ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK
Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №. 2 С. 155-166. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2): 155-166.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Научная статья УДК: 159.99
DOI 10.21510/18173292_2022_96_2_155_166
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ
Татьяна Сергеевна Чуйкова1, Лина Раулевна Шангареева2
башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия,
[email protected] ORCID 0000-0001-6325-2414 2 [email protected] ORCID 0000-0002-4537-698Х
Аннотация. В статье рассматривается психологический феномен профессионального выгорания, основные тенденции в его изучении в отечественной и мировой науке с начала 1970-х годов, когда этот термин был предложен, и по настоящее время. Представлены основные подходы, обозначившие себя за этот период. Прослежены тенденции, связанные с расширением исследовательского поля: от «помогающих» профессий к сферам трудовой деятельности, где человек может испытывать стресс и напряжение. Рассмотрены условия и факторы формирования выгорания: психологические и организационные. В качестве психологических факторов отмечены особенности темперамента и личности, такие как нейротизм, тревожность, агрессивность, конфликтность, тип личности А, которые выступают значимыми предикторами выгорания. Особое внимание уделено концепту «высокочувствительная личность» в детерминации процесса выгорания, а также детерминантам, связанным со смысловым отношением к работе. Организационные факторы рассмотрены с привлечением теории рабочих требований и ресурсов, а также с опорой на результаты эмпирических исследований, полученных в разных странах и верифицированных на отечественных выборках. В качестве последствий выгорания отмечены нарушения со стороны ухудшения здоровья человека, физического и психологического, снижение эффективности деятельности, изменения личности негативного характера. В свою очередь, указанные последствия ведут к неблагополучию в профессиональной сфере, а также могут негативно отразиться на системе отношений человека, в том числе семейных. В заключение авторы анализируют вклад текущих изменений трудовой занятости в распространение синдрома выгорания, в том числе в академической среде в деятельности преподавателей вузов, а также описывают направления профилактики и терапии выгорания. Специально отмечены перспективы оптимизации организационной среды в целях профилактики выгорания через создание условий для вовлеченности сотрудников в работу.
Ключевые слова: трудовая занятость, профессиональный стресс, выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений, теория рабочих требований и ресурсов, преподаватели вузов
© Чуйкова Т.С., Шангареева Л.Р., 2022
Для цитирования: Чуйкова Т.С., Шангареева Л.Р. Профессиональное выгорание в меняющихся условиях трудовой занятости // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2 (96). С. 155-166.
PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK
Original article.
PROFESSIONAL BURNOUT IN A CHANGING WORKING ENVIRONMENT
Tatiana S. Chuykova1, Lina R. Shangareeva2
1 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, [email protected]
Abstract. The article deals with the psychological phenomenon of professional burnout, the main trends in its study in Russian and world science since the beginning of 1970s, when the term was suggested, and up to the present time. The main approaches that have been outlined during this period are presented. The tendencies connected with the expansion of the research field are traced: from «helping» professions to the spheres of labor activity, where a person can experience stress and tension. Conditions and factors of burnout formation are considered: psychological and organizational. As psychological factors the features of temperament and personality, such as neuroticism, anxiety, aggressiveness, conflictedness, personality type A, which are the significant predictors of burnout are marked. Particular attention is paid to the concept of «highly sensitive personality» in determining a burnout process, as well as to the determinants connected with a meaningful attitude to work. Organizational factors are considered using the theory of work demands and resources as well as the results of empirical studies obtained in different countries and verified on domestic samples. As the consequences of a burnout, a person's health deterioration, both physical and psychological, decrease of the activity efficiency, personality changes of a negative character are noted. In their turn, the mentioned consequences lead to professional disadvantage, and can also negatively influence a person's system of relations, including family relations. In conclusion, the authors analyze the contribution of current changes in employment to burnout syndrome spreading, including academic environment in the activity of university teachers, as well as describe the directions of burnout prevention and therapy. Special attention is paid to the prospects of organizational environment optimization for burnout prevention through the creation of conditions for employees' involvement in their work.
