Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki. com/issue-1-2023. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Колосова, В. В. Профессиональное становление и ценностные основания субъектов управленческой деятельности: анализ современной практики / В. В. Колосова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN123 .pdf
For citation:
Kolosova V.V. Professional formation and value foundations of subjects of management activity: analysis of modern practice. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 11PSMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)
Колосова Валентина Викторовна
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=348109
Профессиональное становление и ценностные основания субъектов управленческой деятельности: анализ современной практики
Аннотация. В статье на основании теоретического анализа публикаций обозначена актуальность проблемы управленческой деятельности в условиях новой социальной реальности, которая обозначена хронологическими рамками 2019-2022 гг. Новые социально-экономические задачи сформировали запрос на подготовку квалифицированных специалистов — управленческие кадры, способные интегрировать в своей деятельности интеллектуальные, профессиональные, гражданские и социально-психологические качества. Автором представлен анализ основных направлений психологических исследований управленческих кадров отечественными учёными, а также обзор публикаций, отражающих образовательную практику подготовки высококвалифицированных профессионалов в вузах. Даётся описание новой социальной реальности как эпохи нестабильности и макросоциальных изменений, которая осложняется пандемией Covid-19, событиями военно-политического и социально-экономического характера, кризисом духовно-нравственных ценностей. В условиях сложившейся реальности идёт осмысление и научный поиск новых направлений исследований субъектов управленческой деятельности. Анализируются подходы, отражающие изучение отдельных компонентов управленческого потенциала и эмоционального интеллекта менеджеров. Автором отмечен самостоятельный тематический блок исследований, объединённый понятием профессионально-личностной компетентности руководителей. Потенциал образовательной системы вузов представлен публикациями междисциплинарного социально-гуманитарного знания, в которых обобщается практический опыт авторов исследований, включая вопросы цифровизации процесса обучения, образовательные технологии, применяемых в российских вузах. Важными публикациями для понимания потенциала социальной ситуации и будущих выпускников вузов стали исследования психологии морали и гражданского самосознания молодёжи. Раскрывается значимость изучения вопросов гражданской идентичности, гражданской позиции, ответственного гражданского поведения среди руководителей социально-экономической сферы, призванной
направлять, планировать, регулировать процессы индивидуальной и групповой работы с подчинёнными. Делается вывод о том, что элементы новизны связаны с актуализацией вопросов эффективности управленческой деятельности в новой социальной реальности и предложением теоретической модели компетенций управленческих кадров, которая включает в себя гражданский, интеллектуальный, профессиональный, социально-психологический компоненты, что рассматривается как направление дальнейших исследований субъектов управленческого взаимодействия.
Ключевые слова: управленческая деятельность; новая реальность; модель компетенций управленческих кадров; гражданская позиция; ценностные основания; профессиональное становление; управленческий потенциал
Принимая во внимание динамику политических, экономических и социокультурных аспектов современной ситуации, становятся очевидными проблемы управления происходящими процессами. Во всех общественных сферах, на всех уровнях управления развитие государства и общества, опирается (может и/или должно опираться) на апробированные механизмы управления эффективностью работы сотрудников и поиск новых устойчивых источников роста.
В этих условиях стоят новые задачи по обеспечению эффективности руководства государственного и негосударственного секторов экономики, социальной сферы, систем государственного и муниципального уровней управления. Решение этих задач предусматривает повышение научно-образовательного потенциала вузов в социально-экономическом развитии Российской Федерации, что нашло своё отражение в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», принятой правительством в 2021 году.
В предыдущие десятилетия отечественные учёные провели серьёзные психологические исследования проблемы управления человеческими ресурсами, профессионального становления выпускников вузов, структуры ценностных ориентаций как механизмов, регулирующих социальное поведение личности и группы, опубликовали полезные для практики результаты. В сложившейся ситуации актуальной реальности общество формирует новый запрос системе высшего образования — готовить квалифицированных специалистов — управленческие кадры, способные интегрировать в своей деятельности интеллектуальные, профессиональные, гражданские и социально-психологические качества.
