Научная статья на тему 'Профессиональное становление психологов-практиков'

Профессиональное становление психологов-практиков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление психологов-практиков»

№ 14-15

Сибирский психологический журнал

2001 г.

лений других учёных. Председатель, хорошо известный Вильям Джеме, был голоден (как все остальные) и утомлён. С трудом дослушав доклад, он не дал времени на вопросы. Таким образом, этот доклад не был замечен, а молодой психолог, не получивший положительного подкрепления, забросил психологию. Больше о нём ничего конкретного неизвестно. Но это лишь один из видов креативного кризиса - кризис подкрепления. Негативное подкрепление переносится на всё остальное поведение, ассоциируемое с креативным, и таким образом, организм больше не проявляет творческих реакций. Само собой, что данный кризис может быть ос-таточно легко и быстро преодолен при получении позитивного подкрепления. Кроме того, память о прошлых подкреплениях заставляет креативов творить, добиваясь последующих подкреплений. Так, например, многие импрессионисты умерли в нищете и непризнанными, оставив тем не менее множество картин. Возможно, их подкрепляли родственники либо ими двигало стремление добиться подкрепления, которое уже было когда-то получено.

Рассмотрим теперь кризис реакции. Данный тип реакции характеризуется тем, что не возникает ситуация, в которой возможно креативное поведение. Человек знает, вернее, помнит, что он раньше положительно подкреплялся, и что такое подкрепление возможно и в будущем, если он будет творить. Однако не может. Данное явление можно объяснить, несколькими причинами. Во-первых, износ биологического аппарата, т.е., ухудшение зрения или паралич (если ты художник), ухудшение функций мозга и так далее. Так, например, произошло с Дюма. В старости он не мог творить, хотя до этого он написал такое количество романов, пьес, что хватило бы на три, четыре иные жизни. Все говорят, талант исчерпал себя. Но всё проще. Он состарился, адаптивная функция организма ухудшилась, в конце концов - он частично потерял память. Кто знает, может «забылась» первая творческая реакция.

Второй причиной может служить исчерпание поведенческих паттернов. На определённом этапе творчес-

кого поведения, человек не может создать нечто новое по той простой причине, что у него недостаточно знаний. Знания здесь понимаются в самом широком смысле. Это и отсутствие определённых навыков и жизненного опыта. Например, Эйнштейн так и не принял квантовую теорию, просто он не мог её понять. По сути, он оказался в творческом кризисе: и ничего значительного после 1920 г. он не создал. Он лишь дополнял положения своих прошлых теорий. Этот тип креативного кризиса боле характерен для учёных, в то время как кризис подкрепления - для художников, ибо учёный, создав что-то, имеет возможность донести свою теорию до других: либо доказав, что она применима на практике, либо проведя эксперимент, либо просто пользуясь законами логики. Художники же, писатели, музыканты создают нечто, что оценивается не с научных позиций, а с эстетических. Например, мне может не нравиться Пушкин. Его произведения не служат для меня условным подкреплением. Если это же верно для большинства, то у Пушкина возникает кризис. Так исчезает со сцены, например, большинство эстрадных звёзд.

Итак, творчество в рассмотрении бихевиоризма приобретает несколько, точнее, совершенно иной оттенок, чем с точки зрения деятельностного или когнитивистс-кого подходов. Для бихевиоризма несущественны какие-либо внутренние процессы, которые обусловливают креативность личности. Личность - это всего лишь чёрный ящик, который принимает стимулы и испускает реакции. Соответственно, творчество - это всего лишь продукт научения. Если проследить онтогенетический путь развития творчества, то первое применение творческого подхода суть «вещь-в-себе». В рамках бихевиоральной науки неизвестно как возникает творческий процесс. Это лишь оперант, а как всякий опе-рант творчество представляет реакцию организма, случайную реакцию организма. Однако, возникнув в первый раз, креативность имеет тенденцию проявляться и в последующем поведении человека. Творчество - лишь поведение и ничего более.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ-ПРАКТИКОВ

К.А. Румянцева (Екатеринбург)

В последние годы возрос интерес к развитию, профессиональному росту психологов-практиков. Как становятся профессионалами? Чёткое понимание этого процесса и знание тех проблем, которые возникают на этапах становления, смогут обеспечить эффективное прохождение кризисов, неизбежно сопутствующих развитию молодого специалиста.

Обычно перед выпускником психологического факультета стоит ряд проблем, часть которых проистекает из современного положения психологической науки. Так,

отсутствие единой психологической теории, которая бы качественно интегрировала имеющиеся на сегодняшний день психологические знания, часто приводит или к неоправданной ортодоксальности или к теоретическому эклектизму, без чёткого понимания связей между различными подходами.

