зывать воздействие на поведение членов социума. От того, как поведет себя в той или иной ситуации блюститель закона, насколько объективными и справедливыми будут выдвигаемые им требования и принимаемые решения, в определенной степени зависят судьбы отдельных людей.
На основании приведенных выше доводов можно сказать, что в результате профессиональног о отбора в системе МВД России возможны только два вывода относительно рассматриваемого претендента: профессионально пригоден или не пригоден. При наличии некоего промежуточного варианта между этими полярными выводами нельзя рассматривать кандидата как потенциального сотрудника, даже в том случае, если на тот момент отсутствуют люди с требуемым уровнем профессионально важных качеств.
Однако подобный профессиональный отбор все же может успешно использоваться в системе МВД России, но, по нашему мнению, при обязательном соблюдении условия, что выбор будет производиться из профессионально пригодных кандидатов, т. е. на заключительных стадиях комплексного применения профессионального отбора и профессионального подбора, которые были рассмотрены выше.
Разумеется, на практике предлагаемая нами система повлечет дополнительные финансовые расходы, связанные с ее дальнейшей разработкой и последующей реализацией. Но эти затраты вполне окупятся за счет улучшения качественного состава кадров органов внутренних дел и растущего уровня его рационального использования. Кроме того, полагаем, применение ее связано с определенной реорганизацией некоторых сторон действующей на сегодня в органах внутренних дел России системы управления персоналом, что уже практически начато.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации // Приказ МВД РФ. — 1994. — №160.
2. Одегов Ю.Г., Журавлев Г1.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997.
3. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под редакцией Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. — М.: Научно-исследовательский центр проблем медицинского обеспечения МВД России, 1997.
4. Управление персоналом: Учебник для студентов вузов/В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, Ю.Г. Одегов, В.Т. Пихало. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
5. Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России: Методические указания. — М.: ГУК МВД России, 1999.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Ю.В. Драчева, адъюнкт Академии управления МВД России
г.Москва
В условиях социальной и экономической нестабильности и связанной с этим сложной криминогенной обстановкой российское общество нуждается в высоком профессионализме сотрудников органов внутренних дел. Особенно остро стоит вопрос профессиональной подготовленности, а еще больше — психологической готовности молодых сотрудников милиции к выполнению новой социальной роли.
Новые функциональные обязанности, смена социального окружения, напряженность графика работы и многие другие факторы вызывают затруднения профессионального становления выпускников высших образовательных учреждений (ВОУ) МВД России, которые приводят к ряду негативных явлений: возникновению отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда, увольнению из органов внутренних дел. В результате возникает проблема закрепления молодых сотрудников на своих должностях, которая разрешима лишь в случае целенаправленного изучения трудностей профессионального становления выпускников ВОУ МВД России и оказания им психологической помощи и поддержки на жизненном пути.
На сегодняшний день достаточно полно изучен этап профессионального становления курсантов в условиях учебной и служебной деятельности в вузе МВД России, разработаны мероприятия по оказанию психологической помощи в адаптации курсантов. В то же время существует необходимость рассмотреть особенности профессионального становления, а также изучить психологические трудности, с которыми сталкиваются выпускники в дальнейшем. Так, в процессе профессионального становления после окончания вуза они должны разрешать множество проблем и психологических трудностей, которые затрудняют процесс вхождения в должность. Психологические трудности можно объединить в три основных блока: —личностные или индивидуально-психологические (мотивационные, когнитивные);
— коммуникативные или социально-психологи-ческие (связанные с вхождением в коллектив и профессиональным общением);
—деятельностные, или операциональные (связанные с вхождением в деятельность, с адаптацией к ее условиям и содержанию).
При отсутствии или использовании неэффективных стратегий преодоления психологических трудностей у молодых сотрудников изменяются ценностные
ориентации, снижается мотивация, возникает внутренний дискомфорт, что приводит к затруднению профессиональной деятельности, а в итоге — к возможному увольнению из органов внутренних дел.
Разработка и внедрение системы помощи в преодолении психологических трудностей профессионального становления выпускников ВОУ МВД России позволит оптимизировать этот процесс.
Основными субъектами, включенными в процесс профессионального становления молодых сотрудников ОВД, являются руководители органов внутренних дел, наставники, психологическая служба (практические психологи ОВД).
