Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции современного редактора: лидер или менеджер'

Профессиональные компетенции современного редактора: лидер или менеджер Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2019
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / МЕДИАБИЗНЕС / РЕДАКТОР / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / РЕДАКЦИЯ СМИ / КОНЦЕПЦИЯ ИЗДАНИЯ / МУЛЬТИПЛАТФОРМЕННАЯ РЕДАКЦИЯ / MASS MEDIA / MEDIA BUSINESS / EDITOR / PUBLISHING MANAGEMENT / PUBLISHING / PROFESSIONAL FUNCTIONS / MEDIA EDITORIAL / PUBLICATION CONCEPT / MULTI-PLATFORM EDITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хлопунова О. В., Цаканян А. А.

В рамках данной статьи дается общая характеристика профессии главного редактора СМИ, обсуждаются предмет деятельности, содержание, тип и класс профессии с целью констатации происходящих изменений профессиональных компетенций главного редактора под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. В ходе работы была описана структура и методы управления редакционным коллективом с учетом современных реалий информационного пространства и особенностей коммуникации. Переход на платформы digital-среды требует новых навыков, алгоритмов взаимодействия и методов продвижения. Удовлетворение потребностей общества в правдивой, регулярной и актуальной информации требует от ведущего специалиста-руководителя новых навыков и критериев работы, среди которых на первое место выходят менеджмент, технологическая и техническая грамотность, обусловленные необходимостью работы с цифровым контентом, медиатекстами, и умением организовать продвижение медиапродукта на информационном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MODERN CHIEF EDITOR: THE LIDER OR THE MANAGER

The article analyzes general characteristics of chief editor. The authors cover the subject of activity, the content, the type and professional level. It is being discussed the changes in professional competencies of chief editor. Taking into account modern realities of the information space and communication features it was described the structure and methods of publishing team management. The transition to digital platforms requiers new skills, interaction algorithms and promotion methods. To provide the society with real and topical information in a basic skill and main criteria of the chief-editor’s works. At the first place of editor’s work are management, technological and technical literacy that are needed to work with digital content and media texts and ability to organize the media product promotion.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции современного редактора: лидер или менеджер»

УДК: 82-92; 070.4

ББК: 80; 76.175

Хлопунова О.В., Цаканян А.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РЕДАКТОРА:

ЛИДЕР ИЛИ МЕНЕДЖЕР

Khlopunova О. V., Tsakanyan A.A.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MODERN CHIEF EDITOR: THE LIDER OR THE MANAGER

Ключевые слова: массмедиа, медиабизнес, редактор, издательский менеджмент, издательское дело, профессиональные функции, редакция СМИ, концепция издания, мульти-платформенная редакция.

Keywords: mass media, media business, editor, publishing management, publishing, professional functions, media editorial, publication concept, multi-platform edition.

Аннотация: в рамках данной статьи дается общая характеристика профессии главного редактора СМИ, обсуждаются предмет деятельности, содержание, тип и класс профессии с целью констатации происходящих изменений профессиональных компетенций главного редактора под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. В ходе работы была описана структура и методы управления редакционным коллективом с учетом современных реалий информационного пространства и особенностей коммуникации. Переход на платформы digital-среды требует новых навыков, алгоритмов взаимодействия и методов продвижения. Удовлетворение потребностей общества в правдивой, регулярной и актуальной информации требует от ведущего специалиста-руководителя новых навыков и критериев работы, среди которых на первое место выходят менеджмент, технологическая и техническая грамотность, обусловленные необходимостью работы с цифровым контентом, медиатекстами, и умением организовать продвижение медиапродукта на информационном рынке.

Abstract: the article analyzes general characteristics of chief editor. The authors cover the subject of activity, the content, the type and professional level. It is being discussed the changes in professional competencies of chief editor. Taking into account modern realities of the information space and communication features it was described the structure and methods of publishing team management. The transition to digital platforms requiers new skills, interaction algorithms and promotion methods. To provide the society with real and topical information in a basic skill and main criteria of the chief-editor's works. At the first place of editor's work are management, technological and technical literacy that are needed to work with digital content and media texts and ability to organize the media product promotion.

