Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание будущего специалиста в современных условиях развития социума'

Профессиональное воспитание будущего специалиста в современных условиях развития социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2524
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демкина Елена Владимировна

Цель высшего образования в современных условиях формирование качественно нового субъекта труда, обладающего новым мышлением, исследовательским подходом к профессиональной деятельности, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание будущего специалиста в современных условиях развития социума»

УДК 37.048.45

Демкина Елена Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Адыгейского государственного университета, demkina72@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА

Demkina Yelena Vladimirovna

Candidate ofpedagogy, senior lecturer at the chair of general and social pedagogics of the Adygea state university, demkina72@mail.ru

PROFESSIONAL EDUCATION OF THE FUTURE SPECIALIST AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

OF OUR SOCIETY

В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества, постепенно восполняется «вакуум» в области трудовой мотивации, который был характерен для состояния экономической и хозяйственной жизни российского общества начала 90-х годов. На первое место в трудовой мотивации личности в современной России выходит стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Одной из важнейших движущих сил социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и увеличение степени ее ответственности, как за собственную судьбу, так и за повышение эффективности экономических процессов в обществе.

Проблема профессионального воспитания - это, в первую очередь, проблема личностного и социального воспитания будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный специалист должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в спектре профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях. Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионального воспитания личности.

Профессиональное воспитание является центральным элементом важнейшей составной частью первичной профессионализации. В ходе вторичной профессионализации большое значение приобретает профессиональное

самовоспитание как направленность личности на творческое развитие собственных профессиональных умений и навыков.

В силу своего социального характера, профессиональное воспитание осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионального воспитания являются семья, общие образовательные учреждения, профессиональные образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Первичное профессиональное воспитание личности начинается в детском возрасте, в рамках дошкольной и школьной подготовки. Ее сущность состоит в усвоении общезначимых социальных и профессиональных ценностей, таких, как престиж той или иной профессии, ее общественная значимость. В работах современных авторов часто подчеркивается, что уже на этапе детства необходимо выявлять способности индивида и осуществлять первоначальную профессиональную ориентацию. Раннее определение общего направления природных склонностей личности способствует более успешной профессиональной реализации.

В период дошкольной подготовки основным фактором профессионального воспитания является семья. Усвоение первичных профессиональных норм и ценностей осуществляется, в основном, путем профессионального формирования и профессионального воспитания. Роль семьи, в частности, характер взаимоотношений между детьми и родителями в процессе профессионального самоопределения, отмечали многие выдающиеся исследователи. Американский специалист в области профессиональной психологии Э. Роу утверждал, что содержание потребностей индивида обусловлено, прежде всего, ранней атмосферой родительского дома и воспитательным стилем родителей. По его мнению, именно тип взаимоотношений ребенка с родителями через удовлетворение первичных потребностей формирует будущие профессиональные ориентации личности, профессиональные интересы, склонности и специальные способности ребенка [5, с. 36].

Под влиянием теории А. Маслоу, Роу вводит положение о том, что потребности, недостаточно удовлетворяемые на ранних стадиях развития индивида, приводят к появлению в дальнейшем доминирующих мотивов, проявляющихся в способе жизни и профессиональном поведении. Существенным оказывается не сама первичная потребность индивида, а отношение к ней, тогда как образцы этого отношения задаются в первую очередь типами взаимоотношений родителей с ребенком, которые определяют и тип ориентации его интересов, в том числе профессиональных. Каждой ориентации интересов у Роу соответствует группа профессий. Так, например, теплые отношения между ребенком и родителями предопределяют выбор профессии, связанной с общением и коммуникативным взаимодействием между людьми. Холодные отношения в семье приводят к тому, что ребенок выбирает профессию, не связанную с общением: небрежный тип взаимоотноше-

ний родителей и детей обусловливает ориентацию индивида на технологию - от уровня изобретателя до уровня разнорабочего.

На наш взгляд, теорию Э. Роу не следует понимать буквально, в то же время его предположение о том, что в основе профессионального выбора индивида лежат различные типы внутрисемейных взаимодействий родителей и ребенка, обусловливающие структуру его профессиональных интересов и склонностей, представляется весьма вероятным. Отношения в семье, несомненно, влияют на профессиональный выбор личности.

