Научная статья на тему 'Профессиональное здоровье и мотивация труда педагогов'

Профессиональное здоровье и мотивация труда педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / PROFESSIONAL HEALTH / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / LABOR MOTIVATION / ДОМИНИРУЮЩИЙ МОТИВ / THE DOMINANT MOTIVE / ТИПЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ / TYPES OF LABOR MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Галина Викторовна

В статье описана взаимосвязь между профессиональным здоровьем педагогов и доминирующей мотивацией труда. Сделан вывод о том, что педагогам, у которых нет доминирующего мотива труда, которые гибко адаптируются к изменяющимся условиям образовательной среды, и тем педагогам, у кого доминирует мотив самосовершенствования в профессии, намного легче сохранять профессиональное здоровье, чем педагогам, имеющим другие типы трудовой мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional health and labor motivation of teachers

This article describes the relationship between the preservation of professional health educators and dominant labor motivation. Concluded that teachers, who do not have a dominant motive of labor, which flexibly adapt to the changing conditions of the educational environment, and those teachers, who have dominates the motive of self-improvement in the profession, much easier to maintain professional health than teachers who have other types of motivation.

Текст научной работы на тему «Профессиональное здоровье и мотивация труда педагогов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 4

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

И МОТИВАЦИЯ ТРУДА ПЕДАГОГОВ

Г.В. Новикова

(факультет педагогического образования

МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

В статье описана взаимосвязь между профессиональным здоровьем педагогов и доминирующей мотивацией труда. Сделан вывод о том, что педагогам, у которых нет доминирующего мотива труда, которые гибко адаптируются к изменяющимся условиям образовательной среды, и тем педагогам, у кого доминирует мотив самосовершенствования в профессии, намного легче сохранять профессиональное здоровье, чем педагогам, имеющим другие типы трудовой мотивации.

Ключевые слова: профессиональное здоровье, мотивация труда, доминирующий мотив, типы трудовой мотивации.

Профессиональное здоровье педагога определяется как способность сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности в различных изменяющихся условиях профессиональной деятельности [1: 294]. Исследователям давно известен тот факт, что от состояния, самочувствия и здоровья педагога напрямую зависят состояние, самочувствие и здоровье учащихся. Современные условия реформирования системы образования предъявляют повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню их психического и физического здоровья. Следовательно, для научных работников и руководителей образовательных учреждений актуальной задачей становится выявление главных факторов, оказывающих влияние на профессиональное здоровье педагогов. Наше исследование показало, что основным фактором, определяющим профессиональную самореализацию и профессиональное здоровье педагога является мотивация труда, так как от ее содержания в наибольшей степени зависит удовлетворенность профессией и готовность к профессиональному самосовершенствованию.

Труд педагогов характеризуется множеством профессиональных рисков: высокая информационная, коммуникативная и эмоциональная напряженность, большие физические нагрузки и ответственность за положительное разрешение конфликтных педагогических ситуаций. Педагоги редко соблюдают режим труда и отдыха, что постепенно ухудшает их физическое здоровье. Ряд заболеваний, особенно женщин-педагогов, являются следствием регулярных психологических нагрузок. Мониторинг профессионального здоровья, проводимый подразделениями РАО в различных регионах страны, показал, что утративших здоровье педагогов насчитывается 40—50%.

Профессия педагога связана с риском таких заболеваний, как нарушения голосообразования, нервные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушения зрения, остеохондроз и др. У педагогов достаточно высок риск возникновения невротических расстройств, накопления "тяжелых" форм неврозов и психосоматических проблем. Педагоги, утрачивающие здоровье, плохо ориентируются в социальных процессах, что затрудняет и снижает их роль в воспитании и развитии учеников. Если педагогом избираются стратегии поведения, не приводящие к разрешению этих трудностей, то происходит накопление психоэмоционального и физического напряжения, развитие негативных состояний, в частности эмоционального выгорания.

Как показывают многочисленные исследования, проблема здоровья педагогов обусловлена не только объективными условиями трудовой деятельности, но и отношением к труду и к своему здоровью. В настоящее время констатируется низкий уровень культуры здоровья и профессионального самосознания педагогов. В культуре здоровья педагога выделяются ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-волевой и практический компоненты, которые связаны с мотивационной сферой личности [2]. Специалистами разработаны рекомендации по улучшению профессионального здоровья педагогов, которые представляют широкий спектр мероприятий. Например, акмеологическое сопровождение, ограничение максимально возможной нагрузки, организация системы переподготовки и повышения квалификации, расширение системы санаторно-курортного оздоровления, повышение престижа профессии педагога и социального статуса работника образования и др. Но, учитывая систематическое недофинансирование системы образования в России, эти меры не будут иметь комплексного воздействия и большая часть педагогов будет вынуждена решать вопросы профессионального здоровья самостоятельно.