Индустрия массмедиа обеспечивает движение информационных потоков, являясь социальным институтом. Именно массмедиа способствуют формированию национальной идентичности, позволяя сохранить разнообразие культур, традиций и пр., оказывают влияние на индивидуальное и общественное сознание. Главный редактор -определяющая фигура отмеченных выше процессов, которая отвечает не только за координацию деятельности и выстраивание системы управления и контроля, но и непо-

средственно участвует в формировании имиджа издания, его модели, содержательной части.

Коллектив редакции принято делить на три части. Творческая часть редакции включает два звена: звено управления, куда входят редакторат, редакционная коллегия, секретариат редакции; звено исполнения -отдел редакции (корреспондент, обозреватель, специальный корреспондент, собственный корреспондент). Техническая служба редакции - это технический секре-

тариат, отдел информации, редакционная библиотека, архив редакции, корректорская, отдел проверки, компьютерный центр, дежурная служба выпуска. Коммерческая служба редакции, которой руководит редакционный менеджер, включает в себя бухгалтерию, отдел маркетинга, отдел рекламы, отдел распространения.

Функциональные обязанности редактора охватывают несколько сфер деятельности редакции:

- стратегию (стратегический менеджмент);

- маркетинг (маркетинговый менеджмент);

- производство (производственный менеджмент);

- финансы (финансовый менеджмент);

- персонал (кадровый менеджмент);

- исследования и разработки (инновационный менеджмент).

Необходимо отметить и уровни управления редакционным коллективом. Уровень управления - это часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без согласования с вышестоящими звеньями предприятия. В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший1.

Низший уровень предприятия. Обычно под данным уровнем подразумевается техническая часть работы: операционные руководители, которые распределяют этапы и создают алгоритмы процедур использования сырья, оборудования, распределения рабочей силы. Производственные процессы на местах требуют контроля, распределения рабочего времени между сформированными бригадами или работниками, отвечающими за тот или иной производственный цикл. К руководителям низшего звена относятся редактор выпуска, верстальщик-дизайнер и др. Большой объем рабочего времени руководителя отводится на общение с сотрудниками (подчиненными), определяющее первоочередные задачи рабочего дня: формулировка задач и методов их решения в процессе производственного цикла. В рамках функционирования редакции это предпола-

1 Экономика и менеджмент СМИ: учеб. пособие / О.В. Хлопунова, А.А. Цаканян. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017.

гает переход к стадии редакционно-издательского процесса: конкретизация действий и их последовательность. Как правило, к низшему уровню управления относится от 35 до 45 процентов персонала, которым подчиняется коллектив.

Средний уровень управления. Руководители среднего звена контролируют прежде всего внешнюю информацию: экономические изменения, технологические нововведения и инновации как в производственном процессе, так и на рынке сырья. В их функциональные обязанности входит управление и координация деятельности внутри редакционной работы. Эта социальная группа руководителей имеет информацию из первоисточника, что позволяет эффективно использовать ресурсы рабочего времени, производственных процессов и т.д. Выполняется функция фильтрации, позволяющая оптимизировать ресурсы под конкретный производственный цикл. К этому уровню относится 50-60% управленческого персонала, как правило, менеджеры производственных процессов (начальники отделов), функциональных служб, руководители целевыми программами, проектами. К данному уровню управления, на наш взгляд, можно отнести и вспомогательный, и обслуживающий персонал. Данный тип сотрудников выступает связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.

