Научная статья на тему 'Профессиональное сообщество и Высшая школа в поисках взаимодействия'

Профессиональное сообщество и Высшая школа в поисках взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Марина Васильевна, Ламбаева Ирина Александровна

Рассматриваются вопросы разработки профессионально-ориентированных образовательных программ на основе требований к компетенциям выпускников высших образовательных заведений как способ повышения качества образования и адаптации модели высшего образования к современным условиям. Анализируется опыт взаимодействия учреждений высшего образования и профессиональных сообществ в процессе формирования профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артамонова Марина Васильевна, Ламбаева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNITIES AND HIGH SCHOOL: TO FIND INTERACTION

Discusses the issue of development of professionally-oriented educational programs on the basis of requirements for the competence of graduates of higher educational institutions as a way to improve the quality of education and higher education model adaptation to modern conditions. Analyzes the experience of interaction between higher education institutions and professional associations in the formation of professional standards.

Текст научной работы на тему «Профессиональное сообщество и Высшая школа в поисках взаимодействия»

2015

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 215

УДК 316.334

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО И ВЫСШАЯ ШКОЛА В ПОИСКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

М.В. АРТАМОНОВА, И.А. ЛАМБАЕВА

Рассматриваются вопросы разработки профессионально-ориентированных образовательных программ на основе требований к компетенциям выпускников высших образовательных заведений как способ повышения качества образования и адаптации модели высшего образования к современным условиям. Анализируется опыт взаимодействия учреждений высшего образования и профессиональных сообществ в процессе формирования профессиональных стандартов.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, требования к компетенциям выпускников, образовательная программа, профессиональный стандарт.

В условиях нарастающих трансформаций всех сфер существования общества и человека, увеличения и многообразия каналов доступа к информации, высшая школа, утратив монополию на передачу знаний, все еще остается центральным социальным институтом, преодолевая опасности скатывания на периферию социальной реальности. Для этого высшее учебное заведение, с одной стороны, должно учитывать интересы системы, частью которой является, с другой, не должно ущемлять академических ценностей и свобод, без которых оно просто перестанет быть университетом.

Образовательная парадигма высшей школы меняется в сторону ориентации на студента как на потребителя образовательных услуг, который, в свою очередь, готов получить результаты образования (навыки, знания и компетенции), требуемые рынком и оплачиваемые работодателем. Обновление образовательных программ направлено на то, чтобы сформировать полный спектр компетенций в профессиональной области, но в то же время не потерять академизма, выровнять баланс между фундаментальной и профессионально-ориентированной подготовкой студентов.

Недавние исследования в российских университетах показали существующий разрыв между представлениями академического персонала о целях и результатах обучения в сфере высшего образования и требованиями профессионального сообщества к результатам обучения. Академические компетенции усваиваются в рамках существующих университетских программ, но практические навыки являются наиболее уязвимым местом высшего образования.

Какие ориентиры могут быть выбраны в профессиональных образовательных программах? Какие ориентиры могут быть признаны в качестве образовательных целей вузовских программ, что можно определить в качестве результатов образования, приближенных к практическим профессиональным требованиям и умениям, компетенциям производственно-прикладной деятельности. Основными партнерами высшей школы в процессе взаимодействия с внешней средой выступают профессиональные сообщества как сообщества людей, действующих на одном профессиональном поле и обладающих набором специализированных знаний и способов получения и передачи нового знания, присущего данной профессии [1].

Профессиональные требования со стороны внешней среды играют особенно важную роль в странах, где нет единых образовательных стандартов, например, в США, Канаде. Анализ классификаций профессий в национальных профессиональных структурах отдельных стран позволяет определить обобщенные требования со стороны работодателя.

Рассмотрим механизм взаимодействия университетов и внешней среды в лице государства и профессиональных сообществ на примере профессии «Социолог». Профессия «Социолог» существует в формальных государственных классификациях многих стран. В области

социологии нет операционных стандартов профессии. Стандарты формируются и регулируются профессиональными ассоциациями. Документы, определяющие профессиональную деятельность социологов, составляют этические кодексы и рекомендации к процессу проведения исследования. Так, например, в Великобритании требования к выполнению профессиональной практики, нормативно-этические рекомендации для социолога-исследователя, работающего в любых областях бизнеса и c заказчиками любого типа, изложены в Этическом кодексе Британской Социологической ассоциации (Statement of Ethical Practice for the British Sociological Association, 2002). В основе Этического кодекса Американской социологической ассоциации лежат 5 основных принципов, определяющих профессиональную ответственность и правила работ. Кодекс формулирует основные ценности и принципы, на которых строят свою профессиональную и научную деятельность социологи. В первую очередь эти принципы направлены на защиту прав респондентов и заключаются в следующем:

1) профессиональная компетентность;

2) честность;

3) профессиональная и научная ответственность;

4) уважение прав человека, достоинства и разнообразия;

5) социальная ответственность.

