УДК 159.9 : 331.101.3 Гостева Лилит Завеновна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры медико-социальной работы Амурского государственного университета [email protected]
Gosteva Lilit Zavenovna
PhD in Medical Sciences, Assistant Professor of the Medical and Social Work Department, Amur State University [email protected]
Бадалян Юлия Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕРСОНАЛА, ЗАНЯТОГО В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Badalyan Yulia Valeryevna
PhD in Psychology, Assistant Professor of the Psychology and Pedagogy Department, Amur State University [email protected]
JOB BURNOUT OF PERSONNEL OCCUPIED IN THE FIELD OF SOCIAL WORK
Аннотация:
В статье анализируется проведенное исследование, посвященное изучению профессионального выгорания персонала, занятого в области социальной работы. Изучение данного синдрома является необходимостью потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека.
Summary:
The article deals with the undertaken research of the job burnout of the personnel occupied in the field of social work. The study of the syndrome is necessary, because progression of the burnout goes beyond the vocational sphere, and declares itself in various situations of life.
Ключевые слова:
синдром выгорания, профессиональное выгора ние, эмоциональное истощение, деперсонализация, редуцирование профессиональных достиже-ний, профессиональный стресс, симптомы выгорания, экспертный опрос.
Keywords:
burnout syndrome, job burnout, emotional burnout, depersonalization, reduction of professional achievements, professional stress, symptoms of burning out, expert poll.
Синдром выгорания более тридцати лет широко исследуется в зарубежной психологии. В отечественной науке интерес к нему возник сравнительно недавно. В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином «burn-out» (англ.). В переводе этот термин можно сопоставить с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «выгорание» [1, с. 45].
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций [2, с. 72].
Существуют различные определения выгорания. В соответствии с моделью Маслач и Джексон оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов [3].
Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам. Контакты становятся обезличенными и формальными. Редуцирование профессиональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане [4].
В связи с этим синдром выгорания рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в аспекте профессиональной деятельности.
Считается, что такой синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий - системы «человек-человек»: социальные работники, медицин-
ские работники, учителя, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий [5].
Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены. Н.В. Гришина рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию [6].
Симптомы «выгорания» выглядят обширно. В настоящее время таковых исследователями выделено свыше 100. Симптомами, сигнализирующими о развития выгорания, могут быть: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность работой, потеря концентрации и увеличение ошибок, снижение ожиданий, конфликты на рабочем месте, увеличение абсентеизма, хроническая усталость [7].
По другим данным, симптомы выгорания разделяются на следующие категории:
1) Физические: усталость, чувство истощения, частые головные боли, одышка, бессонница, избыток и недостаток веса, астенизация.
2) Поведенческие и психологические: работа становится все тяжелее и тяжелее, сотрудник поздно появляется на работе и рано уходит, берет работу домой; снижение уровня энтузиазма, ригидность, раздражительность и т.п. [8].
Важно помнить о том, что выгорание - это синдром или группа симптомов, появляющихся вместе. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что это - процесс сугубо индивидуальный.
Анализ различных видов деятельности показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник», описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях [9].
Определяя сущность психического выгорания и его структуру, можно утверждать, что согласно современным данным, под «профессиональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Исходя из вышесказанного, было организовано исследование, целью которого явилось изучение влияния различных социально-психологических факторов на «синдром профессионального выгорания» у персонала трудозанятого в области социальной работы.
Для проведения исследования был использован метод экспертного опроса. Исследование проводилось в Государственном комплексном учреждении Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта» г. Благовещенска. В исследовании приняло участие 107 специалистов, работающих в данном учреждении (70 % от общего числа). Выборку составили женщины, преимущественно от 25 до 35 лет (71,4 %) и от 36 до 55 лет (28,6 %). Необходимо отметить, что превалирование молодого возраста сотрудников (средний возраст - 30 лет), говорит о привлечении молодых кадров в данном учреждении.
Профессиональная принадлежность данных сотрудников распределилась следующим образом: 35 % составили специалисты по социальной работе; 25 % - социальные работники;
20 % - педагоги; 5 % - психологи-педагоги; 5 % - врачи и 10 % прочие (менеджеры, маркетологи, экономисты, бухгалтера, юристы).
Результаты экспертного опроса показали, что высшее образование имеют 22 %, незаконченное высшее образование - 12 %. Среднее специальное и среднее техническое образование -52 %; среднее образование - у 24 % опрошенных. Таким образом, можно утверждать, что большинство опрошенных нами специалистов (52 %), имеют среднее специальное и среднее техническое образование.
