Научная статья на тему 'Профессиональные и образовательные стандарты: взаимодействие, перспективы и развитие на примере программ для бакалавров сестринского дела'

Профессиональные и образовательные стандарты: взаимодействие, перспективы и развитие на примере программ для бакалавров сестринского дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / NURSING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATION STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / БАКАЛАВР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / BACHELOR OF NURSING / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьяных Анастасия Валерьевна, Бурковская Ю.В.

Рассмотрена проблема отсутствия профессиональных стандартов в деятельности руководителей высшего сестринского звена, а также вопросы современного образования будущих специалистов в области сестринского дела с учетом новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS: INTERACTION, DEVELOPMENT AND PROSPECTS ON AN EXAMPLE OF BACHELOR PROGRAMS FOR NURSES

The problem of the lack of professional standards in the activities of senior nursing staff, and the issues of modern education of future professionals in the field of nursing with the new educational standards.

Текст научной работы на тему «Профессиональные и образовательные стандарты: взаимодействие, перспективы и развитие на примере программ для бакалавров сестринского дела»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

А.В. Пьяных1, Ю.В. Бурковская

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Рассмотрена проблема отсутствия профессиональных стандартов в деятельности руководителей высшего сестринского звена, а также вопросы современного образования будущих специалистов в области сестринского дела с учетом новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: сестринское дело, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, бакалавр сестринского дела, общественные организации

Развитие профессиональных навыков и компетенций работника является условием постоянно изменяющегося рынка труда. Новые специальности, не успевая попадать в квалификационные справочники, устаревают, их описание не соответствует современным тенденциям развития науки. Поэтому вся система оценки квалификаций персонала нуждается в кардинальном изменении. В.В. Путин поручил Правительству России совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, ведущими университетами страны принять национальный план развития профессиональных стандартов и начать работу над их созданием.

1 Пьяных Анастасия Валерьевна — ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы; 127473, Москва, ул. Достоевского, д. 2, стр. 2; тел.: 8 (495) 688-72-54; e-mail: nastyavp@bk.ru.

Проблема отсутствия профессиональных стандартов характерна и для такой отрасли народного хозяйства, как здравоохранение, насчитывающей не только значительное количество работающих в ней специалистов, но и количество медицинских специальностей, по которым ежегодно осуществляется подготовка специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием.

В России подготовка медицинских сестер в высшей медицинской школе началась с 1991 г. Первый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 040600 «Сестринское дело» появился в 1995 г. В нем определялось содержание подготовки менеджеров сестринского дела по следующим 5 блокам (циклам) учебных дисциплин [1]:

1. Цикл общих гуманитарных и социально— экономических дисциплин (1802 час, 26%).

2. Цикл естественнонаучных дисциплин (554 час, 8%).

3. Цикл общемедицинских дисциплин (1302 час, 19%).

4. Клиническая сестринская подготовка (1840 час, 27%).

5. Профессиональная менеджерская подготовка (1400 час, 20%).

В следующем ГОС ВПО по специальности 040600 «Сестринское дело», утвержденном 15 марта 2000 г., произошло объединение естественнонаучных и общемедицинских дисциплин в один цикл естественнонаучных, математических и медико-биологических дисциплин, цикл клинической сестринской подготовки был переименован в цикл профессиональных дисциплин, а цикл профессиональной менеджерской подготовки — в цикл дисциплин по специальности. Таким образом, в ГОС ВПО по специальности 040600 «Сестринское дело» утвержденном 15 марта 2000 г. выделялось уже не 5, а 4 блока (цикла) дисциплин [2]:

1. Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (1800 час, 26%).

2. Цикл естественнонаучных и медико-биологических дисциплин (1835 час, 27%).

3. Цикл профессиональных дисциплин (1863 час, 27%).

4. Дисциплины по специальности (1349 час, 20%).

Созданная модель высшего сестринского образования предполагала при очной форме четырехлетний срок обучения, очно-заочной — четыре с половиной года, заочной — пять лет. Выпускники получали диплом специалиста по специальности «Сестринское дело», и им присваивалась квалификация «менеджер». За период с 1991 г. количество ВУЗов, в которых была открыта подготовка по специальности 040600 «Сестринское дело», увеличилось с 3 до 46. Наиболее востребованной формой обучения стала заочная, позволившая, что очень важно для руководителей сестринских служб, получить высшее сестринское образование без отрыва от их основной работы. В настоящее время на долю заочной формы обучения приходится свыше 70% всех студентов, обучающихся по специальности 040600 «Сестринское дело» [3,13].

В области послевузовского образования открыта специальность «Управление сестринской деятельностью», в ряде ВУЗов начата соответс-

твующая подготовка. Однако большие затруднения вызывает требование обязательного обучения в интернатуре, ее продолжительность и очный характер обучения, которые делают интернатуру недоступной для многих работающих выпускников. На сегодняшний день в соответствии с приказом МЗ и СР РФ «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» № 415н от 7 июля 2009 г. выпускники факультетов высшего сестринского образования (после прохождения интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью») могут занимать следующие должности [4]:

— заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения;

— главная медицинская сестра;

— главная акушерка;

— главный фельдшер;

— директор хосписа;

— директор дома сестринского ухода;

— руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно -методического);

— врач-статистик;

— врач-методист.

