Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДСЕСТЕР ПРИ РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДСЕСТЕР ПРИ РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДСЕСТРЫ / NURSES / ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / CENTRAL NERVOUS SYSTEM DISEASES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Масляков В.В., Левина В.А., Федотова Н.Н.

Проведен анализ мотивационно-профессиональных качеств медсестер неврологических и нейрохирургических отделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL SKILLS OF NURSES WORKING WITH PATIENTS HAVING CENTRAL NERVOUS SYSTEM DISEASES

The paper analyzes the motivational and professional qualities of nurses from neurology and neurosurgery departments.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДСЕСТЕР ПРИ РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

© Коллектив авторов, 2017

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДСЕСТЕР ПРИ РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В.В. Масляков, проф., В.А. Левина, канд. пед. наук, Н.Н. Федотова

Медицинский университет «Реавиз», Саратов E-mail: maslyakov@inbox.ru

Проведен анализ мотивационно-профессио-нальных качеств медсестер неврологических и нейрохирургических отделений.

Ключевые слова: медсестры, заболевания центральной нервной системы, профессиональные качества.

Инсульт занимает 2-е место среди причин смерти и 1-е - среди причин инвалидности. У большинства пациентов с последствиями инсульта в той или иной мере наблюдается психологическая и социальная дезадаптация, чему способствуют выраженный двигательный и речевой дефицит, болевой синдром, когнитивные и эмоционально-волевые нарушения, утрата прежнего социального статуса [2]. Правильно организованный в постинсультном периоде сестринский процесс имеет огромное значение, так как позволяет предупредить осложнения, которые могут ухудшить состояние больного и способствовать неблагоприятному исходу заболевания, и повысить качество жизни пациентов.

В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают ориентированный на потребности пациента системный подход к оказанию сестринской помощи. Цель такого подхода - облегчить, устранить и предупредить проблемы, возникающие у пациентов из-за изменения состояния здоровья. В настоящее время сестринский процесс является основой сестринского образования в России. Изучив сестринский процесс, медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а специалистом, который творчески подходит к работе, видит в каждом пациенте личность, понимает его внутренний мир [1]. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию людей, способных к педагогической деятельности.

Проведен анализ мотивационно-профессио-нальных качеств медсестер, работающих с пациентами, страдающими заболеваниями центральной нервной системы (ЦНС). Базой для проведения иссле-

дования стали медицинские организации Саратова и г. Энгельс, имеющие отделения нейрохирургии и неврологии: Городская больница №1 г. Энгельс, Городская больница №2 г. Энгельс, Городская клиническая больница №9 Саратова. Исследование проводилось в период с 2008 по 2012 г. Объектами исследования были 200 медсестер - постовые медсестры неврологического отделения (n=100) и постовые медсестры нейрохирургического отделения (n=100), отобранные методом многоступенчатого отбора с применением случайной и типологической выборки. Для сбора необходимых данных были разработаны анкеты, по которым опрашивали медсестер и родственников пациентов. В анкете перечислялись качества, необходимые медсестре, и задавался вопрос: «Какие качества Вы считаете приоритетными?» Перечислялись: 1) профессионализм; 2) доброта; 3) ответственность; 4) честность; 5) способность к состраданию; 6) милосердие; 7) аккуратность, чистоплотность; 8) способность к пониманию людей; 9) коммуникабельность; 10) чувство юмора; 11) искренность; 12) инициативность; 13) исполнительность; 14) быстрота принятия решений; 15) доброжелательность. Перечисленные качества медсестры оценивались в баллах (от 1 до 5) с помощью ранжирования сумм баллов были выделены приоритетные качества. Суммы баллов по каждому фактору вычисляли по формуле:

Ф = ££j*nj,

где Ф - сумма баллов всех оценок по каждому фактору (возможности); Бj - соответствующий балл (от 1 до 5); nj - число медсестер, поставивших данный балл.

Для статистической обработки и анализа данных использовали прикладную программу Microsoft Excel for Windows (7,0); оценка основных статистических показателей, среднего значения и среднего отклонения проводились также в среде Excel.

Результаты анкетирования медсестер представлены в таблице.

Согласно данным таблицы для медсестер обоих отделений характерна высокая оценка таких ка-

Мнения медсестер неврологического и нейрохирургического отделений о приоритетности качеств среднего медицинского персонала; баллы

Качество Мнения медицинских сестер (на 100 опрошенных)

неврологическое отделение (п=100) нейрохирургическое отделение (п=100)

Профессионализм 89±2 86±1

Доброта 65±3 34±3

Ответственность 89±2 87±1

Честность 78±1 87±1

Сострадание 67±2 45±1

Милосердие 56±3 23±1

Аккуратность, чистоплотность 98±3 97±1

Понимание 78±2 67±1

Коммуникабельность 67±2 45±1

Чувство юмора 16±1 12±3

Искренность 56±1 45±6

Инициативность 12±1 11±2

Исполнительность 89±2 87±4

Быстрота принятия решений 34±3 89±2

Доброжелательность 48±2 50±3

Примечание. Приведенные цифры - % от числа опрошенных.

честв, как профессионализм, ответственность, честность, аккуратность, исполнительность. В то же время выявлены различия в оценке милосердия, в неврологическом отделении - 56±3%, в нейрохирургическом - 23±1% (сильная, достоверная корреляция: рху = +0,8; р>0,05); коммуникабельность - соответственно 67±2 и 45±1% (связь сильная, достоверная корреляция: рху = +0,8, р>0,05); быстрота принятия решений - соответственно 34±3 и 89±2% (сильная, достоверная корреляция: рху = +0,8, р>0,05).

