Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание в вузе современного специалиста для агропромышленного комплекса'

Профессиональное воспитание в вузе современного специалиста для агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА ВУЗА / THE PROFESSIONAL EDUCATION / THE SOCIAL EDUCATIONAL FUNCTION OF THE HIGHER INSTITUTES OF LEARNING / THE SPECIALIST OF AGRICULTURAL PROFILE / THE EDUCATIONAL AIMING ENVIRONMENT OF THE HIGHER INSTITUTES OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Й. Н.

In this article it was trying to reveal the especially realizations of the professional educational possibility in training the modern specialist of the agricultural profile as an example of Ulyanovsk agricultural Academy. The educational activity of the higher institutes is being considered as a necessary condition which provides the subject-subjective partners co-operation of the educational processes by means of special organized educational environment. This environment was aimed at preparation the specialist of agricultural profile the modern social and cultural types.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиева Й. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание в вузе современного специалиста для агропромышленного комплекса»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Й.Н.Ганиева

В статье, на примере Ульяновской сельскохозяйственной академии, рассматривается профессиональное воспитание в подготовке современного специалиста. Воспитательная деятельность вуза рассматривается нами как необходимое условие, обеспечивающее субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса посредством специально организованной воспитательной среды, ориентированной на подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля нового социокультурного типа.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, специалист сельскохозяйственного профиля, воспитательно-ориентированная среда вуза.

The social educational function of higher institutes of learning in training the modern specialists for agricultural and industrial complex. In this article it was trying to reveal the especially realizations of the professional educational possibility in training the modern specialist of the agricultural profile as an example of Ulyanovsk agricultural Academy. The educational activity of the higher institutes is being considered as a necessary condition which provides the subject-subjective partners co-operation of the educational processes by means of special organized educational environment. This environment was aimed at preparation the specialist of agricultural profile the modern social and cultural types.

Key words: the professional education, the social educational function of the higher institutes of learning, the specialist of agricultural profile, the educational aiming environment of the higher institutes of learning.

Процесс поиска личностью своего места в мире профессий, сопоставление своих интересов, взглядов, ценностей с требованиями профессиональной деятельности - длительный процесс. Он характеризуется противоречиями между потребностью личности в приобретении определённого социального статуса и отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, несформированными профессионально важными качествами. Рост уровня образования и культуры способствовал тому, что в глазах молодых людей упал престиж многих профессий. Молодёжь выбирает сельскохозяйственные профессии лишь тогда, когда осознаёт, что выбор любой другой желаемой профессии связан с множеством непреодолимых трудностей. Поэтому в сельскохозяйственные вузы часто поступают абитуриенты с низким качеством знаний, нежелающие после окончания вуза заниматься сельскохозяйственным трудом. Следствием чего является возрастание дефицита квалифицированных кадров на селе: сотни специалистов получают образование, а лишь единицы используют его на производстве.

Одна из основных задач аграрных вузов - подготовка конкурентоспособных на рынке труда

специалистов, способности реализовывать современные технологии сельскохозяйственного производства. Из вышесказанного вытекает задача профессорско-преподавательского состава сельскохозяйственного вуза - трудовое воспитание. Студенты сельскохозяйственных ВУЗов осуществили свой профессиональный выбор, значит в той или иной мере осознают значимость профессионального труда как фактора социального становления.

Профессиональное воспитание современного специалиста АПК должно рассматриваться в условиях инновационно развивающегося общества, обеспечивать субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса посредством специально организованной воспитательной среды, ориентированной на подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля нового социокультурного типа.

Специально организованная воспитательная среда, ориентированная на подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля нового социокультурного типа способствует:

- усилению значимости профильно-отраслевой направленности содержания воспитательной деятельности, определяющей различия процесса и результата воспитания современных специалистов агропромышленного комплекса;

- целевому ориентированию воспитательной деятельности на непрерывно изменяющуюся модель специалиста как нового социокультурного образа, объединяющего качества личности, компетентности и компетенции, соединенные педагогически значимыми связями, имеющими интегральный характер;

- направленностью структурирования средового фактора воспитательной системы в направлении формирования воспитательно-ориентированной среды как условия подготовки специалиста сельскохозяйственного профиля нового социокультурного типа, отвечающего современным запросам общества и рынка труда в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

Организация процесса профессионального воспитания в вузе сельскохозяйственного профиля должна происходить путем педагогического преобразования желаемого образа специалиста нового социокультурного типа для инновационной экономики, формируемого на основе требований современного государства и общества, в компоненты компетентностно-ориентированной модели специалиста, являющейся источником стратегического моделирования воспитательной среды вуза, динамически взаимосвязанной с социокультурными условиями общества.