По мнению ряда авторов, данное образование, которое получали медицинские сестры, чтобы стать профессиональными менеджерами, мало повлияло на их востребованность в медицинских организациях [5—7]. Также в информационном письме Минздравсоцразвития России № 16-3/10/2-4498 от 31 мая 2010 г. отмечалось, что по результатам проведенного анализа трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования выявлен низкий процент занятости по указанной специальности. Однако есть исследования, которые показывают, что после получения высшего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» квалификации «менеджер» статус большинства выпускников повышается, значительная часть специалистов (62,2%) занимает должности в соответствии с полученным образованием [8].

Вышедшее в конце декабря 2009 г. Постановление Правительства РФ закрепило в статусе специалиста все существовавшие в высшей меди-

цинской школе специальности, кроме специальности «Сестринское дело» [9]. Поэтому в 2009 г. состоялся последний массовый набор студентов по специальности «Сестринское дело» в ВУЗах России. 17 января 2011 г. Министерством образования и науки РФ утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» (квалификация (степень) «бакалавр»), который включает следующие учебные циклы (1 зачетная единица соответствует 36 аудиторным часам) [10]:

1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл (30—35 зачетных единиц, 14%).

2. Математический и естественнонаучный цикл (30—35 зачетных единиц, 14%).

3. Профессиональный цикл (120—130 зачетных единиц, 52%) и разделы.

4. Физическая культура (2 зачетные единицы, 0,8%).

5. Учебная и производственная практика (30—33 зачетных единиц, 13,2%).

6. Итоговая государственная аттестация (15 зачетных единиц, 6%).

Таким образом, в данном ФГОС ВПО циклы гуманитарные, социально-экономические, математические и естественнонаучные уменьшились почти в 2 раза по времени подготовки. Доля в подготовке профессионального цикла увеличи-

лась по времени (количеству часов), но незначительно по сравнению с предыдущим образовательным стандартом.

Кроме различий по содержанию подготовки и по времени обучения, вышеуказанные стандарты отличаются видами деятельности, которые должны освоить студенты в рамках данных образовательных стандартов. Сравнительный анализ по видам деятельности данных стандартов представлен в таблице.

Как видно из таблицы, в образовательном стандарте подготовки бакалавров сестринского дела имеются виды деятельности, которые отсутствовали в предыдущих образовательных стандартах, такие как: реабилитационная, лечебно-диагностическая. Однако в последнем образовательном стандарте отсутствуют воспитательно-педагогическая, методическая, инновационная, консультативная деятельность, но осталась — организационно-управленческая и исследовательская. Еще одно важное отличие последнего образовательного стандарта по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» (квалификация (степень) «бакалавр») заключается в том, что требования к результатам освоения данной образовательной программы прописаны в компетенциях.

Итак, учитывая виды деятельности образовательного стандарта, мы считаем, что из медицинских сестер-бакалавров может формироваться

Виды деятельности выпускника по специальности 040600 — «Сестринское дело» и по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» (квалификация (степень) «бакалавр»)

ГОС ВПО 1995 г. ГОС ВПО 2000 г. ФГОС ВПО 2011г.

Оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию — Клиническая — Медико-профилактическая — Лечебно-диагностическая — Медико-профилактическая — Реабилитационная

Планирование, организация и управление сестринскими службами — Организационно-управленческая — Информационно-аналитическая — Организационно-управленческая

Организация, обеспечение, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой среднего, младшего и парамедицинского персонала — Воспитательно-педагогическая —Методическая

Проведение научных исследований по полученной специальности — Научно-исследовательская — Исследовательская

— — Маркетинговая —

— — Инновационная —

— — Консультативная —

первичный уровень управленческого звена сестринской службы — старшие медицинские сестры, к должностям которых уже сегодня предъявляются повышенные требования, а именно — наличие повышенного уровня образования. Также они могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности по следующим должностям сестринского персонала:

• медицинская сестра;

• медицинская сестра палатная (постовая);

• медицинская сестра участковая;

• медицинская сестра процедурная;

• медицинская сестра перевязочная;

• медицинская сестра приемного отделения;

• медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

• медицинский регистратор.

Следующее возможное направление деятельности — профилактическая работа с населением, в должности врач по гигиеническому воспитанию, в рамках реабилитационной деятельности бакалавр сестринского дела может занимать должность медицинская сестра по реабилитации.

Говоря об образовательных стандартах бакалавра сестринского дела и занимаемых им должностях в системе здравоохранения, нельзя не сказать о профессиональных стандартах. В настоящее время отсутствует единое определение профессионального стандарта как в отечественной, так и в зарубежной практике. Существующие определения профессионального стандарта формируются с учетом специфики решаемых задач и интересов разрабатывающих их субъектов. Так, например, Российский союз промышленников и предпринимателей дает следующее определение: профессиональный стандарт — многофункциональный нормативный документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности [11]. Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает следующее определение: профессиональный стандарт — характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (квалификации),

необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [12].