Keywords: employment, professional stress, burnout, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of professional achievements, theory of work requirements and resources, university professors
For citing: Chuykova T.S., Shangareeva L.R. Professional burnout in a changing working environment. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 96(2) : 155-166. (In Russian)
Исследования в предметной области профессионального (эмоционального, психологического) выгорания проводятся на протяжении более четырех десятилетий, но не только не теряют своей актуальности, а, по мнению ряда авторов, именно в последние годы становятся еще более востребованными [1, 2]. Взрыв интереса к данной теме обусловлен динамично меняющимися условиями трудовой занятости, сопряженными с быстро
развивающимися технологиями, интенсификацией труда, обострением проблемы ненадежности рабочих мест, цифровизацией трудовых функций, переходом к менеджериальному формату управления и др. Эти изменения обусловливают повышение требований к работе и необходимость адаптироваться к новым условиям, а также, в случае возникновения затруднений в подобной адаптации, приводят к появлению проблемных состояний у работников. Описанные тренды усилились с началом 2020 года в связи с пандемией [1, 3, 4] и актуализировали изучение негативных рабочих состояний, как их следствий, в том числе выгорание. Так, в статье, озаглавленной «Как пандемия усугубила выгорание» [4], автор отмечает, что взял интервью у пионеров в области исследования выгорания Михаэля Лейтера и Кристину Маслач, и они оба подтвердили, что пандемия усилила рабочие условия, которые приводят к выгоранию.
Следует отметить, что тема выгорания впервые обозначилась в психиатрической практике в начале 1970-х годов, будучи заявленной американским психиатром Гербертом Френденбергом [5] в отношении так называемых «помогающих» профессий, прежде всего связанных с оказанием людям медицинской помощи, в последующем распространилась на другие профессии, направленные на разного вида обслуживание людей: не только на лечение и терапию, но и обучение, социальную помощь и др. Таким образом, стало общепринятым, что синдром эмоционального выгорания возникает в любой деятельности, связанной с интенсивным общением и контактами с людьми (что в полной мере согласуется с известным высказыванием И.П. Павлова: «самые сильные раздражители — это люди»). Внимание к этому синдрому обусловлено тем, что его последующее развитие может приводить к изменениям личности специалиста, препятствующим успешному осуществлению им профессиональной деятельности.
К настоящему времени все больше исследований, предметом которых выступает выгорание, проводится не только среди врачей и медицинского персонала, учителей и преподавателей, социальных работников, но и в профессиональных средах, напрямую не связанных с обслуживанием людей, например, среди специалистов ^-компаний [1], инженерно-технических работников промышленных предприятий [2]. Таким образом, изучение феномена выгорания уже не ограничивается рамками группы профессий «человек-человек», сходные симптомы обнаруживаются в настоящее время у представителей других типов профессий. В специальной литературе мы обнаруживаем и такое замечание в отношении рассматриваемого феномена: «... психологическое явление, которое негативно сказывается и на здоровье, и на эффективности абсолютно любой деятельности» [6, ^ 85]. Заметим при этом, что исследования подобной направленности и в настоящее время по большей части сосредоточены на представителях профессий, работающих с людьми, и значительная их доля посвящена синдрому выгорания среди педагогов. И это не случайно: так, отмечается, что в связи с крайне высокой интенсивностью общения в педагогической деятельности именно педагоги
наиболее подвержены риску выгорания [7]. Согласно исследованию специалистов Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, педагоги наряду с медицинскими работниками и работниками уголовно-исправительной сферы входят в группу риска по развитию синдрома выгорания. Более того, специалисты указывают, что у 60 % педагогов со стажем больше 20 лет этот синдром является полностью сформированным [8].
Почему произошли экстраполяции рассматриваемого феномена на «не социальные» виды деятельности, мы обсудим позже, после того как дадим понятийное обозначение феномену и обозначим те векторы в его исследовании, которые были заданы с начала его изучения и не потеряли своей актуальности в наши дни. Это следующие векторы: факторы или предпосылки развития синдрома выгорания; следствия для человека и для организации, в которой он работает; меры профилактики и терапии.
