Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
концепция обучения в течение всей жизни / социологическое исследование / стратегия развития личностного потенциала / профессиональное воспитание / профессиональная социализация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П.

В статье рассмотрена проблема профессионального самовоспитания как базовой социализационной стратегии современности. Ставится проблема важности современного профессионального самовоспитания как неотъемлемого компонента профессионального самообразования и личностного развития в течение всей жизни. Методологическим основанием анализа проблемы саморазвития личности в течение жизни выступили классические труды Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Дж. Баттерворта, П. П. Блонского, В. Н. Мясищева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, М. Харриса, Д. Флейвёла, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и других. Опираясь на концепцию экологических систем, обосновывается необходимость системного изучения профессиональной социализации личности в рамках формальных и информальных организаций и влияния окружающей среды. Данная модель предполагает, что развитие личности детерминировано изменениями в иерархически выстроенных экологических цепочках («нишах») окружающей среды: микросистеме (семья и ближайшее окружение; мезосистеме (соседи, школа, сверстники); экзосистеме (социальные институты); макросистеме (культуры, сложившихся норм, ценностей, традиций); хроносистеме (исторического фона функционирования четырех основных уровней влияния). Экологические системы существуют в режиме гибких прямых и обратных связей и обладают эффектом взаимоусиления. Изменения в одной из экосистем может выступать триггером для изменения социализационной траектории развития личности, которая выступает не только пассивным объектом внешнего влияния, но и активным субъектом, отвечающим на внешние вызовы и задачи конкретного исторического периода. Экологические переходы связаны с изменением ситуации в экосистемах и принятием новой роли, ведущей человека к личностному развитию и расширению репертуара ожидаемого поведения. Опираясь на данные социологического исследования, делаются выводы о факторах, детерминирующих профессиональное развитие студентов и роли в этом процессе инновационной образовательной среды. Самовоспитание определяется как осознанный целенаправленный процесс самоформирования субъектной личности как творца собственной жизни. Доказывается, что важным мотиватором, влияющим на профессиональное самовоспитание выпускников, выступает инновационная образовательная среда, объединяющая потенциал учебно-воспитательного процесса с корпоративными ценностями и интенсивным профессиональным общением студентов и преподавателей при решении инновационных задач современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ»

с^ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-12-257-263 ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

NIION: 2018-0076-12/22-1221 кандидат философских наук, доцент кафедры

MOSURED: 77/27-023-2022-12-1418 философии Уральского государственного

аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail.com;

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru;

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com;

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: nikolina 73@yandex.ru;

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры

философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: irinacupina716@gmail.com

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема профессионального самовоспитания как базовой социализационной стратегии современности.

Ставится проблема важности современного профессионального самовоспитания как неотъемлемого компонента профессионального самообразования и личностного развития в течение всей жизни. Методологическим основанием анализа проблемы саморазвития личности в течение жизни выступили классические труды Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Дж. Баттерворта, П. П. Блонского, В. Н. Мясищева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, М. Хар-риса, Д. Флейвёла, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и других. Опираясь на концепцию экологических систем, обосновывается необходимость системного изучения профессиональной социализации личности в рамках формальных и информальных организаций и влияния окружающей среды. Данная модель предполагает, что развитие личности детерминировано изменениями в иерархически выстроенных экологических цепочках («нишах») окружающей среды: микросистеме (семья и ближайшее окружение; мезосистеме (соседи, школа, сверстники); экзосистеме (социальные институты); макросистеме (культуры, сложившихся норм, ценностей, традиций); хроносистеме (исторического фона функционирования четырех основных уровней влияния).

Экологические системы существуют в режиме гибких прямых и обратных связей и обладают эффектом взаимоусиления. Изменения в одной из экосистем может выступать триггером для изменения социализационной траектории развития личности, которая вы-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

ступает не только пассивным объектом внешнего влияния, но и активным субъектом, отвечающим на внешние вызовы и задачи конкретного исторического периода. Экологические переходы связаны с изменением ситуации в экосистемах и принятием новой роли, ведущей человека к личностному развитию и расширению репертуара ожидаемого поведения.

