Научная статья на тему 'Профессиональное саморазвитие педагога-психолога'

Профессиональное саморазвитие педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2446
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛ / САМОРАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL / SELF-DEVELOPMENT / TEACHER-PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич

Статья посвящена характеристике и специфике психологических условий профессионального саморазвития педагога-психолога как активной, осознанной, целенаправленной деятельности педагога-психолога по совершенствованию профессиональной компетентности с целью профессиональной самореализации и повышения качества оказания психолого-педагогических услуг участникам образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT TEACHER-PSYCHOLOGIST

The article is devoted to the characteristics and specific features of the psychological conditions of the professional self-development of the pedagogical psychologist as an active, conscious, purposeful activity of the teacher-psychologist in improving professional competence for the purpose of professional self-realization and improving the quality of rendering psychological and pedagogical services to participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие педагога-психолога»

УДК 37.015.31

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Жигулин Андрей Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Аннотация. Статья посвящена характеристике и специфике психологических условий профессионального саморазвития педагога-психолога как активной, осознанной, целенаправленной деятельности педагога-психолога по совершенствованию профессиональной компетентности с целью профессиональной самореализации и повышения качества оказания психолого-педагогических услуг участникам образовательного процесса.

Ключевые слова: психологические условия, профессионал, саморазвитие, педагог-психолог.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT TEACHER-PSYCHOLOGIST

Zhigulin Andrey Alekseevich, candidate of psychological sciences, associate professor, Voronezh branch «state University of marine and river fleet named after admiral

S.O. Makarova»

Abstract. The article is devoted to the characteristics and specific features of the psychological conditions of the professional self-development of the pedagogical psychologist as an active, conscious, purposeful activity of the teacher-psychologist in improving professional competence for the purpose of professional self-realization and improving the quality of rendering psychological and pedagogical services to participants in the educational process.

Keywords: psychological conditions, professional, self-development, teacher-psychologist.

Необходимость активного профессионального саморазвития педагога-психолога обусловлена тем, что Российская система образования все еще находится в процессе модернизации, причем не только в материально-техническом, но и в содержательном плане. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 года заложил основу деятельности педагога-психолога в системе образования. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты обозначили требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ.

Изменения в содержании неизбежно ведут к повышению роли педагога-психолога в образовательном процессе, определяют требования к его профессиональной квалификации. Данные требования включают в себя оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, и психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательной программы, реализуемой образовательной организацией. Важным условием для успешного соответствия этим требованиям выступает нацеленность специалиста на постоянное профессиональное саморазвитие.

В психологии изучением проблемы профессионального саморазвития занимались многие ученые. Она была в центре внимания Л.И. Анциферовой, М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, М.И. Кряхтунова, Л.М. Митиной и др.

Проблема обеспечения постоянного и активного профессионального саморазвития педагогов-психологов является одной из важнейших в контексте модернизации системы образования России. Успешность решения этой проблемы зависит от собственной психологической готовности педагога-психолога к профессиональному саморазвитию и от внешних условий, создаваемых для стимулирования его включенности в процесс профессионального саморазвития.

В отечественной психологической науке саморазвитие рассматривается во взаимосвязи личностного и профессионального аспектов и определяется как: собственная активность человека в изменении самого себя, в раскрытии своего личностного потенциала; процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление; атрибут высшего уровня развития личности, осознанное самоизменение, возникающее, когда человек начинает рассматривать происходящее с ним как результат своих собственных действий; целенаправленное самоформирование качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, с ориентацией на образ результата, имеющий аксиологическое значение [2].

Авторами определяется целый ряд характеристик профессионального саморазвития, в числе которых можно выделить активность, осознанность и целенаправленность. Активность как динамическая характеристика - понятие, широко используемое в психологии. Среди целого ряда раскрытых авторами черт и свойств активности в контексте профессионального саморазвития нами выделены такие как инициативность и интенсивность. В связи с этим активность рас-

сматривается в двух аспектах: во-первых, активность как инициативность, внутреннее побуждение к деятельности, во-вторых, активность как интенсивность, количественно-качественная характеристика деятельности. Осознание субъектом движущих сил и процесса самоизменения является одной из основных характеристик, позволяющих отличать саморазвитие от развития. Целенаправленность действий по профессиональному саморазвитию свидетельствует об их подчиненности определенной цели - четкому представлению об образе будущего результата [1].

Данный анализ позволил конкретизировать понятие «профессиональное саморазвитие педагога-психолога». Профессиональное саморазвитие педагога-психолога есть активная, осознанная, целенаправленная деятельность педагога-психолога по совершенствованию своей профессиональной компетентности с целью профессиональной самореализации и повышения качества оказания психолого-педагогических услуг участникам образовательного процесса.

Движущими силами профессионального саморазвития, определяющими его характер, являются факторы профессионального саморазвития.

Обобщая различные авторские подходы к выделению факторов саморазвития, все многообразие этих факторов можно разделить на три группы: психологические, организационные и экономические факторы. В группу психологических факторов включают факторы, отражающие аспекты ценности профессионального саморазвития для специалиста и степень интереса к своей профессиональной деятельности. К организационным факторам относятся факторы, характеризующие возможности для профессионального саморазвития, созданные работодателем, а также наличие поддержки руководителя и коллег. Экономическими факторами являются наличие материального стимулирования профессионального саморазвития и собственные финансовые ресурсы специалиста.

