Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1167
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное выгорание / напряжение / резистенция / истощение / эмоциональное истощение / деперсонализация / редукция личных достижений / professional burnout / voltage / resistance / exhaustion / emotional exhaustion / depersonalization / reduction of personal achievements

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Монгуш Чочагай Николаевна, Доспан-Оол Сайлан Сарыг-Ооловна

В настоящее время с ускорением темпов жизни все больше людей чувствуют эмоциональные перегрузки и страдают от синдрома профессионального выгорания. Особенную психоэмоциональную нагрузку чувствуют специалисты, оказавшиеся в коммуникативных профессиях. Обстоятельства работы зачастую становятся предпосылкой появления синдрома профессионального выгорания. В рамках данной проблемы было проведено сравнительное исследование по теме профессионального выгорания у медицинских сестер детского специализированного отделения № 2, отделения патологии недоношенных новорожденных детей, а также консультативно диагностического центра. Синдром профессионального выгорания у медсестер разных по профилю деятельности подразделений характеризуется большей выраженностью признаков «деперсонализации» и «редукции профессиональных достижений», которым можно оценить их как склонных к плохому оцениванию себя, собственных профессиональных заслуг. Данные симптомы приводят к ограничению собственных обязанностей перед пациентами, к деформации отношений в коллективе, с высочайшей вероятностью развития формирования меркантильного отношения к тем, кто находится рядом на работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Монгуш Чочагай Николаевна, Доспан-Оол Сайлан Сарыг-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL BURNOUT OF MEDICAL NURSES

Nowadays, with the acceleration of the pace of life, more and more people feel emotional overload and suffer from professional burnout syndrome. Specialists who find themselves in communicative professions feel a special psychoemotional load. The circumstances of work often become a prerequisite for the emergence of the syndrome of professional burnout. Within the framework of this problem, a comparative study was carried out on the topic of professional burnout in nurses of the children's specialized department No. 2, the department of pathology of premature newborns, as well as a consultative diagnostic center. The syndrome of professional burnout in nurses of different types of activity of units is characterized by a greater severity of signs of "depersonalization" and "reduction of professional achievements", which can be assessed as prone to poor assessment of themselves, their own professional merits. These symptoms lead to a limitation of their own responsibilities to patients, to a deformation of relations in the team, with the highest probability of developing the formation of a mercantile attitude towards those who are nearby at work.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР»

УДК 159.944:61

doi 10.24411/2221-0458-2021-87-61-70

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

1Монгуш Ч.Н., 2Доспан-оол С.С.

1 Тувинский государственный университет, г. Кызыл 2ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница», г. Кызыл

PROFESSIONAL BURNOUT OF MEDICAL NURSES

1Ch.N. Mongush, 2S.S. Dospan-ool 1Tuvan State University, Kyzyl 2Healthcare Institution of the Republic of Tuva «Republican Children's Hospital»

В настоящее время с ускорением темпов жизни все больше людей чувствуют эмоциональные перегрузки и страдают от синдрома профессионального выгорания. Особенную психоэмоциональную нагрузку чувствуют специалисты, оказавшиеся в коммуникативных профессиях. Обстоятельства работы зачастую становятся предпосылкой появления синдрома профессионального выгорания. В рамках данной проблемы было проведено сравнительное исследование по теме профессионального выгорания у медицинских сестер детского специализированного отделения № 2, отделения патологии недоношенных новорожденных детей, а также консультативно диагностического центра. Синдром профессионального выгорания у медсестер разных по профилю деятельности подразделений характеризуется большей выраженностью признаков «деперсонализации» и «редукции профессиональных достижений», которым можно оценить их как склонных к плохому оцениванию себя, собственных профессиональных заслуг. Данные симптомы приводят к ограничению собственных обязанностей перед пациентами, к деформации отношений в коллективе, с высочайшей вероятностью развития формирования меркантильного отношения к тем, кто находится рядом на работе.