Относительно проблемного поля в изучении феномена выгорания следует отметить, что оно не является статичным, по мере расширения и углубления исследований менялись подходы в понимании феномена, что отражалось в соответствующих дефинициях. Приведем несколько определений феномена, придерживаясь хронологии их появления. При первом упоминании термина «выгорание» Г. Фрейденберг (1974 г.) усматривал в нем состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, зафиксированные им у работников психиатрических учреждений (9, с. 66). Российский автор В.Е. Орел (2001 г.) со ссылкой на зарубежных авторов (К. Маслач, С. Джексон и М. Лейтер) дает следующее определение: «... состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.. , включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений» [10, с. 90]. В определении Демероути с коллегами (2010 г.) выгорание рассматривается как «...ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, выраженная в ощущении эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов» (цит. по [2, а 212]).
В исследовании К. Маслач и М. Лейтер (2016) выгорание представлено как стадийный процесс, в основе которого лежит эмоциональное истощение, которое по мере ухудшения физического состояния приводит к явлениям деперсонализации, проявляющимися негативным, недостаточно серьезным отношением к пациентам, независимо от их индивидуальных особенностей. Далее следует снижение личных достижений, сопровождаемое чувством неадекватности и неуспеха. Как следствие, у человека возникают проблемы на работе, снижается удовлетворенность работой, а также ее продуктивность, возникают и учащаются ссоры с коллегами и руководителями, появляется желание уйти с работы [11]. Как видим, эмоциональное истощение, если его вовремя не приостановить, может полностью обрушить профессиональную карьеру человека, а в ряде случаев, если человек центрирован на работе, привести к жизненному краху.
Современные авторы [3] определяют выгорание как «физическое, эмоциональное и душевное состояние при котором потеря идеализма и чувство бесцельности переживаются вкупе с чувством неуспеха, безнадежности и отчаяния в стрессовых условиях работы» [3, c. 67]. В исследовании китайских авторов мы обнаруживаем следующее краткое определение выгорания: «психологический ответ на негативный рабочий стресс» [12, с. 2]. При этом авторами не конкретизируется, какие обстоятельства могут обусловливать этот стресс.
В качестве ведущих клинических проявлений синдрома выгорания специалисты называют астенические нарушения [13]. У педагогов такие нарушения сопровождаются эмоциональной сухостью, личностной отстраненностью, агрессивностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся [14]. Автор подчеркивает, что такая профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом и отрицательно влияет на личностное развитие учащихся, что обусловливает особую актуальность своевременного выявления признаков эмоционального выгорания у этой категории работников. В список стержневых симптомов выгорания многие авторы включают эмоциональное и физическое истощение, негативные эмоции в виде тревоги и сниженного настроения, изменение рисунка поведения с уверенного на неуверенное, потерю цели и ощущения значимости выполняемой работы, отчужденность (обезличенное отношение к ученикам, родителям, коллегам) как защитный механизм, связанный с дозированным расходованием эмоциональных и физических сил [15, 7].
При рассмотрении факторов в развитии синдрома выгорания авторы делят их на внутренние (психологические, индивидуальные) и внешние (организационные) [16]. В качестве психологических факторов выступают особенности темперамента и личности: так нейротизм и тревожность называют основными предикторами выгорания [1]. В результате эмпирических исследований связи личностных характеристик с выгоранием, проведенных зарубежными авторами, были выявлены следующие закономерности: люди, характеризующиеся высоким уровнем общей выносливости, а также внутренним локусом контроля менее подвержены выгоранию; люди, относящиеся к типу А (предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, имеют сильную потребность держать все под контролем) более других подвержены эмоциональному истощению и, следовательно, выгоранию. Также были получены положительные связи выгорания с агрессивностью и отрицательные - с чувством групповой сплоченности (см. обзор [10]).
В зарубежных исследованиях для описания личностной предрасположенности к выгоранию используется концепт «высокочувствительная личность» (highly sensitive person) [11], который описывает тип человека, характеризующегося более низкими порогами чувствительности в восприятии стимулов окружающей среды, в том числе рабочей, соответственно, у такого человека возникает дистресс на стимулы относительно невысокой интенсивности. Таких людей также часто описывают как застенчивых, неуверенных в себе, тревожных, интровертированных. По
результатам исследований, такие люди наиболее уязвимы в отношении развития выгорания. Так как в основе описанных характеристик лежит темперамент, а также врожденные особенности анализаторов, они мало поддаются изменению, но могут и должны быть учтены при организации рабочей среды. В свою очередь, наличие у человека таких личностных характеристик как оптимизм, самоэффективность (уверенность в своей способности эффективно действовать и выполнять задачи) и жизнестойкость (многофакторная характеристика, центральным аспектом которой является уверенность человека в своей способности влиять на последствия происходящих вокруг него событий и извлекать уроки из негативного опыта) существенно снижает вероятность развития выгорания [17].