В этих условиях руководству образовательных учреждений необходимо эффективно использовать внутренние ресурсы управления и раскрывать творческий потенциал каждого члена трудового коллектива.

В настоящее время в психологической науке и практике разработаны комплексные меры, направленные на управление мотивацией через совершенствование межличностных отношений в коллективе. Что касается педагогических коллективов, то в них существует специфика, связанная с особенностями педагогической профессии. Выделяются два типа педагогических коллективов по их отношению к инновациям в образовании. В тех коллективах, где ценится спокойствие, бесконфликтное межличностное общение является главной ценностью для сотрудников, практически невозможно проводить инновационные изменения в учебно-воспитательном процессе. В таких образовательных учреждениях для педагогов основными доминирующими ценностями являются общение, наличие хороших взаимоотношений с коллегами, благоприятный эмоциональный климат в коллективе. Комплекс ценностей творчества в профессии уступает по степени важности таким мотивам, как наличие хороших взаимоотношений с коллегами и руководством, гарантированная хорошая заработная плата, комфортные условия работы, отсутствие контроля и стремление не делать ничего, выходящего за пределы непосредственных обязанностей [3]. "В процессе реализации новаторских преобразований для коллектива будет очень важно сохранение благоприятного психологического климата, хороших взаимоотношений (исключая критику, замечания, негативные оценки деятельности коллегами друг друга), дружеские неформальные взаимоотношения с руководителем эксперимента и значительное материальное стимулирование творческой активности" [3: 249].

В образовательном учреждении второго типа, имеющем большой потенциал для совершенствования учебно-воспитательного процесса, формируется общее критическое отношение к коллективу и результатам его деятельности. Педагоги осознают некоторую завышенность своих требований к коллегам, признают, что коллектив в целом неплохой, но они хотят от него большего. Для продуктивной деятельности педагогического коллектива необходима критично-оптимистическая позиция его членов. В таком коллективе важны межличностные отношения, преобладание дружелюбия, доверия, готовности к общению, внимательность друг к другу. Основной задачей в таком коллективе является расширение сферы сотрудничества.

Исследователи выделяют группы педагогов с определенным типом доминирования мотивов педагогической деятельности:

• мотивы долженствования. Этот вид мотивации приводит к предъявлению к учащимся большого количества требований не только по усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера;

• мотивы интереса к преподаваемой дисциплине. Предъявляются требования к усвоению учебного материала;

• мотивы удовлетворения потребности в общении с детьми. Предъявляются требования к личности учащихся;

• без ведущего мотива. Это не означает, что мотивы труда отсутствуют. В профессиональной психологической диагностике педагогов используются множество традиционных и новых тестов и опросников. Для диагностики мотивации труда целесообразно применить одновременно несколько опросников для обеспечения надежности полученных результатов. Существует группа педагогов, у которых с помощью диагностических средств невозможно выделить доминирующий мотив труда. Известно, что такие педагоги имеют самую высокую квалификацию и авторитет, они чутко реагируют на изменения в образовательной среде, в состоянии адаптироваться и подстраиваться к самым различным условиям образовательного процесса. Разносторонняя мотивация педагога характеризуется малым числом и гармоничностью требований к усвоению учебного материала и к поведению учеников [4].

Многими исследованиями было показано, что удовлетворение от работы выше там, где отношения между членами трудового коллектива характеризуются сплоченностью. Сплоченность можно определить как степень заинтересованности в коллективе, степень, в которой группа притягивает своих членов. Известно, что сплоченность и психологический климат в коллективе связаны с успешной самореализацией профессионала. Но эта связь, как показывают исследования Е.В. Федосенко и Л.А. Ясюковой, зависит от того, насколько творческой является самореализация педагога в профессии [3, 5]. Фактор творческой самореализации положительно коррелирует с фактором "относительная свобода деятельности" (г = 0,273; р < 0,05) и отрицательно с такими факторами, как "хорошие отношения с администрацией" (г = —0,263; р < 0,05) и "дружный коллектив" (г = —0,263; р < 0,05). Подобные результаты свидетельствуют о свободе, независимости и авто-

номности педагога, стремящегося к творческой самореализации. Область взаимоотношений с администрацией и коллегами важна для него, но не первостепенна, так как значительно важнее возможность самостоятельно организовывать свое профессиональное пространство, передавать знания ученикам.

