Научная статья на тему 'Профессиональное здоровье учителя в условиях инновационных преобразований: определение и структура'

Профессиональное здоровье учителя в условиях инновационных преобразований: определение и структура Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1276
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ / HEALTH / PROFESSIONAL HEALTH OF A TEACHER / STRUCTURE OF PROFESSIONAL HEALTH OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Печеркина Анна Александровна

Рассматриваются подходы к определению профессионального здоровья в историческом аспекте, обоснована актуальность его изучения в аспекте педагогической деятельности, сформулировано авторское определение понятия «профессиональное здоровье учителя», выделены его структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL HEALTH OF A TEACHER IN CONDITIONS OF INNOVATION REFORM: NOTION AND STRUCTURE

Different approaches to defining professional health in historical aspect are discussed, the necessity of its study in the aspect of pedagogical activity is stated. The notion of professional health of a teacher is given by the author, its key components are specified.

Текст научной работы на тему «Профессиональное здоровье учителя в условиях инновационных преобразований: определение и структура»

УДК 613.69+371.124 ББК Р12 4

А. А. Печеркина

Екатеринбург

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА

ГСНТИ 14.01.93 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье; профессиональное здоровье учителя; структура профессионального здоровья учителя.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются подходы к определению профессионального здоровья в историческом аспекте, обоснована актуальность его изучения в аспекте педагогической деятельности, сформулировано авторское определение понятия «профессиональное здоровье учителя», выделены его структурные компоненты.

A. A. Pecherkina

Ekaterinburg

PROFESSIONAL HEALTH OF A TEACHER IN CONDITIONS OF INNOVATION REFORM: NOTION AND STRUCTURE

KEY WORDS: health; professional health of a teacher; structure of professional health of a teacher.

ABSTRACT. Different approaches to defining professional health in historical aspect are discussed, the necessity of its study in the aspect of pedagogical activity is stated. The notion of “professional health of a teacher” is given by the author, its key components are specified.

Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества. В ситуации глобальных кризисов (экономического, экологического, демографического, этнического и нравственного) и быстрых темпов изменений во всех сферах общественной жизни осуществляется сильное давление на человека. В результате этого приходится работать в ситуации постоянного психического напряжения, стресса, что приводит к снижению работоспособности, показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления), к эмоциональ-

© Печеркина А. А., 2011

ному выгоранию и, в итоге, — увеличению специфических профессиональных заболеваний.

В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия «здоровье». Многообразие взглядов на сущность данного феномена и безуспешность попыток выработать единое, общепринятое мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные стороны которого трудно выразить однозначно.

Практически так же обстоит дело и с рассмотрением профессионального

здоровья, несмотря на то, что данный вопрос является объектом рассмотрения ученых на протяжении длительного времени. Так, попытки операциона-лизации данного понятия представлены в работах О. А. Анисимовой, В. М. Бехтерева, Ю. В. Варданяна, В. М. Карва-сарского, А. Г. Маклакова, Л. М. Митиной, В. Н. Мясищева, Г. С. Никифорова,

В. А. Пономаренко и др.

В. А. Пономаренко определяет профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности [7].

А. Г. Маклаков считает, что профессиональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [5].

По мнению Г. С. Никифорова, продуктивной основой для анализа вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности — от «входа» в профессию до «выхода» из нее.

Процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается автором в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Данная концепция ориентирует психологию на формирование целостного и достаточно сбалансированного знания о психологическом обеспечении субъекта деятельности на всем протяжении его профессионального пути [8].

Проблему профессионального здоровья по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. По мнению Л. М. Митиной, от «здоровья нации в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны» [6. С. 43]. Также автор

указывает на то, что профессиональное здоровье педагога — основа эффективной работы современного образовательного учреждения и его стратегическая проблема.

По мнению Н. К. Смирнова, российские учителя — фактические заложники недостатков отечественной системы образования. Недопустимо низкий уровень зарплат, невысокий социальный статус учителя, невротизирующий характер работы в школе — все это не может не привести к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья, особенно после 10—15 лет работы в школе [11. С. 260].