Анализируя стаж профессиональной деятельности экспертов, можно утверждать, что основная масса сотрудников Учреждения имеет стаж от 5 до 12 лет (71,1 %).
При анализе анкетного опроса было выявлено, что настрой в трудовом коллективе в целом можно отметить как позитивный (66 % респондентов отметили, что на работу они идут в положительном, жизнерадостном настроении). Однако из числа специалистов, принявших участие в исследовании, только 18,9 % полностью отметили, что удовлетворены условиями труда; 22,6 % -скорее удовлетворены; 34,5 % - скорее не удовлетворены условиями труда. Полностью не удовлетворены условиями труда 24 % из числа опрошенных специалистов - среди причин неудовлетворенности в первую очередь отметили такие факты как: «перегрузка», «непрестижность» труда, низкий уровень заработной платы, физическая и психологическая нагрузка.
В свою очередь, настораживает высокий процент специалистов, желающих кардинально сменить род своей профессиональной деятельности, а также, имеющих неясные ответы. Так на вопрос анкеты «Хотели бы вы сейчас работать по другой специальности, не связанной с вашей нынешней работой?» из опрошенных экспертов: 67 % ответили - «хотел бы»; «не хотел бы» -
21 %, «неопределенно» - 12 %. Выявленный высокий процент специалистов, желающих сменить род своей профессиональной деятельности, указывает на опасную тенденцию, имеющую свойство к распространению, что требует адекватных управленческих решений и срочной коррекции создающегося положения.
Престижной, среди опрошенных специалистов, свою профессию считают только 15,5 %; скорее, престижной, чем нет - 20,8 %; скорее нет - считают 33 %. Затруднились ответить на вопрос 20 % опрошенных. Менее 1 % считают профессию непрестижной - 0,7 %. Таким образом, анализ ответов на вопрос о престижности профессии специалистов, работающих в социальной сфере, вызывает опасение, что требует необходимость повышения профессионального и социального статуса специалистов, работающих в социальной сфере, и в первую очередь статуса социальных работников.
На вопрос анкеты «О возможности повышения квалификации» 24,9 % - удовлетворены; 11,8 % - скорее удовлетворены; 16,9 % - полностью не удовлетворены. Было также выявлено, что только 44,9 % социальных работников имеют такую возможность и удовлетворены повышением квалификации. Скорее удовлетворены возможностью повышения квалификации - 11,8 %, полностью не удовлетворены 6,9 % опрошенных и на вопрос «Если неудовлетворенны, то почему?», ответили, что не имеют возможности повышения квалификации.
Среди преимуществ в своей профессии 37,1 % опрошенных отметили возможность общения, интерес к работе; 20 % опрошенных - материальное положение, 22,9 % - повышение квалификации, а 10 % вообще затруднились с ответом. Таким образом, можно утверждать, что среди преимуществ своей профессиональной деятельности, респонденты выделяют не материальную заинтересованность, а удовлетворение потребности в общении, служении людям и в повышении квалификации.
При анализе вопроса об эффективности выполняемой работы по оказанию помощи населению нами было выявлено, что 52 % опрошенных считают свою деятельность эффективной;
32,4 % - неэффективной, 15,6 % - затруднились ответить. Удовлетворены содержанием своей деятельности 36,3 % испытуемых; скорее не удовлетворены - 40 %; полностью не удовлетворены - 23,7 %.
Среди факторов, способствующих неудовлетворению содержанием выполняемой работы, респонденты выделили такие как: необеспечение доступности и качества социальных услуг с реальными потребностями клиентов (в 25,3 % случаев); недостаточная организация эффективного целенаправленного обмена опытом и технологиями в сфере социального обслуживания населения на областном и региональном уровнях (68,5 %).
По данным анализа, нами был выявлен высокий процент (64,2 %) специалистов, и в первую очередь, социальных работников (77,8 %), считающих, что выполнение их профессиональных обязанностей сопряжено с большим количеством стрессогенов. Среди основных стрессогенов в 37 % случаев отмечены: подверженность конфликтам; в 29 % случаев - состояние повышенной напряженности; высокая сложность деятельности - 26,7 %; постоянная ответственность - 39,4 %; 45,1 % - указали на нормированный день и низкую заработную плату; 33,6 % - на адаптацию в новом рабочем месте, а в 14 % случаев респонденты вообще затруднились с ответом.