Следует учитывать, что подход к профессиональному становлению с точки зрения управления этим процессом является практически неразработанным. Объединение усилий руководителя, наставника и психолога в процессе профессионального становления молодого сотрудника, их влияние на интенсивность этого процесса, совместное установление критериев и путей целенаправленного, сознательного управления им -это задача первостепенной важности для ОВД, от решения которых зависят качество службы молодого сотрудника и эффективность его включения в оперативно-служебную деятельность подразделения.
Задачей субъектов, включенных в процесс профессионального становления молодых сотрудников ОВД, является формирование уровня психической деятельности сотрудника, определяющего адекватное заданным требованиям и условиям среды профессиональное поведение, эффективное взаимодействие с социальным окружением и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.
На наш взгляд, психологическая помощь в преодолении психологических трудностей профессионального становления молодых сотрудников должна вестись в трех основных направлениях:
1. Деятельность психологической службы ОВД по оптимизации процесса профессионального становления выпускников.
2. Личностно-профессиональное саморазвитие молодых сотрудников, которое является важным фактором эффективного профессионального становления и преодоления психологических трудностей.
3. Работа руководителей и наставников в преодолении психологических трудностей профессионального становления выпускников ВОУ МВД России.
Организация работы поданным направлениям требует согласованных действий всех субъектов, участвующих в процессе профессионального становления молодых сотрудников ОВД. Только высокая ответственность, четкое планирование всех вопросов, постоянное наблюдение за ходом этого процесса и своевременное внесение в него корректив позволяют достичь поставленной цели - пополнить ряды ОВД профессиональными кадрами и уменьшить их текучесть.
Управление профессиональным становлением молодых специалистов - сложный организационный и психологический процесс. Он может быть эффективным только в том случае, если будет осуществляться системно. И все же главным координационным центром, объединяющим все направления работы по про-
фессиональному становлению молодых сотрудников, является психологическая служба.
Свою деятельность по данному направлению психолог строит с учетом изучения самой личности молодого специалиста, личности в деятельности, личности в коллективе и через коллектив.
Психолог должен взаимодействовать с молодыми сотрудниками, испытывающими трудности профессионального становления, наставниками, назначаемыми начальником подразделения, и непосредственными руководителя м и.
Для активизации деятельности руководителей психологу необходимо:
— разъяснять необходимость назначения наставников с учетом их психологической совместимости с молодыми сотрудниками, а также психологической и педагогической подготовленности наставников;
— осуществлять обучение по вопросам содержания процесса профессионального становления, специфики этапов его протекания, способам и приемам оказания помощи молодым сотрудникам;
— расширять профессиональную подготовку по развитию коммуникативных способностей как ведущего компонента педагогического мастерства.
Действия психолога по работе с наставниками также должны носить постоянный и целенаправленный характер и осуществляться по таким направлениям:
— повышение уровня психологической подготовленности, т.е. умения устанавливать психологический контакт с подшефным, развитие его коммуникативных способностей, общительности, наблюдательности и т.д.;
— повышение уровня своей педагогической подготовленности, т. е. развитие такта, культуры речи, способов активизации взаимопонимания со стажером, приемов педагогического управления и воздействия;
— получение информации об индивидуальных свойствах и качествах личности стажера, его первоначальном уровне знаний, умений и навыков, уровне мотивации к деятельности и взаимоотношениях в коллективе;
— осуществление морального стимулирования воспитательной деятельности наставника;
— оказание консультативной помощи по вопросам, возникающим у стажера.
Деятельность психолога по оптимизации процесса профессионального становления молодого сотрудника должна быть направлена на создание ему условий по преодолению трудностей на этом этапе.
При этом индивидуальная работа с молодым сотрудником с целью выявления и формирования качеств, оказывающих наибольшее влияние на профессиональное становление. Необходимо учитывать,^то мотивы вступления в трудовую деятельность молодых сотрудников чрезвычайно подвержены изменениям. Переход мотивов первоначального выбора деятельности в устойчивые мотивы закрепления зависит от всей системы работы с ними при ведущей роли непосредственного руководителя и наставника. Здесь происходит вооружение его психологическими знаниями, необходимыми для служебной деятельности, развиваются коммуникативные способности стажера для взаи-
модействия с руководителем, наставником и коллегами по работе, а также умения эффективно разрешать конфликтные и кризисные ситуации, формируются умения пользоваться приемами психологического воздействия в отношении лиц из криминальной среды.