Ключевые слова: профессиональное выгорание; напряжение; резистенция; истощение; эмоциональное истощение; деперсонализация; редукция личных достижений

Nowadays, with the acceleration of the pace of life, more and more people feel emotional overload and suffer from professional burnout syndrome. Specialists who find themselves in communicative professions feel a special psychoemotional load. The circumstances of work often become a prerequisite for the emergence of the syndrome of professional burnout. Within the framework of this problem, a comparative study was carried out on the topic of professional burnout in nurses of the children's specialized department No. 2, the department of pathology of premature newborns, as well as a consultative diagnostic center. The syndrome of professional burnout in nurses of different types of activity of units is characterized by a greater severity of signs of "depersonalization" and "reduction of professional achievements", which can be assessed as prone to poor assessment of themselves, their own professional merits. These symptoms lead to a limitation of their own responsibilities to patients, to a deformation of relations in the team, with the highest probability of developing the formation of a mercantile attitude towards those who are nearby at work.

Key words: professional burnout; voltage; resistance; exhaustion; emotional exhaustion; depersonalization; reduction of personal achievements

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [1]. По мере того, как усугубляются результаты рабочих стрессов, истощаются моральные и физиологические силы человека, усугубляется его самочувствие, а еще он делается наименее активным. Истощение ведет к сокращению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей понижается трудовая мотивация, развивается апатия к работе, ухудшаются качество и производительность труда [1].

Угроза синдрома выгорания заключается в том, что ему характерно изо дня в день прогрессировать синдром выгорания. Затормозить этот процесс непросто [2].

Одно из первых мест среди специальностей, подверженных риску проявления синдрома профессионального выгорания занимает специальность медицинской сестры. Краткая

общественная дистанция «медицинская сестра - пациент» обуславливает сильное воздействие как объективных, так и субъективных факторов, вызывающих нарастающее чувство

неудовлетворенности, содействующих скоплению усталости.

Следует отметить, что

профессиональное выгорание очень сильно действует на человека, подрывая его самочувствие и желание работать. Страдающий от выгорания специалист в начале его становления не понимает его признаков. Таким образом, проблема профессионального выгорания является актуальной и требует дальнейшего его изучения и доработок.

Анализ литературы показал, что данная тема «профессиональное выгорание медицинских работников» исследована такими авторами, как К. Маслач, С. Джексон, Е. Е. Липатова, Н. В. Андреева, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, тема «эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности»: А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Удовик, тема « клинические аспекты эмоционального выгорания»: Л. С. Чутко, Н. В. Козина, С. Ю. Сурушкина, А. В. Рожкова.

Цель работы - исследование значения профессионального выгорания медицинских сестер.

Для изучения были применены следующие методики: «диагностики уровня профессионального выгорания» В.В. Бойко, опросник (MBI) профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон (данный вариант приспособлен Н.Е. Водопьяновой) [3].

Выборку составили 30 работников ГБУЗ РТ Республиканской детской больницы. Среди респондентов медицинские сестры следующих отделений:

1) Детское специализированное отделение № 2 (круглосуточный стационар) (далее ДСО №2) - 10 человек, работа которых связана с неизлечимыми или хроническими (сложными диагнозами) больными.

1) Отделение патологии недоношенных новорожденных детей (круглосуточный стационар) (далее ОПННД) -10 человек, работа которых связана с пациентами, у которых заболевания имеют более благоприятный прогноз.

2) Консультативно диагностический центр (поликлиника) (далее КДЦ) - 10 человек, работа которых связана с оказанием консультативно-диагностической помощи.

Все информанты являются представителями тувинской национальности женского пола.

В итоге обработки эмпирических данных были поставлены важные различия профессионального выгорания медицинских сестер КДЦ, ДСО №2, ОПННД.

Результаты методики профессионального выгорания В. В. Бойко и результаты эмпирического исследования представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ профессионального выгорания у медицинских сестер КДЦ, ДСО №2, ОПННД (по методике Бойко)

№ Фазы Частота выборов по группам (%)

КДЦ, n1=10 ОПННД, n2=10 ДСО №2, n3=10

Сложив. Не слож. Склад Сложив. Не слож. Склад Сложив. Не слож. Склад

1 Напряжение 60 30 10 70 20 10 50 30 20

2 Резистенция 100 - - 100 - - 100 - -

3 Истощение 80 - 20 90 - 10 90 - 10

Рассмотрев отдельно каждое отделение, возможно рассмотреть наиболее яркую фазу профессионального выгорания: «напряжение»,

«резистенция», или «истощение».

