Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования'

Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ШКОЛА / SCHOOL / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, определения сферы приложения сил и оценку личностных возможностей. Автор акцентирует внимание на проблеме выбора профессии в юношеском возрасте, а также этот выбор продолжается в течение всей активной жизни человека. Сегодня одной из проблем, которые испытывают выпускники, выходя на рынок труда, является их правовая безграмотность, чем пользуются недобросовестные работодатели. В статье автор описывает современного выпускника, который должен осознанно подойти к профессиональному выбору: точно определиться с отраслью и сферой деятельности, оценить свои сильные и слабые стороны, быть готовым учиться и самосовершенствоваться, наметить цели. И как считает автор, в этом вопросе союзниками для молодых людей должны стать не только педагогические работники и, но и сами работодатели. Именно такое взаимодействие сможет помочь продвинуться в решении проблемы оторванности системы профессионального образования от требований рынка труда и создать условия для полноценного кадрового обеспечения социально-экономического развития страны. В статье раскрываются рыночные отношения, которые складываются в сфере услуг высшего образования и формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GRADUATES OF SCHOOLS AS A FACTOR OF EFFECTIVE FURTHER TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION

The article discusses professional self-determination as the process of formation of the personality of their relationships to professional and work environment, determining the scope of application of forces and evaluation of personal opportunities. The author focuses on the problem of choice of profession in adolescence, and this selection continues throughout the active life of man. Today, one of the problems experienced by graduates entering the labour market is their legal illiteracy than unscrupulous employers. In the article the author describes the modern graduate that needs conscious approach to professional choice: to accurately determine the sector and area of activity, to assess their strengths and weaknesses, be willing to learn and improve, set goals. And the author believes that in this matter the allies to young people must become not only educators and but also for employers. It is this interaction could help to advance the solution to the problem of isolation of vocational education from the requirements of the labour market and to create conditions for the full staffing of the socio-economic development of the country. The article describes the market relationships that develop in the sphere of higher education services and form a number of problems of interaction between participants of this market.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования»

Иванова Татьяна Николаевна

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ .

социологические науки

УДК 316.346.32-053.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail:lvanovaT2005@tltsu.ru)

Аннотация. В статье рассматривается профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, определения сферы приложения сил и оценку личностных возможностей. Автор акцентирует внимание на проблеме выбора профессии в юношеском возрасте, а также этот выбор продолжается в течение всей активной жизни человека. Сегодня одной из проблем, которые испытывают выпускники, выходя на рынок труда, является их правовая безграмотность, чем пользуются недобросовестные работодатели. В статье автор описывает современного выпускника, который должен осознанно подойти к профессиональному выбору: точно определиться с отраслью и сферой деятельности, оценить свои сильные и слабые стороны, быть готовым учиться и самосовершенствоваться, наметить цели. И как считает автор, в этом вопросе союзниками для молодых людей должны стать не только педагогические работники и, но и сами работодатели. Именно такое взаимодействие сможет помочь продвинуться в решении проблемы оторванности системы профессионального образования от требований рынка труда и создать условия для полноценного кадрового обеспечения социально-экономического развития страны. В статье раскрываются рыночные отношения, которые складываются в сфере услуг высшего образования и формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка.

Ключевые слова: профессия, самоопределение, выпускник, школа, обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GRADUATES OF SCHOOLS AS A FACTOR OF EFFECTIVE FURTHER TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION

© 2017

Ivanova Tatyana Nikolaevna, doctor of sociological Sciences, associate Professor of "Sociology"

Tolyatti State University, Tolyatti (445667, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 16V, e-mail:IvanovaT2005@tltsu.ru)

Abstract: The article discusses professional self-determination as the process of formation of the personality of their relationships to professional and work environment, determining the scope of application of forces and evaluation of personal opportunities. The author focuses on the problem of choice of profession in adolescence, and this selection continues throughout the active life of man. Today, one of the problems experienced by graduates entering the labour market is their legal illiteracy than unscrupulous employers. In the article the author describes the modern graduate that needs conscious approach to professional choice: to accurately determine the sector and area of activity, to assess their strengths and weaknesses, be willing to learn and improve, set goals. And the author believes that in this matter the allies to young people must become not only educators and but also for employers. It is this interaction could help to advance the solution to the problem of isolation of vocational education from the requirements of the labour market and to create conditions for the full staffing of the socio-economic development of the country. The article describes the market relationships that develop in the sphere of higher education services and form a number of problems of interaction between participants of this market.