Опираясь на данные социологического исследования, делаются выводы о факторах, детерминирующих профессиональное развитие студентов и роли в этом процессе инновационной образовательной среды. Самовоспитание определяется как осознанный целенаправленный процесс самоформирования субъектной личности как творца собственной жизни. Доказывается, что важным мотиватором, влияющим на профессиональное самовоспитание выпускников, выступает инновационная образовательная среда, объединяющая потенциал учебно-воспитательного процесса с корпоративными ценностями и интенсивным профессиональным общением студентов и преподавателей при решении инновационных задач современности.

Ключевые слова/ концепция обучения в течение всей жизни, социологическое исследование, стратегия развития личностного потенциала, профессиональное воспитание, профессиональная социализация.

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department

of Philosophy of the Ural State Agrarian University

PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AS A SOCIALIZATION STRATEGY

OF MODERNITY

Annotation. The article deals with the problem of professional self-education as a basic socialization strategy of our time.

The problem of the importance of modern professional self-education as an integral component of professional self-education and personal development throughout life is posed. The methodological basis for the analysis of the problem of self-development of the personality during life was the classic works of B. G. Ananiev, L. S. Vygotsky, J. Butterworth, P. P. Blonsky, V. N. Myasishchev, J. Piaget, S. L. Rubinshtein, M. Harris, D. Flavell, D. B. Elkonin, E. Erickson and others. Based on the concept of ecological systems, the necessity of a systematic study of the professional socialization of the individual within the framework of formal and informal organizations and the influence of the environment is substantiated. This model suggests that personality development is determined

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

by changes in hierarchically built ecological chains ("niches") of the environment: microsystem (family and immediate environment; mesosystem (neighbors, school, peers); exosystem (social institutions); macrosystem (culture, established norms , values, traditions); chronosystem (the historical background of the functioning of the four main levels of influence).

Ecological systems exist in the mode of flexible forward and backward connections and have the effect of mutual reinforcement. Changes in one of the ecosystems can act as a trigger for changing the socialization trajectory of personality development, which acts not only as a passive object of external influence, but also as an active subject responding to external challenges and tasks of a particular historical period. Ecological transitions are associated with a change in the situation in ecosystems and the adoption of a new role that leads a person to personal development and an expansion of the repertoire of expected behavior.

Based on the data of a sociological study, conclusions are drawn about the factors that determine the professional development of students and the role of the innovative educational environment in this process. Self-education is defined as a conscious purposeful process of self-formation of the subjective personality as the creator of his own life. It is proved that an important motivator that affects the professional self-education of graduates is an innovative educational environment that combines the potential of the educational process with corporate values and intensive professional communication between students and teachers in solving innovative problems of our time.

Key words: the concept of lifelong learning, sociological research, strategy for the development of personal potential, professional education, professional socialization.

Актуальность темы данной статьи вызвана кризисным состоянием воспитательного процесса в современных образовательных организациях, требующим проектирования новых подходов и технологий для решения важных проблем духовного развития личности. В теоретическом аспекте настоятельным требованием познания выступает разработка методологических основ самовоспитания, а в прикладном - отработка методики и инструментария социологических исследований для разработки рекомендаций, позволяющих осуществлять воспитательный процесс в образовательных организациях среднего и высшего образования.

«Lifelong learning» как концепция обучения в течение всей жизни становится главным трендом современного профессионального образования и воспитания. Этот процесс связан с сокращением срока жизни профессий в ситуации технологиза-ции и цифровизации социального пространства, инновационного обновления содержания профессиональных навыков, изменения требований к компетенциям специалистов на рынке труда. Основой профессионального развития может стать стратегия непрерывного формирования востребованных качеств, soft skills и совершенствования навыков работы в постоянно обновляемой технологической среде. Профессиональное самовоспитание становится неотъемлемым компонентом целенаправленного профессионального самообразования и личностного развития в течение всей жизни [1, с. 226].

Методологическим основанием анализа проблемы саморазвития личности в течение жизни выступили классические труды Б. Г. Ана-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

ньева, Л. С. Выготского, Дж. Баттерворта, П. П. Блонского, В. Н. Мясищева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, М. Харриса, Д. Флейвёла, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и других. В работах перечисленных ученых была поставлена проблема периодизации этапов развития человека и обоснована важность кризиса переходных периодов как потенциала личностного роста, проанализированы факторы влияния на процесс социализации личности [1, 3, 7, 8, 11].

Для объяснения причин личностного развития мы опирались на концепцию экологических систем Ури Бронфенбреннера, разработанную под влиянием «теории поля» Курта Левина [5].