Структурное проектирование воспитательно-ориентированной среды для подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля основывается на моделировании инвариантных, вариативных и специфических групп факторов, реализующих функцию базисного структурирования процессов в вузе (инвариатные), функцию мобильного переструктурирования при изменении внешних условий и внутренних потребностей субъектов (вариативные), функцию обеспечения профильности, отраслевой направленности процессов (специфические). Комбинация групп факторов и изменяющихся внешних социокультурных условий формирует воспитательные

микросреды, обеспечивающие профильно-отраслевую направленность: познавательно-творческую активность; экологическое воспитание; самоменеджмент в социальной и профессиональной деятельности; гуманизацию сельскохозяйственного образования; инновационное проектирование и предпринимательскую деятельность[4].

Организационно-педагогическим инструментом реализации вышеназванных структурных компонентов профессионального воспитания в вузе является средоформирующая система управления воспитательной деятельностью, включающая управления, объединенные в гибкую разветвленную систему, качественно обеспечивающую параметры воспитательной среды вуза:

- общие: соотношение административных и общественных элементов в структуре управления; характер информационного пространства вуза; территориальная распределенность элементов;

- специфические: направленность/специфичность функционального назначения элемента

структуры; характер применяемых форм и технологий в рамках функции элемента; личностнопрофессиональная ориентированность элементов структуры.

Воспитательная среда вуза как относительно устойчивая совокупность личностных элементов, окружения студента, непосредственно влияет на процесс его социализации и индивидуализации, а критерием её эффективного воздействия на каждого является функционирование вуза как корпорации, открытой системы, центра коммуникации и здорового образа жизни. Этому способствует и система управления воспитательными воздействиями, которая гармонично сочетает педагогическое воздействие и самоуправление субъектов воспитания.

К примеру, Ульяновская сельскохозяйственная академия имеет кодекс вуза, тем более что такие составляющие кодексов, как миссия, цели, политика, стали обязательными компонентами вузовских систем менеджмента качества. Корпоративный кодекс имеет смысл как ресурс воспитания только в том случае, если заложенные в его основу идеи определяют содержание всех процессов вуза и отношений внутри них и выбираются с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.

Развитию корпоративной культуры, основанной на ценностях сотрудничества, творчества и новаторства, высоких достижений качества деятельности, личностного развития и самореализации персонала и студентов в Академии уделяется особое внимание. Поддержка гармоничного развития личности студентов, их стремления к саморазвитию и самореализации, воспитание нравственных регуляторов их делового поведения и гражданской активности, развитие у студентов лидерских качеств и способности работать в команде, готовности к предпринимательской деятельности; поддержка студенческого самоуправления как субъекта управления образовательным учреждением; оказание качественных услуг аграрным организациям и органам управления АПК Ульяновской области с целью повышения их эффективности, обеспечение образовательной и информационно-консультативной поддержки государственных программ развития АПК в Ульяновской области - все это входит в содержание корпоративной культуры Академии. Воспитание - процесс непрерывного творческого поиска. Система воспитания, несомненно,

должна носить динамичный характер. Необходимо постоянно изучать и обобщать положительный опыт воспитательной деятельности, распространять его среди кураторов, на кафедрах и во всех других подразделениях Академии. Поэтому концепция воспитательной работы в Академии постоянно творчески развивается и обогащается.

