A. Tjukov, E. S. Matveeva, A. M. Berezina // Ural medical journal. - 2021. - Vol. 20 (4). - P. 67-72. - http://doi.org/10.52420/2071-5943-2021-20-4-67-72.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность и эффективность развития любой отрасли экономики страны невозможны без количественного и качественного обеспечения кадрами. На начало 2020 года по данным Минздрава России в стране не хватает 25 тысяч врачей [1]. Проблема касается почти всех регионов и имеет многолетний характер. Наиболее остро она стоит на отдаленных от областных и других крупных городов территориях. Причины этого социального явления многообразны и требуют комплексного решения при условии сотрудничества органов власти, практического здравоохранения и системы подготовки медицинских специалистов [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Кроме того, в настоящее время отрасль здравоохранения активно вовлечена в экономические процессы, и решение вопросов ее кадрового обеспечения не может базироваться исключительно на гуманистических началах [7, 8].

Вопросы укомплектования системы здравоохранения кадрами являются объектом внимания высших органов власти страны. Ликвидация сложившегося дефицита, прежде всего в первичном звене, — одна из приоритетных задач Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами».

Нормативная обеспеченность участковыми терапевтами в соответствии с приказом Минз-дравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об

утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» предусматривает 5,88 штатных единицы на 10 000 взрослого населения. Фактически обеспеченность врачами-участковыми-терапевтами в 2019 году по стране составила 3,3 на 10 000 (с учетом совместителей). Обеспеченность врачами-терапевтами-участковыми (физическими лицами) по Челябинской области в 2019 году составила 2,21 на 10 тысяч взрослого населения [9].

Обеспеченность участковыми педиатрами в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 марта 2018 г. № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» должна быть 12,5 штатных единиц на 10 000 детского населения. Фактически в 2019 году по России показатель достиг 9,8 на 10 000 населения (с учетом совместителей) и отстает от нормативного на 21,6%, а по Челябинской области обеспеченность физическими лицами врачей-педиатров участковых - 6,59 на 10 000 детского населения [9]. По данным Минздрава Челябинской области, в 2020 году из выпускников, обучавшихся по целевому набору, только 14,7% трудоустроились в организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, более половины (58,6%) из них продолжили обучение в ординатуре. Среди выпускников ординатуры из числа «целевиков» чуть больше двух третей (68,8%) пришли в профессию [10].

Причинами сложившейся кадровой ситуации в здравоохранении являются различные факторы, не в последнюю очередь - уровень заработный платы. В других отраслях экономики можно наблюдать примерно тот же уровень заработной платы, а иногда и выше, но при более благоприятных условиях труда, поэтому выпускники медицинских университетов охотнее устремляются туда [11, 12, 13, 14].

Рост числа обращений граждан, в том числе в правовые структуры, по поводу некачественного оказания медицинской помощи и числа возбуждаемых уголовных дел против врачей заставляет задуматься будущих выпускников о работе в медицинской сфере. По мнению экспертов и самих врачей, это обусловлено недостаточной подготовкой специалистов на этапе обучения и их слабыми знаниями нормативно-правовой основы профессиональной деятельности [6, 8, 15, 16, 17, 18].

Таким образом, качественная подготовка молодых специалистов является одним из важнейших инструментов, обеспечивающих их приход и закрепление в отрасли, определяет успешность и безопасность их работы, а также конкурентоспособность на рынке труда и привлекательность их для работодателей [8, 16, 19]. От того, насколько студенты будут вовлечены и увлечены образовательным процессом, насколько дружелюбно будут приняты медицинским сообществом при теоретическом обучении, во время учебных и производственных практик, во многом зависит формирование их приверженности профессии.

Отмена интернатуры с 2016 года привела к необходимости начинать самостоятельную профессиональную деятельность фактически без практической подготовки. Это становится причиной потери профессиональной уверенности и ухода выпускников медицинского университета в другие отрасли и сферы деятельности. Именно поэтому внедрение практико-ориентированных образовательных технологий в новых условиях будет эффективным инструментом подготовки будущих врачей и их привлечения для работы в медицинские организации [12, 20, 21, 22].