В этом контексте наш научный интерес опирается на данные опросов, проведённых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в декабре 2022 г.
Подавляющее большинство молодых россиян 14-35 лет сегодня идентифицируют себя как граждане РФ — 83 %. Для нас важно, что топ-3 ценностных ориентаций российской молодежи на сегодняшний день — это высокий уровень благополучия (58 %); спокойная жизнь, работая и заботясь о семье (54 %) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26 %)1. Полученные результаты показывают возможный потенциал роста конструктивных изменений в социально-экономической сфере страны, включая сферу образования.
1 Аналитический обзор ВЦИОМ «Ценности молодёжи». https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi.
Введение
Молодёжь — социальная группа, которая характеризуется активным ценностным и профессиональным самоопределением через образовательную, коммуникативную, трудовую практику. Выбор предпочтений молодых людей формирует и формируется на фоне актуальных событий социума [1].
Нашей целью является анализ основных направлений исследований управленческих кадров отечественными учёными, а также образовательная практика подготовки высококвалифицированных профессионалов в области управления персоналом. Практическая значимость исследования связана с востребованностью выпускников для решения практических задач по работе с персоналом в различных социальных объединениях для управления межличностными отношениями, регулирования процессов мотивации и вознаграждения, профилактики профессионального выгорания и вовлечения сотрудников организации в деятельность.
Психологические исследования субъектов управленческих взаимодействий проводятся на протяжении нескольких десятилетий, отражая особенности управленческой деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества, на разных уровнях власти, в условиях разных форм собственности. Исследования проводились Т.Ю. Базаровым, Н.В. Бордовской, А.А. Деркачём, Ю.М. Забродиным, Е.П. Ермолаевой, Т.С. Кабаченко, В.Н. Маркиным, Г.М. Мануйловы, Г.С. Никифоровым, В.В. Новиковым, А.Л. Свенцицким, Е.С. Романовой — известными отечественными учёными и опытными преподавателями ведущих вузов нашей страны.
Авторами отмечалось, что успешная управленческая деятельность во многом определяется системой сопровождения профессиональной карьеры участников управленческого взаимодействия, использованием имеющихся в фундаментальной и прикладной психологии знаний и методов, личностно-ориентированным управлением, личностно-профессиональным потенциалом управленческих кадров.
С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что психологическая наука располагает обширным арсеналом исследований управленческих кадров для решения задач, стоящих перед обществом в новой реальности, а с другой стороны, современное общество сформировало запрос на новые типы отношений между сотрудниками организации, запрос на изменение системы индивидуальных и общественных ценностей, социальных функций, параметров поведения и социально-психологического климата.
Настоящее время — это новая реальность, глобальный мир коммуникаций, атомизации людей, цифровой среды, эпоха нестабильности и макросоциальных изменений, которая осложняется пандемией Covid-19, событиями военно-политического и социально-экономического характера, кризисом духовно-нравственных ценностей.
Анализ научных исследований, проведённых за период 2019-2022 года с участием управленцев показывает, что особый интерес для учёных представляет изучение личностного и профессионального потенциала управленческих кадров. Содержание данного феномена, его накопление, оценка, возрастание и реализация в контексте профессиональной деятельности имеет определённые традиции исследований, но продолжается и сегодня, о чём свидетельствуют публикации [2-5].
Потенциал управленческих кадров как предмет научного анализа в условиях новой реальности
Взаимосвязь управленческого потенциала и когнитивных характеристик руководителей разных уровней управления показана в исследовании Ю.К. Барковой, Е.В. Селезнёвой, Ю.В. Синягина. Уровень сформированности отдельных когнитивных характеристик, отмечают авторы, может рассматриваться как один из значимых прогностических параметров в оценке управленческого потенциала [6].