Помимо обозначенных факторов на профессиональное саморазвитие оказывают влияние условия, в которых оно осуществляется. Одним из важнейших условий успешности любой деятельности является готовность к ней. Готовность к деятельности традиционно рассматривается в рамках функционального и личностного подходов. Готовность к профессиональному саморазвитию преимущественно рассматривается в рамках личностного подхода как многокомпонентное свойство личности, а сформированная психологическая готовность выступает как условие успешности осуществления процесса профессионального саморазвития [4].

Целью и, соответственно, планируемым результатом профессионального саморазвития выступает преодоление противоречия между актуальным уровнем профессиональной квалификации педагога-психолога и уровнем, диктуемым ему внешними требованиями и собственными потребностями. Выявление наличия и степени выраженности этого противоречия на практике обеспечивается в процессе оценивания профессиональной деятельности.

Изучение оценки профессиональной деятельности педагогов-психологов потребовало проведения анализа соответствующих нормативно-правовых актов, специальной литературы и практики профессиональной деятельности педагогов-психологов. Выяснилось, что в практике оценивания профессиональной деятельности педагога-психолога в основном используются три направления, обозначенные нами как профессиональная оценка, клиентская оценка и самооценивание. Каждое из выделенных направлений оценки имеет свою специфику, проявляющуюся в субъекте оценки, используемых методах оценки и поставленных задачах. Наиболее распространенной формой профессиональной оценки у педагогов-психологов как представителей категории педагогических работников является аттестация. Также на практике в связи с внедрением новой системы оплаты труда все более широкое распространение получает оценка с целью определения размера выплат стимулирующего характера.

Самооценивание педагогом-психологом своих профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, их рефлексивный анализ, сопоставление полученной информации с данными внешней оценки позволяет ему сформировать адекватную профессиональную самооценку.

Усилить оценку как условие профессионального саморазвития способно максимальное использование ее рефлексивного компонента. Также рефлексивный компонент оценки играет важную роль и выступает в качестве отправной точки для формирования зоны ближайшего профессионального развития.

Таким образом, высокий уровень психологической готовности педагогов-психологов к профессиональному саморазвитию не является достаточным основанием для их активной включенности в профессиональное саморазвитие.

Решение проблемы выявления психолого-педагогических условий профессионального саморазвития связано с уточнением научного представления о содержании понятия «профессиональное саморазвитие педагога-психолога». Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить профессио-

нальное саморазвитие педагога-психолога как активную, осознанную, целенаправленную деятельность педагога-психолога по совершенствованию своей профессиональной компетентности с целью профессиональной самореализации и повышения качества оказания психолого-педагогических услуг участникам образовательного процесса.

Высокий уровень готовности к профессиональному саморазвитию, декларируемый большинством педагогов-психологов, не обеспечивает им соответствующей включенности в профессиональное саморазвитие. В реальности их профессиональное саморазвитие остается на начальном уровне включенности и осуществляется с использованием самых простых для осуществления форм.

Одной из причин недостаточной реализации готовности к профессиональному саморазвитию у педагогов-психологов и редкого использования более сложных форм саморазвития является наличие у них психологических барьеров, препятствующих формированию мотива на профессиональное саморазвитие.

Психолого-педагогическими условиями профессионального саморазвития педагога-психолога, способствующими преодолению обозначенных психологических барьеров, являются: оценивание профессиональной деятельности педагога-психолога, включающее в себя профессиональную оценку, клиентскую оценку и самооценивание, обеспечивает использование преимуществ и развивающего потенциала каждой из оценок, многогранный анализ профессиональных знаний, умений и навыков. Каждый из используемых видов оценивания базируется на психолого-педагогической рефлексии, позволяющей педагогу-психологу критически оценить себя с нескольких различных позиций, сформировать адекватную профессиональную самооценку, определить направления дальнейшего профессионального саморазвития. Побуждение педагогов-психологов к профессиональному саморазвитию основывается на результатах осмысления ими обратной связи от субъектов образовательного процесса и непосредственном стимулировании их к такому саморазвитию. Требования к специалисту, определяемые с учетом уровня его квалификации, выявленного в ходе предыдущего оценивания, формируют его индивидуальную «зону ближайшего профессионального развития» и могут использоваться для построения программы профессионального саморазвития [3].

Обеспечить возможность организации психолого-педагогических условий, способствующих осознанию педагогами-психологами важности и значимости для них активной включенности в профессиональное саморазвитие, возможно при использовании предлагаемых

рекомендаций по организации и проведению комплексной оценки профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Перспективной видится идея разработки и обоснования широкой системы развивающих организационно-психологических условий в организации, включающей в себя: систему оценки и обратной связи, систему повышения квалификации и наставничества, систему стимулирования и поощрения саморазвития. Также важной является проблема определения оптимального соотношения уровня личных профессиональных целей педагога-психолога и внешних требований к его профессиональной квалификации для обеспечения постоянной включенности педагога-психолога в профессиональное саморазвитие.

Библиографический указатель:

1. Жигулин, А.А. Акмеологический потенциал педагога как основа его профессионального самоопределения // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Серия «Общественные науки». - Пенза. -2012. - № 28. - С. 1225.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - С. 145.

3. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию. - М.: Смысл, 2016. - С. 256.

4. Николаева, О.П. Зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. - М., 2017. - С. 170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.