Научная статья на тему 'Профессиональное туристское образование: принцип идентичности'

Профессиональное туристское образование: принцип идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / EUROPEAN IDENTITY / NATIONAL IDENTITY / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Г. И.

Анализируются проблемы формирования национальной идентичности в контексте профессионального туристского образования и используемых при этом педагогических технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорина Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional tourism education: the principle of identity

This article analyzes the problematic of forming national identity in the context of professional tourism education and what kind of pedagogical technologies are being used in the process

Текст научной работы на тему «Профессиональное туристское образование: принцип идентичности»

УДК 378:001.891

Г.И. ЗОРИНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРИНЦИП ИДЕНТИЧНОСТИ

...Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в. строгом смысле, а только искусствами... Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет.

К.Д. Ушинский

Анализируются проблемы формирования национальной идентичности в контексте профессионального туристского образования и используемых при этом педагогических технологий.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, европейская идентичность, национальная идентичность, дополнительное образование.

This article analyzes the problematic of forming national identity in the context of professional tourism education and what kind of pedagogical technologies are being used in the process.

Key words: professional tourism education, European identity, national identity, additional education.

Идентичность - чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру. Это общепринятое определение идентичности, в котором субъектом идентичности выступает человек. Потеря идентичности личностью - весьма распространенный диагноз, который называют кризисом идентичности.

Процесс глобализации проявляется в кризисных состояниях других субъектов. Все чаще говорят о кризисе

© Зорина Г.И., 2015

идентичности семьи, культур, наций, этносов, стран, религий, цивилизаций и т.д. Всегда эти кризисные процессы и состояния есть интегральный результат воздействия глобализации на личность, в результате которого трансформируется мировоззрение человека, разрывается целостность и интеграция личности. И только затем коллективное бессознательное проявляется в потере ценностных ориентиров, психологическом напряжении, стрессах, внутренних идеологических и культурных конфликтах на уровне стран, народов и целых континентов.

Например, в последнее время многие философы, социологи и психологи

говорят о кризисе европейской идентичности. Европейская идентичность всегда строилась на фундаменте общих христианских ценностей, сходства исторического опыта, наличия тесных культурных связей между европейскими народами.

Социологические службы ЕС проводят ежегодный мониторинг идентичности (Евробарометр). Вот некоторые последние результаты:

• только 4% граждан европейских стран считают себя «чистыми европейцами»;

• 8% идентифицируют себя прежде всего европейцами, а затем представителями своей нации;

• 45% считают себя представителями своей нации, и только потом европейцами;

• 41% ассоциируют себя исключительно как жителей своей страны.

За последние 10 лет националистическая доминанта в Европе усилилась в 6 раз. Сегодня национальная идентичность доминирует в Швеции (60%), Великобритании (64%), Франции (58%).

Европейская идентичность на протяжении 2 тысячелетий являлась господствующей цивилизационной идентичностью мира. Европейская цивилизация развивалась на фундаментальных ценностях: христианство, римское право, семья, культурное наследие, этническое разнообразие... Сегодня эти ценности не способны объединить Европу. В идеологии она все более смещается в сторону националистической активности и базируется на этнокультурных идентичностях национально-государственного и региональных уровней.

В свою очередь наднациональный интеграционный процесс ведет к «размыванию политических границ и изме-

нению статуса соответствующего этнокультурного социума. Таким образом, националистическая активность ориентирована по большей части на защиту существующей идентичности, в то время как процесс наднациональной интеграции ставит статус этой идентичности под сомнение» [1, с. 7].

Идея «христианской Европы» долгое время являлась цивилизационной доминантой. Эпоха Просвещения ввела в цивилизационный оборот новые ценности: свобода, равенство, демократия. Сегодня главной ценностной категорией Евросоюза стала идея прав человека, принцип толерантности, которые поддерживаются большинством граждан европейских стран [4, с. 17].

Кризис идентичности в полной мере затронул и Россию. Об этом говорил В.В. Путин на Валдайском форуме 2014 г.: «.сегодня Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности... »

Новая национальная идеология не родилась сама по себе. Отсутствие концепции национальной идентичности обострило идейно-информационную конкуренцию. «Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но все-таки главное, что будет определять успех, - это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь в конце концов и экономический

рост, и благосостояние, и геополитическое влияние - это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер».

Когда утрачено чувство идентичности, место целостной личности замещается. Человек находится в отчаянии, тревоге и страхе. Это связано с тем, что форма бытия культуры вступает в противоречие с содержанием жизненного опыта человека [10, с. 56].

Важнейшим концептом выхода из кризиса идентичности личности является вектор идентичности в образовании, в том числе профессиональном туристском образовании, который должен задаваться в целях сохранения и устойчивого развития идентичности личности в условиях глобализации. Вектор идентичности в современном образовании задается не образовательным стандартом, а кризисом идентичности, который стал главным вызовом в современном мире.

В Минобрнауки России подготовлена Стратегия воспитания российских детей на период до 2025 года. В ней говорится: «Стратегия воспитания в России подготовлена, чтобы продвинуть наш комплексный подход к воспитанию. Задача у педагогов не только научить ребенка математике, русскому, это еще и воспитание зрелой здоровой личности, которая понимает, чего хочет добиться в жизни, как относиться к окружающим людям» [8].