Роль семьи в профессиональном воспитании личности уникальна именно в силу специфических функций семьи как социального института и малой социальной группы. Современная семья представляет собой дифференцированную социальную группу, в которой представлены не только различные возрастные и половые подсистемы, но чаще всего, и профессиональные срезы. Первоначальное приобщение к общечеловеческим и профессиональным ценностям, их расширение, доступные формы их реализации происходят в семье. Причем, первоначальное профессиональное воспитание личности в семье подчас происходит объективно, без специального целенаправленного воздействия родителей на ребенка, путем профессионального формирования через усвоение доминирующих в семье норм и ценностей в ходе бытового общения.

Подобное непосредственное усвоение профессиональных норм и ценностей, принятых в конкретной семье, иногда приводит к формированию т. н. профессиональных династий, когда несколько поколений семьи осознанно выбирают определенную профессию, продолжая, таким образом, профессиональное дело родителей. Наличие социально-статусной и профессиональной связи между разными возрастными поколениями в современном российском обществе подтверждается эмпирическими исследованиями. Так, по данным социологического исследования студенчества Институтом социологии РАН в 2001 г., профессиональная преемственность поколений составляет 3:1 (на трех отцов приходится один студент-преемник) [2, с. 264].

При этом следует отметить, что существенно важны не только отношения родителей и детей, но и те профессиональные связи, которые семья устанавливает с окружающим социальным миром. Профессиональный статус родителей, круг их профессионального общения, отражаясь в семейном и домашнем быту, формирует в сознании ребенка понятие «дом», в которое часто входит не только ближайшее окружение - родители и другие близкие родственники, но и более широкое социальное пространство, включающее в себя коллег родителей и их друзей. Влияние данной социальной среды создает условия для профессионального формирования личности.

Целенаправленное профессиональное воспитание в семье пока не является распространенной нормой внутрисемейной жизни. Многие родители полагают, что помощь в профессиональном самоопределении - это дело школы и других образовательных учреждений. В то же время, во многих семьях осуществляется воздействие на ребенка с целью сформировать у него

определенные профессиональные предпочтения. Наиболее дальновидные родители с раннего возраста детей стремятся выявить их природные склонности и способности с тем, чтобы направить их в конкретное профессиональное русло. Несомненно, подобное стремление родителей вполне оправданно, но здесь важно, чтобы ребенок не стал заложником родительских амбиций и их представлений о «лучшем будущем». Семья важна в профессиональном воспитании ребенка не столько как инструмент профессионального выбора, сколько как социальный институт, формирующий личность, определяющий ее внутреннюю направленность и закладывающий основы мировоззрения.

Период школьного обучения также важен для профессионального воспитания личности. В общеобразовательных учебных заведениях человек не только получает систематизированные и обобщенные знания, необходимые для формирования общей культуры личности, но и приобретает коммуникативные навыки, а главное - умение трудиться. Обучение различным учебным предметам в школе вносит значительный вклад в формирование школьника как потенциального субъекта профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями, способностями с учетом общественных потребностей, осуществляется уже в старших классах общеобразовательных и средних классах специализированных школ.

При правильной организации учебной деятельности уже у младших школьников развиваются и совершенствуются необходимые для будущего специалиста качества. В первую очередь, это желание и умение трудиться, уважение к труду, осознание общественных задач и места каждого человека в их решении. Причем, важную роль здесь играет не только учебные дисциплины, непосредственно связанные с развитием трудовых навыков, но и все общеобразовательные предметы, развивающие личность учащегося, формирующие его ценностные ориентации.

Деятельность учителей при организации процесса школьного обучения должна быть направлена, в том числе, на формирование профессионального самосознания учащихся. При этом преподаватели общеобразовательных предметов, в том числе учителя по трудовому обучению, учителя физической культуры должны включать учащихся в деятельность, в процессе которой формируются определенные личностные качества, коммуникативные навыки и нравственные основы личности. Включение в общественную и производственную деятельность школьника способствует появлению у него возможности понимания и осознания динамики формирования и развития собственных личностных качеств, а в определенном возрасте и профессионально значимых качеств. В специализированных школах, как правило, происходит ориентация на какое-либо узкое профессиональное направление или на конкретную специальность, в связи с чем уделяется еще

большее внимание профессиональным профильных предметам и учебным курсам.