В клинико-диагностическом центре выявлено 60% медсестёр, относящихся к фазе напряжения уже

сформировавшихся. А 30% относятся к не сформировавшимся и 10% к начинающей стадии формирования. Фаза «резистенция»: выявлено у

сформировавшихся 100% медсестёр. Фаза «истощение»: у 80% сформировавшихся, 0%

несформировавшихся, 20% в стадии формирования.

В отделении патологии

недоношенных новорожденных детей проблема профессионального выгорания медицинских сестер действительно

актуальна, так как - профессиональное выгорание стадии напряжения имеется у 70%, а это 18 человек от всей группы респондентов, профессиональное

выгорание стадии резистенции имеется у всех сестер на 100%, профессиональное выгорание стадии истощения имеется у 90%, а это 26 человек от всей группы испытуемых, а на стадии формирования 10% сотрудников. Медицинские сестры напрямую контактируют с больными, либо проявляют им врачебную поддержку. Они в большей степени испытывают психоэмоциональные

перегрузки, сталкиваются с горем, отчаянием людей, испытывая также сострадание к ним.

В детском специализированном отделении № 2 - выявлено: у 50% сформирована фаза «напряжения», у 30% не сформирована, 20% относится к

начинающей стадии формирования профессионального выгорания. На фазе «резистенция» находятся

сформировавшиеся 100% сотрудников

отделения. Фаза «истощение»: 90% в стадии формирования, не выявлено не сформировавшихся, 10% в стадии формирования.

100

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

100

30

. 0

20

Сложив

tl

Не слож

Склад КДЦ, n1=10

100

20

Сложив.

10

Не слож.

10 10 m

Склад

30

Сложив.

120

о Iii

Не слож

ОПННД, n2=10

Склад

ДСО №2, n3=10

Напряжение ■ Резистенция ■ Истощение

Рис. 1. Сформированное^ фаз профессионального выгорания у медицинских сестер КДЦ, ДСО №2,

ОПННД. (по методике Бойко)

Из рисунка 1 мы видим, что все три фазы профессионального выгорания показывает у большинства высокие результаты:

По сформированности фаз у всех трех отделений фаза «напряжения» выявлена 60 % у отделения КДЦ, 70% сотрудников у отделения ОПННД, а также в отделении ДСО № 2 сформирована 50%. Это характеризуется чувством чувственного истощения, вялости, вызванной личной проф. работой.

Фаза «резистенция» сформирована у всех отделений на 100%. Это характеризуется избыточным

чувственным истощением, которое провоцирует развитие и появление защитных реакций, которые делают человека чувственно закрытым, отстраненным, безразличным. На данном этапе любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство лишнего переутомления [3].

Фаза истощения сформирована у 80% медсестер отделения КДЦ, 90 %

отделение ДСО 2 и ОПННД. Также это меркантильного отношения к тем, с кем характеризуется психофизическим пере- приходится разговаривать, развитием утомлением человека, опустошенностью, психосоматических нарушений [3]. нарушением профессиональных

коммуникаций, развитием

Таблица 2

Сравнительный анализ проф. выгорания у медсестер КДЦ, ДСО2 и ОПННД (по методике Н. Е. Водопьяновой)

№ Шкалы Частота выборов по группам (%)

КДЦ, n1=10 ОПННД, n2=10 ДСО, n3=10

В С Н В С Н В С Н

1 Эмоциональное истощение 20 40 40 10 30 60 20 50 30

2 Деперсонализация 20 30 50 - 30 70 20 - 80

3 Редук. личных достижений 40 40 20 50 30 20 70 - 30

Анализ данных в первой группе «медицинские сестры отделения КДЦ», показал по шкале эмоциональное истощение 40% сотрудников с низким уровнем, 40% сотрудников - средний уровень эмоционального истощения, 20% сотрудников - высокий уровень.

По шкале деперсонализации в этом же отделении - 20% сотрудников высокий уровень, 30% средний уровень, 50% - низкий уровень. По шкале редукции личных достижений этого же отделения - 40% высокий уровень, 40% средний уровень, 20% низкий уровень.

Во второй группе «медицинские сестры отделения ОПННД» по шкале эмоциональное истощение низкий уровень - 60%, средний уровень - 30%

сестёр, высокий уровень - 10% медицинских сестёр.

