Научная статья на тему 'Профессиональное социологическое сообщество с позиции сетевого подхода'

Профессиональное социологическое сообщество с позиции сетевого подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
247
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / PROFESSIONAL SOCIOLOGICAL COMMUNITY / СЕТЕВОЙ ПОДХОД / NETWORK APPROACH / АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / SOCIAL NETWORK ANALYSIS / СТОЛИЧНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ / METROPOLITAN AND REGIONAL RESEARCH COMPANIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Дарья Васильевна

Статья представляет результаты социологического исследования «Профессиональная коммуникация в социологическом сообществе». Профессиональные коммуникации в исследовательском сообществе рассматриваются с позиции сетевого подхода. Единицами анализа выступают социологические центры и коллективы России. Результаты проведенного сетевого анализа позволяют сделать вывод о преобладании связей типа «заказчик-исполнитель» между столичными и региональными исследовательскими компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мальцева Дарья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional sociological community from the network approach position

The article presents results of the sociological research “Professional communication in the community of sociologists”. Professional communications in the research community are considered in the perspective of network approach. The units of analysis are the sociological centers and collectives of Russia. Results of network analysis lead to the conclusion about the prevalence of the “customer executor” model of communication between metropolitan and regional research companies.

Текст научной работы на тему «Профессиональное социологическое сообщество с позиции сетевого подхода»

Д.В. Мальцева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО С ПОЗИЦИИ СЕТЕВОГО ПОДХОДА

Статья представляет результаты социологического исследования «Профессиональная коммуникация в социологическом сообществе». Профессиональные коммуникации в исследовательском сообществе рассматриваются с позиции сетевого подхода. Единицами анализа выступают социологические центры и коллективы России. Результаты проведенного сетевого анализа позволяют сделать вывод о преобладании связей типа «заказчик-исполнитель» между столичными и региональными исследовательскими компаниями.

Ключевые слова: профессиональное социологическое сообщество, сетевой подход, анализ социальных сетей, столичные и региональные исследовательские центры.

Профессиональные коммуникации внутри научного сообщества являются как показателем, так и фактором развития любой науки. Для российского социологического сообщества вопросы наличия, интенсивности, специфики профессиональных связей обусловлены существованием широкой географической сети исследовательских организаций, разных внутренних групп. Актуальность изучения профессиональных связей за последние годы возрастает вследствие происходящих изменений на рынке исследовательских услуг: появление новых компаний и объединение существующих, распространение сетей крупных компаний на региональном рынке и появление на нем самостоятельных «местных» игроков.

Отношения между отдельными участниками и более крупными единицами (исследовательскими коллективами, центрами, компаниями) социологического сообщества могут быть рассмотрены с позиций сетевого подхода, направления, активно развивающегося в настоящее время в социологии и других социальных науках. Его цель - изучение образцов связей между индивидами, организациями

© Мальцева Д.В., 2014

или институтами для того, чтобы выявить, как социальные структуры возникают на основе взаимодействий субъектов и влияют на эти взаимодействия.

Сетевой подход является междисциплинарным направлением и основан на работах в области антропологии, экономики, политологии, социальной психологии, социологии, активно развивающихся со второй половины XX в. Развитие сетевого подхода обусловлено также использованием математических подходов и компьютерных алгоритмов в 1970-е годы, результатом которого стало становление особой сетевой методологии - методологии анализа социальных сетей. В рамках этой методологии отдельные индивиды или компании могут быть представлены в виде узлов сети (в виде вершин графа), а отношения между ними - в виде связей (ребер).

Методология сетевого анализа уже успешно применялась для изучения профессионального сообщества социологов. В частности, можно выделить работу Г.С. Батыгина и Г.В. Градосельской (НИУ ВШЭ) «Сетевые взаимосвязи в профессиональном сообществе социологов: методика контент-аналитического исследования биографий», масштабные работы сотрудников Европейского университета в Санкт-Петербурге, выполненные под руководством М.М. Соколова.