В последние годы в российском обществе растет понимание роли школы в процессе профессионального воспитания личности. Одной из важнейших целей обучения объявляется становление и развитие профессионального сознания.

Процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, что составляет фундамент для развития профессионализма. Кроме того, профессиональный интерес, не отягощенный общечеловеческими нравственными ценностями, может стать причиной профессиональной узости, поэтому значимым компонентом профессионального обучения должно стать нравственное воспитание.

Сама постановка проблемы профессионального воспитания будущего специалиста в высшем учебном заведении является весьма неоднозначной и дискуссионной. Это обусловлено тем, что речь идет о профессиональном воспитании взрослых, хотя и молодых, людей, у которых в основном сформированы ведущие личностные характеристики. Для того чтобы определиться с понятием «профессиональное воспитание», необходимо проанализировать наиболее часто встречающиеся в научно-педагогических источниках определения понятия «воспитание».

Разными авторами оно понимается как: 1) целенаправленное воздействие на воспитуемого с какой-либо целью; 2) целенаправленный процесс трансляции культурного опыта от старших поколений младшим; 3) организация и стимулирование разнообразной деятельности воспитанников по освоению общественного опыта; 4) подготовка к жизни; 5) формирование системы ценностных ориентации у воспитанника; 6) управление процессом формирования и развития личности; 7) создание условий для собственного саморазвития.

Две кардинально противоположные жизненные позиции - позиция «иметь» и позиция «быть» выделяет Э. Фромм [3]. Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существования. При второй - на содержании жизни. Именно это бытийственное (или онтологическое) понимание воспитания все более упрочивается в современной педагогической науке и практике. «Человек своим бытием брошен в истину бытия, чтобы экзистируя, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия сущее явилось как сущее, каково оно есть» [4; 1, с. 39-42].

Анализ концепций воспитания учащейся молодежи и студентов показывает, что с течением времени произошло изменение в формулировке самой цели воспитания, появились такие определения, как «полная реализация себя в обществе»; «формирование жизнеспособной индивидуальности, гума-

нистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой»; «содействие развитию и самораскрытию у личности характера высокой степени социальной зрелости». При этом в последнее время акцент переносится на создание с помощью определенных психолого-педагогических средств комплекса условий для развития и саморазвития личности будущего специалиста.

Воспитание, понимаемое как гуманитарная практика, рассматривается в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия человека: социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения, формирование личности, социокультурное бытие); индивидуальное (развитие индивидуальности, самобытие); сопричастное бытие вместе со значимыми Другими (диалогическое взаимодействие, становление субъектом культурного процесса, событие).

При этом первый аспект задает жизненные (а значит, и воспитательные) смыслы, результативные характеристики воспитания, второй отражает образ бытия, являющийся предметом и целевой характеристикой воспитания, а третий - содержание и механизм воспитания.

Трем аспектам бытия соответствуют три ведущих воспитательных пространства: социальное (поле значений), индивидуальное (поле смыслов) и пространство взаимодействия (поле ценностей). Специфика гуманитарного понимания воспитательных явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной деятельности заключается в том, что: 1) воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека; 2) воспитательный процесс - это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде; 3) механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; 4) ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.

Эти особенности в равной мере характеризуют и профессиональное воспитание студентов вуза. Способность преподавателя к осуществлению воспитательных функций в этом понимании определяется его предрасположенностью к качественным самоизменениям, со-трансформации во взаимодействии со студентом, его позицией педагогической поддержки самостановления будущего специалиста в едином пространстве ценностно-смыслового взаимодействия, когда сам преподаватель как субъект деятельности, реализуя свою профессионально-педагогическую позицию, получает возможность все время развиваться, профессионально взаимодействуя со студентом [1, с. 39-42].

Современные исследователи уделяют недостаточное внимание существенной стороне вузовского образования - профессиональному воспитанию

студента. В то же время именно на пору студенчества приходится период активного жизненного и духовно-нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и нуждаются в педагогической поддержке наставников и в верных ценностных ориентирах.