Основным концептом данного теоретического построения выступает идея влияния окружающей среды на развитие человека в течение его жизни. Экология человеческого развития, по мнению Ури Бронфенбреннера, предполагает системное изучение адаптационных изменений личности под влиянием социального контекста и «непосредственной обстановки, в которой живет развивающийся человек» [3, с. 21].

Данная модель предполагает, что развитие личности детерминировано изменениями в иерархически выстроенных экологических цепочках («нишах») окружающей среды: микросистеме (семья и ближайшее окружение; мезосистеме (соседи, школа, сверстники); экзосистеме (социальные институты); макросистеме (культуры, сложившихся норм, ценностей, традиций); хроноси-стеме (исторического фона функционирования четырех основных уровней влияния) [3, с. 16-25].

«Микросистема - это система действий, ролей и межличностных отношений, переживае-

мых развивающимся человеком в данной обстановке с особыми физическими и материальными характеристиками» [3, с. 22].

Мезосистема выступает более сложным образованием и включает в себя систему микросистем влияния внесемейных социализационных агентов и институтов. Экзосистема относится к институциональному воздействию нормативно-ценностных комплексов, формирующих роли и установки личности как активного участника социального процесса [3, с. 25]. Макросистема в снятом виде отражает влияние систем более низкого порядка (микро-, мезо- и экзо-), которые существуют на уровне субкультуры или культуры общества в целом [3, с. 25].

Экологические системы существуют в режиме гибких прямых и обратных связей и обладают эффектом взаимоусиления. Изменения в одной из экосистем может выступать триггером для изменения социализационной траектории развития личности, которая выступает не только пассивным объектом внешнего влияния, но и активным субъектом, отвечающим на внешние вызовы и задачи конкретного исторического периода [12, с. 385]. Экологические переходы связаны с изменением ситуации в экосистемах и принятием новой роли, ведущей человека к личностному развитию и расширению репертуара ожидаемого поведения.

Данный подход стал основой нового направления в обществознании, получивший название «экология человеческого развития». Индивидуальное развитие в контексте данной концепции представляет собой процесс, посредством которого «человек приобретает расширенное дифференцированное представления об окружающей среде, становится мотивированным и способным заниматься деятельностью, позволяющей реструктурировать эту среду...» [3, с. 27]. Принятие стратегии исследовательского подхода к окружающей среде позволяет человеку понять свой потенциал и увидеть возможности, предоставленные социумом, что усиливает включенность личности в развивающие виды деятельности необходимые для успешной социализации в данный исторический период времени.

Контекстно-ориентированный подход к развитию личности характерен и для многих отечественных исследователей, рассматривающих человека как субъекта познания и деятельности. Так известный психолог Б. Г. Ананьев ввел понятия интериндивидуальная структура (некое социальное целое, определяющее социальный кон-

текст личностного развития), и интраиндивиду-альная структура (психофизиологические свойства, система ценностных ориентаций и установок), формирующих стратегию субъектных отношений: к обществу, другим людям и самому себе [2, 4]. Природные задатки, внутренняя структура личности в условиях поддерживающего внешнего окружения институтов социализации запускают механизм развития по собственной траектории.

Проблема самореализации личностного потенциала в процессе труда и профессиональной деятельности была поставлена в работах А. К. Гастева, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, И.М. Сеченова и других отечественных ученых [6, с. 24].

Опираясь на теоретическое наследие отечественных и зарубежных ученых, определим базовые понятия. Самовоспитание мы понимаем как осознанный процесс формирования личности субъекта собственного саморазвития. Данный вид деятельности носит целенаправленный характер, основан на самореализации в основных сферах жизнедеятельности и сложившейся системе саморегуляции поведения личности. Самовоспитание влияет на эффективность деятельности человека и формирование социально-значимых и профессионально-востребованных качеств, является показателем социальной зрелости личности как творца собственной жизни.

Профессиональное самовоспитание, с нашей точки зрения, представляет собой процесс непрерывного формирования личностью профессионального мышления, компетенций и социально значимых качеств для эффективного выполнения профессиональных задач в меняющихся социальных условиях.

Для разработки рекомендаций по созданию условий для профессионального самовоспитания и духовного развития личности, авторским коллективом было проведено в октябре-ноябре 2022 года разведывательное социологическое исследование с применением метода смартопроса (N=150). В опросе приняли участие учащиеся образовательных учреждений профессионального образования (колледжей и университетов) в возрастном диапазоне от 18 до 22 лет.