Высший уровень управления - президент, вице-президент (главный редактор и его заместитель). Руководители данного уровня формируют цели, политику, финансовые перспективы и стратегию развития редакции. В их полномочия входит принятие решений по таким вопросам, как освоение новых рынков, выстраивание взаимоотношений с конкурентами, партнерами, контактными аудиториями, адаптация организации к различного рода переменам во внешней среде. Как правило, процент таких сотрудников колеблется от 3 до 7 процентов управленческого персонала. Они заняты вопросами прогнозирования, формулирования оперативных и перспективных целей, что влечет за собой планирование, организацию и координацию производственных процессов. От правильно продуманной мотивации

сотрудников вышеописанных уровней, эффективно спланированных процессов и решений по использованию возможностей, мощностей, технологий и личностных качеств сотрудников во многом зависит коммерческий успех редакции. Не стоит забывать и об учете и контроле. Все, отмеченное выше, взаимосвязано и может приносить результат только в комплексе. Вне зависимости от формы собственности редакции (коммерческая или некоммерческая) функция менеджмента является основополагающей: анализ работы необходим для развития и предпринимательской инициативы, которая формируется на основе произведенного исследования, статистических данных, качества самого продукта, процессов, технологий и пр. Выявленные при анализе данные следует использовать для корректировки, выстраивания перспектив, что повышает конкурентоспособность за счет повышения эффективности планирования. При организации управления руководителем высшего звена некоммерческой организации следует помнить о четком целеполагании, в государственных организациях о должной мотивации, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется эффективный контроль.

Существует в научном знании несколько подходов к классификации методов управления персоналом. Типологическим признаком при определении метода управления могут выступать масштабы организации, специфика отрасли и сферы применения методов (бизнес, торговля, промышленность, сельское хозяйство, металлургия и пр.). Разницу видно при анализе методов управления в рамках государственной формы собственности и частной (коммерческой).

Учитывая отсутствие возможности четкого разграничения методов управления (многие взаимообуславливают или взаимодополняют друг друга, а иногда используются разрозненно), традиционно выделяют следующие методы: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические.

На данном этапе развития отрасли массмедиа наблюдается переход от административно-хозяйственных методов управле-

ния к экономическим и социально-психологическим. Тип организации определяет и приоритеты при выборе методов управления. Так, если речь идет о государственной структуре, то естественным будет использование административных методов управления, в коммерческих организациях на первый план выходят, конечно, экономические. Однако не следует думать, что одно исключает другое. Экономическая целесообразность не заменит и не вытеснит нормативного документооборота: договоры, приказы, распоряжения, нормативные документы. Существует объективная необходимость регламентации деятельности подчиненных, распределения ответственности и обеспечения производственной дисциплины. Власть руководителя, обеспечивающая административное управление, это всегда «силовая» мотивация, принуждение.

Второе - путем экономического влияния: материальная заинтересованность работников и финансовых контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов. Экономические стимулы помогают добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений, подталкивают сотрудников к творческому отношению к своей работе, проявлению инициативы и, как следствие, повышают вовлеченность сотрудника в производственный процесс и ответственность за результат работы.

Как показывает опыт на местах, экономические методы результативно улучшают обратные связи, что способствует эффективности контроля на рабочем месте. Это избавляет редактора от необходимости преодолевать инертность персонала, стимулирует активность сотрудников в формулировании и реализации новых задач, позволяет выстраивать управление процессами более гибко и адаптивно. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Описанные выше методы управления дополняют друг друга: иногда требуются директивы, а иногда материальная стимуля-

ция или обоснованная экономическая целесообразность. Однако следует помнить и о личности сотрудника, обладающего психологическими особенностями, и играющего в коллективе определенную социальную роль. Здесь необходимо учитывать социально-психологическую мотивацию труда сотрудника, воздействуя на работников и экономических контрагентов с помощью социально-психологического механизма: использование моральных стимулов и приемов воздействия на эмоции людей. Данный тип методов дополняет административные и экономические.

Процесс управления редакцией носит циклический характер. Его можно разделить на два этапа. Первый - стратегический. Предполагает определение целей, задач на длительный период (перспективное планирование), включает моделирование, информирование и контроль. Второй - собственно управление, т.е. повседневная работа коллектива.

В современном издательском деле редактор должен обладать определенными профессиональными компетенциями.

В первую очередь он ему потребуются знания психологии менеджмента и управления, чтобы лучше понимать своих сотрудников и решать различные производственные задачи. Также владеть навыками разрешения конфликтных ситуации и определения информационной политики СМИ.