В ходе исследования «Профессиональная коммуникация в социологическом сообществе» - инициативного проекта, реализованного в декабре 2012 г. Исследовательской группой ЦИРКОН совместно с порталом Социологос.ру, - получены данные по связям между социологическими центрами и коллективами как самостоятельными единицами анализа. Исследование было нацелено на получение информации о механизмах и каналах профессиональной коммуникации в российском социологическом сообществе, а также на сравнение полученных результатов с данными аналогичного исследования, проведенного ЦИРКОН в 2002 г.

Предметом исследования стала сложившаяся в социологическом сообществе практика профессиональных коммуникаций, в том числе способы коммуникации в профессиональной среде и ее основные каналы. Рассматривались некоторые особенности как личных профессиональных контактов руководителей социологических и маркетинговых организаций и коллективов, так и контактов между компаниями. В качестве объекта исследования выступили руководители и заместители руководителей социологических и маркетинговых центров и коллективов России. Сбор информации проходил через массовый онлайн-опрос по формализованной анкете, к участию в исследовании приглашались руководители и организа-

ций, представленных в Базе данных ЦИРКОН «Социологические центры и коллективы России».

Всего в исследовании 2012 г. приняли участие 178 респондентов. Из них 56 человек (31%) являются представителями столичных исследовательских компаний, вузов и академических институтов (Москва и Санкт-Петербург), а остальные 122 (69%) представляют региональные исследовательские организации. Лишь 15% всех респондентов являются представителями вузовско-академической социологии, а 80% представляют прикладной (коммерческий) сектор. В исследовании 2002 г. приняли участие 149 респондентов, из них 33 человека (22%) были представителями столичных центров, а 116 (78%) - региональных, 19% респондентов относились к ву-зовско-академическому сегменту, а 81% - к прикладному. Таким образом, в обоих исследованиях было опрошено сопоставимое число респондентов в сопоставимых пропорциях столичных/региональных и вузовских/прикладных сегментов исследовательского рынка.

В исследованиях 2002 и 2012 гг. респондентов просили указать исследовательские центры, проводящие социологические/маркетинговые исследования, от которых их организация чаще всего в той или иной форме получала социологическую/маркетинговую информацию, а также исследовательские центры, которым их организация подобную информацию передавала (в течение последнего года). При этом центры делились на столичные (относящиеся к Москве и Санкт-Петербургу) и региональные. Таким образом, социологические центры предстали в виде самостоятельно действующих акторов, характеризующихся определенными связями и моделями отношений с другими акторами.

Рабочей гипотезой исследования 2012 г., основанной на косвенных свидетельствах роста объема отношений «заказчик-исполнитель» между региональными центрами, было предположение о том, что структура связей между исследовательскими центрами за 2002-2012 гг. поменялась - помимо вертикальных связей между столичными и региональными центрами, которые были основными в 2002 г., в 2012 г. появились горизонтальные связи на региональном уровне.

Для проверки этой гипотезы данные были проанализированы при помощи методологии анализа социальных сетей. Данные по связям компаний-респондентов со столичными и региональными центрами в 2002 и 2012 гг. были обработаны с помощью программы для анализа и визуализации социальных сетей NodeXL. Каждому центру-респонденту были приписаны все указанные им центры,

безотносительно к тому, были ли они отмечены им как получатели или как отправители информации. Таким образом, важным был сам факт наличия связи между центрами. В результате по данным 2002 и 2012 гг. были построены ненаправленные социальные графы (графы, в которых ребра не имеют направлений), где узлами (вершинами) выступали центры, а ребрами - наличие связи между ними.

Для каждой вершины (центра) были подсчитаны различные сетевые характеристики: число связей, различные виды центральности. Для каждого графа были подсчитаны минимальные, средние и максимальные величины указанных выше показателей вершин, а также основные характеристики - количество узлов и связей и плотность (соотношение наблюдаемых и возможных связей). Подсчет сетевых характеристик для каждой из вершин (центра) позволил выделить те из них, которые лидируют по количеству связей с другими вершинами (исследовательскими организациями). При этом заметим, что при определении позиций за основу был взят показатель, фиксирующий число связей, направленных к актору (т. е. число случаев, когда центр был указан другими центрами). Списки компаний с наиболее высокими показателями направленных на них связей представлены в таблице (2012 г.).