В России существуют федеральные государственные образовательные стандарты, которые формируют профессиональный профиль выпускника-специалиста, но нарастающий дисбаланс на рынке труда заставляет проводить многочисленные исследования в области профессиональных требований к выпускникам со стороны внешней среды. Опросы выпускников, руководителей компаний работодателей, руководителей практик студентов дают представления о том, какими личными качествами обладают выпускники и каких навыков им не достает. Однако в опросниках и анкетах исследователи зачастую опираются на обобщенные формулировки, полученные в результате опросов респондентов. Например, можно утверждать, что каждый опрошенный руководитель компании подтвердит необходимость «хороших коммуникативных способностей» у выпускника-социолога (в различных формулировках) или «способности организовать и провести социологическое исследование». Но под хорошими коммуникативными способностями каждый руководитель подразумевает совершенно разный объем возможных трудовых действий и результатов (продукта) этих профессиональных коммуникаций в зависимости от специфики выполняемых исследований, должностных функций выпускника в компании, размера компании, личных требований респондента.

В 2014 г. НИУ ВШЭ совместно с Ассоциацией региональных социологических компаний РФ было проведено исследование по выявлению требований работодателей к выпускникам-бакалаврам социологии и определению их значимости для различных должностных позиций [2]. На основе опроса были сформулированы 20 компетенций в разрезе направлений (полевики-аналитики) и должностей (руководители-исполнители).

Сравнение всех профилей компетенций позволяет содержательно разделить компетенции на следующие группы:

1. Универсальные компетенции, необходимые на всех позициях (организовать себя, пользоваться ИКТ, работать в команде).

2. Компетенции, в большей степени ожидаемые от руководителей («продавать», вести деловые переговоры, деловую переписку, организовывать проектную работу, действовать в нестандартных ситуациях).

3. Компетенции, которые в большей степени ожидаются от аналитиков и руководителей аналитических отделов, чем от руководителей поля и ассистентов (проводить экспертизу, консалтинг, применять методы матанализа, разрабатывать рекомендации по результатам, презентовать результаты, составлять и оформлять отчеты, анализировать различные виды данных, осваивать новые знания, использовать экономические знания).

Наименее востребованными оказались компетенции общения на английском языке, использования правовых знаний.

Таким образом, можно констатировать, что для работодателей-руководителей региональных социологических компаний значимыми остаются личностные качества выпускников-бакалавров. Общекультурные универсальные компетенции первичны относительно специфических профессиональных компетенций. Требования к результатам образования начинаются с приобретенных, сформированных в процессе учебы этических норм профессии. Университет выступает как среда обитания, формирующая нормы социального (профессионального) взаимодействия. Включая в учебный план дополнительные профессиональные учебные курсы, университеты ориентируются на конкретные запросы профессионалов-работодателей, но внутренним стержнем университетского образования остаётся формирование личности, этики социальной жизни.

В результате исследования были выявлены требования профессиональных экспертов к выпускникам-социологам, которые затем были сформулированы в виде профессиональных этических рекомендаций:

1. Социологи проводят исследования, учат, консультируют только в пределах своей компетентности, основанной на образовании, собственном практическом опыте и коллег.

2. Социологи проводят исследования, учат, консультируют в новых областях, используют новые технологии только после того, как они приобретут достаточный уровень компетентности в этой области.

3. В случае недостаточности знаний в изучаемой области социологи предпринимают все возможные усилия по достижению требуемого уровня компетентности.

4. Социолог воздерживается от активности (отказывается от участия в профессиональной деятельности) в том случае, если его личные обстоятельства могут отразиться на его профессиональной деятельности.

5. Во всех ситуациях, когда социологи представляют профессиональное заключение или проводят экспертизу, они аккуратно и беспристрастно представляют свое заключение.

6. Социологи не заключают деловых контрактов с частными лицами или организациями, если выполнение условий контракта идет вразрез с положениями профессиональных требований.

7. Поскольку профессиональные и научные заключения и действия социологов влияют на жизнь других людей, они должны противостоять всем возможным организационным, финансовым, политическим воздействиям, искажающим экспертное заключение.

8. Если социолог сталкивается со злоупотреблением, искажением результатов его работы, он должен предпринять максимум усилий для исправления ситуации.

Следующим этапом взаимодействия образовательных учреждений с профессиональными ассоциациями является разработка профессионально-ориентированных образовательных программ.

Один из наиболее успешных опытов взаимодействий между профессиональными сообществами и вузами продемонстрировали представители инженерных специальностей. Можно обратиться к опыту Федерации европейских инженерных организаций [3; 4]. Требования, предъявляемые к профессиональным инженерам, заключаются в следующем:

1. Понимание сути инженерной профессии, необходимости служить обществу, сохранять окружающую среду.