Отдельный тематический блок исследований объединён понятием профессионально-личностной компетентности. «Менеджеры, не обладающие необходимым уровнем профессионально-личностной компетентности, не смогут своевременно выделить и осознать сложность профессиональной деятельности, что затруднит организацию профилактики возможных профессиональных проблем и деформаций, обусловливая снижение успешности деятельности и личностного ресурса» [7, с. 419].
Расширяют проблематику исследований управленческих кадров публикации о характеристиках эмоционального интеллекта менеджеров [8-10].
В качестве ключевого понятия для специалиста по управлению персоналом при разработке локальных моделей специалиста в организации Б.А. Ясько и Б.В. Казарин вводят и обосновывают понятие «модель личности специалиста» [11]. В качестве конкретного примера технологий психодиагностики и профессионального отбора управленческих кадров, можно привести исследование Т.И. Бородиной и П.А. Корчемного [12].
Представляют интерес исследования психологических компонентов управленческой деятельности руководителей проводились в образовательных организациях и медицинских учреждениях, в научных организациях, силовых структурах и в системе государственной службы [13-17].
В целом ряде работ сотрудники разных уровней управления государственной службы были группой детальной оценки исследователей, изучавших ценностные ориентации госслужащих и компоненты их управленческого потенциала, особенности влияния системы ценностных ориентаций руководителей на их представления о факторах эффективности управленческой команды, карьерные траектории руководителей государственного управления [18-20].
Таким образом, осмысление проблематики исследований субъектов управленческой деятельности в новых условиях показывает, что идёт научный поиск новых направлений исследований, обеспечивающих практику полезными эмпирическими результатами, помогая лучшему пониманию потенциальных возможностей управленческих кадров, их развитию и повышению квалификации.
Ценности и технологии образовательного процесса вуза
Содержательные компоненты образовательного процесса, его формы и технологии, в отмеченных нами хронологических рамках, обсуждаются педагогами, социологами, юристами, философами, экономистами — представителями всех отраслей социально-гуманитарного знания.
Так, специалистами анализируется и систематизируется видовое разнообразие смешанных образовательных технологий, применяемых в российских вузах [21], обобщается практический опыт исследования предпочтений формата обучения студентами вуза [22], проблема повышения качества обучения студентов через визуализацию информации [23], целесообразность определения наиболее эффективных форм подачи материала при дистанционном обучении [24]. В статье Е.Э. Суровой выявлены и раскрыты риски современного дистанционного взаимодействия [25].
Следует отметить предложения в публикациях по корректировке целей и механизмов развития отечественного высшего образования с учётом актуальных вызовов времени [26], а также подробно описанный ряд проблем образования, воспитания, формирования человеческого потенциала представленный И.М. Ильинским. Автор приходит к выводу о необходимости проведения сильной молодежной политики, направленной на формирование активного, самостоятельного, образованного, патриотически настроенного человека, способного понимать смысл происходящего [27].
Для нас представляется важным утверждение известных учёных-экономистов о необходимости признания человеческого капитала в качестве одного из главных ресурсов развития страны и создания необходимых условий для реализации этого потенциала внутри страны [28].
Среди работ, важных для понимания потенциала социальной ситуации и будущих выпускников вузов — исследование психологии морали, моральных ценностей, их роли в контексте гражданской идентичности [29], изучение особенностей психологической готовности молодежи к гражданскому поведению [30], исследование различных форм и мотивов социальной активности молодёжи, её гражданского самосознания [31].
Вместе с тем, следует признать, что малоизученными остаются вопросы регулирования процесса гражданского и профессионального становления личности, включая, как отмечал Ю.М. Забродин, формирование социально-ориентированных интересов и мотивов к профессиональной деятельности [32].
Автор одной из работ считает, что для эффективного управления страной нужны не управленцы-технократы. «России необходимы управленцы-профессионалы с четким ценностным профилем, в основе которого кредо беззаветного служения Отечеству» [33, а 32]. На наш взгляд, современная практика управления, управленческие решения, принимаемые в сегодняшней социальной ситуации менеджерами всех уровней, следует, прежде всего, рассматривать и оценивать, как решения, отвечающие / не отвечающие интересам общества и государства.