Keywords: profession, self-determination, graduate, school, learning, secondary vocational education, higher education.

Модернизация экономической системы России создала принципиально новую ситуацию в сфере подготовки специалистов и их последующего трудоустройства. В настоящее время отсутствует консолидационная система профессионального самоопределения молодежи. Поэтому молодежь приспосабливается к динамичным и сложным условиям вхождения в современное общество, индивидуально самоопределяться, измерять свои профессиональные способности и устремления.

После определения выпускника школы с ВУЗом, перед ним открывается ряд сложнейших задач, которые необходимо решить.

Современный рынок труда становится все более жестким и требовательным. Далеко не каждый работодатель согласится взять на работу выпускника вуза без опыта работы. Поэтому в конкурентной борьбе на рынке труда одержит победу только тот выпускник, с которым была проведена отличная работа по профориентации и профессиональному самоопределению, начиная со школьной скамьи.

Профессиональное самоопределение молодежи предполагает собой процесс развития и формирования личностью своего сознательного отношения к профессиональной и трудовой среде, диагностики сферы сил и оценку личностных возможностей [1-9]. При этом данный процесс не останавливается на выборе профессии в юношеском возрасте, а продолжается в течение всей активной жизни человека. С течением времени специалист может поменять сферы профессиональной деятельности по личным мотивам, либо радикально может

быть преобразован перечень существующих профессий: появятся новые, отойдут на второй план традиционные. В настоящее время проблемы с поиском работы у выпускников связаны, прежде всего, с тем, что они в свое время необдуманно выбрали специальность.

Время для старта карьеры — это дело сугубо индивидуальное. Но, как правило, первые три года студенты не задумываются о трудовом будущем. Тем не менее, выбор дальнейшего профессионального пути надо делать именно в этот период: определить цель и область профессиональных склонностей, интерес к будущей профессиональной деятельности.

В студенческой среде мы можем условно выделить несколько групп. Первая включает «выдающихся выпускников», которые являются гордостью вуза и, как правило, к моменту окончания учебы уже имеют собственный бизнес или рассматривают несколько предложений от работодателей. Заметим, что эта группа характеризуется не только определенным уровнем приобретенных знаний и навыков, но и личностными характеристиками, которые постоянно развиваются, совершенствуя личностный потенциал. Вторая группа - это «карьеристы», те, кто нацелен на профессиональный успех и имеет положительную практику трудоустройства. Именно первые две группы студентов не испытывают проблем с трудоустройством, профессионально самоопределение если не в конкретной профессии, то в определенной сфере деятельности. Во многом это заслуга не только преподавателей, но и той социальной среды, с которой взаимодействует студент. Третья группа

социологические науки

Иванова Татьяна Николаевна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ...

включает тех студентов, которые не проявляют способностей к развитию своей карьеры, не самостоятельны в трудоустройстве, т. е. «инфантильные». И в последнюю группу входят студенты без мотиваций, не определившиеся с планами профессиональной карьеры и роста. Эти студенты при наличии высоких амбиций не имеют никакой мотивации к профессиональной деятельности. Их приходится не только обучать основам эффективного трудоустройства, но и воспитывать определенные личностные качества и общекультурные понятия, обучать навыкам самопрезентации, развивать фактор «горящих глаз» перед работодателями.

Можно отметить тенденцию к возрастанию стремления выпускников выбирать рабочее место согласно своей квалификации: больше половины студентов хотят сегодня работать по специальности. Во многом это связано с усилением внимания университета к профориен-тационной работе и профессиональному самоопределению студентов, а также с формированием у современной молодежи активной жизненной позиции, возможностями перейти на другую специальность или получить второе высшее образование, которое ближе к профессиональным интересам и способностям молодого человека.

Сами выпускники определяют профессиональную деятельность преимущественно как источник дохода и лишь, потом отмечают такие цели, как: возможность самореализации, способ быть самостоятельным, средство построения карьеры. Налицо влияние стереотипов общества потребления, где главным условием принадлежности к определенной социальной группе выступает уровень дохода. Такие тенденции необходимо менять путем воспитания у студентов жизненной позиции, нацеленной на самоопределение и реализацию трудового потенциала как залога эффективного поиска и закрепления себя не только в профессиональной среде, но и определения своего места в обществе. Молодые люди должны понимать, что гонка за престижностью, статус-ностью профессии при отсутствии необходимых задатков и способностей приведет к плачевным результатам и не обеспечит самовыражения и удовлетворения своих амбиций и желаний.