Для тех педагогов, которые видят привлекательность своей профессии прежде всего в благоприятных взаимоотношениях с администрацией и коллегами, характерна противоположная тенденция. Такие факторы удовлетворенности профессией, как "возможность заниматься любимым делом" (г = —0,284; р < 0,05) и "психологическая потребность в деятельности" (г = —0,252; р < 0,05) менее значимы для этой категории педагогов, о чем свидетельствуют отрицательные корреляционные зависимости.

В образовательных учреждениях г. Москвы нами проводились опросы педагогов, направленные на выявление ведущих мотивов деятельности. Была проведена психодиагностика, направленная на то, чтобы выявить доминирующие мотивы профессиональной деятельности и социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Выявлено доминирование мотивов собственного труда, что для данного коллектива можно объяснить желанием совершенствоваться и развиваться в рамках своей профессии. Все это можно было наблюдать непосредственно на занятиях, где педагоги активно использовали новые педагогические технологии.

Для выявления стабильных во времени мотивов мы изучали направленность личности педагогов. Профессиональная направленность личности работника включает в себя следующие виды отношений человека: отношение человека к самому себе; отношение человека к окружающим его людям; отношение человека к выполняемой работе. У каждого человека в его мотивационной структуре представлены все три вида отношений, однако доля каждого из них неодинакова. Чаще всего доминирует какой-либо один вид отношений, что и определяет характер направленности личности данного человека. Нами обнаружено преобладание направленности "на себя", что мы интерпретируем как желание самосовершенствоваться в профессии.

В том случае, когда у человека преобладает "направленность на взаимодействие", можно предположить, что такой человек конформен, зависим от группы. Для него главным являются хорошие отношения с окружающими, выражена потребность в общении с другими людьми. При этом работа и ее результаты отходят на второй план, что делает таких работников малопродуктивными.

Учитывая повышенную конфликтность образовательной среды, педагоги, ориентированные на хорошие отношения с окружающими, имеют повышенный риск утраты профессионального здоровья.

Сопоставляя исследования ученых с собственными измерениями и наблюдениями, можно сделать следующие выводы. У творчески настроенных педагогов либо не выделяются доминирующие мотивы в профессиональной деятельности, либо выделяется потребность в самореализации и саморазвитии. На втором месте в иерархии мотивации труда оказывается ценность общения, т.е. педагоги считают существенным наличие благоприятного психологического климата в образовательном учреждении. Такие педагоги способны не только творчески трудиться и вводить новации в преподавательскую деятельность, но и сохранять свое профессиональное здоровье. У педагогов, мало настроенных на задачи самореализации в профессии, на первое место выдвигаются ценности межличностного общения, возможность бесконфликтного общения и работы в спокойных и комфортных условиях. Эти педагоги более подвержены риску утраты профессионального здоровья в силу непринятия быстро изменяющихся условий и запросов социальной среды.

В современных условиях реформирования системы образования становится очевидной роль личностных факторов педагогов в учебно-воспитательном процессе. Значимыми являются интересы, стремления, желания педагогов, их ожидания друг от друга, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность и психологическая совместимость коллектива. Руководителю и психологу в образовательном учреждении необходимо понимать природу и особенности межличностных взаимоотношений и трудовой мотивации сотрудников, для этого следует выявлять различия в этих характеристиках. На первый план выдвигаются не просто социально-психологические характеристики сотрудников, а удовлетворенность профессиональной деятельностью, возможность творческой самореализации в коллективе, что существенно зависит от структуры ценностных ориентаций и типа межличностных отношений в педагогическом коллективе.

Список литературы

1. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональ-ное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2010. 386 с.

2. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 2009. 50 с.

3. Ясюкова Л.А. Методика изучения творческого потенциала педагогического коллектива // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества / Под ред. В.Е. Семенова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 243—261.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с. (Серия "Мастера психологии").

5. Психология самореализации профессионала / Под науч. ред. Е.В. Федосенко. СПб.: Речь, 2012. 157 с. (Международные научно-практические семинары Института педагогического образования РАО).

PROFESSIONAL HEALTH

AND LABOR MOTIVATION OF TEACHERS

G.V. Novikova

This article describes the relationship between the preservation of professional health educators and dominant labor motivation. Concluded that teachers, who do not have a dominant motive of labor, which flexibly adapt to the changing conditions of the educational environment, and those teachers, who have dominates the motive of self-improvement in the profession, much easier to maintain professional health than teachers who have other types of motivation.

Key words: professional health, labor motivation, the dominant motive, types of labor motivation.

Сведения об авторе

Новикова Галина Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел.: (495) 939-42-80; e-mail: novikg@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.