К обязанностям редактора относятся: разработка концепции выпуска и развития СМИ, редакторско-корректорская вычитка материалов, финансовое планирование и сбыт, управление всеми структурными подразделениями редакции, налаживание долгосрочных отношений с различными государственными и коммерческими структурами.

В последнее десятилетие основной профессиональной функцией редактора стала маркетинговая деятельность. Он решает широкий спектр экономических проблем и занимается продвижением СМИ на издательском рынке. Научный деятель в области экономики, маркетинга в издательском деле В.Б. Лукин полагает, что для того, чтобы разработать рентабельную концепцию издания, редактор должен опираться на мар-

кетинговые исследования целевой аудитории и рынка издательской продукции1.

Грамотная редакционная политика в современных условиях предполагает учет новых возможностей, платформ и технологий. Аудитория перешла в киберпростран-ство, путешествует по социальным сетям и интерент-порталам. Поэтому первоочередными задачами творческих коллективов становятся увеличение трафика, глубины просмотра и лояльности аудитории и пр. Новые требования определяют специализацию деятельности, а соответственно, и требования к редактору СМИ, например, smm, антитроллинговые механизмы, грамотное выстраивание системы комментирования ответов читателей2.

СМИ вынуждены следовать за своей аудиторией, т.е. осваивать возможности и условия digital-среды. Этот переход требует новых навыков и умений, методов управления и выстраивания взаимоотношений и алгоритмов производственного цикла. Новые платформы становятся форумами встречи с читателями: СМИ создают «представительства» в сети Интернет. Учитывая значительно меньшую лояльность цифровой аудитории, редакторы меняют редакционную политику, методы взаимодействия, демонстрируют технологическую грамотность, создавая «свое» лицо в новом цифровом пространстве. Как правило, это предполагает навязчивость в подаче информации, увеличение скорости переработки и доставки материалов, снижение нравственных цензов, меньше внимания уделяется тексту и т.д. Современные исследования показывают, что монетизировать электронный контент сложно. Обычно он оплачивается за счет традиционной (печатной) версии. Поэтому электронная версия функционирует в увязке с печатной. Но возможность продвижения бренда издания в новом пространстве очевидна, т.е. речь идет о расширении территории бренда. Редакция создает

1 Экономика и менеджмент СМИ: учеб. пособие / О.В. Хлопунова, А.А. Цаканян. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017.

2 Хлопунова О.В., Черноморцева Е.В. Продвижение сетевых СМИ: практика регионов // Материалы между-нар. науч-практич. Конференции «Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории». - 2015. - С. 235-238.

новый продукт с новыми утилитарными, востребованными временем свойствами и имеет конкурентное преимущество1.

Эффективно развиваться в современных условиях могут только те редакции, которые идут в ногу с развитием Интернет-коммуникаций и цифровых технологий, увязывая традиционную работу с новыми платформами, создавая интернет-версии изданий и существуя в условиях мультимедийной редакции. В каждом конкретном случае редакция ищет свой путь, скорость адаптации. Некоторым региональным малотиражным изданиям, возможно, не стоит переходить на новые платформы, если аудитория выработала привычку потреблять информацию в печатном виде. Многие районы еще недостаточно технологически освоили возможности Интернета. Тут, соответственно, тоже свои приоритеты. Печатная пресса вполне оправдывает ожидания читателей.

Интернет - это не только новый простор, но и современная форма существования для каждого СМИ2, которая предлагает варианты создания и представления конкурентного товара (издания/программы). Создаваемые кроссплатформенные медиа соответствуют запросам современной аудитории, удовлетворяя меняющиеся запросы современных читателей как к самому тексту, так и к формам подачи материала. Читатель рассчитывает не только на получение самой информации, но и удовольствия от взаимодействия с платформой (удобный интерфейс, юзабилити, технологические возможности и пр.). Предпочтение цифровых ме-диаканалов обуславливает неизбежное сокращение традиционных (печатных) форм подачи информации. Соответственно сокращается объем печатных СМИ и их влияние на общественные, экономические, политические и прочие процессы. В индустрии появляются новые издатели - представители креативной индустрии (дизайнеры, ^-специалисты, Бшш-менеджеры и пр.). Требования времени приводят к замене технологической базы, программного обеспечения, необходимости трансформации мо-

1 Там же.