Оригинальный взгляд на проблему психологических предпосылок выгорания представлен авторами А. Пайнсом и Е. Аронсоном, которые называют в качестве основной причины выгорания «неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере». Авторы усматривают такое явление у лиц с чрезмерно выраженной мотивацией к профессиональной деятельности, отождествляющих себя со своей работой, считающих ее высоко значимой и общественно полезной. В случае неудачи в профессии у таких людей теряется смысл жизни и возникает «экзистенциальный вакуум» [18].
При определении организационных факторов развития выгорания зарубежные авторы, как правило, привлекают теорию рабочих требований и ресурсов [19]. При этом под рабочими требованиями понимаются рабочие условия (физические, социальные или организационные), которые требуют от работника приложения физических или умственных усилий, предполагающих определенную физиологическую цену, при определенных условиях сопряженную с напряжением, истощением и выраженным утомлением. В свою очередь, рабочие ресурсы относятся к таким аспектам деятельности (психологическим, социальным или организационным), которые помогают работнику достигать рабочих целей, смягчают психологические последствия возрастающих требований к выполнению работы, способствуют индивидуальному прогрессу и достижению рабочих целей даже в условиях рабочих перегрузок. Как показывают исследования, увеличение рабочих требований постепенно ведет к истощению, психологическому дистрессу и, как результат, к выгоранию. При отсутствии соответствующих ресурсов работники лишаются возможности полноценно выполнять свои рабочие функции, что ведет к фрустрации, дистрессу и выгоранию [12, с. 2]. Эти выводы нашли подтверждение в эмпирических исследованиях, проводимых в разных странах, в которых зафиксированы статистически значимые положительные связи выгорания, связанные с ростом рабочих требований, и отрицательные, связанные с увеличением рабочих ресурсов [12, 20]. При этом выявилась интересная закономерность, проявившая себя в ряде исследований: значимость связи синдрома выгорания с рабочими требованиями (положительной направленности) оказалась сильнее аналогичной связи (но отрицательной направленности) синдрома выгорания с наличием ресурсов [12, 21] и др. Как нам представляется, эти результаты дают ценную подсказку для современного менеджмента, а именно: для
предупреждения развития выгорания нужно прежде всего снижать рабочие (производственные) требования, особенно недостаточно обоснованные, и только во вторую очередь наращивать рабочие ресурсы. Иначе при чрезмерно высоких рабочих нагрузках никакие ресурсы не смогут полностью компенсировать их негативное, а порой разрушительное воздействие на человека.
Эмпирические исследования, проведенные в разных странах, показывают, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Самостоятельность и независимость сотрудника, а также возможность принимать важные решения снижают вероятность его развития. Социальная поддержка, как со стороны коллег, так и руководителей, а также других лиц (семьи, друзей) играет значимую роль в снижении вероятности формирования эмоционального выгорания. Недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют развитию выгорания [10].
В качестве последствий выгорания для человека и организации (иногда бывает сложно отграничить одно от другого) в литературе отмечены: снижение эффективности деятельности сотрудника [2, 17]; увеличение числа прогулов и текучести кадров [12, 17]; изменения личности негативного характера (снижение самооценки и повышение конфликтогенности). Вполне можно согласиться с автором, поясняющим эти следствия в среде преподавателей вуза: «Преподаватель чувствует свое бессилие перед студентами и всей системой порой невыполнимых требований, однако не чувствует своей значимости, компетентности, не ощущает уважения к себе не только со стороны студентов, но и со стороны администрации, что приводит к снижению самооценки и повышению конфликтогенности» [22, с. 276]. Также многими авторами отмечаются нарушения здоровья, имеющие разные проявления: физическое и эмоциональное истощение (указываются в определении синдрома многими авторами), нарушения сна, состояние тревоги, злоупотребление алкоголем и др. Снижается удовлетворенность трудом, что отражает неблагополучие в профессиональной сфере; возникают проблемы в семейно-брачных отношениях вследствие переноса рабочих проблем в сферу личных отношений.