На этапе подготовки будущих специалистов основной круг вопросов составляют следующие моменты: связь учебных дисциплин с клинической практикой; внутригрупповая динамика в ходе учебного процесса,

Материалы сообщений участников Всероссийской школы молодых ученых-психологов

стадии личностно-профессионального роста студентов, переход от клиентской позиции к профессиональной, развитие мотивации к дальнейшему обучению, а также проблемы дальнейшего профессионального роста выпускников.

Способствовать становлению студента от начинающего до самостоятельно работающего специалиста должна супервизия, которая является необходимым обучающим методом на каждой стадии этого развития. С нашей точки зрения, есть смысл в том, чтобы ввести су-первизию на психологическом факультете в последний год обучения. Это даст возможность студентам развить способность к саморефлексии, усвоить некоторые приёмы ведения психологической работы, получить практические навыки диагностики, взаимодействия с клиентами в различных ситуациях и с разными типами клиентов, а также определиться с теорией, которой они будут придерживаться в своей деятельности.

Мы видим возможность организации такой практики следующим образом: занятия будут проходить в микрогруппах по 6-8 человек 4 часа в неделю под руководством опытного супервизора. Данные параметры позволят обеспечить достаточно интенсивную работу каждого студента как в роли консультанта, так и в роли клиента (таблица).

возможные решения вопросов, стадии процесса консультирования и их содержание. При этом необходимо уаелять внимание анализу возникающих по ходу действия чувств, ассоциаций, психологических защит.

После этого необходим переход к ситуациям, когда студент, занимающий клиентскую позицию, заявляет свою личную проблему, над решением которой хотел бы поработать. Он выбирает себе консультанта из участников группы. Супервизор, выступающий здесь в роли наставника, в определённые моменты может вступать во взаимодействие с клиентом, демонстрируя всей группе специфические приёмы и техники, позволяющие эффективно решить заявленную проблему (для этого, безусловно, супервизор должен обладать как широкими академическими знаниями, так и серьёзным опытом практической работы).

В завершение производится анализ процесса: студент, занимавший позицию консультанта, определяет моменты, которые вызывали у него затруднения в процессе консультирования, а группа даёт обратную связь, используя ранее определённые конвенциональные критерии. Супервизор делает общие комментарии, указывает на то, чему следует уделить особое внимание при работе с клиентом и при самоанализе.

Таким образом, с одной стороны студенты смогут

Таблица

супервизия

Стадия Цель Действия супервизора Действия студентов

Введение Создать учебный союз в рамках супервизии Создание условий, в которых разовьется способность учиться Доверие способности и желанию супервизора обучать и помогать

Определение качеств эффективного консультанта Разработка критериев оценки профессиональной деятельности психолога-консультанта Организация групповой дискуссии Выявление своих представлений об эффективном консультанте

Моделирование ситуаций Тренинг практических навыков взаимодействия с клиентами в различных ситуациях Коррекция навыков, акцент на анализе негативных эмоций, проекций и т д Проигрывание ситуаций, определение структуры процесса, поиск эффективных стратегий

Клиентская позиция Проработка личных проблем, которые могут негативно повлиять на эффективность работы будущего консультанта Фокусирование внимания на ключевых моментах. Демонстрация различных техник, развитие способности студентов к умелому применению теории и техники, к рефлексии и самооценке Клиент: готовность к изменениям, выбор консультанта, активность. Группа: наблюдение, обратная связь и поддержка

Профессиональная позиция Получение опыта профессиональной деятельности в относительно безопасной обстановке под наблюдением опытного наставника Консультант: применение эффективных стратегий в работе с клиентом, саморефлексия. Группа: наблюдение, обращая связь и поддержка

Вначале участники должны будут обсудить конвенциональные качества и способности, присущие эффективному консультанту (психотерапевту), и в дальнейшем ориентироваться на них как на критерии оценки собственной работы.

Далее следует моделирование предлагаемых супервизором ситуаций, наиболее часто возникающих в процессе консультирования. Студенты самостоятельно, применяя на практике имеющиеся у них теоретические знания, определяют

проработать свои личные проблемы, которые бы мешали им в их профессиональной деятельности, и развить такую важную способность как саморефлексия; а с другой - они получат ценный опыт пребывания в роли психолога-консультанта и, начав свою практическую деятельность, будут чувствовать себя более уверенно в работе с клиентами. Последнее, в свою очередь, поможет избежать многих ошибок, свойственных начинающим консультантам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.