2 Засурский И. Массмедиа второй республики. М., 1999.

дели издания под новую платформу и ее возможности. Меняется структура и характер производства и распространения продукта.

Печатные СМИ вынуждены меняться, трансформируясь под влиянием цифровых технологий, адаптироваться к новому рынку, изучать и использовать потенциал цифровых платформ. Иначе - перспективы плачевные. СМИ входят в процесс конвергенции, что предопределяет хорошие перспективы. Целесообразность сближения различных каналов трансляции и их возможностей очевидна. Редакторам необходимо осваивать новые технологии и правила взаимодействия с читателями, партнерами по бизнесу и пр.

Ведущие эксперты рынка из числа руководителей медийных организаций страны считают, что причины кризисного неблагополучия в сегменте печатной периодики прежние. В их числе общие экономические и валютно-финансовые трудности, переживаемые сегодня Россией, а также конкуренция со стороны Интернета, мобильных технологий приема-передачи информации, способствующих замещению бумажных носителей различными цифровыми продукта-

3

ми .

Экономика последних 50 лет коренным образом изменилась. Сегодня индустрия информации и развлечений занимает

„ 4

в ней чрезвычайно важное место .

Успех работы современной редакции будет зависеть от того, сможет ли она в любое время и в любом месте донести до аудитории актуальную и захватывающую информацию. Отсюда возникает необходимость совершенствования методов поиска и обработки информации. Поисковые технологии стали критически важными для журналистов. Асинхронность восприятия информации рождает проблемы формирования общей «повестки дня», что препятствует формированию единой информационной и ценностно-нормативной базы.

Постоянный мониторинг источников нуждается в автоматизации. Проблему агрегации медийного поля Интернета затронул в

3 Основы медиабизнеса: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2009.

4 Там же.

2003 г. известный исследователь интернет-журналистики М. Дезе. Он предложил классифицировать ресурсы:

- mainstream news sites (основная группа сайтов, распространяющих новости);

- index and category sites (ресурсы, индексирующие и классифицирующие информацию);

- meta and content sites (метамедийные сайты, ресурсы экспертного характера, посвященные исключительно СМИ и журналистике);

- share and discussion sites (сайты, предназначенные для обмена информацией и для дискуссий, к которым он отнес и бло-ги).

Некоторые пророчат смерть журналистике1, другие говорят о коренном переустройстве, кто-то считает, что газета будет делаться с помощью роботов. Однако налицо коренные изменения роли СМИ. Профессор И.М. Дзялошинский, рассуждая о понятии «инновационная журналистика», утверждает: «Инновационной можно считать такую журналистику, которая характеризуется тремя признаками - использует новые методы поиска и обработки информации; опирается на новые схемы организации производства выпуска медиапродукта; ориентирована на принципиально иные, по сравнению с традиционной журналистикой, смыслы своей деятельности»2.

С каждым годом задачи главного редактора все более усложняются. Редактору приходится решать не только творческие задачи, но и экономические вопросы, от которых зависит финансовая стабильность редакции, быть менеджером, политиком, маркетологом, психологом и журналистом. Направление деятельности зависит от многих факторов: региона, специфики издания, читательской аудитории.

На эффективность функционирования продукта СМИ оказывает влияние отношение аудитории читателей. Проблемной зоной по-прежнему остается система распро-

1 Сергеев Е.Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 1. С. 122-124.

2 Кравцов В.В. Инновационные изменения в медиапространстве современной России // Журналист. Социальные коммуникации. 2015. № 3-4 (19-20). 2015.

странения, определяющая как стоимость, так и отношение читателей к СМИ. Новость должна быть доставлена на рынок информации своевременно, иначе она устареет и потеряет ценность как товар. А это определяет популярность и успех СМИ. Эффективность продукта СМИ напрямую связана с процессом доставки, его оперативностью. В рамках данной отрасли мы наблюдаем прямую зависимость популярности издания от организации процесса распространения.

