Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ В УЧЕНИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ В УЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
подростки / самоопределение / успешность / учебная деятельность / профессиональные склонности / teenagers / self-determination / success / educational activity / professional inclinations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова А.В., Логвинова Ю.В.

В данной статье раскрываются факторы выбора профессии подростков и особенности их профессионального самоопределения в зависимости от уровня их успешности в учении, в том числе от их склонности к определенным видам деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у современных подростков наиболее выражена склонность к работе с людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS WITH VARYING ACADEMIC SUCCESS

This article reveals the factors of teenagers' choice of profession and the peculiarities of their professional self-determination, depending on their level of success in learning, including their propensity to certain types of activities. The results of the study indicate that modern adolescents have the most pronounced tendency to work with people.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ В УЧЕНИИ»

УДК 159 Ермакова А.В., Логвинова Ю.В.

Ермакова А.В.

студент факультета психологии педагогического института Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

Логвинова Ю.В.

студент факультета психологии педагогического института Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ В УЧЕНИИ

Аннотация: в данной статье раскрываются факторы выбора профессии подростков и особенности их профессионального самоопределения в зависимости от уровня их успешности в учении, в том числе от их склонности к определенным видам деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у современных подростков наиболее выражена склонность к работе с людьми.

Ключевые слова: подростки, самоопределение, успешность, учебная деятельность, профессиональные склонности.

В подростковом возрасте большинство детей испытывают нужду в определении своего будущего пути и выбора профессии. А выбор профессии -это очень важный и ответственный шаг, особенно для личности подростка. В этот период человек становится более тревожным, ведь он несет ответственность за выбор своего профессионального пути, и очень важно сделать его верным.

Многие выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, таких как влияние родителей или подражание сверстникам. Даже в том случае, когда выбор профессии осознанно мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Профессию следует выбирать в соответствии с совокупностью различных факторов. Одним из таких факторов является знание особенностей своего характера.

Вопросами профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры занимались: Е.А. Климов, который разработал теории типологического индивидуального стиля деятельности. А.К. Маркова, которая изучала этапы становления профессионального самоопределения. Н.С. Пряжников, предложивший набор диагностических методик для профессионального самоопределения. Г.В. Резапкина, которая разработала батарею методик на диагностику и развитие мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы подростков, а также методики отбора в профильные классы.

Изучение вопроса о профессиональном самоопределении подростков является актуальным, так как существенными факторами в профессиональном самоопределении подростка являются его интересы и склонности. Старшему подростку уже необходимо определяться с областью своих профессиональных предпочтений. Но не все они способны ответить себе на вопрос о том, кем они хотели бы стать.

Задачей нашего исследования является изучение особенностей профессионального самоопределения подростков с разной успешностью в обучении.

В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода.

Методика исследования: Опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной) [1, с. 172].

Обратимся к описанию полученных нами данных о выраженности профессиональных склонностей подростков с разной успешностью в обучении.

Таблица 1. Выраженность профессиональных склонностей подростков

Группы подростков с разной успешностью в учении Склонность к видам деятельности

1 2 3 4 5 6

балл % балл % балл % балл % балл % балл %

1 6,1 45 3,1 7 3,1 7 3,2 7 3,4 9 2,1 3

2 4,3 18 4,3 18 3,7 13 2,1 3 3 8 1 1

3 3,2 12 3,6 10 2,3 4 2 2 3,6 10 3,1 7

Итого 13,6 75 11 35 9,1 24 7,3 12 10 27 6,2 11

Примечание:1-Работа с людьми, 2- Экстремальные, 3 - Эстетические,

4 - Планово-экономические, 5 - Практические, 6 - Исследовательские, 6 - Среднее.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что у подростков наиболее выражена склонность к работе с людьми - 45%. Людей, которые успешно и с удовольствием занимаются такой деятельностью, отличают такие качества как общительность, способность найти общий язык с любым человеком, понимание их настроения и намерений. Такие результаты получены, потому что ведущая деятельность подростков связана с общением с людьми, у них сильная потребность в том, чтобы быть в социуме и большая часть подростков стремится к этому.

Менее выражена склонность к экстремальным видам деятельности у 18% подростков. В переходном возрасте у ребёнка возникает потребность попробовать свои силы, узнать, на что он способен, занять определенную

социальную позицию, в связи с этим подростки стремятся заниматься тем видом деятельности, в котором можно испытать себя в разных ситуациях.

Склонность к эстетическим видам деятельности у 13% подростков. В подростковом возрасте наблюдаются специфические поведенческие реакции. Одной из них является «хобби-реакция». Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с повышенным интересом к любимому делу (музыке, рисованию, радиотехнике и т.д.). Поэтому некоторые подростки в дальнейшем начинают заниматься этим увлечением на профессиональном уровне.

Склонность к практической деятельности у 10 % испытуемых. В этой области очень широкий круг профессий: производство изделий, ремонт оборудования, управление транспортом и т.д.

Склонность к планово-экономическим видам деятельности у 7% испытуемых. Это профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист), делопроизводством и т.д.

Склонность к исследовательским видам деятельности у 7% испытуемых. Это профессии связаны с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений и аналитическим складом ума.

Из полученных данных можно отметить также следующее: у подростков, находящихся в 1 группе (средний балл успешности от 3 до 3,6) наиболее выражены склонности к экстремальным видам деятельности, у подростков, находящихся во 2 группе (средний балл успешности от 3,7 до 4,3) наиболее выражены склонности к работе с людьми. У подростков, находящихся в 3 группе (средний балл успешности от 4,4 до 5) наиболее выражены склонности к исследовательской деятельности.

Полученные результаты можно объяснить тем, что для современных подростков более привлекательными являются профессии, предполагающие контакт с социумом, более активная и «живая» работа. Здесь, можно предположить, что на выбор подростков сильное воздействие оказывает

телевидение и интернет, в частности, фильмы, сериалы и ток-шоу про полицию, врачей, спортсменов и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Резапкина, Г.В. Акцентуация и выбор профессии / Г.В. Резапкина // Школьные технологии. - 2011. - №1. - С. 170-179

Ermakova A. V., Logvinova Yu. V.

Ermakova A.V.

Pedagogical Institute Belgorod State National Research University

(Belgorod, Russia)

Logvinova Yu.V.

Pedagogical Institute Belgorod State National Research University

(Belgorod, Russia)

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS WITH VARYING ACADEMIC SUCCESS

Abstract: this article reveals the factors of teenagers' choice of profession and the peculiarities of their professional self-determination, depending on their level of success in learning, including their propensity to certain types of activities. The results of the study indicate that modern adolescents have the most pronounced tendency to work with people.

Keywords: teenagers, self-determination, success, educational activity, professional inclinations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.