В профессиях, связанных с системой отношений «человек — человек», значительную роль играет ориентация на другого как участника взаимодействия. Существует ограниченное количество профессий, где ценностный подход к трудовой деятельности оказывал бы такое же влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека, как профессия учителя. Успешность педагогической деятельности во многом зависит не только от того, как учитель умеет координировать свое поведение, поступки, высказывания, эмоции и чувства, но и от состояния физического, духовного и социального благополучия. Все это в конечном счете оказывает влияние на успешность совместного труда учителя и учеников [1].

Именно поэтому профессию учителя относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К числу причин относят, как правило, повышенную продолжительность дня, высокую нервно-психическую напряженность и социальную ответственность. Эти характеристики являются серьезной профессиональной особенностью труда учителя.

Следует отметить, что данная особенность приобретает особую значимость в современных условиях развития системы образования, которая характеризуется переходом от Концепции модернизации образования к новому проекту — Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от 12.11.2009 г.). В результате

реализации ее основных направлений происходит возрастание нагрузки на учителей, а именно:

• переход к новым образовательным стандартам увеличивает временные затраты, предъявляет новые требования к профессиональной компетентности учителя;

• внедрение инновационных технологий образования обусловливает эмоциональную изношенность учителя;

• разработка системы поддержки талантливых детей требует активного применения творческих способностей, что для многих педагогов достаточно сложно, в силу возникшего за долгие годы работы консерватизма;

• внедрение новой системы оплаты труда вызывает непонимание и, как следствие, — недовольство;

• новые требования к педагогу как к специалисту, имеющему практический опыт и постоянно повышающему свою квалификацию, приводят к постоянно возрастающей информационной и интеллектуальной нагрузке;

• сама ситуация неопределенности обеспечивает сильнейший психологический дискомфорт [12. С. 265].

В связи с этим вопрос изучения особенностей профессионального здоровья учителя приобретает особую актуальность в условиях активного внедрения инноваций в систему образования.

Результаты проведенных исследований (О. А. Анисимова, Л. М. Митина, Г. В. Митин, Э. Э. Сыманюк и др.) позволяют в качестве симптомов нарушения профессионального здоровья выделить следующие:

• негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;

• наличие болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального — «болит душа»);

• снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у учителя нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;

• уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);

• психологическое насилие в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства; угрозах в адрес ученика; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям [12. С. 266].

На основании вышесказанного было сформулировано определение профессионального здоровья учителя, под которым понимается состояние организма, обеспечивающее работоспособность, компетентность и конструктивное развитие личности учителя на всех этапах профессионального роста.

Следующим важным моментом является определение структуры данного феномена, вопрос о которой до сих пор остается открытым. К настоящему времени в психологической науке обозначились два подхода к рассмотрению структуры здоровья — уровневый и критериальный.

Так, в рамках первого подхода Б. С. Фролов выделяет следующие уровни здоровья: 1 уровень — здоров; 2 уровень — практически здоров; 3 уровень — неблагоприятные прогностические признаки; 4 уровень — болен (но способен руководить своими поступками); 5 уровень — болен (не может вести свои дела, представляет опасность для себя и окружающих) [9].

Более детальная схема обнаруживается в трудах Б. С. Семичова, определяющего здоровье с точки зрения шес-

ти уровней, а именно: 1 — идеальная норма; 2 — среднестатистическая норма (свойственная популяции в целом); 3 — конституциональная норма; 4 — акцентуации (личности и характера); 5 — предпатология или уровень повышенного риска (функциональная норма); 6 — предболезнь (дисфункциональное состояние, субклинические признаки) [10].

С. В. Запускалов и Б. С. Положий, в зависимости от степени стабильности, указывают на следующие уровни: стабильное здоровье; уровень риска; уровень предболезни; уровень легких болезненных нарушений; уровень болезни.

Наиболее распространенной в исследовательских работах является иерархия уровней, выделенная Б. С. Братусем. Здоровье он предлагает рассматривать в качестве трехуровневого образования.