Всего в исследовании 2002 г. фигурировало 384 центра (182 столичных и 202 региональных), а в исследовании 2012 г. - 259 (117 столичных и 142 региональных). Из них в исследовании 2002 г. более семи связей имели 22 компании, тогда как в исследовании 2012 г. число лидеров заметно сократилось: только 11 центров были названы получателями/отправителями исследовательских данных не менее семи раз.

В 2002 г. выделялось три центра с наиболее высокими показателями числа входящих связей - ФОМ, ВЦИОМ, ГФК Русь (35, 31 и 26 соответственно). В исследовании 2012 г. выделяются четыре компании - ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ, ЦИРКОН (44, 34, 33, 28 соответственно). Таким образом, самые высокие показатели имеют именно столичные компании (хотя стоит отметить и присутствие некоторых региональных центров в общих списках).

Таблица

Центры с наибольшим количеством входящих связей, 2012 г.

№ Название центра Degree In-degree Out-degree

1 ВЦИОМ 48 44 6

2 Левада-центр 34 34 0

3 ФОМ 40 33 9

4 ЦИРКОН 31 28 5

5 ГФК Русь 21 18 3

6 TNS Россия 14 14 0

7 ИС РАН 18 13 7

8 SynovateComcon 11 11 0

9 РОМИР 10 10 0

10 Ipsos Russia 7 7 0

11 Фонд социальных исследований (Самара) 9 7 2

Другим важным вопросом для рассмотрения является общая структура взаимосвязей между исследовательскими центрами. В ходе исследования было выделено три вида возможных связей между центрами - «центр-регион», «центр-центр» и «регион-регион» - и подсчитан вклад каждого из них в структуру связей 2002 и 2012 гг. Согласно полученным данным, в 2002 г. связи «центр-регион» действительно преобладали и составляли 65%; дальше шли связи «регион-регион» (27%) и «центр-центр» (9%). В 2012 г. связи «центр-регион» составили 59%, связи «центр-центр» - 23%, а связи «регион-регион» - 18%. Однако кажущееся увеличение числа связей между компаниями Москвы и Санкт-Петербурга («центр-центр») можно объяснить различиями в выборках 2002 и 2012 гг. - в 2002 г. только 22% (33 респондента) были представителями столичных центров, тогда как в 2012 г. - 31% (56 респондентов). При этом доля связей «центр-регион» осталась почти без изменений. Таким образом, о значимых изменениях в структуре взаимосвязей между центральными и региональными компаниями пока говорить не приходится, наиболее значимый объем по-прежнему имеют вертикальные связи столичных и региональных компаний.

В ходе анализа были визуализированы связи центров друг с другом за 2002 и 2012 гг. Построенные графы наглядно продемонстрировали, что наиболее частым типом связей между большинством столичных и региональных центров являются вертикальные связи «центр-регион».

Общий вывод, который можно сделать по результатам проведенного исследования, заключается в том, что исследовательская гипотеза, основанная на предположении об увеличении числа связей типа «заказчик-исполнитель» между региональными центрами, не подтвердилась. Судя по данным представленных к обсуждению исследований, положение связей между региональными и столичными центрами за 2002-2012 гг. качественно не изменилось -ключевыми по-прежнему остаются связи «центр-регион». Это означает, что большинство региональных исследовательских компаний по-прежнему в основном выступают исполнителями исследований (подрядчиками) для столичных центров.

Таким образом, с помощью применения методологии сетевого анализа в ходе исследования было составлено представление об общей структуре связей между различными исследовательскими центрами, преобладающих моделях взаимодействий между центрами, а также выявлена динамика этих отношений за 2002-2012 гг. Это позволяет сделать вывод о продуктивности применения сетевого подхода для будущих исследований коммуникаций в профессиональных сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.