Столь обширный список негативных следствий синдрома выгорания вызвал, в свою очередь, встречное движение по разработке различных рекомендаций, специальных мер и разработок по профилактике и терапии выгорания. Но прежде чем переходить к профилактике и терапии выгорания, обозначим те изменения трудовой занятости, которые явно обозначились в последние три десятилетия и еще более усугубились в связи с пандемией, обострив проблему выгорания и ее последствий, в том числе среди преподавателей вузов.
Мы уже отмечали, что отчетливые признаки выгорания, особенно в аспекте эмоционального истощения, наблюдаются в последнее время в том числе среди специалистов, не связанных с социальной сферой. В этом смысле преподаватели вузов также представляют относительно новую группу, так как еще десятилетие назад выгорание отмечалось преимущественно у школьных педагогов, оставляя преподавателей вузов за рамками этой проблемы. Изменения условий деятельности в академической среде, отмеченные
увеличением интенсивности труда, отсутствием устойчивых гарантий сохранения рабочего места, изменением формата управления, заместившим академическую культуру корпоративной иерархией, обусловливают негативные психологические состояния, прежде всего выгорание. В исследованиях зафиксирована связь между возрастанием рабочей нагрузки (интенсификацией труда), которую мы отчетливо наблюдаем у современных преподавателей, и эмоциональным выгоранием [23], аналогичная связь выгорания с переживанием негарантированности работы [24], что также является распространенным явлением в преподавательской среде [25]. Отмечаются негативные явления во взаимоотношениях в коллективах преподавателей, такие как разобщенность, отсутствие доверия друг к другу, конкурентные отношения, явления моббинга и боссинга [26], что также приводит к выгоранию.
Профилактика и терапия синдрома выгорания могут осуществляться через оптимизацию организационной среды и психологическое сопровождение сотрудников организации с признаками (латентными или явными) выгорания. В отношении определения векторов оптимизации организационной среды нам представляется чрезвычайно продуктивным подход, сформировавшийся в рамках позитивной психологии, в соответствии с которым выгорание рассматривается как антипод вовлеченности в работу [23]. Следуя этому подходу, для того чтобы противостоять развитию синдрома выгорания у сотрудников, необходимо создавать условия для формирования у них вовлеченности в работу, такие как: достаточные материальные ресурсы, возможности для развития профессиональных навыков, условия ролевой ясности, социальная поддержка, положительная обратная связь, учет мнения сотрудников и ряд других [27].
Что касается психологического сопровождения педагогических работников, разными авторами предлагаются тренинговые технологии различной направленности: конструктивного изменения поведения [28], повышения устойчивости к профессиональному стрессу [29]. Также есть указания на положительный эффект в использовании терапии mindfulness, широко представленной в психологической практике, особенно зарубежной, при различных эмоциональных нарушениях, включая синдром выгорания [12].
Выводы. Исследования в предметной области профессионального выгорания проводятся более сорока лет. Если вначале эти исследования были сосредоточены на группе «помогающих» профессий, связанных с обслуживанием человека в психиатрической, медицинской, педагогической, юридической сферах, то к настоящему времени проводятся во всех сферах труда, где человек испытывает рабочий стресс и напряжение.
Расширению базы исследования способствовали существенные изменения трудовой занятости, наблюдаемые в большинстве стран мира: интенсификация труда, неустойчивость занятости, цифровизация трудовых функций, изменения форматов менеджмента.
К настоящему времени на обширном эмпирическом материале определились факторы и условия, способствующие развитию выгорания у работников, представленные на психологическом и организационном уровнях.
С учетом психологических факторов развития выгорания разработаны и внедряются в практику тренинговые программы различной направленности, а также психотерапевтические технологии, подтвердившие свою эффективность.
На основе учета вклада организационных факторов в развитие выгорания формируются и внедряются рекомендации, направленные в основном на установление баланса между рабочими требованиями и ресурсами.
В настоящее время педагоги, в том числе преподаватели вузов, представляют группу, наиболее подверженную риску выгорания в связи с крайне высокой интенсивностью общения в педагогической деятельности, что требует внимания со стороны исследователей, практиков, и руководителей.