В данном контексте заслуживают внимания публикации, авторы которых рассматривают социальную направленность как личностное качество, «выступающее как основной мотивирующий фактор при принятии решений в пользу социума» [34, а 204]. Ю.В. Синягин подчёркивает: руководитель, характеризующийся выраженной социальной направленностью, демонстрирует модель, которую автор обозначает как «служение» [35]. По мнению учёных, социальная направленность особенно актуальна в качестве самостоятельного значимого показателя оценки руководителей государственной службы.
Нельзя не согласиться с целостным подходом к управлению персоналом, который предложен Е.А. Петряковой [36]. Только системный подход к управлению персоналом, пишет автор, позволит учесть социально-психологические особенности взаимодействия в коллективе, оптимизировать организационное сотрудничество и сохранить человеческие ресурсы.
Не подвергая сомнению востребованность проведённых авторами исследований, отметим, что публикаций, отражающих изучение вопросов гражданской идентичности, гражданской позиции, ответственного гражданского поведения среди руководителей социально-экономической сферы, призванной направлять, планировать, регулировать процессы индивидуальной и групповой работы с подчинёнными, нами не обнаружено.
Заключение
В условиях новой социальной реальности стоят актуальные задачи по организации управления государственным и негосударственным секторами экономики, социокультурной сферой, системой государственного и муниципального уровней управления. Успешная реализация этих задач во многом определяется потенциалом кадров управления, которые готовятся в вузах.
Материалы проведённого нами исследования публикаций за последние три года показывают, что, несмотря на сложившиеся традиционные психологические направления изучения проблем управления, продолжается научный поиск и уточнение содержания категорий управленческий потенциал, профессионально-личностная компетентность руководителей, предлагаются современные процедуры оценки субъектов управления. В дальнейшем желательно провести исследования структуры ценностных ориентаций управленческих кадров негосударственного сектора экономики и сферы культуры.
Образовательный процесс, представленный в нашем анализе междисциплинарным подходом, в основном, отражает данные результатов цифровизации образовательных технологий. Для всей системы образования актуальными остаются вопросы формирования гражданской позиции и социальной направленности управленческих кадров.
Элементы новизны связаны с актуализацией проблемы эффективности управленческой деятельности в новой социальной реальности и предложением теоретической модели компетенций управленческих кадров, которая включает гражданский, интеллектуальный, профессиональный, социально-психологический компоненты как направления дальнейших исследований субъектов управленческого взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колосова, В.В. Ценностные компоненты профессионального самосознания (на примере студентов-психологов) / В.В. Колосова // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: Результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. — Москва: Институт психологии РАН, 2017. — С. 1672-1679.
2. Развитие профессионализма: новые подходы в интегративных исследованиях личности / А.А. Деркач, А.А. Бехтер, А.В. Гагарин [и др.]. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2019. — 238 с.
3. Переверзина, О.Ю. Прогностические возможности современных технологий оценки управленческого потенциала / О.Ю. Переверзина // Мир психологии. — 2020. — № 4(104). — С. 208-216.
4. Ослякова, И.В. Подходы к исследованию уверенности субъектов управления / И.В. Ослякова // Мир педагогики и психологии. — 2019. — № 2(31). — С. 135142.
5. Ковальчук, И.А. Теоретические подходы в Отечественной и зарубежной психологии к изучению интеллектуального потенциала человека как субъекта труда / И.А. Ковальчук // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов IV Международного симпозиума психологов, Рязань, 07-08 апреля 2022 года. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. — С. 21-26.
6. Баркова, Ю.К. Взаимосвязь управленческого потенциала и когнитивных характеристик руководителей разных уровней управления / Ю.К. Баркова, Е.В. Селезнева, Ю.В. Синягин // Управленческое консультирование. — 2021. — № 5(149). — С. 17-31.