Цель исследования — изучить профессиональные ожидания и намерения студентов пятого курса лечебного и педиатрического факультетов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России путем анкетирования студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов на добровольной и анонимной основе. Выборка формировалась случайным образом. В исследовании приняли участие 212 студентов лечебного факультета (167 бюджетной и 45 коммерческой формы обучения), что составило 63,9% от общего числа обучающихся лечебного факультета и 84 обучающихся педиатрического факультета, в том числе 73 бюджетника и 11 студентов коммерческой формы обучения — 70,0% (размер выборки не рассчитывался).

Анкеты подготовлены авторами и содержат вопросы открытого, полузакрытого и закрытого типа. Средний возраст респондентов составил 22 ± 0,1 года. Более половины (67,6%) обучаются на бюджетной основе. Каждый второй проживает в городе Челябинске и других крупных городах области, 15,2% проживает в других субъектах Российской Федерации или других странах и около 9,5% — в сельской местности.

Для анализа данных использовали методы расчета интенсивных и экстенсивных показателей, показателей наглядности, оценку достоверности с помощью критерия Стьюдента, графический метод. Обработка результатов осуществляли с помощью программы Microsoft Office Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Практически половина пятикурсников лечебного факультета связывают свои профессиональные интересы с узкими специальностями терапевтического профиля, второе место занимают специалисты хирургического профиля и третье место — врачи-терапевты и врачи общей практики. Каждого десятого привлекает преподавание в университете или колледже, 6,0 на 100 опрошенных связывают свое будущее с наукой, а 5,7 на 100 опрошенных — не планируют оставаться в профессии (рис.).

Лечебный Педиатрический

■ Терапевты/педиатры ■ Узкие специалисты

□ Хирурги □ Наука

□ Уход из здравоохранения □ Преподавание

Выбор сферы деятельности студентами лечебного и педиатрического факультетов, на 100 опрошенных

Интересно отметить, что среди студентов-бюджетников не желают работать в здравоохранении 6,6 на 100 опрошенных, а среди обучающихся на коммерческой основе - 2,2 на 100 опрошенных

С<2).

На педиатрическом факультете намерения студентов больше соответствуют нуждам практического здравоохранения: 40,5 из 100 опрошенных связывают свое будущее с работой врачом-педиатром. Полученные данные не позволяют рассчитывать на изменение кадровой ситуации в ближайшее время, но их необходимо использовать для планирования и управления системой подготовки кадров и укомплектования рабочих мест в практическом здравоохранении [3, 23, 24].

Приоритета частных или государственных медицинских организаций в планировании профессиональной деятельности не выявлено: студенты рассматривают возможность работать в той или иной системе примерно одинаково (56,1 и 54,4 на 100 опрошенных соответственно). Однако среди лечебников большая часть студентов отдают предпочтение работе в частной системе здравоохранения (61,8 на 100 опрошенных) против 53,8 на 100 опрошенных, не исключающих и государственную систему, а среди педиатров большинство высказались за приоритет государственной медицины - 56,0 на 100 опрошенных против 41,7 на 100 опрошенных, выбравших частную.

Сравнительная оценка географического предпочтения при трудоустройстве по факультетам представлена в таблице.

Таблица

Предполагаемая местность будущей работы на 100 опрошенных

Различия в выборе географической местности проживания и работы между студентами-лечебниками и студентами-педиатрами незначительны, хотя немного выше уровень допускающих трудоустройство в сельской местности среди педиатров ^<2).

Оценивая обеспечение отрасли врачами в зависимости от вида и условий оказания медицинской помощи, следует иметь в виду, что более двух третей опрошенных (67,6%) ориентированы на работу в круглосуточном стационаре. Первичное звено как место работы рассматривает лишь каждый пятый (22,3%). Работа на скорой медицинской помощи привлекает лишь 4,4% опрошенных студентов. Принципиальных различий по факультетам нет, немного превышает доля желающих работать в стационаре на лечебном факультете — 70,3% против 60,7% на педиатрическом факультете.