Редактор не просто пишет статью или придумывает макет. Большую часть времени он творит, используя способности и воображение других людей. Творческий процесс становится растянутым во времени и результат его виден не скоро. Если редактор работает правильно, на результат, то он будет гораздо больше, чем все то, чего вы могли бы достичь в одиночку, и больше, чем простая сумма индивидуальных результатов.

К сотрудникам приходит вдохновение, вызванное не только их личностными способностями. Редактора можно назвать «духом журнала», который нужно создать и потом поддерживать в нем жизнь. В деятельность вовлечено много людей, они живые, творческие личности, со своими идеями, способностями, целями и проблемами. Это делает задачу более интересной, вдохновляющей. Но и создает проблемы. Редактор как руководитель всегда должен замечать активных работников, которые стремятся преуспеть в своей профессии. При этом мало выделить какого-либо активного и молодого работника, важно направить весь его потенциал в выгодном для редакции направлении, т.е. в рамках идейно-творческой концепции, которой соответствует содержание издания.

«В нашей стране главный редактор должен быть в первую очередь политиком или дипломатом, и уж потом - менеджером. Ответ прост: именно политические способности главного редактора могут снизить риски работы издания в условиях, когда кому-то не нравится то, что пишет газета, и то, что ее нельзя подкупить, то есть повлиять на ее континент. Таких компаний и чиновников, которые не хотят, чтобы о них писали, боятся попасть в зону внимания журна-

листов, в России достаточно. А сильных главных редакторов, способных противостоять своим авторитетом натиску со стороны недовольных, - единицы» - считает руководитель газеты «Деловой Петербург» О.А. Третьяков1.

Не меньшей проблемой является -власть, полный контроль - возникающее чувство, которое некоторых портит. Ощущение власти может помочь редактору как лидеру. Но не как менеджеру. Остроту, с которой редактор чувствует свой журнал, никто из окружающих не разделит и не обязан делить. Не ждите, что людьми будет править ваша убежденность в том, каким должен быть журнал. С людьми надо начинать разговаривать, а не выдавать инструкции. И что важнее - надо дать им возможность разговаривать с вами. И еще: надо прислушаться к тому, что они говорят.

Добросовестно отрабатывать свои функциональные задачи редактору, конечно, необходимо. Но есть ряд особенностей профессии вообще и редактора в частности. Так не обойти проблему этических норм и правил сосуществования в коллективе единомышленников да к тому же творческих личностей, кем и кишат редакции. Тут нормы не писаны, но лавировать приходится. Выслушать респондента до конца, чтобы понять точку или угол зрения. Относиться к коллеге изначально с доверием, уважением, демонстрируя понимание (лучше, конечно, постараться понять!). Это ежедневный труд и процесс выстраивания взаимовыгодных отношений в плане эффективности работы на конечный результат. Мнения не всегда совпадают, даже щедро аргументированные фактами. И здесь дилемма: ваше мнение, мнение сотрудника, идейно-творческая направленность журнала и т.д.

Кто вы как главный редактор - лидер или менеджер? Как известно, менеджеры повышают эффективность работы посредством организации, планирования, создания штата, руководства и контроля. Лидерство -это часть руководящей функции менеджера. Оно не так важно, как менеджмент (некоторые предприятия и проекты прекрасно ра-

1 Хлопунова О.В., Коробов С.В. Профессия главный редактор: взгляд профессионалов // Филология и лингвистика. - 2017. - № 1. - С. 101-104.

