Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание будущих специалистов (социального педагога) как условие устойчивого развития общества'

Профессиональное самосознание будущих специалистов (социального педагога) как условие устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / SOCIAL WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегиль Н. И.

В статье представлен анализ учебного плана профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в учреждениях высшего образования. Выявлены проблемы недостаточного внимания вопросам самоотношения, самореализации личности и др. Автор предлагает педагогические условия становления профессионального самосознания будущего социального педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional consciousness of future specialists (social pedagogue) as a condition of sustainable development of society

The article presents an analysis of the curriculum for vocational training of future social educators in institutions of higher education. The problems of insufficient attention to the issues of selfrelationship, selfrealization of the personality, etc. have been identified. The author suggests the pedagogical conditions for the formation of the professional selfconsciousness of the future social pedagogue.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание будущих специалистов (социального педагога) как условие устойчивого развития общества»

УДК 378.147.88

Н. И. ДЕГИЛЬ,

старший преподаватель Барановичского государственного университета, г. Барановичи

профессиональное самосознание будущих специалистов (социального педагога) как условие устойчивого развития общества

В статье представлен анализ учебного плана профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в учреждениях высшего образования. Выявлены проблемы недостаточного внимания вопросам самоотношения, самореализации личности и др. Автор предлагает педагогические условия становления профессионального самосознания будущего социального педагога.

Ключевые слова: учреждение высшего образования, профессиональное самосознание, социальный педагог.

N. I. DZEHIL,

Senior lecturer Baranovichi State University, Baranovichi

professional consciousness of future specialists (social pedagogue) as a condition of sustainable development of society

The article presents an analysis of the curriculum for vocational training of future social educators in institutions of higher education. The problems of insufficient attention to the issues of self-relationship, self-realization of the personality, etc. have been identified. The author suggests the pedagogical conditions for the formation of the professional self-consciousness of the future social pedagogue.

Keywords: institution of higher education, professional consciousness, social worker.

В современных условиях, характеризующихся постоянными изменениями во всех сферах жизни общества, возрастает необходимость в совершенствовании образования, обеспечивающем его соответствие тенденциям меняющегося мира, что является залогом устойчивого развития общества.

Современному преподавателю учреждения высшего образования становится очевидным, что одной из наиболее значимых человеческих способностей на сегодняшний день является способность будущего специалиста оценивать свою деятельность в соответствии с самыми высокими критериями в личной и профессиональной сфере. Данный процесс будет успешным лишь при развитом самосознании студента как системообразующим и регулирующим факторе личностной и профессиональной успешности, которая зависит

от сознания самого студента, от его способности к самопознанию, рефлексии, ценностной ориентации, волевой сферы.

Сегодня в университетском образовании наметился существенный сдвиг в организации учебно-воспитательного процесса и основных целях и задачах. Если раньше основное внимание концентрировалось на теоретико-методологической подготовке студентов и развитии его репродуктивных способностей, то теперь основным ориентиром становится практико-ориентированная профессиональная подготовка специалистов, инновационное и творческое развитие личности будущего специалиста.

Социальный педагог жизнь отдельно взятого человека рассматривает как способ его социально-культурного бытия в рамках соответствующих социально-демографической, социально-экономической, социально-психологической, региональной, поселенческой и других социальных групп и социальных общностей, поддержание или изменение образа жизни которых, в соответствии с теми или иными социально-культурными, правовыми и иными нормами, является основой его профессиональной деятельности. Социализация индивида рассматривается не как пассивный процесс усвоения ценностей и норм общества, результат аккультурации со стороны государства на основе административного и уголовного законодательства или индивидуальная форма самой сущности этого общества, а как процесс становления личности индивида в качестве современника и активного участника модернизации общества.

Проанализировав учебные планы подготовки социальных педагогов, мы пришли к выводу, что изучение таких дисциплин, как «Теория и практика социальной педагогики», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Методика работы социального педагога», «Социально-педагогическая работа в учреждении образования», «Социально-педагогическая работа за рубежом» и др. в достаточной степени раскрывают сущность и специфику работы социального педагога в учреждениях образования, но многие аспекты профессиональной подготовки не находят должной эффективной реализации.

Дисциплина «Теория и практика социальной педагогики» дает общее представление о социально-педагогической деятельности, основных категориях социальной педагогики, таких как «социализация», «социальное воспитание», «факторы социализации» и др., но не раскрывает понятий самореализации, самоотношения, профессиональной идентичности, осознания себя в профессии.