Рассматривая в качестве приоритета одни и те же места и условия работы, большинство участников опроса признают наличие конкуренции на рынке труда медицинских работников (74,1% лечебников и 63,1% педиатров). Доля тех, кто полагает, что такой конкуренции не существует и тех, кто затруднились ответить на этот вопрос, оказались практически одинаковыми: 11,3% и 11,8% соответственно среди лечебников. Среди педиатров уверены, что конкуренции на рынке труда не существует, 16,7%, сомневаются — 13,1%. При этом 61,5% опрошенных с обоих факультетов расценивают свои шансы на трудоустройство как средние, зависящие от случайных обстоятельств. Надеются легко обойти конкурентов 19,3%, считают себя неконкурентоспособными 11,8%.

Различия в оценке своего успеха при трудоустройстве на желаемое место между бюджетниками и обучающимися на коммерческой основе незначительны, тем не менее среди бюджетников несколько выше доля тех, кто не боится конкуренции — 23,4% и 17,8%, и несколько ниже доля считающих себя неконкурентоспособными — 13,8% и 15,6% соответственно ^<2).

В поисках причин скептической оценки своих шансов на рынке труда нам удалось установить, что 16,6% студентов разочаровались в выборе медицинской профессии, еще 22,3% затруднились ответить. Основными мотивами неудовлетворенности или колебания в правильности выбора профессии явились низкая ожидаемая заработная плата, этого опасается каждый четвертый, плохие условия труда и социальная неустроенность (26,0 на 100 опрошенных), предстоящий большой объем работы (13,0 на 100 опрошенных). Каждый десятый боится не справиться с работой, 6,0 на 100 опрошенных боятся ответственности. Также 10,0 из 100 опрошенных отмечают, что им не интересно или трудно учиться.

Полученные результаты иллюстрируют позицию Комитета Государственной Думы по охране здоровья о том, что усиление и обеспечение социальных гарантий является необходимой составляющей, способной привлечь и удержать специалистов в отрасли здравоохранения [1].

Представляет интерес мнение обучающихся о мерах, повышающих привлекательность работы в здравоохранении [12, 13]. В порядке убывания были отмечены: достойная заработная плата (75,0 на 100 опрошенных), возможность профессионального обучения за счет средств работодателя (38,2 на 100 опрошенных), комфортные условия труда (37,7 на 100 опрошенных), удобный график работы (33,5 на 100 опрошенных), перспективы профессионального роста (32,5 на 100 опрошенных), предоставление служебного жилья или помощь в приобретении жилья (22,6 на 100 опрошенных).

ОБСУЖДЕНИЕ

Подавляющее большинство студентов-лечебников не связывают свое профессиональное будущее с первичным звеном, во всяком случае с участковой службой. Немного дружелюбнее в этом отношении настроены педиатры: среди них достоверно выше р>2) доля тех, кто не исключает работу на участке. Совсем небольшая часть опрошенных готовы работать на скорой помощи. Интерес будущих врачей устремлен преимущественно на работу в крупных стационарах. То есть самые проблемные звенья системы здравоохранения по-прежнему не интересны будущим специалистам.

Кроме того, регионы теряют специалистов, которые мигрируют в столичные и иные экономически развитые центры [2, 25]. Эту особенность можно проследить и среди завтрашних выпускников Южно-Уральского государственного медицинского университета: почти половина (41,9%) желает покинуть Челябинскую область, хотя изначальным местом жительства иные субъекты Российской Федерации или иные страны указали только 15,2% респондентов.

В проведенном исследовании подтверждается современная тенденция нежелания молодых специалистов уезжать далеко от крупных городов, лишиться возможности работать в многопрофильных, хорошо оснащенных медицинских организациях, это касается и ребят, приехавших учиться из сельских территорий.

Среди причин такого положения, кроме общих для всей сферы здравоохранения, в сельской местности имеет место социальная неустроенность медицинских работников, в том числе низкий уровень материально-технического оснащения медицинских организаций. Несмотря на меры, предпринимаемые органами власти: оплата коммунальных расходов, приобретение служебного жилья (в Челябинской области приобретено порядка 100 служебных квартир), программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», обновление материально-технической базы медицинских организаций (ведомственная целевая программа «Модернизация первичного звена РФ», рассчитанная до 2025 года), молодежь не стремиться ехать в село [25, 26, 27]. Решение проблемы видится в экономическом стимулировании, целевом наборе и дальнейшем распределении выпускников бюджетной формы обучения. Эти предложения не новы, однако в последние десятилетия им мало придавали значения и сейчас, вероятно, они могут стать одним из действенных механизмов