Ответы социальных работников имели свои отличительные особенности и, прежде всего, в виде того, что помимо указанных стрессогенов были дополнительно отмечены такие, как: информационная перегрузка (24,3 %); ситуации, связанные с профессиональным ростом (17 %). Стрессо-гены, отмеченные другими специалистами, у социальных работников выявлены на порядок выше.
В блоке «Основные профессиональные риски специалистов, работающих в социальной сфере» на вопрос «Каким из перечисленных ниже профессиональным рискам Вы больше подвержены», ответы распределилась следующим образом: 30,8 % указали на профессиональный стресс; 28,2 % - на профессиональный кризис; 41 % - отметили «синдром эмоционального выгорания». Среди всех опрашиваемых специалистов наибольший удельный вес ответов, касательно «синдрома профессионального выгорания» отмечается у социальных работников, не имеющих высшее профессиональное образование.
Среди симптомов, относящих к синдрому профессионального выгорания, социальные работники, прежде всего, отметили такие как: потеря удовлетворенности качеством жизни (51,5 %), утрата ее смысла и профессиональной деятельности (38,9 %), потеря чувствительности к переживаниям других людей (59,2 %), способности сочувствовать и сопереживать (36,8 %), утрата чувствительности к собственным эмоциям и переживаниям (42,2 %). Между тем, необходимо от-
метить, что способность сочувствовать и сопереживать представляет собой некий буфер, препятствующий развитию выгорания.
В связи с тем, что довольно высок процент «синдрома профессионального выгорания» у социальных работников (57,8 %), нами были заданы дополнительные вопросы данной категории респондентов. Целью уточняющего опроса было выявление методов и мер по профилактике «синдрома профессионального выгорания» у социальных работников. Среди методов защиты при работе с клиентами с целью профилактики синдрома профессионального выгорания, респонденты в 32,4 % случаев указали на переадресацию клиента к другому социальному работнику; в 27,1 % случаев - отказ клиенту в помощи, если требования клиента неадекватны; в
30,5 % случаев - вообще затруднились с ответом.
По мнению специалистов, факторами, способствующими снижению возникновения синдрома профессионального выгорания, могут служить такие, как: наличие высшего образования и высокая профессиональная подготовка (в 34 % случаев было указано данное мнение); хорошая адаптация при поступлении на работу (в 28,9 % случаев); проведение круглых столов, обучающих семинаров, тренингов по данной теме (в 31,8 % случаев); овладение навыками психогигиены (27,9 %); различные психологические тренинги (21,8 %).
Среди мероприятий, проводимых в изучаемом учреждение с целью профилактики «синдрома профессионального выгорания», социальные работники, отметили такие как: проведение круглых столов, обучающие семинары для сотрудников этого учреждения по основам законодательства, по правовым, медицинским, психологическим аспектам; тренинги по умениям и навыкам общения с клиентами; инструктаж в лице заведующего с молодыми и вновь прибывшими сотрудниками.
Большая часть экспертов (68,2 %) считают, что довольно низок процент привлечения внимания общественности, органов власти, самих сотрудников Учреждения к проблеме «синдрома профессионального выгорания».
Среди рекомендаций по профилактике указанного синдрома, опрошенные, прежде всего, отметили необходимость совершенствования системы переподготовки руководителей и подготовку работников Учреждений по данной теме (48,7 %), проведение индивидуального консультирования сотрудников по данной проблеме (32,6 %).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что проблема возникновения «синдрома профессионального выгорания» как одного из составляющих профессионального риска у социального работника Государственного комплексного учреждения Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта» актуальна. Система профилактики по данному направлению в Учреждении не развита. Проводятся отдельные незначительные мероприятия, круглые столы, тренинги, направление которых - обучение навыкам общения с клиентом.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости более детального изучения источников, факторов, влияющих на возникновение «синдрома профессионального выгорания» у сотрудников, работающих в области социальной работы, а также разработка и проведение профилактики, психокоррекции эмоционального и психического состояния сотрудников данного вида профессиональной деятельности.
Ссылки:
1. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 2008. 134 с.
2. Белов В.М. Психология здоровья. СПб., 2007. 231 с.
3. Додонов Б.И. Указ. соч. С. 22.
4. Там же. С. 32.
5. Там же. С. 65.
6. Там же. С. 143.
7. Там же. С. 187.
8. Там же. С. 62.
9. Белов В.М. Указ. соч. С. 85.