Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ОДАРЁННОСТЬ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕНИК / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева А.Ф.

В статье раскрывается авторский взгляд на проблему одарённости, рассматриваются варианты её решения через использование потенциала дополнительного образования, организованного и функционирующего в условиях общеобразовательного учреждения. Вариант решения подразумевает пропорциональность природных потенций ученика и педагогической одарённости учителя, определяющих значимость широкого спектра профессиональных компетенций, большинство из которых представляют собой потребность совместного творчества в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК 1174

Ганиева А.Ф.,

директор МБОУ «Гимназия № 39», БГПУ им. М. Акмуллы, аспирант кафедры «Педагогика и психология», г. Уфа Научный руководитель: д.п.н. Асадуллин Р.М.,

БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье раскрывается авторский взгляд на проблему одарённости, рассматриваются варианты её решения через использование потенциала дополнительного образования, организованного и функционирующего в условиях общеобразовательного учреждения. Вариант решения подразумевает пропорциональность природных потенций ученика и педагогической одарённости учителя, определяющих значимость широкого спектра профессиональных компетенций, большинство из которых представляют собой потребность совместного творчества в педагогическом процессе.

Ключевые слова

Педагог, одарённость, система дополнительного образования, ученик, компетенции, компетентность, профессионализм, педагогическая одарённость

Развитие интереса к проблемам детской одаренности приобрело сегодня черты устойчивой тенденции. Он вызван спецификой происходящих в системе российского образования перемен, необходимостью определения его содержательно-технологических субъектно и личностно ориентированных основ. Проблема раннего выявления и развития детской одаренности связана напрямую с задачей повышения интеллектуально-творческого потенциала страны. Для решения этого вопроса разработан Федеральный проект «Успех каждого ребенка», в котором определяется стратегия выявления талантов и построения индивидуального маршрута для успешной самореализации детей в быстроменяющихся условиях современности. Так, создан Образовательный центр поддержки одаренных детей «Сириус», на платформе которого функционируют более 50 центров в российских регионах. Кроме того, в 74 регионах функционируют более 100 «Кванториумов» и их количество растёт в геометрической прогрессии. К концу 2024 года их станет 245 - площадок творчества и интеллектуальной мысли. Вместе с тем, основную нагрузку по выявлению и развитию одаренных детей играют общеобразовательные школы. К сожалению, все они испытывают дефицит методик обучения одаренных детей и учителей, обладающих нужными знаниями и компетенциями работы с нестандартными детьми.

Подчеркнём, что последнее время всё отчётливее проявляется тенденция определения уровня компетентности педагога по расстановке акцентов в работе с одарёнными детьми, так как раскрытие задатков, развитие таких способностей представляет собой архисложный процесс взаимодействия, связанный не только с технологией организации обучающего процесса, но и с творчеством учителя. Следует отметить, что рассмотрение педагогического труда ранее шло через квалификационные основы, что оставляло вне «поля зрения» его способность, готовность в соотношении со знаниями и плоскостями жизненного пространства. Такой контекст был не приемлем при выстраивании логической связи основной и дополнительной систем образования в проекции пространства школы,

обеспечивающих эффективность работы с одарёнными детьми. Так что же тогда будет значимым для определения профессиональных основ педагогической деятельности в смысловом ключе одарённости? Возьмём на себя смелость в рамках статьи представить свой взгляд на данную проблему.

Значимо, что в последние десятилетия наряду с «квалификацией» вошли в нашу жизнь «компетенция», «компетентность». Подчеркнём, что, они могут восприниматься как синонимичные: Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков и другие. Тем не менее, существует и противоположная точка зрения: В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Л. Шадриков, - основанная на не тождественности их смысловой и функциональной основ. Отметим, что учёные маркируют «компетенцию» и «компетентность» в качестве общедидактических и методологических феноменов, разделяя эти понятия, представляя последнюю как более сложное образование [6]. В.Н. Введенский определяет компетентность как «многопараметрическую характеристику», понятие «компетентность» включает профессионализм, квалификацию и профессиональные способности [3]. В то же время, В.Д. Шадриков обосновывает компетенцию как круг понятий, по которым человек хорошо осведомлён, тогда как компетентность трактует как проявление знаний, умений и навыков в совокупности с личными качествами [8]. Соответственно, структура профессиональной педагогической компетенции - это её интегральные характеристики личностных и профессиональных качеств учителя, содержание которых определяет черты его педагогической сущности, т.е. мышления и действий. Компетенции не константны, а динамичны, что значимо при работе с ребёнком в системе дополнительного образования школы. При этом творчество педагога, в свою очередь, должно сделать ребёнка не просто одарённым, но и одухотворённым. Мы понимаем педагогические компетенции как квинтэссенцию высокоуровневых личностных характеристик, инициирующихся и преломляющихся в высокопрофессиональную компетентность, основанную на осознании теоретико-методологических положений, апробированных в практической деятельности, позволяющей судить о степени педагогической образованности, интеллигентности и творчества педагога, работающего с категорией одарённых детей.

Более того, полагаем, что компетенции педагога - его количественные характеристики, инициированные в компетентность, детерминированной высокой сформированностью уровня культуры педагога и развитостью профессионализма - действенные показатели качества профессионализма в результате. Не случайны сравнения педагога с дирижёром, скульптором, художником, поэтом и другими творческими профессиями, так как в его деятельности важна импровизация, интуиция, воображение, обеспечивающие создание авторских подходов к процессу раскрытия и развития одарённости. Ведь давно выведена аксиома: только личность - воспитывает личность.