Центральной задачей нашего исследования было изучение мнений респондентов о проблемах, в наибольшей степени влияющих на выбор жизненного и профессионального пути. Полученные данные представлены в таблице 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

Таблица 1

Мнения респондентов о проблемах, влияющих на выбор профессионального пути*

(процент от числа опрошенных)

Проблемы, влияющие на выбор жизненного пути Ранг %

Страх 1 71

Отсутствие знаний о том, как начать этот процесс 2-4 67

Стереотипное мышление 2-4 67

Незнание с чего начать 2-4 67

Лень 5 62

Отсутствие мотивации 6 58

Непредсказуемость результата 7 40

Отсутствие свободного времени 8 36

Проблемы в семье 9 27

* означает, что сумма процентов превышает 100, поскольку респонденты могли выбрать несколько пунктов

Анализируя полученные данные, можно увидеть, как объясняют респонденты причины, мешающие им сделать адекватный выбор жизненной и профессиональной стратегии.

Первое место занимает страх как одна из базовых эмоций человека (отметило большинство опрошенных - 71%). Данная эмоция вызвана ощущением опасности последствий неудачного профессионального выбора и осознанием рисков финансовых, временных и ценностных потерь как побочных явлений данного процесса.

Второе-восьмое места показывают высокую степень беспомощности респондентов и доминирование проблем субъективного порядка, негативно влияющих по мнению опрошенных на выбор их жизненного и профессионального пути: отсутствие знаний, стереотипное мышление, незнание этапов процесса жизненного самоопределения, лень, отсутствие мотивации, неумение планировать результат, отсутствие свободного времени. Полученные результаты привели нас к пониманию

роли учреждений профессионального образования (в первую очередь университетов) как базовых агентов профессиональной социализации личности [9].

Чуть более четверти опрошенных (27%) отметили в качестве объективной причины - проблемы в семье как дезориентирующий фактор жизненного выбора.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о преобладании у респондентов критических самооценок относительно собственного уровня духовного развития. 96% опрошенных отметили важность для себя такой практики, а 76 % высоко оценили необходимость в духовном саморазвитии как основе самовоспитания.

При этом, 67% респондент на прямой вопрос о том, занимаются ли они самовоспитанием ответили положительно и перечислили методы, которые они используют в этом процессе (см. таблицу 2).

Таблица 2

Практикуемые методы Ранг %

Просмотр мотивирующих видеороликов на различных стриминговых платформах 1 71

Участие в вебинарах, курсах 2 52

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

Методы самовоспитания, практикуемыми респондентами * (процент от числа опрошенных)

Чтение художественной литературы 3 45

Изучение научной литературы 4 32

Участие в тематических тренингах 5 23

* означает, что сумма процентов превышает 100, поскольку респонденты могли выбрать несколько пунктов

Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно сделать вывод, что респонденты ориентированы на саморазвитие, активно используют ресурсы Интернет-среды образовательных и информальных организаций для формирования профессионально и личностно значимых качеств. При этом у респондентов существует потребность в интенсивном общении с носителями профессиональных и социальных компетенций в учебно-воспитательном процессе образовательной организации профессионального обучения [11]. Важным для большинства опрошенных (79%) является участие в проводимых воспитательных мероприятиях, формирующих социальные ценности и мировоззренческие установки будущих выпускников.

Таким образом, осмысление полученных результатов проведенного исследования подтвердило гипотезу о связи жизненного пути с успешным профессиональным выбором и роли в этом процессе организаций высшего профессионально образования. Университеты должны создать систему раннего профессионального отбора «своего абитуриента» и проектирования комплекса мероприятий по поэтапному формированию их профессионального интеллекта через процесс усвоения дидактически адаптированных научных знаний, профессиональных ценностей, норм и навыков. Стратегия личностного развития предполагает высокую мотивацию, осознанность, развитые когнитивные и волевые навыки, владение технологиями по самоуправлению и тайм-менеджменту, формирование которых должно стать целью учебно-воспитательного процесса университета. Ключевыми качествами современного специалиста выступают: рефлексия, готовность к саморазвитию, адаптивность и инновационность, а центральным навыком - самовоспитание.