Место работы Лечебный факультет Педиатрический факультет Всего

Крупные города 92,5 82,1 89,5

Малые города областного подчинения 14,2 9,5 12,8

Муниципальный район (село) 5,2 9,5 6,4

За пределами Челябинской области 42,5 40,5 41,9

разрешения кадрового вопроса [2, 4, 25, 28, 29]. В проведенном исследовании не ставилась задача изучения отношения обучающихся на бюджетной основе респондентов к идее обязательного распределения, хотя в устных беседах со студентами большинство из них относится к ней негативно или неопределенно, поэтому установление разумных условий обязательного распределения необходимо и является залогом успеха такого начинания.

Что касается экономического стимулирования, в том числе социального обеспечения, то, скорее всего, меры должны быть достаточно значимыми, чтобы обеспечить приток специалистов, например, соответствовать мерам, действующим для работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных территориях.

Лечебники и педиатры в большинстве своем признают наличие конкуренции на рынке труда врачей. Некоторое снижение доли студентов педиатрического факультета, полагающих, что конкуренция на рынке труда медицинских работников существует, и увеличение доли тех, кто считает, что конкуренции нет, свидетельствует об общей тенденции стремления выпускников независимо от факультета попасть на работу во взрослую сеть, тем самым действительно уменьшая конкуренцию в педиатрической службе.

Нежелание работать в отрасли у многих студентов возникает еще на этапе получения образования. По нашим данным, больше трети студентов старших курсов уже во время обучения фактически являются потенциальными кадровыми потерями, так как разочаровались в выбранной профессии или сомневаются в правильности своего выбора. Следовательно, особое значение приобретает проведение профессионально ориентированных мероприятий, начиная с довузовского и заканчивая последипломным уровнем [12, 24, 30].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы кадрового обеспечения здравоохранения остаются достаточно актуальными и во многом зависят от общественно-политических и социально-экономических факторов. Не столько количественный, сколько качественный дисбаланс в структуре медицинских кадров определяет текущую ситуацию. Многие авторы в своих исследованиях приходят к одним и тем же выводам: нежелание молодых специалистов работать в первичном звене, уезжать в малые города и сельскую местность, и, наоборот, желание заниматься узкими высокотехнологичными направлениями медицины, работать в больших перспективных медицинских организациях. Полученные нами данные совпадают с выводами других авторов. В целом по обоим факультетам только пятая часть

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

респондентов (22,3 на 100 опрошенных) связывает будущее место работы с амбулаторно-поликли-нической службой, подавляющее большинство стремится получить работу в условиях круглосуточного стационара, а скорая медицинская помощь интересна лишь для 4,4 из 100 опрошенных.

Девять из десяти опрошенных желают работать в крупных городах, лишь малая часть (12,8 на 100 опрошенных) готовы уехать в область, при этом сельскую местность рассматривают для трудоустройства только 6,4 на 100 опрошенных.

Кроме того, нами установлено, что уже на этапе получения базового высшего медицинского образования формируются потенциальные кадровые потери, причем студенты бюджетной формы обучения более подвержены сомнениям оставаться ли в медицинской профессии: 5,7% вообще не планируют работать в здравоохранении, 16,6% разочаровались в выбранной профессии и каждый четвертый не определился.

Большинство участников опроса признают наличие конкуренции на рынке труда медицинских работников (74,1% лечебников и 63,1% педиатров). По самооценке конкурентоспособности считают себя неконкурентоспособными независимо от факультета 11,8% опрошенных (12,3% лечебников и 10,7% педиатров). Следовательно, особое значение в обеспечении системы здравоохранения врачебными кадрами приобретает не только профессиональная ориентация, но и внедрение практико-ориентированных образовательных технологий, что позволит сформировать у молодых специалистов уверенность при принятии клинических решений, продемонстрирует результативность работы специалиста.

Среди факторов, которые бы соответствовали ожиданиям выпускников и способствовали привлечению и удержанию специалистов в отрасли, можно назвать следующие: достойная заработная плата (75,0 на 100 опрошенных), профессиональное обучение за счет средств работодателя (38,2 на 100 опрошенных), комфортные условия труда (37,7 на 100 опрошенных), удобный график работы (33,5 на 100 опрошенных), перспективы профессионального роста, (32,5 на 100 опрошенных), предоставление служебного жилья или помощь в приобретении жилья (22,6 на 100 опрошенных).

