Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение обучающихся: пространство взаимодействия школы и родителей'

Профессиональное самоопределение обучающихся: пространство взаимодействия школы и родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SCHOOL-PARENT INTERACTION / PROFESSIONAL CHOICE / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуркина Н.И.

В статье раскрываются контексты профессионального самоопределения современных школьников, выделяются риски современной социокультурной ситуации взросления детей и молодежи. Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме профессионального выбора позволил выделить основные направления и аспекты ее рассмотрения. Делается вывод о том, что родители продолжают активно влиять на профессиональное самоопределение школьников, но в современных условиях их роль снижается, что требует организации педагогического сопровождения семьи в данном вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуркина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение обучающихся: пространство взаимодействия школы и родителей»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.010 YAK 316.356.2:37.048.45 ББК 60.542.14+74.200.536

Н.И. ЧУРКИНА

N.I. CHURKINA

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОСТРАНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TRAINEES: SPACE OF INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND PARENTS

В статье раскрываются контексты профессионального самоопределения современных школьников, выделяются риски современной социокультурной ситуации взросления детей и молодежи. Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме профессионального выбора позволил выделить основные направления и аспекты ее рассмотрения. Делается вывод о том, что родители продолжают активно влиять на профессиональное самоопределение школьников, но в современных условиях их роль снижается, что требует организации педагогического сопровождения семьи в данном вопросе.

The article reveals the contexts of professional self-determination of modern schoolchildren, the risks of the modern socio-cultural situation of growing up children and youth are highlighted. The analysis of theoretical approaches to the problem of professional choice made it possible to identify the main directions and aspects of its consideration. It is concluded that parents continue to actively influence the professional self-determination of schoolchildren, but in modern conditions their role is decreased and it requires the organization of pedagogical support of the family in this matter.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, взаимодействие школы и родителей, профессиональный выбор, профессиональная ориентация.

Key words: professional self-determination, school-parent interaction, professional choice, professional orientation.

Проблема профессионального самоопределения относится к числу вечных и сложно разрешаемых социальных, внетриличностных, педагогических. Она стала особенно актуальной в ХХ веке, когда в результате социальных революций были разрушены традиционные семейные связи, активно происходили процессы урбанизации, изменился рынок труда и др. Социологи по всем регионам показывают масштабность проблемы, например, отмечается, что «от 53% (Волгоград) до 65% (Москва) студентов вузов заявили, что получают не ту профессию; около 25% опрошенных) ориентируются на получение второго высшего образования, т.е. пролонгирование периода ученичества» [2]. По данным нашего исследования, проведенного среди студентов Омского государственного педагогического университета, около 50% респондентов ответили, что выбор педагогического вуза не был связан с желанием работать в системе образования.

Профессиональное самоопределение современных школьников объективно происходит и под влиянием других явлений, в том числе экономических. Например, доказано, что процесс начального профессионального выбора часто детерминируется внешними, социальными факторами, т.е. у детей, принадлежащих к семьям с низким доходом, профессиональный выбор детерминируется желанием достижения материального благополучия, а не удовлетворением собственных предпочтений, склонностей. Важным условием успешного выбора профессии называют учет потребностей регионального рынка труда, но это наталкивается на проблему неравномерности экономического развития этого рынка в регионах России.

Профессиональное самоопределение является частью идентификации человека. От успешной идентификации зависит адаптация человека в социуме, в том числе в профессиональном сообществе. Как пишут психологи, особенную опасность для молодых людей представляет потеря идентичности, когда молодой человек не может удовлетворить свои стремления в самореализации, что распространяется и на проблему выбора профессии [7].

Современный мир создает новые временные пространства выбора жизненного пути (М. Уле) [4, с. 76]. Западные исследователи раньше отечественных авторов обнаружили эту тенденцию. Отмечается, что профессиональный выбор, профессиональное образование, трудоустройство уже не являются обязательным этапом для молодежи в определенном возрасте (выпускников школы). Выявлена интересная закономерность: чем богаче страна, тем позже профессиональный выбор завершается. То есть общество, понимая, как сложен этот выбор, не пытается его искусственно ускорить. Психологами даже введен термин «мораторий на взрослость», который предлагают давать молодым людям, не готовым к ответственному шагу. В большинстве развитых стран для молодежи предлагают различные образовательные программы, направленные на продление сроков обучения (проект 13-летней школы был связан с решением именно этой задачи), развитие разных форм социализации молодежи.