Можно говорить о значимости вопроса одарённости, но в условиях массовой школы его реализация достаточна сложна. Однако это становится возможным в системе дополнительного образования, функционирующей в её образовательном пространстве и являющейся уникальным феноменом отечественного просвещения. Уточним, она становится логическим продолжением основного образования, но никак не зависимым её «придатком». Мы понимаем предназначение подобной системы в школе как достижение согласованности между регламентированными установками урочной деятельности в основной системе и дифференциацией обучения в дополнительной. Немаловажно, что весь процесс моделируется и проектируется учителем в виде индивидуального маршрута движения ученика. Заметим, что при этом важна среда эмоционального благополучия, создаваемая педагогом, которая прослеживается тогда, когда личностное пространство ученика сочетается с образовательным пространством школы. Однако, несмотря на

взаимодополняемость таких систем, они представляют собой разные педагогические практики, исходя из подходов, содержания, применяемых методов.

В условиях системы дополнительного образования школы данные выводы становятся особенно актуальными, так как она носит добровольный характер, в отличие от основной системы. Есть единственный способ вовлечь ребёнка в это пространство больших возможностей - увлечь творчеством, составляющим основу педагогического мастерства. Поэтому в процессе приобретения компетенций они не просто переходят в компетентность, а генерируют смысловое наполнение сложной конструкции профессионализма в проекции одарённости. Неслучайно, качество профессионального образования, по мнению Р.М. Асадуллина, оценивается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности [2]. В нашем случае, это степень развития, заложенных природой способностей и перевод их в режим потребности творчества. Сущность профессиональной деятельности рассмотрена в работах Е.Ф. Зеер, Л.М. Митиной, С.Л. Троянской и др. В частности, они выделяют её как профессиональное качество в контексте системы эмоциональных отношений, задающих иерархию структуры доминирующих мотивов, побуждающих личность к деятельности [4;5;7].

В целях проекции выше приведённых доводов в плоскость образовательной практики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 39» г.Уфы Республики Башкортостан был разработан и апробирован научно-методический комплекс «Одарённый ребёнок»: комплексная программа «Одарённые дети»; методические рекомендации для педагогов, работающих с одарёнными детьми «Этот удивительный ребёнок»; сборник тестов и анкет для выявления одарённых детей «В помощь учителю, работающего с одарённым ребёнком». За два года его реализации был выявлен рост творческой активности учащихся. Так, увеличилось количество: призёров и победителей олимпиад на 30%; участников творческих проектов на 35%; победителей и призёров спортивных соревнований и турниров на 30%. Однако данный комплекс ещё реализуется и думаем, что он продемонстрирует дальнейший рост.

Подытоживая сказанное, можем вычленить смысловые единицы при работе с категорией одарённых детей, обеспечивающих выстроенное содержание: владение суммой знаний об одарённости, психолого-педагогических её основах, критериях её выявления; видах; форм, методов; обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение с одарёнными детьми. Хотелось отметить, чтов этом процессе решаются творческие задачи, так как педагогическая компетентность становится таковой только в сотворчестве ученика и учителя. Есть замечательная притча Ш.А. Амонашвили об учителе и Боге, когда тот, говоря о том, что педагог должен научить ученика летать, в результате рассматривает не размашистые крылья ученика, а пёрышки педагога [1]. Невозможно научить летать ученика, не взлетая самому учителю. Это и есть профессиональные основы, определяющие успех работы с одарённостью в образовательном пространстве современной школы.

Список использованной литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи /Ш.А.Амонашвили. - 12-е изд. - М.: Свет, 2017. - 240с

2. Асадуллин Р.М. Об инновационном содержании субъектно-ориентированного педагогического образования /Высшее образование в России №10, 2019. - С.106-116.

3. Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. - СПб.: Просвещение, 2004. - 159с.

4. Зеер Е.Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата / Е.Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 395с.

5. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: М.; СПб: История, 2014. - 376с.

6. Педагогика: учебник и практикум для бакалавриата / под общей редакцией Л.С.Подымовой, А.А.Сластёнина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: изд-во Юрайт, 2017. - 246с.

7. Троянская, С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учеб.пособ. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176с.

8. Шадриков, В.Д. психология деятельности человека: М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. -464с.

© Ганиева А.Ф., 2021

УДК 378.147.88

Нагаева Ирина Александровна Кузнецов Игорь Александрович

г. Москва, РФ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ ПРАКТИКУМОВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации занятий с применением компьютерных лабораторных практикумов. Автор проводит анализ всех применяемых компьютерных практикумов, которые целесообразно использовать в обучении. Автор предлагает использование коммуникационных и информационных средств с целью развития творческого потенциала человека посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых.

Ключевые слова:

Лабораторный практикум, виртуальная игровая среда, виртуальная лаборатория, средства и системы виртуальной реальности.

Nagaeva Irina A.

Kuznetsov Igor A.

Moscow, Russia

THE ORGANIZATION OF CLASSES WITH APPLICATION OF COMPUTER LABORATORY PRACTICAL WORKS

Abstract

The article discusses the problem of organization of classes with application of computer laboratory practical works. The author conducts an analysis of all applicable computer practical works which are expedient for using in training. The author proposes the use of communication and media teachers for the purpose of developing human creative potential through a more efficient organization of cognitive activity of trainees.

Keywords.

Laboratory practical work, virtual game environment, virtual laboratory, means and systems of virtual reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.