Главные составляющие Стратегии:

• патриотизм;

• семейные и духовные ценности;

• уважение к родителям;

• любовь к спорту.

Приоритеты Стратегии:

• становление российской гражданской идентичности;

• укрепление нравственных основ общественной жизни.

Основные направления развития воспитания:

• гражданское и патриотическое воспитание;

• формирование у детей целостного мировоззрения;

• развитие российской идентичности;

• уважение к своей семье, обществу и государству.

Нам представляется, что необходимо использовать специфические технологии профессионального туристского образования для достижения следующих целей:

• воспитание патриотов, готовых к достойному служению обществу, к защите Отечества;

• понимание многонациональной и многоконфессиональной сущности державы;

• воспитание любви и уважения к народу России;

• требование идентичности властей и уважения к власти;

• идентичное восприятие религиозных, исторических, географических, демографических, этногенетических устоев России как условий ее идентичности и уникальности;

• духовно-нравственное развитие -воспитание у детей уважения к религиозным ценностям, семье, родителям, учителям;

• развитие в детской среде коллективизма, солидарности, товарищества, милосердия и сострадания;

• развитие самосознания личной гражданской идентичности;

• формирование позитивного отношения к инвалидам;

• физическое воспитание подрастающего поколения;

• защита граждан (особенно детей) от вредной информации в Интернете;

• формирование идентичного образа России.

Первая мысль, которая посещает: легко реализовать воспитательные технологии в системе федерального государственного образовательного стандарта - нужно выделить только часть времени, и сразу появятся деньги на воспитание идентичности. Наверное, это правильно. Но это дело самого образовательного учреждения. Представляется, что подобная реализация не должна быть единственно возможной, поскольку принцип стандартизации вступит в противоречие с самой задачей формирования идентичности, которая должна носить творческий, неформальный характер.

Представляется, что гораздо более высокие (творческие) результаты

можно получить, используя систему дополнительного образования и студийный принцип его реализации.

Перечень студий дополнительного образования, которые могут способствовать эффективной реализации этих целей:

• мастерская-семинар «Причастность России»;

• студия научно-экспедиционного туризма - в поисках идентичного образа туристских дестинаций;

• краеведческий кружок «Малая Родина»;

• православная студия «Золотое наследие Руси» им. Питирима - изучение наследия и идентичности туристских дестинаций;

• мастерская исторических инсталляций;

• мастерская христианских праздников;

• клуб спортивного туризма и ориентирования;

• дискуссионный клуб «Родное слово» им. Константина Дмитриевича Ушинского;

• музей русского языка им. Александра Сергеевича Пушкина;

• музей «Туризм России»;

• движение «Россия - первая».

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Александрова Н.В. К вопросу о формировании европейской идентичности // Поли-тэкс. Кн. 9.2014.

2. Коппитерс Б. Этнические и региональные конфликты в Евразии. Международный опыт разрешения конфликтов. Кн. 3. М, 1997.

3. Кризис идентичности Европы // Central Europe Review. 26.01.2011. URL: http://www. wdi.ru/print.php?art=2560547

4. Куарони К. Европейская идентичность, или Как помочь людям ощутить себя гражданами Европы // Журнал Европейского союза. 2004. N° 35. Январь.

5. Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

6. Рябов А.В. Постимперская идентичность для России и Европы. URL: http://www. antropotok. archipelag.ru/text/a064.htm

7. Смирнова А.Г., Киселева И.Ю. Идентичность в меняющемся мире. Ярославль, 2002.

8. Стратегия воспитания российской молодежи на период до 2025 года.

9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии

(1861). М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. С. 461.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

11. Bruter M. Political Identity and European

Elections. URL: http://www.afsp.msh-paris.fr/ activite/diversafsp/collgspegael04/bruter.pdf

12. Inglehart R. The Silent Revolution. London: Macmillan, 1977.

13. URL: http://www.europa.eu.int

УДК 378.18

Ю.А. КИРЕЕВА

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТУРОПЕРЕЙТИНГА РМАТ

Рассмотрены основные организационные формы научно-исследовательской работы студентов, приведены примеры участия студентов в различных научных мероприятиях.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, туризм, формы организации научно-исследовательской работы студентов, студенческий научный кружок.

The main organizational forms of research work of students are considered, examples ofparticipation of students in various scientific actions are given.

Key words: research work of students, tourism, forms of the organization of research work of students, student scientific society.

Научно-исследовательская работа студента любого вуза является одной из важнейших форм учебного процесса. Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС), а именно:

• научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующим учебным планом по тому или иному направлению подготовки. К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы (проекты), выполняемые в течение всего срока обучения в вузе, а также выпускную квалификационную работу, выполняемую на 4-м курсе. К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести

© Киреева Ю.А., 2015

также подготовку рефератов по темам семинарских занятий. Необходимо отметить, что реферат может быть отнесен к виду НИРС только в том случае, если в процессе его подготовки проанализированы различные статьи и источники;

• научно-исследовательская работа вне учебного плана по тому или иному направлению подготовки. В данном случае студент следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранном им научном направлении, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами аудитории. Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.