7. Жалагина, Т.А. Исследовательский аспект психологического анализа профессионально-личностной компетентности как фактора достижения высоких результатов в труде / Т.А. Жалагина, А.В. Новоторцева // Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления / Ответственные редакторы: Н.В. Борисова, М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев. — Москва: Институт психологии РАН, 2020.
— С. 406-420.
8. Исаева О.М., Мкртычан Г.А. Роль эмоционального интеллекта в деятельности менеджера по управлению персоналом // Организационная психология. 2019. Т. 9. № 2. С. 52-69.
9. Карпов, А.В. Специфика взаимосвязи эмоционального интеллекта и стилевых особенностей управленческих решений / А.В. Карпов, Н.В. Сидорова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2021. — № 3(56). — С. 19-31.
10. Кустова, А.В. Развитие эмоционального интеллекта как основы эмоционального лидерства у обучающихся по программе "управление персоналом" / А.В. Кустова // Образование и общество. — 2019. — № 5(118). — С. 122-127.
11. Ясько, Б.А. Модель личности специалиста: методологическое обоснование и практическая востребованность / Б.А. Ясько, Б.В. Казарин // Организационная психология. — 2020. — Т. 10. — № 4. — С. 109-137.
12. Бородина Т.И., Корчемный П.А. Предрасположенность как психологическое условие личностно-профессиональной диагностики государственных служащих // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 126-135.
13. Войтикова, М.А. Управленческая компетентность руководителя как условие эффективного управления образовательной организацией / М.А. Войтикова // Заметки ученого. — 2020. — № 10. — С. 111-117.
14. Диагностика и профессиональное развитие управленческих кадров государственной службы: методология и технологии / Ю.К. Баркова, З.М. Гояева, А.С. Белопухова [и др.]. — Москва: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2021.
— 354 с.
15. Гайдамашко, И.В. Психологические факторы эффективного управления кадровой работой научной организации / И.В. Гайдамашко, М.А. Войтикова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2019. — № 4(49). — С. 16-25.
16. Шнайдер, В.Ф. Управленческая компетентность руководителя, как условие эффективного управления образовательной организацией / В.Ф. Шнайдер, Н С. Чурин // Матрица научного познания. — 2022. — № 1-2. — С. 100-107.
17. Буреева Н.Н., Колосова В.В. Мотивационная готовность к управленческой деятельности (на примере группы кадрового резерва руководящего состава вуза) // Социальная среда и социальная политика: новые подходы и инновационные технологии. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5, № 5 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д.с.н., Ростовской Т.К., д.и.н., Саралиевой З.Х. — М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. — 255 с. С. 200-203.
18. Селезнёва Е.В., Баркова Ю.К. Социальная направленность личности и ценностные стратегии руководителей системы государственной службы // Вопросы управления. 2019. № 4(59). С. 204-216.
19. Баркова Ю.К., Селезнева Е.В., Синягин Ю.В. Взаимосвязь представлений руководителей организаций о факторах эффективности управленческой команды и их ценностных ориентаций // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 2. — С. 166-187.
20. Шебураков, И.Б. Карьерные траектории руководителей субъектов Российской Федерации в условиях новой кадровой политики / И.Б. Шебураков, О Н. Шебуракова // Мир психологии. — 2020. — № 4(104). — С. 199-208.
21. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А., Мелкая Л.А. Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 58-78.
22. Марголис А.А., Сорокова М.Г., Шведовская А.А. Очный, смешанный или онлайнформат: как предпочитают учиться студенты? // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 5-20.
23. Л.Н. Мотунова. Визуализация учебного материала как средство повышения качества его усвоения студентами высшей школы // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. 2022. № 3. С. 86-89.
24. Ефанов, А.А. Развитие института образования в России как ответ на вызовы пандемии коронавируса / А.А. Ефанов // Знание. Понимание. Умение. — 2021. — № 1. — С. 28-34.