ботают без лидеров) . Менеджеры обязаны делать определенные вещи и делать правильно. Лидеры могут проявлять инициативу, они привлекают сторонников и последователей, они апеллируют к эмоциям. Они обращают внимания на личные качества членов своей команды и умеют их ценить, они извиняются за ошибки, они наблюдательны и чутки, знают свою команду и развивают в ней чувство уверенности друг в друге и т.д. У них много качеств, позволяющих им вести за собой людей. Журналу нужен лидер, который видит, каким должен быть журнал. Понимает, чего ждет читатель. Побуждает команду делать журнал в соответствии с этим видением. Но журналу нужно и управление: где-то надо урезать расходы, отказать в повышении, соблюдать сроки и бюджет и т.д. У редактора два комплекта задач и два разных набора навыков.

К моменту, когда вы доросли до кресла главного редактора, то успели, наверняка, пообщаться с лидерами разных типов. Опишем наиболее известные.

«Великий диктатор» - силой толкает людей вперед, у него есть четкое чувство направления. Он почти не оставляет команде возможности внести свой вклад в дело, нерастраченные энергия и изобретательность сотрудников вскоре переходит в пассивное сопротивление или активное противоборство. Но достоинство - в критической ситуации гораздо легче, когда говорят, что тебе делать. Журналисты сетуют на авторитарность, но многие из них предпочитают ее долгим дискуссиям и препирательству.

«Нерешающий» - видит все точки зрения одновременно, всегда. Редакторы, склонные колебаться, передают вопрос в руки сотрудников, чтобы те все обсудили и пришли к какому-то решению. Если сотрудники мотивированы и точно чувствуют направление журнала, все идет хорошо. Но может возникнуть проблема, когда необходимо поддерживать определенный стандарт продукции, а сотрудники некомпетентны или недобросовестны. Журнал рискует.

«Общий друг» - намерения самые лучшие. Он стремится развивать команду, вовлекая ее в практически каждый аспект работы. Журнал превращается в бесконечную летучку, и процесс управления журна-

лом становится важнее, чем процесс его выпуска.

Ключевое слова менеджмента - ответственность. Став менеджером, вы получаете полномочия контролировать свою работу и работу тех, кто вокруг. Многие думают, что сумеют остаться в первую очередь журналистами, а своей новой руководящей роли уделять минимум внимания. Но так не получится. Без специальных знаний не обойтись. Для этого и существуют прикладные дисциплины.

Редактор несет юридическую ответственность за каждое слово и картинку в своем журнале как в редакционных, так и в рекламных материалах. Кроме того, редактор несет моральную ответственность за позицию журнала и способы ее выражения и должен быть готов их защищать. Он выступает как работодатель. Отвечает за обращение с людьми и за их условия работы. Условия найма и работы должны быть справедливы, соответствовать стандартам техники безопасности и охраны труда. Иногда вы еще и член коммерческого руководства компании. На вас могут возложить ответственность за то, что находится вне вашего контроля. Например, падение продаж. Причин много внешних. Если вы считаетесь ответственным за эту ситуацию, вы должны присутствовать на совещаниях руководства, на которых она обсуждается. Чтобы взаимодействовать со своими коллегами, вам нужны базовые знания трудового законодательства. В каждой компании должна быть прописана процедура приема на работу, основанная на законодательстве и проверенная юристом. Проблемы могут возникнуть по любому пункту: дисциплинарные взыскания, дискриминация, охрана труда матерей, техника безопасности, больничные листы, предоставление отпусков, формулировки в трудовых соглашениях и др. Не стоит углубляться в детали законодательства. Главное - понимать ключевые термины, с которыми доведется столкнуться: приказ о назначении, трудовой договор, пособие по болезни, отпуск и пособие по уходу за ребенком, профсоюзные обязательства, сокращение штата, неправомерное увольнение, неправовое (работодатель нарушает контракт) увольнение.

Как руководитель редакции, редактор должен обладать аналитическим умом и развитой интуицией, быть коммуникабельным, уметь работать и управлять командой, быть стрессоустойчивым, обладать исключительной грамотностью. Таким образом, совмещая прикладной и творческий аспекты профессиональной деятельности.

Таким образом, можно выделить основополагающие навыки и умения редакторов, обусловленных мнением журналистов и филологов:

1. Изучение профессиональной литературы, чтобы в сжатые сроки найти необходимую информацию.