По шкале деперсонализации низкий уровень имеют 70% сотрудников, средний уровень - 30%, высокий уровень цинизма в этой группе не выявлено.

По шкале редукция личных достижений ОПННД низкие показатели имеют 20% медсестры, средний уровень профессиональной успешности - 30% медсестёр, высокий уровень имеют половина группы 50%.

В третьей группе, «медсестры детского специализированного отделения №2», по шкале эмоциональное истощение 30% - низкий уровень, 50% -средний уровень, 20% - высокий уровень сестёр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По шкале деперсонализации в ДСО №2 были выявлены следующие характеристики. Низкий уровень - 80% сестер, средний уровень не выявлено, высокий уровень - 20% медсестер.

По шкале редукция личных достижений в группе «ДСО №2» низкий уровень имеют 30% медсёстры, средний уровень не выявлен, 70% испытуемых выявлен высокий уровень

профессиональной успешности.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

80

40 40 40 4

КДЦ, n1=10

В

ОПН, n2=10

С

ДСО, n3=10

Н

Эмоциональное истощение ■ Деперсонализация ■ Редук.личн.достижений

Рис. 2. Сравнительный анализ уровней эмоционального выгорания у медицинских сестер КДЦ, ДСО2 и ОПННД (по методике Н. Е. Водопьяновой)

Таким образом, в ходе диагностики профессионального выгорания по второй методике мы установили, что у медицинских сестер из рисунка 2 высокий уровень эмоционального истощения выявлен у 20% сотрудников КДЦ, а отделения ОПННД у 10% испытуемых, в отделении ДСО №2 также у 20% с симптомами эмоционального истощения.

Сопоставление отделений по шкале «деперсонализация», было установлено наличие выраженного симптома у двадцати процентов опрошенных КДЦ В отделении ОПННД высокий уровень деперсонализации не выявлено, также высокая степень развития данного симптома выявлена у двадцати процентов опрошенных ДСО №2.

Из вышеуказанного можно сказать, что синдром профессионального

выгорания у медсестер разных по профилю деятельности подразделений характеризуется большей выраженностью признаков «деперсонализации» и «редукции профессиональных достижений», которым можно оценить их как склонных к плохому оцениванию себя, собственных профессиональных заслуг. Таким образом, эти симптомы приводят к ограничению собственных обязанностей перед пациентами, к деформации отношений в коллективе, с высочайшей вероятностью развития формирования меркантильного отношения к тем, кто находится рядом на работе.

В научной литературе до настоящего времени нет конкретного определения тому состоянию человека, которое соединено с пресыщением им своими профессиональными занятиями. Некоторые исследователи называют его «профессиональным выгоранием»,

другие - «выгоранием психологическим». В своем исследовании мы под синдромом профессиональным выгорания понимали комплекс признаков, проявляющихся на органическом, эмоциональном, поведенческом и оптимальном уровне на различных шагах жизнедеятельности человека, выполняющего определенную профессиональную роль. Существует много профессий системы «человек - человек», индивидуальности которых обусла-

вливают высочайший риск

профессионального выгорания [4].

В профессиональной работе медсестры особенное значение имеет эмоциональный компонент общественного взаимодействия. Напряженность, эмоциональная загруженность работы медсестры увеличивает возможность появления признаков выгорания. После понимания определенных эмоциональных и физиологических проявлений признаков выгорания увеличивается необходимость управляться с

нарушением здоровья [5].

Актуальность трудности

профессионального выгорания в работе медсестры определяется также надобностью принятия предупредительных мер по профилактике выгорания. Необходимо научиться выставлять ценности и изменять стиль жизни, внося изменения в ежедневную рутину. Важно начать обретать контроль над собой -снова зажечь внутри себя установку на то, что работа может и обязана доставлять наслаждение и возрождать нас, развивать наши личные ресурсы. Нужно научиться рассчитывать, распределять нагрузки, уметь

переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе, а также помнить, что работа - это всего лишь часть жизни. Вследствие таких

предупреждающих мер формируется правильное отношение к возникновению признаков профессионального выгорания

и своевременная попытка внести поправки в свою жизнь.

Библиографический список

1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - Санкт -Петербург : Питер, 1996. - 105 с. - Текст : непосредственный.