Выбирая свой профессиональный путь, выпускники должны опираться не только на объективные обстоятельства (уровень дохода, быстрота карьерного роста), но и учитывать субъективные факторы: личные особенности и способности к определенному виду деятельности [10-13]. Достигнуть профессиональных и карьерных вершин возможно только в тех областях деятельности, где молодой специалист может стать уникальным или одним из лучших.

В настоящее время наблюдается разделение ответственности за формирование человеческого капитала между системой образовательных учреждений и работодателями. Распространенной точкой зрения является признание того, что главная задача вуза - развивать и формировать у выпускника компетенции, которые позволят ему мобильно адаптироваться на любом последующем месте работы. А работодатель отвечает за формирование специфических знаний и навыков. По нашему мнению, нецелесообразно разделять зоны ответственности за формирование личностного и профессионального самоопределения между вузом и организациями. Этот процесс предусматривает взаимное сотрудничество и совместное воспитание студентов и как профессиональных работников, и как самодостаточной личности. Критерии профессионального самоопределения:

- заключение комплексных соглашений с предприятиями и организациями по практике и перспективах дальнейшего трудоустройства студентов;

- привлечение работодателей к участию в учебном процессе путем приглашения представителей организаций на проведение тематических семинаров, круглых столов, деловых игр, тренингов;

- разработка и внедрение в учебный процесс спец-

курса «Эффективное трудоустройство» для выпускников с привлечением представителей бизнеса;

- разработка индивидуальных программ и вариантов сотрудничества с каждым работодателем в отдельности;

- проведение совместных социологических исследований с целью детального изучения рынка труда;

- установление партнерских отношений с Ассоциацией промышленников и предпринимателей регионов.

Сегодня практически в каждой организации разработан свой образ «идеального» сотрудника, который сформирован с опорой на специфику деятельности компании и опыт прошлых лет. Те руководители, которые формируют кадровый состав за счет выпускников, оценивают в основном не наличие специальных навыков и знаний, а потенциал молодого специалиста. Поэтому одним из основных требований работодателя является желание работать.

Среди работодателей был составлен портрет идеального студента-соискателя: специалист с высоким уровнем теоретических знаний (в основном в области маркетинга, менеджмента и финансов), владеющий компьютером и знанием иностранного языка, обладающий высокой работоспособностью и аналитическим мышлением, коммуникабельный, ответственный и исполнительный, с реальной самооценкой и необязательно имеющий опыт работы. Заметим, что основная часть опрошенных работодателей рассматривает выпускников вузов как вариант заполнения позиций низового уровня в компании, а зачастую - привлекая молодых специалистов к непрофильным видам деятельности (работа про-моутера, торгового агента и т. п.). При трудоустройстве на позиции специалистов с перспективами карьерного роста к выпускникам чаще всего предъявляют более детальные требования, где главным становится не исполнительность, а инициативность, обучаемость и умение брать ответственность. Поэтому, говоря о необходимости трудоустройства выпускников по специальности, нужно опираться на развитие партнерских долгосрочных отношений с работодателями, начиная с процесса прохождения практики.

Сегодня одной из проблем, которые испытывают выпускники, выходя на рынок труда, является их правовая безграмотность, чем пользуются недобросовестные работодатели.

Современный выпускник должен осознанно подойти к профессиональному выбору: точно определиться с отраслью и сферой деятельности, оценить свои сильные и слабые стороны, быть готовым учиться и самосовершенствоваться, наметить цели. И в этом вопросе союзниками для молодых людей должны стать не только педагогические работники и, но и сами работодатели. Именно такое взаимодействие сможет помочь продвинуться в решении проблемы оторванности системы профессионального образования от требований рынка труда и создать условия для качественного и полноценного кадрового обеспечения социально-экономического развития страны и регионов.

Инновационное развитие регионов возможно на основании функционирования модернизированного производства, создающего материально-техническую базу для регионального пространства, грамотно подготовленными и квалифицированными кадрами. Однако, консервативная и инертная по своей сути, профессиональная школа по-прежнему с трудом адаптируется к рыночным отношениям, отставая по содержанию и темпам развития от потребностей региональной экономики. Если принять во внимание, что основными составляющими «компетенции» являются знания, умения, опыт и отношения, то следует отметить, что в процессе формирования профессионального уровня индивида участвует, по меньшей мере, три системы: система образования, рынок труда и предприятие [14].