Самоутверждение, самооценка, профессиональное и личностное признание - одни из важных потребностей человека, реализация которых является одним из необходимых условий решения кадровых вопросов системы здравоохранения [31]. Этому, безусловно, будет способствовать оптимизация условий труда и социально-экономические гарантии медицинским работникам.

Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки.

1. Комитет Государственной Думы по охране здоровья (публикация от 21.02.2020) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://komitet2-2.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/21510573/ (дата обращения 07.07.2021).

2. Щербатых, А. В. Целевая подготовка медицинских кадров для здравоохранения Иркутской области / А. В. Щербатых // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2017. - № 6. - С. 12-15.

3. Семенова, Т. В. Итоги и успехи аккредитации специалистов в обеспечении системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами / Т. В. Семенова // Медицина и организация здравоохранения. - 2020. - Т. 5, № 4. - С. 4-17.

4. Созарукова, Ф. М. Кадровый дефецит специалистов здравоохранения: Причины возникновения и пути решения / Ф. М. Созарукова // Вестник экспертного совета. - 2018. - № 4 (15). - С. 104-109.

5. Анализ врачебных кадров государственных медицинских организаций Иркутской области / Г. М. Гайдаров, С. В. Макаров, Н. Ю. Алексеева, И. В. Маевская // Уральский медицинский журнал. - 2019. - № 2. - С.126-132.

6. Палевская, С. А. Современные подходы к формированию критериев оценки профессиональной деятельности врача / С.А. Палевская, Н.А. Веретенникова, М.К. Блашенцев // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2019. - № 2. - С. 62-69.

7. Беляев, С. А. О системе мероприятий по обеспечению медицинскими кадрами / С. А. Беляев // Региональный вестник. - 2017. - № 3 (8). - С. 10-11.

8. Вяткина, Н. Ю. Трудовая занятость выпускников медицинских вузов: основные дискурсы изучения / Н. Ю. Вят-кина, Н. В. Присяжная, Б. А. Вассерман // Социология медицины. - 2018. - № 17(2). - С. 88-97. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1728-2810-2018-17-2-88-97.

9. Статистический сборник Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения I Часть Медицинские кадры Москва 2020 [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://mednet.ru/ (дата обращения 21.02.2021)

10. Государственный доклад о состоянии здоровья населения и здравоохранения Челябинской области в 2020 году [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://cloud.mail.ru/stock/kT5tT3ibW9z4tqzc7yP5fP9E (файлы будут храниться до 03.01.2022).

11. Сергеева, Н. М. Направления обеспечения укомплектованности персоналом в медицинском учреждении // Карельский медицинский журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4(21). - С. 293-295

12. Нематова, Н. М. Проблемы современного здравоохранения глазами будущих специалистов / Н. М. Нематова, А. И. Сорокина, И. В. Русакова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: сборник статей V Международной (75 Всероссийской) научно-практической конференции. - 2020. - № 2. - С.410-416.

13. Чвырева, Н. В. Анализ обеспеченности медицинских организаций рязанской области квалифицированными медицинскими кадрами / Н.В. Чвырева // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2019. - Т. 24. - № 1. - С. 21-24.

14. Власова, О. В. Влияние уровня заработных плат врачей и СМП на обеспеченность медицинскими кадрами в округах Российской Федерации / О. В. Власова // Региональный вестник. 2020. - № 1 (40). - С. 77-79.

15. Аналитический обзор по уголовным делам против врачей анестезиологов-реаниматологов за последние пять лет / В. И. Горбачев, Е. С. Нетесин, А. И. Козлов и др. // Вестник интенсивной терапии им. А И. Салтанова. - 2020. - № 1. - С. 19-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Оценка работодателями качества образовательных услуг, оказываемых ВГМУ в системе подготовки молодых специалистов для практического здравоохранения / А. Т. Щастный, Н. Ю. Конвалова, И. В. Городецкая и др. // Вестник ВГМУ. - 2016. - Т. 15, № 4. - С. 116-121.