Высший уровень здоровья — личностно-смысловой — определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья. Его оценка зависит от способностей человека строить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья — определяется особенностями внутренней, нейрофизиологической организации актов психической деятельности [2].

Таким образом, с точки зрения уровневого подхода, здоровье — это сложное образование, состоящее из определенного количества уровней, каждый из которых обладает определенными характеристиками. Следует отметить, что данный подход наиболее тесно связан с медицинским рассмотрением здоровья, так как выделенные уровни больше соотносятся с нездоровьем, чем со здоровьем. Рассмотрение здоровья с позиций уровневого подхода не позволяет операционализи-ровать изучаемый феномен, так как внутри самого подхода нет какой-либо определенности.

Анализ литературы также показал, что ряд авторов здоровье рассматривают путем выделения его критериев. К настоящему времени накоплено

большое количество примеров, когда в качестве критериев предлагаются отдельные признаки.

Современные западные психологи считают, что к самым информативным показателям здоровья относятся самоуважение и степень выраженности тревожности. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.

О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев называют признаки, которые, по их мнению, могут рассматриваться в качестве критериев психологического здоровья, а именно: способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни [3].

Наиболее полный перечень критериев представлен в работе Н. Д. Лако-синой и Г. К. Ушакова. Авторы относят к ним: причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность; соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места обитания; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах; адекватность реакций на общественные обстоятельства; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь [4].

Таким образом, в научных источниках, во-первых, прослеживается опре-

деленное повторение критериев, несмотря на большое количество мнений. Во-вторых, представлен только перечень критериев без какого-либо классифицирующего признака. Анализ различных точек зрения по вопросу определения критериев здоровья показал, что нет их четкой, обобщенной структуры, хотя внутри выделенных критериев заметно некоторое смысловое сходство. При этом сведение к какому-то одному универсальному критерию также является непродуктивным.

Наиболее оправдано, на наш взгляд, рассмотрение профессионального здоровья с точки зрения его компонентного состава. Такой подход позволяет систематизировать и операционализиро-вать исследуемое понятие. На основании теоретического анализа литературы, а также специфики труда учителя и инновационных преобразований в системе образования, в качестве основных структурных компонентов профессионального здоровья педагога нами выделяются следующие: психофизиоло-

гический; когнитивный; рефлексивнооценочный; мотивационный; эмоциональный. Данное представление о структуре рассматриваемого феномена будет положено в основу его изучения.

Таким образом, рассмотрение профессионального здоровья учителя является актуальной проблемой как для науки, так и для социальной практики и требует более детального изучения с целью разработки технологий его сохранения и самосохранения. Это становится особенно значимым в современных условиях развития российской системы образования, которая характеризуется внедрением инновационных образовательных технологий, успешность развития которых, в свою очередь, во многом определяется готовностью учителя к работе в непрерывном инновационном режиме, к гибкому, оперативному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества и личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНИСИМОВА О. А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

2. БРАТУСЬ Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988.

3. КУЗНЕЦОВ О. Н., ЛЕБЕДЕВ В. И. Достоевский о тайнах психического здоровья. М., 1994.

4. ЛАКОСИНА Н. Д., УШАКОВ Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М., 1984.

5. МАКЛАКОВ А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. СПб., 1996.

6. МИТИНА Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта, 1998.

7. ПОНОМАРЕНКО В. А. Психология жизни и труда летчика. М. : Воениздат, 1992.

8. ПСИХОЛОГИЯ здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2003.

9. САРТОРИУС Н. Охрана психического здоровья в начале 80-х годов : некоторые перспективы / / Бюллетень ВОЗ. 1983. Т. 61. № 1.

10. СЕМИЧОВ С. Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987.

11. СМИРНОВ Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М. : АРКТИ, 2005.

12. СЫМАНЮК Э. Э., ПЕЧЕРКИНА А. А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. 2010. № 9.

Статью рекомендует д-р псих. наук, проф. Э. Э. Сыманюк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.