Выход из данных противоречий возможно на осно-

Иванова Татьяна Николаевна социологические

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ... науки

вании формирования и создания региональных профессиональных комплексных систем, структурных элементов которые являются образовательными учреждения.

Происходящие трансформационные процессы в современном социуме, определяют необходимость постоянного развития и формирования субъектов хозяйствования, оказывая, тем самым, влияние и на внешний процесс развития и формирования профессионального индикатора индивида. Успех экономических преобразований общества определяется не столько количественными параметрами, сколько наличием качественных инновационных ресурсов трудовой деятельности.

Несмотря на высокую значимость, проводимые исследования и практические действия социологической и экономической общественности по созданию высококвалифицированных образовательных структур, объединений, центров и комплексов профессиональной школы, основывающихся на идее непрерывного образования как в практике итак и в теории, не получили позитивного развития. Достаточно спорны научные обоснования вопросов, касающихся содержания экономических и организационных форм образования. Обнаруживается противоречие между объективной значимостью образования в современном экономическом пространстве и недостаточной разработанностью научно обоснованных организационно-экономических подходов и механизмов его реализации, а также понятийного аппарата соответствующего современному представлению о проблеме формирования производительных способностей человека. Содержание и, соответственно, организация деятельности в учебном заведении основывается на государственном образовательном стандарте соответствующего уровня. Это обусловлено, прежде всего, требованиями экономической составляющей современной системы образования, совпадению интересов потребителей образовательных товаров и производителей. Безусловно, замыкание содержания обучения в учебном заведении на отраслевых либо региональных требованиях (стандартах) значительно сужает границы сегмента рынка труда, на котором индивиды, получившие знания и умения, могут эффективно их реализовать, и соответственно, не отвечают в полном объеме вышеупомянутым требованиям

[15].

Вместе с тем комплексные исследования организационно-экономической составляющей системы образования в границах рынков услуг и труда монопромышленных городов страны позволят сформировать подходы к созданию адекватной концепции, в которой система профессионального образования рассматривается и как основа формирования профессионального уровня индивида, и как инструмент, позволяющий осуществлять воздействие на общественные преобразования.

Необходима модель организационно-экономического механизма функционирования системы непрерывной профессиональной подготовки, в которой на основе единства организации, технологии и методологии обучения сбалансировано функционирование организационной и экономической подсистем образования (регионального и муниципального уровней). Это будет способствовать формированию знаний и умений на протяжении всей трудовой деятельности человека, предопределяя его способность легко ориентироваться в современных экономических условиях, быть конкурентоспособным на рынке труда и достичь высокого социального статуса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.

2. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский 102

научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 118-120.

3. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 99-102.

4. Мананникова Ю.В. Профессиональное самоопределение абитуриентов и перспективы развития предпринимательской деятельности в процессе обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 120-125.

5. Сергушин Е.Г., Королева А.Ю. Современные условия профессионального самоопределения бакалавров педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 72-74.

6. Шкиль О.С., Бурдуковская Е.А., Чжэн В. О соответствии профессиональной подготовки кадров современным запросам рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 348-350.

7. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 120-122.

8. Балакирева Е.И., Малышева А.В., Коновалова Е.Ю. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 154-158.

9. Магомедова Е.В., Остапенко И.А. Мировоззренческое самоопределение молодёжи - важнейшая проблема современного российского образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 91-94.

10. Щербакова О.Ю. Вопросы взаимодействия потребностей кадрового потенциала региона и спроса рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 207-209.

11. Рочев К.В., Коршунов Г.В. Взаимодействие высшей школы, бизнеса и государства при формировании систем оценки достижений и мотивации обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 99-102.

12. Рочев К.В., Коршунов Г.В. Формирование конкурентной среды в студенческом коллективе для повышения учебной и внеучебной активности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 40-42.

13. Медведева Н.Р., Киндаев А.Ю. Гендерное неравенство при трудоустройстве выпускников вузов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 309-314.

14. Вихарева О.Н. Вклад регионального профессионально-образовательного комплекса в развитии кадровых ресурсов региона/Управление развитием региона: традиции и инновации: Материалы III региональной научно-практической конференции. Чебоксары: «Новое время», 2007. С.139-142.

15. Герман М.В. Государство — гарант качества об-разования//Кадровик. Кадровый менеджмент. М.: 2007. № 4. С. 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.