Для таких молодых людей рынок труда развивает промежуточные формы занятости (официанты, менеджеры, расклейщики объявлений и др.), которые позволяют выпускникам школ, не готовым к ответственному выбору, работать без специальной подготовки и постепенно выбирать для себя приемлемую профессиональную деятельность.

Современные молодые люди позже, чем предшествующие поколения, вступают в самостоятельную жизнь, выбирая долгий путь поиска и самоопределения. Это приводит и к социальным последствиям, что уменьшается количество лет, когда молодые активны на рынке труда, что существенно сокращает трудовые ресурсы и отрицательно влияет на экономику страны. Не менее серьезные последствия это имеет и для семьи, которая вынуждена тратить собственные средства на получение дополнительного образования детей, вместо того чтобы вкладывать их в другие сферы жизнедеятельности.

Изменения в трудовой реальности привели к тому, что, кроме традиционных профессий, требующих длительного образования, накопления опыта в профессиональной деятельности (врачи, учителя, инженеры, юристы и др.), появились и стали массовыми профессии, требующие гибких компетенций (коммуникация, навыки продаж, владение компьютером и др.). Для этих профессий (супервайзеры, мерчандайзеры, бренд- и клиент-менеджеры, торговые представители) наличие специального образования не обязательно, главное - особые личные качества, которые и составляют основу гибких компетенций. В таких профессиях могут быть успешны молодые люди, не обладающие опытом, они готовы быстро менять сферы профессиональной деятельности в пределах данной группы специальностей. Это позволило смягчить проблему трудоустройства выпускников традиционных специальностей, которых не очень хотели брать на работу без опыта профессиональной деятельности. Но это создало другую проблему: после таких проб многие уже не возвращаются (и не могут вернуться) к специальностям, полученным в профессиональном образовании.

Как можно увидеть, процесс профессионального самоопределения современной молодежи происходит в совершенно новой реальности, которая создает вариативные стратегии выбора, но одновременно затрудняет этот процесс как для самого человека, так и для общества.

Главным способом помощи молодому человеку в данном процессе является система профориентации. В отечественной науке проблема профессионального выбора хорошо разработана, можно выделить несколько

направлений: разработан системный подход к профориентации молодежи (К.С. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.А. Федоршин); развиваются авторские концепции профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.); концепция профессиональной пригодности (А.А. Бо-далев, В.Д. Шадриков, А.Е. Голомшток, О.А. Махаева); теория психологической характеристики профессиональной деятельности и основы профкон-сультации (Е.И. Гарбер, Ю.М. Забродин, Е.М. Иванова и др.). С.П. Чистяковой разработана модель профессионального самоопределения как непрерывного процесса [6]. В этой концепции профессиональная ориентация представляет собой системную деятельность, направленную на формирование стратегии профессионального самоопределения молодого человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества в специалистах.

Участие семьи в процессе профессионального выбора объективно определено тем, что этот процесс начинается еще в подростковом возрасте. Е.А. Климов ввел понятие «оптант» - человек, выбирающий профессию, это может быть возраст от 11-12 лет до 16-18. В зависимости от социокультурного капитала (П. Бурдье), семья может являться как ресурсом для свободного профессионального самоопределения, так и препятствием для осуществления личного выбора ребенка. Современные социологи выявили зависимость: у родителей с высшим образованием дети так же стремятся получить высшее образование. Чем выше социокультурный капитал семьи (уровень образования, социальный статус), тем больше вероятность того, что школьник будет поступать в вуз.

В.В. Фурсова, продолжая и подтверждая своими исследованиями многочисленные концепции социологов и психологов, доказала влияние культурного капитала семьи на образовательные результаты учащихся [5]. В ее исследовании приводятся данные, что более 40% учащихся при выборе профессии ориентировались на мнение родителей и их нацеленность на получение высшего образования. Но более поздние социологические исследования показывают, что примерно такое же влияние на профессиональное самоопределение современных старшеклассников оказывают средства массовой информации - 34%, ресурсы интернета - 32%. Немного меньше участвуют в этом процессе друзья и знакомые (27%), учителя - 22%, книги - 20%. Наиболее эффективный способ оптимизации профессионального выбора, который выделяют исследователи, - профессиональные пробы - указали только 15% (скорее всего потому, что не имели такой практики), а занятия со специалистами служб занятости только 5% [3].

Проблема профессионального выбора является актуальной, но в России она усугубляется факторами социальными, политическими (сохранением обязательной военной службы для юношей, массовой ориентацией родителей на высшее образование для своих детей). Стремление большинства семей определить ребенка сразу после окончания школы в вуз вступает в противоречие с отсутствием у многих выпускников школ ясности в собственных профессиональных и жизненных предпочтениях.