2. Высокий уровень понимания основ инженерной деятельности (математики и других научных дисциплин).

3. Общие знания об инженерной деятельности и современном производстве (материаловедение, программное обеспечение и др.).

4. Способность применять теоретические и практические методы.

5. Умение использовать современные и перспективные технологии.

6. Знание экономики, обеспечение качества, статистики.

7. Умение работать в команде.

8. Лидерские качества.

9. Коммуникативные навыки.

10. Знание стандартов и регламентов.

11. Владение европейскими языками.

Требования к профессиональным и личностным компетенциям выпускников являются основой для проектирования образовательных программ подготовки инженеров. В 2005 г. были подготовлены Рамочные стандарты для аккредитации инженерных программ. В этой большой работе приняли участие профессиональные организации ряда европейских стран, консорциума европейских университетов - лидеров в области науки и технологии (CESAER), в том числе России (Ассоциация инженерного образования России) [5]. Стандарты включают в себя инженерные знания, анализ, инженерное проектирование, практику, личностные компетенции.

Профессиональные стандарты являются важным звеном в цепочке "вуз - профессиональное сообщество - работодатель". В сфере гражданской авиации Минтранс в 2010 г. утвердил "Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки", в том числе вопросы стажировки, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, порядка допуска к работе, что ярко демонстрирует успешное взаимодействие высшей школы и профессионального сообщества [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ипатова Н.А. Дискурсивная модель профессионального сообщества // Журнал соцологии и социальной антропологии. 2009. № 3. С. 82-93.

2. Рыбакова О.А. Проблема профессиональных стандартов как перспективы взаимодействия социологов-исследователей и системы высшего социологического образования в РФ / Продолжая Грушина: материалы 4 междунар. науч.-практич. конф. М., 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://old2.wciom.ru/fileadmin/ nayka/grusha2015/3_2/sociolog_prof789.pdf.

3. European Network for Accreditation of Engineering Education. [Электронный ресурс]. URL: htpp ://www. enaee.eu.

4. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. [Электронный ресурс]. URL: htpp://www.ac-raee.ru.

5. Боев О.В., Коростелева Е.Н., Чучалин А.И. Проектирование магистерских программ но основе планирования компетенций специалистов / под ред. А.И. Чучвлина. Томск: ТПУ, 2001. 63 с.

6. Комитет ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов рекомендовал принять во II чтении законопроект о применении профстандартов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet1.km.duma.gov.ru/site.xp/ 052057124051057048055.html.

PROFESSIONAL COMMUNITIES AND HIGH SCHOOL: TO FIND INTERACTION

Artamonova M.V., Lambaeva I.A.

Discusses the issue of development of professionally-oriented educational programs on the basis of requirements for the competence of graduates of higher educational institutions as a way to improve the quality of education and higher education model adaptation to modern conditions. Analyzes the experience of interaction between higher education institutions and professional associations in the formation of professional standards.

Keywords: professional community, requirements for the competence of graduates, educational programs, professional standard.

REFERENCIES

1. Ipatova N.A. Diskursivnaja model' professional'nogo soobshhestva. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. 2009. №3. Pp. 82-93. (In Russian).

2. Rybakova O.A. Problema professinal'nykh standartov kak perspektivy vzaimodejjstvija sociologov -prepodavatelejj i sistemy vysshego sociologicheskogo obrazovanija v RF. Prodolzhaja Grushina: materialy 4 mezhdunar. Nauch.-praktich. konferencii. M. 2014. URL: http://old2.wciom.ru/fileadmin/nayka/grusha2015/3_2/sociolog_prof789.pdf. (In Russian).

3. European Network for Accreditation of Engineering Education. URL: htpp://www.enaee.eu.

4. Akkreditacionnyjj centr inzhenernogo obrazovanija Rossii. URL: htpp://www.ac-raee.ru. (In Russian).

5. Boev O.V., Korosteleva E.N., Chichalin A.I. Proektirovanie magisterskikh programm na osnove planirovanija kompetencii specialistov. Pod red. A.I. Chuchalina. Tomsk: TPU. 2001. 63 p. (In Russian).

6. Komitet GD po trudu, socpolitike i delam veteranov rekomendoval prinjat' vo vtorom chtenii zakonoproekt o primeneniiprofstandartov. URL: http://www.komitet1.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124051057048055.html. (In Russian).

Сведения об авторах

Артамонова Марина Васильевна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1984), кандидат социологических наук, аналитик Центра социологического образования НИУ ВШЭ, автор 25 научных работ, область научных интересов - социология образования, социология управления.

Ламбаева Ирина Александровна, окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана (1986), Высшие социологические курсы при ССА (Институт молодежи) (1991), кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 22 научных работ, область научных интересов - социальная экология, экологическая этика, социология управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.