Ослабление проблемы, связанной с широким распространением выгорания, нами усматривается, прежде всего, в изменении неблагоприятных условий трудовой занятости, которые сформировались к настоящему времени и отчетливо представлены в различных профессиональных средах, в том числе в академической среде в деятельности преподавателей высшей школы.
Список источников
1. Golonka K., Gulla B. Individual differences and susceptibility to burnout syndrome: sensory processing sensitivity and its relation to exhaustion and disengagement // Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol.12. - URL : www.frontiersin.org. (дата обращения: 09.03.2022).
2. СмирноваА.Ю. Ольденбургский опросник профессионального выгорания: диагностика изменения психического состояния субъекта труда по континууму: увлеченность работой — профессиональное выгорание // Известия Саратовского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 17, Вып. 2. - С. 211-218.
3. Bahadirli S., Sagaltici E. Burnout, job satisfaction, and psychological symptoms among emergency physicians during COVID-19 outbreak: a cross-sectional study // Psychiatry and Clinical Psychopharmacology. - 2021. - 31(1). - P. 67-76.
4. Lievens D. How the pandemic exacerbated burnout. Harvard Business Review. The Big Idea Series // The Burnout Crisis. - Boston, MA: Harvard Business Publishing, 2021.
5. FreidenbergerH.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. - 1974. - V. 30 - P. 159-166.
6. Назарова О.М., Лазарева Л.В. Влияние профессионального стажа на эмоциональное выгорание преподавателей педагогического вуза // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2020. - № 4. - С. 84-88.
7. Шац И.К. Психологические аспекты профессионального выгорания педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2013. - № 3. - С. 49-57.
8. ПроничеваМ.М., БулыгинаВ.Г., МосковскаяМ.С. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы // Социальная и клиническая психиатрия. - 2018. - Том 28, № 4. - С. 100-105.
9. Федюковская, М.Г. Подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания в профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2019. - № 4(68). - С. 60-68.
10. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. - С. 90-101.
11. Aron E.N., Aron A., Jagiellowicz J. Sensory processing sensitivity: a review in the light of evolution of biological responsibility // Personality and Social Psychology Review. - 2012. -V. 16. - P. 262-282.
12. Tu B., Huang C., Sitar S., Yang M. Mindfulness practice and burnout: evidence from chinese social workers // Frontiers in Psychology. - 2022. - V. 13. - URL : www.frontiersin.org.
(дата обращения 09.03.2022).
13. Чутко Л.С., Рожкова А.В., Сурушкина С.Ю., Анисимова Т.И., ДидурМ.Д. Клинические проявления синдрома эмоционального выгорания // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 2019. - Т. 119, № 1. - С. 14-16.
14. Бойко, В.В. Психоэнергетика: краткий справочник. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 416 с.
15. Roberts G.A. Prevention of burn-out // Advances in Psychiatric Treatment. - 1997. -V. 3. - P. 282-289.
16. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 473 с.
17. Колачев Н.И., Осин Е.Н., Шауфели В., Дезарт Ш. Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области // Организационная психология. -2019. - Т. 9, № 2. - С. 129-147.
18. Pines A, Aronson E. Career burnout: causes and cures. A. Pines. - New York : Free Press, 1988.
19. Bakker A.B., Demerouti E. The job demands-resources model: state of the art // Journal of Managerial Psychology. - 2007. - V. 22. - P. 309-328.
20. Schaufeli W.B., Bakker A.B., van Rhenen W. How changes in job demands and resources predict burnout, work engagement, and sickness absenteeism // Journal of Organizational Behavior.
- 2009. - V.30. - P.893-917.
21. DemeroutiE., Bakker A.B., NachreinerF., Schaufeli, W.B. The job demands-resources model of burnout // Journal of Applied Psychology. - 2001. - V. 86. - P. 499-512.
22. Замараева Е.И. Причины конфликтогенности и условия ее снижения в сфере высшего образования // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 3. - С. 274-280.
23. Maslach C., Leiter M.P. Early predictors of job burnout and engagement // Journal of Applied Psychology. - 2008. - V. 93. - P. 498 - 512.