25. Сурова, Е.Э. Риски "дистанционности" в информационную эпоху / Е.Э. Сурова // Знание. Понимание. Умение. — 2022. — № 1. — С. 178-192.
26. Тхагапсоев, Х.Г. Расставаясь, обрести: к ориентирам "пост-болонского" развития вузовского образования в России / Х.Г. Тхагапсоев, М.М. Яхутлов // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31. — № 10. — С. 44-55.
27. Ильинский, И.М. Молодежь и строительство нации / И.М. Ильинский // Знание. Понимание. Умение. — 2022. — № 2. — С. 5-28.
28. Аузан, А.А. Развитие креативной экономики России в контексте современных вызовов / А.А. Аузан, А.И. Бахтигараева, В.А. Брызгалин // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2022. — № 2(54). — С. 213-220.
29. Сычев О.А., Нестик Т.А. Моральные основания стыда и гордости за свою страну // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 3. С. 528-549.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Щербакова, В.В. Особенности психологической готовности к гражданскому поведению современной российской молодежи / В.В. Щербакова // Мир психологии. — 2021. — № 3(106). — С. 124-138.
Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 1. С 142-158.
Забродин Ю.М. Психология управления человеческими ресурсами (очерки теории психической регуляции поведения). Монография. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 224 с.
Ильницкий А.М. Стратегия ментальной безопасности России // Военная мысль № 4 — 2022. С. 26-35.
Селезнёва Е.В., Баркова Ю.К. Социальная направленность личности и ценностные стратегии руководителей системы государственной службы // Вопросы управления. 2019. № 4(59). С. 204-216.
Синягин, Ю.В. Социальная направленность как характеристика личности руководителя государственной службы / Ю.В. Синягин // Образование личности. — 2019. — № 1. — С. 40-45.
Петрякова, Е.А. Экологичное управление персоналом как социально-психологическая категория / Е.А. Петрякова // Системная психология и социология. — 2022. — № 1(41). — С. 48-60.
Kolosova Valentina Viktorovna
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected] RSCI: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=348109
Professional formation and value foundations of subjects of management activity: analysis of modern practice
Abstract. In the article, on the basis of a theoretical analysis of publications, the relevance of the problem of managerial activity in the conditions of the new social reality is indicated, which is indicated by the chronological framework of 2019-2022. The author presents an analysis of the main directions of psychological research of managerial personnel by domestic scientists, as well as a review of publications reflecting the educational practice of training highly qualified professionals in universities. A description of the new social reality as an era of instability and macrosocial changes, which is complicated by the Covid-19 pandemic, events of a military-political and socio-economic nature, a crisis of spiritual and moral values, is given.
In the conditions of the current reality, there is a comprehension and scientific search for new areas of research of subjects of managerial activity. The approaches reflecting the study of individual components of the managerial potential and emotional intelligence of managers are analyzed. The author notes an independent thematic block of research, united by the concept of professional and personal competence of managers. The potential of the educational system of universities is represented by publications of interdisciplinary social and humanitarian knowledge, which summarize the practical experience of the authors of the studies, including the issues of digitalization of the learning process, educational technologies used in Russian universities.
Important publications for understanding the potential of the social situation and future university graduates were studies of the psychology of morality and civic consciousness of young people. The importance of studying the issues of civic identity, civic position, responsible civic behavior among the leaders of the socio-economic sphere, designed to direct, plan, regulate the processes of individual and group work with subordinates, is revealed. It is concluded that the elements of novelty are associated with the actualization of the effectiveness of managerial activities in the new social reality and the proposal of a theoretical model of competencies of managerial personnel, which includes civil, intellectual, professional, socio-psychological components, which is considered as a direction for further research of subjects of managerial interaction.
Keywords: management activity; new reality; model of competencies of managerial personnel; civil position; value foundations; professional formation; managerial potential