Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание в системе компетентностного подхода в образовании'

Профессиональное самосознание в системе компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.Г.

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессионального самосознания в системе формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS IN THE SYSTEM OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION

The article deals with actual problems of professional self-consciousness in the system of formation of professional competence.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание в системе компетентностного подхода в образовании»

8. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. М., 2004. №3. С. 20-26.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-108-111

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Иванова Н.Г.

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессионального самосознания в системе формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; компетентность; компетенция; компетентностный подход.

PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS IN THE SYSTEM OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION

Ivanova N.G.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russian Federation

The article deals -with actual problems of professional self-consciousness in the system of formation of professional competence.

Keywords: professional competences; competence; competence; competence-based approach.

Практика показывает, что на современном этапе развития системы высшего образования актуальной проблемой является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

В связи с этим, современные требования развивающегося общества требуют от вузов подготовки специалистов, умеющих квалифицированно подходить к решению стоящих перед ними проблем, добивающихся определенных результатов в своей профессиональной деятельности.

Анализ сложившейся теории и практики показывает, что на современном рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции.

Таким образом, в настоящее время в процессе подготовки высококвалифицированного специалиста важно научить его умениям приобретать знания. «Дипломированный специалист» должен обладать не просто знаниями, а компетенциями, указывающими на овладение умениями и навыками. Ранее же, студенту для успешной профессиональной деятельности достаточно было овладеть знаниями, умениями, навыками [2, с. 27].

В современных условиях исследования проблемы качества высшего образования активно обсуждается вопрос согласно которому, образование непосредственно влияет на профессиональное становление студента как специалиста, на его профессиональную деятельность [1, с. 70].

Становится очевидным, что от качественно выстроенного учебно-воспитательного процесса в вузе будет зависеть и качество образования, и компетентность будущего специалиста.

Эффективность и оправданность реализации в образовании ком-петентностного подхода не вызывает сомнений. Сегодняшнее образование призвано максимально эффективно развивать личност-

ные качества и профессиональные умения студента, не «подгоняя» личность будущего специалиста под некий стандарт требований современного общества [3, с. 39].

Компетентный специалист обладает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Он ориентирован на практическую деятельность, на самостоятельное образование [9, с. 132].

В связи с этим встает вопрос не только вооружения студента знаниями и компетенциями, а прежде всего вопрос становления личности будущего субъекта труда, вопрос его профессионального становления как специалиста, отвечающего современным требованиям общества, вопрос развития его профессионального самосознания.

Как нам кажется, проблема становления профессионального самосознания субъекта является одним из важных аспектов изучения профессионального развития личности в компетентностном подходе в образовании.

Требования, предъявляемые Болонским соглашением к организации системы высшего образования, требуют пересмотра содержания образования, форм и методов подготовки будущего специалиста в образовательном процессе вуза.

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения плюс вузы, кардинально сменили систему преподавания учебных предметов, делая упор на компетентностный подход в личностно-профессиональном становлении специалистов, поскольку развитие компетенций предполагает развитие у студентов профессионального самосознания, определяющего уровень и качество подготовки будущего специалиста.

Список литературы

1. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением [Текст] / Т.М. Буякас // Вестник Моск. ун-та. 2014. № 2. С. 69-77.

2. Бондарева O.A. Педагогика. Образование. 2013.

3. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.

4. Деркач A.A. Акмеологические основы профессионального самосознания личности [Текст] / A.A. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2008. 330 с.

5. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Практика формирования компетенций: методологический аспект. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / Науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. С. 5.

6. Зимняя И .А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. [Текст] / И .А. Зимняя. М., 2009.

7. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. [Текст] / Ю.П. Поваренков. М., 2012.

8. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е А. Климов. М., 2007. 398 с.

9. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала [Текст] / Т.Л. Миронова. Улан-Удэ.: Изд-во Бурят, ун-та, 2009. 199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.