24. Aybas M., Elmas S., Dundar G. Job insecurity and burnout: the moderating role of employability // European Journal of Business and Management. - 2015. - № 7. - P. 195-203.
25. Чуйкова Т.С. Неустойчивая занятость в академической среде: психологические следствия и векторы реагирования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2.
- С. 74-85.
26. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Ермолаева С.Г. Доверять ли коллегам? К вопросу о внутриобщностном доверии преподавателей высшей школы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3. - С. 11-21.
27. Schaufeli W.B., Bakker A.B. Defining and measuring work engagement: bringing clarity to the concept // Work engagement: a handbook of essential theory and research / A.B. Bakker, M.P. Leiter (eds). - New York: Psychology Press, 2010. - P. 10-24.
28. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. -Москва: Академия, 2004. - 320 с.
29. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. - Москва: АСТ; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. - 422 с.
References
1. Golonka K., Gulla B. Individual differences and susceptibility to burnout syndrome: sensory processing sensitivity and its relation to exhaustion and disengagement. Frontiers in Psychology. 2021; (12). - Available at: www.frontiersin.org. (accessed 9 March 2022). (In English)
2. SmirnovaA.Yu. Ol'denburgskiy oprosnik professional'nogo vygoraniya: diagnostika izmeneniya psikhicheskogo sostoyaniya sub"yekta truda po kontinuumu: uvlechennost' rabotoy -professional'noye vygoraniye [Oldenburg questionnaire of professional burnout: diagnostics of
changes in the mental state of the subject of labor on the continuum: passion for work -professional burnout]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser.: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogik = Saratov University Publishing House, Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2017; 17(2): 211-218. (In Russian)
3. Bahadirl S., Sagaltici E. Burnout, job satisfaction, and psychological symptoms among emergency physicians during COVID-19 outbreak: a cross-sectional study. Psychiatry and Clinical Psychopharmacology. 2021; 31(1): 67-76. (In English)
4. Lievens D. How the pandemic exacerbated burnout. Harvard Business Review. The Big Idea Series. In: The Burnout Crisis. Boston, MA: Harvard Business Publishing, 2021. (In English)
5. Freidenberger H.J. Staff burn-out. Journal of Social Issues. 1974; (30): 159-166. (In English)
6. Nazarova O.M., LazarevaL.V. Vliyaniye professional'nogo stazha na emotsional'noye vygoraniye prepodavateley pedagogicheskogo vuza [The influence of professional experience on the emotional burnout of teachers of a pedagogical university]. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya = Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2020; (4): 84-88. (In Russian)
7. Shats I.K. Psikhologicheskiye aspekty professional'nogo vygoraniya pedagogov [Psychological aspects of professional burnout of teachers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina = Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2013; ( 3): 49-57. (In Russian)
8. PronichevaM.M., Bulygina V.G., Moskovskaya, M.S. Sovremennyye issledovaniya sindroma emotsional'nogo vygoraniya u spetsialistov professiy sotsial'noy sfery [Modern studies of emotional burnout syndrome in specialists of social sphere professions]. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya = Social and clinical psychiatry. 2018; 28( 4): 100-105. (In Russian)
9. FedyukovskayaM.G. Podkhody k issledovaniyu sindroma emotsional'nogo vygoraniya v professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti prepodavateley vuza [Approaches to the study of emotional burnout syndrome in the professional and pedagogical activity of university teachers]. Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики = Scientific notes of the St. Petersburg University of Management Technologies and Economics. 2019; 68 (4): 60-68. (In Russian)
10. Orel V.E. Fenomen «vygoraniya» v zarubezhnoy psikhologii: empiricheskiye issledovaniya i perspektivy [The phenomenon of «burnout» in foreign psychology: empirical research and prospects]. Psihologicheskij zhurnal = Psychological Journal. 2001; 22(1): 90-101. (In Russian)