С молодыми сотрудниками в рамках служебной подготовки ведутся тематические занятия и тренинги, направленные на приобретение и выработку навыков психической саморегуляции при несении службы, самоконтроля. Осуществляется консультирование по преодолению психологических трудностей, связанных с несоответствием представлений о службе реальной обстановке, которая его окружает, неумением строить уставные и неформальные отношения, устанавливать контакт с членами служебного коллектива, несоответствием деловых качеств сотрудника тем требованиям, которые предъявляет к нему служебная деятельность. В,х;оде адаптации молодого сотрудника необходима выработка навыков и потребности в саморазвитии и самообразовании, что развивает активность личности, создает перспективу личностного роста, способствует стремлению к самосовершенствованию в специальности.
Таким образом, объединение усилий руководителя подразделения ОВД, наставника и психолога в русле изложенных рекомендаций позволит не только оптимизировать процесс профессионального становления молодых сотрудников, но и улучшить качество работы подразделений ОВД в целом.
АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОМСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННОГО В 2002 г.)
Канд. пед. наук, доцент А.Ф. Караваев, В.К. Михайлова, старший инспектор-психолог, ЕЛ. Скиданов, начальник группы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Омская академия МВД России В Омской академии МВД России существует система контроля за процессом профессиональной адаптации выпускников к условиям практической деятельности. Основная цель этой работы — определение круга проблем, с которыми сталкивается выпускник в своей практической деятельности, установление обратной связи с комплектующими органами для совершенствования учебно-воспитательного процесса, выявление причин текучести кадров.
В период с мая по сентябрь 2002 г. проведено исследование по выявлению условий, которые могут способствовать или мешать процессу адаптации вы-
пускников Омской академии в практических органах. Сбор необходимых данных осуществлялся методом почтового анонимного опроса, в ходе которого через кадровые аппараты комплектующих органов внутренних дел региона были распространены анкеты для выпускников и опросные листы для руководителей. В результате выборочного исследования удалось получить сведения от 430 выпускников, закончивших обучение в Омской академии в 1999-2001гг., в том числе от 319 выпускников, обучавшихся по программе высшего уровня, от 117 выпускников, обучавшихся по программе среднего уровня, а также 438 отзывов руководителей, в чьем непосредственном подчинении на момент исследования (май-июль 2002г.) находились данные молодые специалисты. Кроме того, были получены сведения о выпускниках, которые закончили очное обучение в академии в 1999-2001 гг. и уволились из органов внутренних дел Российской Федерации по различным причинам, аналитические данные о работе выпускников академии в других правоохранительных структурах Омской области.
Послевузовская адаптация протекает под воздействием множества причин, ее успешность зависит как от качества полученных во время обучения знаний, так и от тех условий, в которых выпускники начинают свою трудовую деятельность. Полученные путем анкетирования данные выявили объективные трудности на начальном этапе профессиональной деятельности выпускников академии, проблемы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в вузе и необходимость координации взаимодействия практических органов и вуза. Основные проблемы, выявленные в ходе исследования:
— отмечается отток выпускников из ведущих служб (уголовный розыск, следствие, дознание), особенно много увольняется участковых уполномоченных милиции;
— более объективна самооценка и уровень подготовленности выпускников высшей ступени обучения, чем у выпускников средней ступени обучения, поэтому необходимо совершенствовать программы среднего профессионального образования;
— отмечается слабая боевая и физическая подготовка выпускников, недостаток практических навыков, полученных в период обучения, низкие коммуникативные качества, что непосредственным образом сказывается на начальном периоде адаптации;
— крайне важно для практических органов закрепление за выпускниками наставников, имеющих большой опыт работы в органах внутренних дел для успешной адаптации выпускников к практической деятельности;
— наиболее важными и полезными, по мнению выпускников академии, оказались, кроме профильных учебных дисциплин (уголовный процесс, уголовное право, оперативно-розыскная деятельность, криминалистика), психология, судебная медицина, спецтехника и спецтактика. Меньшее значение выпускники придают обучению навыкам работы на компьютере, это стало для них нормой. Следует расширить программы обучения по психологии общения и психологии оперативно-розыскной деятельности;