Основной задачей воспитания студента, будущего специалиста в процессе профессионально-педагогического образования является приобщение будущего специалиста к ценностям избранной профессии, реализация профессионального образования. Кроме знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств будущий специалист должен иметь опыт самовоспитательной и воспитательной деятельности.

Теоретический анализ и практические наблюдения показывают, что изучаемые сегодня в высших учебных заведениях учебные дисциплины не позволяют будущему специалисту в достаточной мере овладеть практическими умениями эффективного воздействия на личность.

Проведенное нами анкетирование студентов 4-5-го курсов дневного отделения Адыгейского государственного университета (всего 600 респондентов) показало, что будущие специалисты (педагоги, юристы, экономисты) в основном хорошо понимают социальную роль выбранной ими профессии и ее возрастание в современных условиях, однако весьма односторонне представляют его социально-психологический портрет, делая акцент лишь на отдельных требованиях к будущей специальности. Причем на первое место большинство респондентов (64%) поставили знание специалистом учебного предмета и методики его преподавания, на второе - владение комплексом профессиональных умений, 23% опрошенных указали на необходимость общей широкой образованности будущего специалиста и только 13% назвали в числе ведущих такие личностные характеристики, как гуманизм, доброта, культура, порядочность, способность видеть в каждом подопечном личность и уважать ее. Между тем это как раз те качества, которые выступают критерием социальной зрелости будущего специалиста, а также фундаментом его профессиональной культуры. Этим качествам нельзя научить, ибо они приобретаются в процессе социализации индивида и в процессе воспитания в частности.

Молодой специалист - выпускник высшего учебного заведения должен быть готов к самостоятельной образовательной деятельности и в воспитательном аспекте обладать следующими характеристиками:

1. Четкое осознание требований к выбранной профессии, понимание ее гуманистической сущности, знание содержания и основных ценностей этого вида профессиональной деятельности, культуры человеческих отношений, механизмов взаимодействия природного и социального в профессиональном образовании, обеспечивающем целостное видение профессиональной культуры личности.

2. Наличие ясно обозначенной профессиональной и личностной позиции, активно противостоящей проявлениям контркультуры, понимание ответственности за свои действия, влияющие на психическое самочувствие, нравственное и духовное развитие тех, с кем придется работать.

3. Осознание роли общественной жизни в процессе становления ценностной сферы личности.

4. Наличие идеала профессионала как человека, живущего по принципам Добра, Истины и Красоты. Понимание его как целостной личности, обладающей интеллектом, интеллигентностью, нравственными устоями, порядочностью. В профессиональном аспекте - как разносторонне подготовленного специалиста системы образования, интеллигента, обладающего честью, достоинством и способностью к творческой созидательной деятельности, к проявлению альтруизма.

5. Освоение и присвоение норм человеческого общежития, способность к управлению совместной (с коллегами и товарищами по работе) профессиональной деятельностью.

6. Осознание единства человека и окружающей среды, заботливое отношение ко всему живому на Земле.

Профессиональное воспитание имеет ограничения, которые выводят его из глобального пространства умственного, физического, экономического, правового, эстетического и т. д. воспитания. В профессиональном воспитании существует достаточно четкий круг профессиональных отношений, обусловленных характером и спецификой избранной профессиональной деятельности. Ключевая система отношений для будущего специалиста может быть представлена: отношением к труду; отношением к людям в процессе труда; отношением к выбранной профессии; отношением к себе как к субъекту профессиональной деятельности, т. е. исполнителю собственного проекта.

Библиографический список

1. Борытко, Н. М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза [Текст] / Н. М. Борытко // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы

Второй межрегион, науч.-методич. конф. 16-17 апр. 2002 г. - Воронеж, 2002. -С. 39-42.

2. Социальная стратификация современного российского общества [Текст] / Под ред. З. Т. Голенковой. - М., 2003.

3. Фромм, Э. Иметь или быть? [Текст] / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

4. Хайдеггер, М. Время и бытие [Текст] / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - 445 с.

5. Roe, A. The Psychology of occupation / A. Roe. - N. Y., 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.