11. Aron E.N., Aron A., Jagiellowicz J. Sensory processing sensitivity: a review in the light of evolution of biological responsibility. Personality and Social Psychology Review. 2012; (16): 262-282. (In English)
12. Tu B., Huang C., Sitar S., Yan, M. Mindfulness practice and burnout: evidence from chinese social workers. Frontiers in Psychology. 2022; (13). - Available at: www.frontiersin.org. (accessed 9 March 2022). (In English)
13. Chutko L.S., Rozhkova A.V., Surushkina S.Yu., Anisimova T.I., Didur M.D. Klinicheskiye proyavleniya sindroma emotsional'nogo vygoraniya [Clinical manifestations of emotional burnout syndrome]. ZHurnal nevrologii i psihiatrii im. S.S.Korsakova = Journal of Neurology and Psychiatry named after S.S.Korsakov. 2019; 119(1): 14-16. (In Russian)
14. Boyko V.V. Psikhoenergetika: kratkiy spravochnik [Psychoenergetics: a short reference book]. St. Petersburg: Peter, 2016. 416 p. (In Russian)
15. Robert, G.A. Prevention of burn-out. Advances in Psychiatric Treatment. 1997; ( 3): 282-289. (In English)
16. Boyko V.V. Energiya emotsiy [Energy of emotions]. 2nd ed., revised and amended. St. Petersburg : Peter, 2004. 473 p. (In Russian)
17. Kalachev N.I., Osin E.N., Shaufeli V., Desart Sh. Lichnostnyye resursy i vygoraniye u sotrudnikov bibliotek Moskovskoy oblasti [Personal resources and burnout among library staff of the Moscow region]. Organizacionnaya psihologiya = Organizational Psychology. 2019; 9(2): 129147. (In Russian)
18. Pines A, Aronson E. Career burnout: causes and cures. New York: Free Press, 1988. (In English)
19. Bakker A.B., Demerouti E. The job demands-resources model: state of the art. Journal of Managerial Psychology. 2007; (22): 309-328. (In English)
20. Schaufeli W.B., Bakker A.B., van Rhenen W. How changes in job demands and resources predict burnout, work engagement, and sickness absenteeism. Journal of Organizational Behavior. 2009; (30): 893-917. (In English)
21. DemeroutiE., Bakker A.B., Nachreiner F., Schaufeli W.B. The job demands - resources model of burnout. Journal of Applied Psychology. 2001; (86): 499-512. (In English)
22. Zamaraeva E.I. Prichiny konfliktogennosti i usloviya yeye snizheniya v sfere vysshego obrazovaniya [Causes of conflictogenicity and conditions for its reduction in higher education]. = Kazanskij pedagogicheskij zhurnal Kazan Pedagogical Journal. 2021; (3): 274-280. (In Russian)
23. Maslach C., Leiter M.P. Early predictors of job burnout and engagement. Journal of Applied Psychology. 2008; (93): 498-512. (In English)
24. Aybas M., Elmas S., Dundar, G. Job insecurity and burnout: the moderating role of employability. European Journal of Business and Management. 2015; (7): 195-203. (In English)
25. Chuikova T.S. Neustoychivaya zanyatost' v akademicheskoy srede: psikhologicheskiye sledstviya i vektory reagirovaniya [Unstable employment in the academic environment: psychological consequences and response vectors]. Педагогический журнал Башкортостана = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (2): 74-85. (In Russian)
26. Ambarova P.A., Shabrova N.V., Ermolaeva S.G. Doveryat' li kollegam? K voprosu o vnutriobshchnostnom doverii prepodavateley vysshey shkoly [Do you trust your colleagues? On the issue of intra-community trust of higher school teachers]. Педагогический журнал Башкортостана = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2020; (3): 11-21. (In Russian)
27. Schaufeli W.B., Bakker, A.B. Defining and measuring work engagement: bringing clarity to the concept. In: Work engagement: a handbook of essential theory and research / A.B. Bakker, M.P. Leiter (eds). New York: Psychology Press, 2010. Pp. 10-24. (In English)
28. MitinaL.M. Psikhologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of labor and professional development of a teacher]. Moscow: Academy, 2004. 320 p. (In Russian)
29. Baranov A.A. Stress-tolerantnost' pedagoga: teoriya i praktika [Stress tolerance of a teacher: theory and practice]. Moscow: AST"; Izhevsk: Publishing House "Udmurt University", 2002. 422 p. (In Russian)
Заявленный вклад авторов статьи:
Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи
The declared contribution of the authors of the article:
The authors contributed equally to the preparation of the article
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 02.04.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted 02.04.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 20.06.2022.