Сегодня многие страны сделали определенные шаги для развития профессиональных стандартов, а часть из них начинает развивать международные стандарты и адаптировать национальные стандарты к международным требованиям.

За последние годы достаточное количество стран (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Дания, Германия, Япония, Нидерланды, Великобритания, и Соединенные Штаты) осуществили переход от фрагментированной к слаженной и скоординированной системе профессиональных стандартов. Подобные инициативы находятся в стадии реализации в развивающихся странах, странах со средним уровнем дохода (Чили, Малайзия, Румыния, Филиппины, и Турция). В разработке профессиональных стандартов участвуют как институциональные структуры (например, постоянно действующие советы по различным профессиональным областям в Великобритании, Канаде, Дании, Франции, Германии), так и отдельные профессиональные сообщества (ассоциация, гильдия, союз и т. п.).

На сегодняшний день действующее законодательство Российской Федерации дает исключительно большие возможности профессиональным ассоциациям в вопросах регулирования профессионально-квалификационных структур. Но российские сестринские ассоциации пока имеют небольшой опыт в этом направлении. Первыми профессиональные стандарты сестринской практики начала разрабатывать Ассоциация медицинских сестер России, но пока нет ни одного утвержденного профессионального стандарта по сестринской деятельности.

Некоммерческое партнерство «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» зарегистрировалось как разработчик профессионального стандарта деятельности руководителя сестринской службы в медицинской организации в проекте «Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств развития профессиональных квалификаций и компетенций» на базе Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». На данный момент группа разработчиков проводит исследование по изучению мнения руководителей сестринской службы, по результа-

там которого профессиональный стандарт будет включать в себя определенные виды трудовой деятельности, трудовые функции и компетенции руководителя сестринской службы медицинской организации.

Из выше сказанного, можно сделать следующие выводы, что содержание и виды деятельности образовательного стандарта по подготовке бакалавров сестринского дела существенно отличается от образовательных стандартов по подготовке специалистов сестринского дела. В рамках его обучения выпускник готовится как к организационно-управленческой работе, так и к работе медицинской сестры с углубленной подготовкой по реабилитационной и медико-профилактической деятельности. То есть, в результате освоения программы бакалавриата на «выходе» ожидается медицинская сестра с более развитыми общекультурными и социально-личностными компетенциями, но профессиональной подготовкой на уровне среднего профессионального образования. Все это надо учитывать при создании номенклатуры должностей и разработки профессиональных стандартов деятельности для этих специалистов. И конечно, активно участвовать в решении данного вопроса должны профессиональные общественные организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040600 — Сестринское дело (третий уровень высшего профессионального образования): ГОСТ высшего профессионального образования 05.12.1995. Режим доступа:

http://db.informika.ru/portal/spe/gos_old/040600.htm

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040600 — Сестринское дело, утвержден заместителем Министра образования Российской Федерации 15 марта 2000 г. — URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/ portal/spe/list_search.plx?substr=040600

3. Камынина Н.Н. Научное обоснование и оптимизация подготовки управленческих кадров сестринских служб учреждений здравоохранения (монография). М.: Новелла, Москва, 2011.

4. Приказ МЗ РФ «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» от 7 июля 2009 г. № 415н — Режим доступа: http://base.garant.ru/12168285/

5. Ложкина Т.Ю., Борзунова Е.Ф. Состояние сестринского дела в Томской области // Главная медицинская сестра. 2004. № 1. С. 11 — 16.

6. Кузнецов В.П. О состоянии сестринского дела в Южном федеральном округе // Главная медицинская сестра. 2004. № 3. С. 25—27.

7. Герасимова Н.А. О востребованности специалистов с высшим сестринским образованием // Медицинская сестра. 2012. № 3. С. 32—34.

8. Валах Е.А. Трудоустройство специалистов с высшим сестринским образованием на территории саратовской области // Главная медицинская сестра. № 4. 2008. С. 23—15.

9. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» (с изменениями и дополнениями)» // Собрание законодательства РФ, 11.01.2010, № 2, ст. 199.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года № 57 «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»)». — Режим доступа: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/ 1/17/66972/

11. Макет профессионального стандарта. Утвержден Распоряжением Президента РСПП № 10-РП от 6 сентября 2012 г. Режим доступа: http://рспп.рф/ simplepage/250

12. Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты по разработке профессиональных стандартов разработаны в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 49, ст. 6921). Режим доступа: www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/12

13. Воробьев П.А., Авксентьева М.В., Камынина Н.Н., Лукъянцева Д.В., Гажева А.В., Новожилов А.В., Пьяных А.В., Анохина Ю.В. и др. Вопросы качества медицинской помощи в подготовке специалистов с высшим сестринским образованием // Проблемы стандартизации в зравоохранении. 2007. № 12. С. 16—18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.