Статья поступила в редакцию 27.05.2019
УДК 37.048.45
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ОШИБКИ И ИХ
ПОСЛЕДСТВИЯ
Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Александровна Васильева, Андрей Алексеевич Быковский, Азамат Айдамирканович Татлок, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
Аннотация
Цель работы заключается в рассмотрении основных факторов, негативно влияющих на выбор будущей профессии выпускниками школ. От этого во многом зависит социально-экономическая стабильность нашей страны. Можно заметить, что выбор профессии старшеклассниками в большинстве случаев не осознан и поэтому решением данной проблемы, должны заниматься социальные институты. Профориентация предполагает широкий комплекс мер по оказанию профессиональной помощи старшеклассникам при выборе правильной профессии. А так как в настоящее время существует отсутствие системного подхода к организации профориенационной работы, то этот вопрос остается открытым.
Ключевые слова: выбор профессии, профориентация.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION, ERRORS AND THEIR EFFECTS
Natalia Gennadyevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Darya Aleksandrovna Vasilyeva, Andrey Alekseevich Bykovsky, Azamat Aydamirkanovich Tatlok,
Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of the research is to consider the main factors that negatively affect the choice of the future profession by graduates of schools. The social and economic stability of our country largely depends on it. It can be noted that the choice of profession by high school students in most cases is not realized and, therefore, the social institutions must deal with the solution of this problem. Career guidance involves a wide range of measures to provide professional assistance to high school students in choosing the right profession. And since at present there is a lack of systematic approach to the organization of vocational guidance, this question remains open.
Keywords: career choice, career guidance.
Проблема выбора профессии сейчас особенно актуальна. Ведь, если вы выберете то, что вам не по душе, вы будете вынуждены работать на нелюбимой работе. А соответственно подходить к своим обязанностям без какого-либо интереса. И может даже быть такое, что у человека есть талант в какой-либо сфере, и, к тому же, работа в этой сфере является высокооплачиваемой. Но несмотря на все это человеку не нравится эта профессия. Это делает выбор профессии для него еще сложнее. К тому же, в наше время существует огромное количество разнообразных профессий. Поэтому трудно понять, какую выбрать. Также многие не могут оценить свои возможности и могут выбрать то, что окажется им не по силам. Помимо этого, многие до конца не понимают ту или иную профессию, пока не поступят в вуз и обратного пути не будет.
Актуальность профориентации с каждым годом всё возрастает. Рыночные отношения требуют квалифицированных рабочих, умеющих самостоятельно принимать решения. Свобода выбора ставит перед людьми огромные задачи. Самостоятельно отдавать предпочтения тем или иным видам деятельности, объективно принимать решения, разбираться в себе, своих предпочтениях и способностях, все эти вопросы поможет решить профориентация [1]. Статистика говорит, что сейчас, большая часть учеников девятых-десятых классов выбирают профессию не потому, что им это интересно или у них к этому склонность,
а совсем по другим причинам. При этом значительная часть опрошенных вообще не могут дать ответа на вопрос: «Почему вы выбираете именно эту профессию?».
Многие люди недостаточно осведомлены в том, что происходит в мире, и понятия не имеют какие профессии сейчас востребованы или будут востребованы в будущем. Какие профессии сейчас являются наиболее оплачиваемыми. Также, многие школьники, которым приходится выбирать какие экзамены сдавать и в какой университет поступать, не до конца понимают учебный и рабочий процесс. Соответственно они не могут в достаточной мере оценить свои силы и сделать вывод, подходит ли им конкретно эта профессия. К тому же ситуацию усугубляет то, что у них нет достаточного количества времени чтобы сделать этот важный выбор. И за все время учебы в выпускных классах многие так и не определяются с будущей профессией и вынуждены выбирать то, что посоветуют родители или то, что покажется наиболее легким в освоении.
В современном мире существует множество совершенно различных профессий. Выбрать среди них одну очень сложно, но каждому придется это сделать. И если выбор делается на всю жизнь, то к нему нужно подходить с особой тщательностью. Но как бы хорошо вы это не продумывали, никто не застрахован от ошибок. Рассмотрим самые популярные из них:
Одна из причин неправильного выбора профессии - слабая информированность о мире профессий. Прежде всего:
- Неправильное представление об условиях работы в той или иной профессии, в наше время все чаще появляются все новые и новые профессии. К тому же суть старых профессий меняется. Это связано с автоматизацией многих сфер деятельности. Например, в результате появления программируемых станков, теперь, вместо непосредственной работы за станком, нужно работать на компьютере задавая параметры для изготовления заготовки. Поэтому необходимо как можно больше узнавать о той или иной профессии чтобы правильно понимать, что вам предстоит, когда вы будете работать.