В результате анализа оценок медсестер неврологического отделения были получены следующие

развитие деятельность

Рис. 1. Мотивация медсестер неврологического отделения к профессиональной деятельности (на 100 опрошенных)

данные: профессионализм - 945 баллов (1-й ранг); ответственность - 808 баллов (2-й ранг); исполнительность - 763 баллов (3-й ранг).

Ответы медсестер нейрохирургического отделения выявили следующее: профессионализм - 1-й ранг (946 баллов), быстрота принятия решений -2-й ранг (806 баллов), ответственность - 3-й ранг (756 баллов).

Разное отношение к профессиональным качествам в неврологическом и нейрохирургическом отделениях можно объяснить спецификой работы. Так, в неврологическом отделении преобладает плановая, дневная работа, в то время как в нейрохирургическом отделении - экстренная.

Согласно данным анализа, большинство медсестер, работающих с пациентами, страдающими заболеваниями ЦНС, являются высококвалифицированными. При оценке наиважнейших профессиональных качеств предпочтение отдано профессионализму.

Кроме того, был проведен анализ мотивацион-но-профессиональных характеристик медсестер неврологического и нейрохирургического отделений. Применялась индустриальная модель обеспечения качества медицинской помощи ропаЪе-Шап А., 1966), адаптированная к условиям сестринской деятельности в соответствующем стационаре с учетом возможностей реализации структурной, процессуальной и результативной составляющих качества сестринской помощи (КСП). В качестве структурных составляющих КСП были рассмотрены не зависящие от компетенции медсестры факторы (возможность реализации сестринской исследовательской деятельности, непрерывного - последипломного - образования и карьерного роста медсестер в кардиохирургическом стационаре), а также факторы, зависящие от компетенции медсестры: ее социально-гигиеническая и мотивационно-профес-сиональная характеристики. В качестве процессуальной составляющей КСП были рассмотрены сестринская исследовательская деятельность (сестринские исследования в неврологии) и сестринская деятельность в Школе здоровья для родственников больных с заболеваниями ЦНС.

Анализ мотивационно-профессиональных характеристик медсестер неврологического отделения показал, что большинство из них (90%) за время работы в стационаре приобрели дополнительный профессиональный опыт; это свидетельствует о их росте как специалистов. Из приоритетов, относящихся к профессиональной деятельности, 86% опрошенных выделили также «интересную работу», что свидетельствует о положительном влиянии на их трудовую деятельность и как следствие - на качество сестринской помощи внутренней (смыслооб-разующей) мотивации. Мотивация к профессио-

нальному развитию (потребность в получении или повышении квалификационной категории) выявлена у 76,5% медсестер, мотивация к профессиональному лидерству - у 44,5%, стремление к образо-вательно-исследовательской деятельности - у 30% (рис. 1).

Похожие результаты получены в нейрохирургическом отделении. Здесь опрошенные на 1-е место поставили приобретение дополнительного профессионального опыта за время работы в стационаре (95%), на 2-е - «интересную работу» (84%). Мотивация к профессиональному развитию (потребность в получении или повышении квалификационной категории) выявлена у 78% медсестер, к профессиональному лидерству - у 48%, к образовательно-исследова-тельской деятельности - у 30% (рис. 2).

Из результатов исследования можно сделать вывод, что в мотивационно-профессиональной характеристике медсестер обоих отделений преобладают такие черты, как желание приобрести дополнительный профессиональный опыт за время работы в стационаре, иметь «интересную работу», потребность в получении (повышении) квалификационной категории. При этом отмечена низкая мотивация к профессиональному лидерству и обра-зовательно-исследовательской деятельности.

Больные с заболеваниями и травмами ЦНС -сложные с точки зрения как лечения, так и ухода. Поэтому работающий с ними средний медицинский персонал должен обладать высоким профессионализмом. Анализ показал, что большинство медсестер обоих отделений являются высококвалифицированными, имеют высшую и I квалификационные категории, большой стаж практической работы в этих отделениях. При изучении мотиваци-онно-профессиональных характеристик медсестер, работающих с больными, страдающими поражением ЦНС, установлено, что медсестер неврологического и нейрохирургических отделений объединяют высокая оценка таких качеств, как профессионализм, ответственность, честность, аккуратность, исполнительность. В то же время они по-разному относятся к таким качествам, как милосердие, ком-

12ГШ И E 0 1 u n ■ 0 ■ n 11

ft i: Ij lШ

развитие деятельность

Рис. 2. Мотивация медсестер нейрохирургического отделения к профессиональной деятельности (на 100 опрошенных)

муникабельность, быстрота принятия решений. При проведении ранжирования всех вышеперечисленных качеств 1-й ранг присвоен профессионализму.

Литература

1. Алексеев А., Нодель М., Подчуфарова Е. Болевые синдромы у пациентов с болезнью Паркинсона. Врач. 2012; 7: 85-7.

2. Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А. Основы сестринского дела. М.: Медицина, 2001; 12.

3. Масютина С.М. Качество жизни и психологический статус больных, перенесших инсульт в молодом возрасте: Дис.... канд. мед. наук. Саратов, 2006; 127.

PROFESSIONAL QUALITIES OF NURSES WORKING WITH PATIENTS WITH CENTRAL NERVOUS SYSTEM DISEASES

Prof. V.V. Maslyakov; V.A. Levina, Cand. Ped. Sei.; N.N. Fedotova Reaviz Medical University, Saratov The paper analyzes the motivational and professional qualities of nurses from neurology and neurosurgery departments.

Key words: nurses, central nervous system diseases, professional qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.