Важным мотивирующим фактором, влияющим на профессиональное самовоспитание выпускников, выступает инновационная образовательная среда, объединяющая потенциал учебно-воспитательного процесса с корпоративными ценностями и интенсивным профессиональным общением студентов и преподавателей при решении инновационных задач современности.

Список литературы:

[1]. Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Круж-кова Т.И., Рущицкая О.А., Ручкин А.В. Особенности профессиональной социализации студентов аграрных вузов // Образование и право. - 2020. -№ 12. - С. 226-231.

[2]. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3]. Bronfenbrenner Urie. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, 1979. MA: Harvard University Press. ISBN 0-674-22457-4. - 349 p. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https:// khoerulanwarbk.files.wordpress.com/2015/08/urie_ bronfenbrenner_the_ecology_of_human_ developbokos-z1.pdf

[4]. Ковалев А. Г. Психология личности. Второе издание, исправленное и дополненное. -Москва: Издательство «Просвещение». - 1965. -289 с.

[5]. Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. -СПб.: Речь, 2000. - 368 с.

[6]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

[7]. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1960. - 428 с.

[8]. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е издание - СПб: Питер, 2009. - 720 с.

[9]. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Вилен-ский; под редакцией В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 258 с. - (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07122-1. - Электронный ресурс. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -Режим доступа: https://urait.ru/bcode/514366 (дата обращения: 12.01.2023).

[10]. Тома Ж. В., Пашин А. А. Цель профессионального воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 5-2. - С. 314-318; - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39190 (дата обращения: 12.01.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

[11]. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.

[12]. Эриашвили Н. Д., Иванова Ю. А., Али-вердиева М. А. К вопросу о глобальных экологических проблемах // Образование и право. - 2022. -№ 10. С. 383 - 386.

Spisok literatury:

[1]. ZHuravleva L.A., Zarubina E.V., Kruzhkova T.I., Rushchickaya O.A., Ruchkin A.V. Osobennosti professional'noj socializacii studentov agrarnyh vuzov // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 12. - S. 226-231.

[2]. Anan'ev B. G. Lichnost', sub"ekt deya-tel'nosti, individualist'. - Moskva: Direkt-Media, 2008. - 134 s.

[3]. Bronfenbrenner Urie. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, 1979. MA: Harvard University Press. ISBN 0-674-22457-4. - 349 p. - Elektronnyj resurs. - Rezhim dostupa: https://khoerulanwarbk. files.wordpress.com/2015/08/urie_bronfenbrenner_ the_ecology_of_human_developbokos-z1 .pdf

[4]. Kovalev A. G. Psihologiya lichnosti. Vtoroe izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. - Moskva: Izdatel'stvo «Prosveshchenie». - 1965. - 289 s.

[5]. Levin K. Teoriya polya v social'nyh naukah / [Per. E. Surpina]. -SPb.: Rech', 2000. - 368 s.

[6]. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M.: Smysl, Akademiya, 2005. - 352 s.

[7]. Myasishchev V. N. Lichnost' i nevrozy. L.: Izd-vo Leningradskogo Universiteta, 1960. - 428 s.

[8]. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psi-hologii. 2-e izdanie - SPb: Piter, 2009. - 720 s.

[9]. Tekhnologiya professional'no-orientirovan-nogo obucheniya v vysshej shkole: uchebnoe poso-bie / P. I. Obrazcov, A. I. Uman, M. YA. Vilenskij; pod redakciej V. A. Slastenina. - 3-e izd., ispr. i dop. -Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2023. - 258 s. - (Vyss-hee obrazovanie). — ISBN 978-5-534-07122-1. -Elektronnyj resurs. // Obrazovatel'naya platforma YUrajt [sajt]. - Rezhim dostupa: https://urait.ru/ bcode/514366 (data obrashcheniya: 12.01.2023).

[10]. Toma ZH. V., Pashin A. A. Cel' profession-al'nogo vospitaniya studentov // Sovremennye nau-koemkie tekhnologii. - 2022. - № 5-2. - S. 314-318; - Elektronnyj resurs. - Rezhim dostupa: https:// top-technologies.ru/ru/article/view?id=39190 (data obrashcheniya: 12.01.2023).

[11]. El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. - Moskva: Pedagogika, 1989. - 560 s.

[12]. Eriashvili N. D., Ivanova YU. A., Aliverdieva M. A. K voprosu o global'nyh ekologicheskih problemah // Obrazovanie i pravo. - 2022. - № 10. S. 383 - 386.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.