- Предубеждения в престижности той или иной профессии. С изменениями в мире многие профессии меняются в значимости для общества. То есть, некогда популярная и высокооплачиваемая профессия становится ненужной для общества или же замещается другой.
- Также, многие, не берут в учет различные трудности, связанные с той или иной профессией. Например, человек видит лишь результат работы специалиста и не думает о том, что за этим результатом скрыт огромный ежедневный труд, огромные знания, которые предстоит приобрести в обучении, навыки, которым предстоит научится.
Еще одной ошибкой в выборе профессии является - выбор под давлением окружающих.
Ситуация, когда родители выбирают сферу деятельности за ребенка, к сожалению, встречается очень часто. Они выбирают ее из личных предпочтений или выбирают профессию, которая, по их мнению, является престижной и высокооплачиваемой. Они не учитывают мнения ребенка, объясняя это тем, что у них имеется больше жизненного опыта и они «знают лучше». Обычно они говорят, что их ребенок пока сам не понимает, чего хочет, поэтому лучше они сделают выбор за него. Иногда это действительно помогает, но в большинстве случаев приводит к тому, что человек живет несчастливо, работая на нелюбимой работе. Помимо родителей повлиять на выбор могут и друзья. Например, ваш друг поступает в какое-либо учебное заведение, и предлагает вам поступить туда вместе с ним. Ну а вам, за отсутствием других вариантов, приходится сделать это.
Обычная ошибка выбора профессии для школьников - идти по стопам своего кумира. Когда влюблённость или другая увлечённость другим человеком (нравящийся учитель, актёр, певец и т.д.) может предопределить желаемую профессию или сферу деятельности. Однако на самом деле интерес к человеку и интерес к профессии соответствуют даже меньше, чем никак и во время обучения может наступить разочарование. Если есть возможность, то стоит поговорить со своим кумиром, расспросить его о работе и её
требованиях, посоветоваться стоит ли выбрать такую же профессию и куда лучше пойти учиться. В качестве программы минимум обязательно необходимо узнать о профессии как можно больше, возможно она окажется не такой интересной, как казалась издалека. Конечно же, при этом необходимо здраво оценивать свои возможности, интересы и стремления, а также желательно пройти несколько профориентационных тестов и побеседовать с грамотным психологом-профконсультантом.
Таким образом, можно сделать неутешительные выводы, что основными причинами неправильного выбора школьниками будущей профессии являются: неосведомленность о современном мире профессий; давление окружающих; отсутствие собственного мнения; нехватка времени на осознанный выбор, а самое главное отсутствие взаимодействия социальных институтов по организации профориентационной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лялюк, А.В. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде : монография / А.В. Лялюк, Н.Г. Иванова, Н.А. Синельникова. - Краснодар : [б.и.], 2018. - 210 с.
REFERENCES
1. Lyalyuk, A.V., Ivanova N.G. and Sinelnikova, N.A. (2018), Formation of safe and healthy lifestyle in the educational environment: monograph, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.05.2019
УДК 796.011.3
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Наталья Леонидовна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент,
Валентина Владимировна Иванова, студент, Тюменский индустриальный университет, филиал ТИУ в Сургуте, Сургут
Аннотация
В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в учебное и внеучебное время, поднимается вопрос применения современных технологий для формирования интереса и мотивации у студенческой молодежи к самостоятельным занятиям во внеучебное время. Также исследуется использование современных гаджетов для оценки эффективности самостоятельных занятий студентов как в рамках учебного процесса, так и вне его.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, современные технологии, гаджеты, индекс массы тела, оценка тела.
MODERN TECHNOLOGIES AND EFFICIENCY OF INDEPENDENT WORK OF
STUDENTS
Natalya Leonidovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valentina Vladimirovna Ivanova, the student, Tyumen Industrial University, branch of the Institute in Surgut
Annotation
In the article, the independent work of the students during the educational process and extracurricular time is considered, the question of use of the modern technologies to generate interest and motivation among students to take independent extracurricular activities is brought up. Also, the application of modern gadgets for assessment of efficiency of independent occupations of students both within educational process, and out of it is investigated.
Keywords: independent work of students, modern technologies, gadgets, body mass index, body assessment.