17. Попцова, В. А. Медицинские кадры как основной ресурс повышения качества оказания медицинской помощи /

B. А. Попцова, Н. А. Назаренко, К. В. Штоколова // Региональный вестник. - 2018. - № 1 (10). - С. 38-40.

18. Ходакова, О. В. Стратегические задачи высшего медицинского образования в решении проблемы восполнения дефицита врачебных кадров / О. В. Ходакова // Актуальные проблемы образовательного процесса в высшей медицинской школе: от теории к практике: сборник материалов I межрегиональной научно-практической конференции. - 2019. - С. 4-12.

19. Караваев В. Е Медицинское образование: проблемы и перспективы / В.Е. Караваев, И.В. Тезикова, О.Р. Варникова, М.С. Философова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2016. - № 1 (5). - С. 45-47

20. Тяжельников А. А., Юмукян А. В. Школа профессионального роста // Здоровье мегаполиса. - 2021. - Т. 2. - № 1. -

C. 47-53. https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2021.v2i1;47-53

21. Джайнакбаев, М. Н. Повышение эффективности системы подготовки медицинских кадров с учетом зарубежного опыта / М. Н. Джайнакбаев // Фармация Казахстана.- 2019.- №4. - С. 38-42

22. Маль, Г. С. Применение практико- ориентированного обучения для подготовки медицинских кадров / Г. С. Маль, И. А. Дородных // Научные тенденции: Педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам XIV международной научной конференции. Международная Объединенная Академия Наук. - 2018. - С. 31-32.

23. Пузырева, Л. В. Изучение профессиональной мотивации у студентов медицинского университета / Л. В. Пузыре-ва, Л. В. Лонская // Крымский терапевтический журнал. - 2018. - № 4. - С. 51-56

24. Каспрук, Л. И. Некоторые результаты социологического исследования аспектов профессиональной ориентации медицинских кадров / Л. И. Каспрук // Социология медицины. - 2020. - Т. 19, №1. - С. 65-70

25. Кушнаренко, А. В. Некоторые правовые аспекты в решении проблемы дефицита медицинских кадров в малых городах и сельской местности / А. В. Кушнаренко, Е. А. Старжинская // Интернаука: электрон. научн. журн. 2020. -№ 8 (137).

26. Высшая школа организации и управления здравоохранением [Электронный ресурс] // Режим доступа : https:// www.vshouz.ru/news/analitika/27432/ (дата обращения 31.05.2021).

27. Дощанникова, О. А. Динамика числа врачебных кадров в медицинских учреждениях сельской местности (на примере Нижегородской области) / О. А. Дощанникова, Д. А. Дощанников // Современные исследования - 2018: матер. Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2018. - С. 364-369.

28. Мензул, Е. В. Экспансия медицинских кадров в сельские местности: проблемы и пути решения / Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева, С. В. Иванова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - Т. 22, №74. - С. 56-62.

29. Харитонова, Я. О. Проблемы целевой подготовки медицинских кадров на примере Новосибирской области / Я. О. Харитонова // Вестник науки и образования. - 2019. - № 5 (59). - С. 84-89.

30. Тюков, Ю. А. Профессиональная ориентированность студентов стоматологического факультета медицинского университета / Ю. А Тюков, Е. С. Матвеева // Уральский медицинский журнал. - 2017. - № 10. - С. 82-85

31. Ашеева, Е. П. Изучение факторов, формирующих имидж врача на разных этапах подготовки и трудовой деятельности / Е. П. Ашеева, А. К. Абдырахманова, И. В. Русакова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: сборник статей IV Международной (74 Всероссийской) научно-практической конференции. -2019. - С.636-642.

Сведения об авторах Information about the authors

Ю. А. Тюков — доктор медицинских наук, профессор Ju. A. Tjukov — Doctor of Science (Medicine), Professor Е. С. Матвеева — кандидат медицинских наук, доцент E. S. Matveeva — MD, Associate Professor А. М. Березина A. M. Berezina

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.07.2021; одобрена после рецензирования 28.07.2021; принята к публикации 24.09.2021.

The article was submitted 13.07.2021; approved after reviewing 28.07.2021; accepted for publication 24.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.