2. Знание современных норм и правил русского языка, умение дать правильную оценку авторскому тексту.

3. Владение хотя бы одним иностранным языком.

4. Знание различных литературных и журналистских жанров и особенностей редакторской работы над ними.

5. Владение навыками разработки концепции СМИ и аппарата издания.

6. Умение выявлять актуальные темы при разработке концепции издания.

7. Умение анализировать текст и выстраивать логику его изложения.

9. Осуществление редакторско-корректорской вычитки материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Умение планировать работу редакции как в печатном, так и в электроном издании.

11. Знание основ полиграфии, издательского бизнеса и маркетинга.

12. Умение проводить экономический анализ СМИ: рассчитывать себестоимость, чистую прибыль и рентабельность.

13. Создание положительного имиджа редакции и СМИ, связи с общественностью.

Приступая к работе, редактор должен определить свое место в рабочем процессе и занять его. Раскрыть перед сотрудниками свое видение журнала, сделать его общим. Редактор достигает успеха через творческую работу людей, которыми руководит. Важно дать возможность людям продемонстрировать свои способности и преданность делу. Сейчас в менеджерах видят, скорее, координаторов или «играющих тренеров», чем полицейских надзирателей. Редактор

направляет творчество инициативного сотрудника в нужное изданию русло, будь то концепция издания, контент для размещения или платформа. Задача - оптимизация редакционно-издательского процесса в сторону прибыльности, конкурентоспособности и качества содержания, оптимального решения бизнес-задач. Удовлетворяя запросы современной аудитории, учитывая уровень развития технологий, необходимо

помнить и об этике взаимодействия, психологии организационного поведения. Руководителю приходится заниматься формированием или актуализацией нужных в профессии качеств: самоотдача, творческое отношение к труду. Это важная часть работы, начиная от создания тематического плана издания до продажи готового продукта читателю.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вырковский, А.В., Макеенко, М.И. Конвергенция в российской ежедневной прессе: экономические особенности и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -М., 2012. - № 6.

2. Дзялошинский, И.М. Инновационная журналистика. Модное словосочетание или путь развития СМИ // ТелеЦЕНТР. - 2007. - № 1 (21).

3. Засурский, И. Массмедиа второй республики. - М., 1999.

4. Кравцов, В.В. Инновационные изменения в медиапространстве современной России // Журналист. Социальные коммуникации. - М., 2015. - № 3-4 (19-20).

5. Основы медиабизнеса: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. - М., 2009.

6. Николаева, Ю.Е., Андронникова, О.В. Особенности мотивации сотрудников при организации работы редакции региональных конвергентных СМИ (по итогам социально-психологического исследования) // Вест. Волж. у-та им. В.Н. Татищева. - Тольятти, 2019. -Т.2., № 2. - С. 191-197.

7. Орлова, В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. - М., 2003.

8. Сергеев, Е.Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации // Общество. Среда. Развитие. - М., 2010. - № 1. - С. 122-124.

9. Трофимов, А.В. Кризис региональных газет общего интереса: причины и следствия // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2010. - №3.

10. Хлопунова, О.В., Коробов, С.В. Профессия главный редактор: взгляд профессионалов // Филология и лингвистика. - Казань, 2017. - № 1.- С. 101-1048.

11. Хлопунова О.В., Черноморцева Е.В. Продвижение сетевых СМИ: практика регионов: материалы Международной науч-практич. конференции «Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории». - Краснодар, 2015. - С. 235-238.

12. Цаканян, А.А. Региональные журналы в современном редакционно-издательском процессе: тенденции и закономерности (на материале изданий Краснодарского края): автореферат дис. ... канд. филол. наук / А.А. Цаканян. - Краснодар, 2013. - 30 с.

13. Цаканян, А.А. Анализ регионального рынка печатных СМИ // Вестн. Адыг. ун-та. Серия 2: «Филология и искусствоведение». - Майкоп, 2013. - № 3 (126). - С. 213-218.

14. Экономика и менеджмент СМИ: учеб. пособие / О.В. Хлопунова, А.А. Цаканян. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.