2.Ибрагимова Л. А. К проблеме эмоциональной регуляции среднего медицинского персонала / Л. А. Ибрагимова, П. В. Исупов. - Текст : непосредственный // Вестник Нижневартовского Государственного Университета. - 2018. - № 2.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 178 с.

4. Болучевская, В. В. Эмоциональное выгорание врачей как актуальная психологическая и медицинская проблема /

B. В. Болучевская, М. Ю. Будников. - Текст : непосредственный // Вестник Волгоградский Государственный Медицинский Университет. - 2012. - № 2. -

C. 7-9.

5. Жевелик, О. Д. Эмоциональное «выгорание» среди медицинских работников / О. Д. Жевелик. - Текст : непосредственный // Здравоохранение Югры : опыт и инновации. 2017. - № 1.

6. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская. - Текст :

непосредственный // Среднее

профессиональное образование. - 2015. - № 11. - С. 43 - 45.

7. Вашадзе, Ш. Выгорание у медицинских работников / Ш. Вашадзе, М. Кекенадзе. -Текст : непосредственный // МНС. - 2019. -№ 1. - С. 118-120.

8. Гольменко, А. Д. Гипотеза взаимообусловленности заболеваемости медицинских работников и синдрома профессионально-психологической дизадаптации / А. Д. Гольменко, В. П. Ильин, В. А. Хаптанов. - Текст : непосредственный // Acta Biomedica Scientifica. -2016. - № 6. - С. 40-41.

References

1. Boyko, V. V. Sindrom «emotsional'nogo vygoraniya» v professionalem obshchenii [«Emotional burnout» syndrome in professional communication]. - Saint-Petersburg : Peter, 1996, 105 p. (In Russian)

2. Ibragimova L. A., Isupov P.V. K probleme emotsional'noy regulyatsii srednego meditsinskogo personala [To the problem of emotional regulation of nurses]. Journal of Nizhnevartovsk State University, 2018, No. 2. (In Russian)

3. Vodop'yanova, N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya : diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. - Saint-Petersburg : Peter, 2009, 178 p. (In Russian)

4. Boluchevskaya, V. V., Budnikov M. Yu. Emotsional'noe vygoranie vrachey kak aktual'naya psikhologicheskaya i meditsinskaya problema [Emotional burnout of doctors as an actual psychological and medical problem]. - Journal of the Volgograd State Medical University, 2012, No. 2, Pp. 7-9. (In Russian)

5. Zhevelik, O. D. Emotsional'noe «vygoranie» sredi meditsinskikh rabotnikov [Emotional burnout among medical workers]. Health of Ugra: experience and innovations, 2017, No. 1. (In Russian)

6. Bashenkova, L. A., Kukharskaya E.V. Diagnostika sindroma emotsional'nogo vygoraniya i meropriyatiya, napravlennye na ego preduprezhdenie [Diagnosis of burnout

syndrome and measures aimed at preventing it]. - Secondary vocational education, 2015, No. 11, Pp. 43 - 45. (In Russian)

7. Vashadze, Sh., Kekenadze Sh. Vygoranie u meditsinskikh rabotnikov [Burnout among medical workers]. - MNS Publ., 2019, No. 1, Pp. 118-120. (In Russian)

8. Gol'menko, A. D., Il'in V.P., Khaptanov V.A. Gipoteza vzaimoobuslovlennosti zabolevaemosti meditsinskikh rabotnikov i sindroma professional'no-psikhologicheskoy dizadaptatsii [Hypothesis of the interdependence of the incidence of medical workers and the syndrome of professional-psychological dysadaptation]. Acta Biomedica Scientifica Publ., 2016, No 6, Pp. 40-41. (In Russian)

Монгуш Чочагай Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: chochagai_84@mail.ru

Доспан-оол Сайлан Сарыг-ооловна - старшая медсестра ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница», Кызыл, Россия, e-mail: dsajlan@mail.ru

Chochagai N. Mongush - N, Candidate of Psychology, Associate Professor, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: chochagai_84@mail.ru

Sajlan S. Dospan-ool - Chief Nurse, State Budgetary Healthcare Institution of Tuvan «Republic Republican Children's Hospital», Kyzyl, Russia, e-mail: dsajlan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.