Дисциплина «Технологии социально-педагогической деятельности» имеет обширный спектр. Цель дисциплины - способствовать осознанию специфики социально-педагогической деятельности, ее гуманистической направленности; овладению основными технологиями социально-педагогической деятельности в учреждении образования. Содержание представлено восемью разделами дисциплины: «Социально-педагогическая диагностика», «Социально-педагогическое взаимодействие», «Конфликтология в социально-педагогической деятельности», «Социально-педагогические технологии»,

«Информационные системы в социально-педагогической деятельности», «Проектирование социально-педагогической деятельности», «Менеджмент социально-педагогической деятельности», «Супервизия в социально-педагогической деятельности». Однако, рассматривая разделы теоретически, возникают вопросы о практической реализации умений и навыков, в том числе проводить социально-педагогические диагностики, разрешать конфликты между учениками, создавать проекты и т. д. Такая возможность предоставляется на практике, но, на наш взгляд, этого не достаточно.

Целью курса «Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» является формирование у студентов системы теоретических знаний, навыков и профессиональных компетенций в области современной социально-педагогической работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в учреждениях образования, но не позволяет сразу применить полученные знания на практике, проанализировать свои слабые и сильные стороны в проведении бесед, диагностик, воспитательных мероприятий и т. д.

Мы рассмотрели тематику дисциплин в разрезе профессионального самосознания и выявили, что имеющиеся дисциплины не в полной степени формируют профессиональное самосознание студентов. Так, в «Методике социально-педагогической деятельности» отводится два часа лекции на тему «Основы профессионального самовоспитания педагога», где раскрываются вопросы профессионального самовоспитания педагога, взаимосвязи личности и деятельности педагога, профессиональной компетентности педагога: ее структура и содержание, сущность самовоспитания, его цели и задачи, что является недостаточным для уяснения данных вопросов.

Необходимо отметить, что часть представленных выше вопросов изучаются студентами в рамках управляемой самостоятельной работы - в таком случае не образуется полноценная система работы. Но дело не только в часах, отведенных на изучение. В связи с этим проблема формирования профессионального самосознания не находит успешного решения, реализуясь только через отдельные вопросы изучаемых дисциплин. Многие аспекты профессиональной подготовки не находят «должного» эффективного значения. Отсюда профессиональное самосознание возникает на основе педагогического сознания, которое всегда существует в динамике с неосознаваемыми составляющими. Поэтому профессиональное самосознание социального педагога может вступать в противоречие с неосознаваемыми установками, что требует специальной работы по его формированию. Мы считаем, что следует больше времени уделять таким вопросам, как способность к самопознанию, навыки самопознания, самоотношение личности и др.

В процессе становления будущих социальных педагогов важное значение приобретают собственные усилия будущего специалиста, направленные на совершенствование своих личностных качеств и профессиональных способностей. Формирование профессионального самосознания включает в себя на-

полнение структурных компонентов феномена самосознания, таких аспектов, как самоотношение, самооценка, самопонимание, рефлексия, самоанализ, саморазвитие и т. д.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода обучения - непременное условие успешной педагогической деятельности. Обращение к своей личности, познание своего «Я» - один из важных путей профессионального становления.

В процессе обучения важное значение имеют различные виды производственной практики, формы и виды взаимодействия учреждения высшего образования с различными социальными институтами (территориальными центрами социального обслуживания населения, реабилитационными, медицинскими и другими учреждениями и социально-культурными объединениями), работа в составе различных студенческих объединений, социально-педагогических студенческих советов, волонтерских объединений и т. п.

В данном случае социальная среда - это некоторый набор внешних факторов жизнедеятельности индивида, детерминирующих его поведение с необходимостью естественной детерминации, и в первую очередь ценности и нормы народной культуры, в следовании которым он имеет полную свободу выбора. Чем теснее взаимосвязь и взаимодействие принципов народной педагогики и деятельности конкретного педагога, тем более жизнеспособно и актуально его педагогическое наследие [1, с. 50]. Естественность этих условий жизни, имеющих для отдельных индивидов соответствующее значение и смысл, существенно отличается от естественности физической реальности.

Предложенные автором педагогические условия, способствующие развитию профессионального самосознания будущих социальных педагогов, проверялись в ходе педагогического эксперимента.