Учебный процесс в Академии в целом, каждая дисциплина в отдельности нацелены на решение воспитательных задач, которые имеют свою социально-возрастную специфику на разных стадиях реализации образовательных программ. На 1-2 курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и общегуманитарного развития, на 3-4 курсах приоритетным становится творческое приобщение студентов к избранной специальности, акцент делается на формирование умений и качеств, необходимых в будущей профессии. На заключительном этапе обучения (5 курс) завершается формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, при этом резко возрастает удельный вес индивидуальной работы со студентами. Исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач в Академии реализуются следующие направления воспитательной деятельности:

1. Профессионально-трудовое - формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;

2. Гражданско-правовое - меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, академии;

3. Культурно-нравственное - формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни; содействие эстетическому развитию студентов, усвоению ими принципов и навыков здорового образа жизни. Направления воспитательной деятельности находят своё выражение в конкретных видах воспитательной работы, часть из которых являются традиционными, а часть - инновационными. К традиционным относятся различные внеаудиторные формы воспитательной деятельности: научные общества, клубы, секции, мероприятия. К инновационным - проектная деятельность. Разработка студентами социальных проектов различного уровня сложности - от уровня учебной группы до уровня республиканского масштаба позволяет формировать активную жизненную позицию студентов по отношению к проблемам российского общества. Проекты минимально затратны по ресурсам, дают возможность реализации потенциала студентов с разным уровнем социального опыта, привлечь к участию в общественной деятельности максимальное количество студентов. Вся внеучебная деятельность (творческая система, социально-значимая деятельность, волонтеры, студенческое научное общество, спортивно-оздоровительная работа, центр планирования профессиональной карьеры, центр национальных культур, студенческое самоуправление) является составной частью образовательного процесса Академии и обеспечивает формирование нравственных, гражданских, общекультурных, и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Она является важным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей образовательного заведения.

Анализ структуры, содержания и результатов внеучебной деятельности позволяет утверждать, что с ее помощью студенты погружаются в специфику профессиональной деятельности; она обеспечивает профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста АПК. Например, «Школа управления» академии обеспечивает расширение «поля лидерства» и направлена на обучение студенческого актива. Студентам предоставляется возможность познавать управленческие процессы и процедуры в условиях максимально приближенных к реальности, получать конкретный продукт деятельности. Конкретным продуктом деятельности студента в известном смысле является дипломный проект. В этих условиях они оцениваются не только как студенты-активисты, которые владеют управленческими навыками, но и как лидеры, которые исполняют свои социальные роли и максимально реализуют лидерский потенциал. Усилия всех субъектов «Школы управления» направлены на то, чтобы побудить всех студентов к активной социальной жизнедеятельности с первого курса, вызвать их интерес к участию в самых разнообразных делах, обеспечить тем самым формирование их гражданской и личностной зрелости. [1].

Кроме того, в академии организуется творческая система «Ярмарка творческих вакансий», которая характеризуется наличием тесной взаимосвязи всех структур и объединений АПК, решением общих задач и достижение конкретных результатов воспитания и обучения студентов.

Развитие передовых форм научно-исследовательской работы в академии и её соединение с учебным процессом позволяет осуществить наряду с приобретением знаний процесс их продуцирования, превратить обучение в динамичный процесс познания и преобразования природы, сельского хозяйства.

Таким образом, профессиональное воспитание в нашей академии ориентировано на формирование специалиста нового социокультурного типа, в котором состоялось личностное и профессиональное развитие, направленное на самоизменение и преобразование окружающей среды, ориентацию на качество конечного продукта, способного к нравственному выбору, работе в команде, ответственному за свое здоровье и влияние своей работы на природу и общество, имеющему высокий уровень социально-личностной компетентности, задающей вектор его развития в изменяющихся социокультурных условиях. [3].

Литература:

Ганиева Й.Н. Практика применения средового подхода в обучении и воспитании в вузе сельскохозяйственного профиля.// Казанский педагогический журнал. 2011. №3. С. 141-149.

Данилюк А. Я. Основные направления воспитательной работы в современном вузе.// ап р. ги > сопГсгспссМапПик.ёос

Иншаков В. А. Формирование социально-профессионального статуса молодых специалистов сельского хозяйства в регионе/ Автореферат дисс... канд.социол.наук. Саранск. 2009. 22с.

Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные труды в 3-х томах. Т. 2/ Казань: Магариф, 2005. 447 с.

Пачикова Л. П. Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях./ Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос. гос. проф. пед. ун-т", 2007. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.