Для обоснования и определения необходимых педагогических условий формирования профессионального самосознания в условиях университетского образования обратимся к определению данного понятия. С точки зрения философии условие определяется как: 1) «все то, от чего зависит другое»; 2) «среда, обстановка, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления» [2].

Мы рассматриваем педагогические условия как совокупность обстоятельств протекания образовательного процесса, способствующих успешности достижения цели при наиболее рациональном использовании сил и средств, и как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие [1, с. 8-14].

Педагогическими условиями становления профессионального самосознания будущего социального педагога могут являться:

обеспечение непрерывности процесса самопознания, саморазвития и самоутверждения;

преемственность аудиторной и внеаудиторной форм деятельности; отношение студентов к саморазвитию собственной личности. Обеспечение непрерывности процесса самопознания, саморазвития и самоутверждения рассматривается нами как важное условие становления профессионально-педагогического самосознания студентов. Оно объединяет взаимодействие нравственных, духовных, волевых, ценностных качеств и определяет активную позицию личности по отношению к профессиональному самосовершенствованию. Проанализировав учебные программы специальности «Социальная педагогика», мы выявили возможности создания условий в процессе изучения дисциплин предметной подготовки, таких как «Теория и практика социальной педагогики», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Методика и технология работы социального педагога», а также специальных предметов - «Социально-педагогическая работа по противодействию насилию, торговле людьми и эксплуатации несовершеннолетних» и т. д.

Обеспечение процесса непрерывности самопознания включает в себя ряд конкретных направлений в процессе профессионализации, которые в своей совокупности проявляются как педагогическое условие становления профессионально-педагогического самосознания (рисунок).

Представление процесса профессионализации

Таким образом, непрерывность процесса самопознания, саморазвития и самоутверждения является базой, на основе которой мы рассматриваем другие педагогические условия.

Преемственность аудиторной и внеаудиторной форм деятельности. Комплексный подход к разным формам деятельности студентов обусловлен взаимодополняемостью структуры образовательного процесса, который проявляется в преемственности аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Так, учебно-исследовательская деятельность в рамках студенческих научных лабораторий выходит за пределы учебного процесса и по форме организации считается внеаудиторной. Однако содержание работы студенческих лабораторий и объединений является профессионально- и практико-ориентированным.

Взаимодополнение, преемственность разных форм познавательной деятельности студентов позитивно сказывается на становлении профессионального самосознания.

Сформированность приоритетного отношения студентов к развитию собственной личности является непременным педагогическим условием формирования самосознания будущего социального педагога. Теоретическое понимание сущности этого условия основано на концепции развития личности в процессе жизнедеятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн).

Личность - это постоянно развивающаяся система, становление которой осуществляется на всех этапах жизненного пути и не ограничивается определенными отрезками времени, периодами возрастного развития. Необходимым условием и определяющим фактором развития личности выступает ее жизнедеятельность как специфическая форма взаимодействия человека с социумом, как воспроизводство своей жизни путем включения в социальные процессы.

Заинтересованное отношение к развитию своей личности отражает единство ее проявлений в различных формах взаимодействия с окружающим миром, окружающими людьми. Она включает не только внешнюю активность личности, проявляющуюся во взаимодействии, общении, но и ее внутреннюю духовную сущность, отраженную в переживаниях, ценностных ориентациях, мотивации, потребностях. Если направленность деятельности в профессии не становится личностно значимой для человека, тогда процесс становления профессионального самосознания замедляется или приостанавливается.

В образовательном процессе учреждения высшего образования преследуется главная задача - сформировать приоритетное отношение студентов к развитию собственной личности. В дальнейшем профессиональном становлении данное качество будет базовым внутренним стержнем для понимания и принятия окружающего мира, людей (потенциальных клиентов социальной психолого-педагогической службы), формирования профессиональной «Я-концепции», поиска собственного стиля работы, направленного на гуманистические ценности. Отсюда становление профессионального самосозна-

ния будет во многом зависеть от процесса формирования «Я-образа», то есть приоритетного отношения к развитию собственной личности.

Обозначенные нами педагогические условия не исчерпывают все стороны становления профессионального самосознания социального педагога, но они оптимизируют образовательный процесс в университете.

Таким образом, изучение теоретических источников, анализ практической учебной деятельности студентов показали, что образовательный процесс учреждения высшего образования имеет необходимые и достаточные возможности и резервы для формирования профессионального самосознания социального педагога.

Список использованных источников

1. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and professional education. -2012. - № 1. - С. 8-14.

2. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1991. -

559 с.

Поступила 01.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.