Все это ставит задачу организации педагогического сопровождения семьи в оказании помощи детям в профессиональном самоопределении. В диссертационном исследовании Т.Д. Зеленкиной выделены несколько типов позиции родителей в вопросе профессионального самоопределения: однова-риантная позиция (родители настаивают на продолжении династии); поливариативная позиция (родители предлагают многоплановость выбора профессии, но в соответствии с убеждениями и опытом членов семьи); нейтральная позиция, когда родители отстраняются и дают полную свободу выбора ребенку - «решай сам»; негативная позиция (отрицательное мнение по поводу самостоятельного выбора профессии ребенком) [1, с. 10].

Главным средством помощи семье она называет организацию систематической работы образовательных учреждений с родителями в разных фор-

мах, направленную на «обогащение их профориентационного потенциала путем овладения компетенциями, позволяющими оказать старшеклассникам реальную помощь в осуществлении адекватного выбора профессии: способностью восполнить недостающие знания старшеклассника о разнообразных профессиях, потребностях современного рынка труда и перспективных запросах социума; способностью направить старшеклассника на выбор определяющих факторов (значимых мотивов), прогнозировать благоприятные трудовые перспективы; умением осуществлять партнерское общение для совместного составления личного профессионального плана старшеклассника, соотнося его индивидуальные особенности, склонности и потребности с профессиональными требованиями; умением организовать профессиональные пробы старшеклассника (с привлечением третьих лиц для получения консультативной помощи профессионала в данной области); умением обозначить резервное профессиональное намерение.

Обширный список компетенций, которыми должны овладеть родители в результате реализации такой работы, ставит под сомнение ее реальность. В большинстве современных работ (А.Р. Вагапова, Л.А. Генварева, М.А. Зи-марева, Л.В. Мамедова, Л.А. Сироштан, В.Н. Стручкова, А.И. Трусковская), также предлагается перечень возможных форм и видов деятельности в данном направлении. Но, как на практике реализовать все это в системе и получить результаты в виде оптимизации профессионального самоопределения, пока говорить трудно. Изучение отдельных практик решения данной проблемы показывает, что педагогическая наука должна не только развиваться от теории к практике, но и одним из традиционных путей развития науки должен быть анализ педагогического опыта. Проведенное нами исследование сайтов образовательных учреждений позволил выделить практики успешного взаимодействия родительской общественности и образовательных организации в вопросах профессионального самоопределения.

Как показывают материалы сайта гимназии № 110 Екатеринбурга, в ней сложилась педагогическая система профессиональной ориентации, включающая необычные и традиционные для многих школ виды деятельности. Несколько лет в гимназии организуются летние социальные практики учащихся старших классов, которые помогают определиться с профессиональным выбором. Еще одним средством профессионального самоопределения является семихатовский комитет, который координирует разнообразную деятельность по приобщению школьников к инженерной, космической сфере. Особенностью данного комитета является его состав, куда вошли представители общественности. В гимназии проводятся конкурсы, например: в начальных классах - «Профессия моих родителей». Школьники лицея знакомятся с сайтом «Промышленная карта России», который позволяет узнать историю и настоящее наиболее крупных промышленных предприятий страны и региона, помочь в определении дальнейшего пути.

Таким образом, профессиональное самоопределение современной молодежи происходит в новой реальности, которая порождает вариативные стратегии выбора, но одновременно и затрудняет этот процесс. Все это приводит к тому, что к моменту окончания школы многие выпускники не готовы к ответственному выбору, они позже, чем предшествующие поколения, вступают в самостоятельную жизнь. В педагогической теории разработан комплекс приемов обогащения профориентационного потенциала семьи. Изучение теории и лучшей практики взаимодействия родителей и школы по проблеме профессионального самоопределения показывает, что школа может и должна инициировать этот процесс, предлагая разные стратегии сопровождения семьи.

Литература

1. Зеленкина Т.Д. Подготовка родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук, М. 2015. 265 с.

2. Колесникова Е.Н., Новикова Е.М. Влияние семьи на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования у учащихся с инвалидностью. Режим доступа: http://socis.isras.ru/files/File/2014/2014_4/124-131_Kolesnikov.pdf (дата обращения: 20.04.2018).

3. Надточий Ю.Б., Шилин А.В. Изучение предпочтений молодежи при выборе профессии // Всерос. журнал науч. публикаций. 2012. № 1 (11). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-predpochteniy-molodezhi-pri-vybore-professii (дата обращения: 18.02.2018).

4. Уле М. Изменение гендерных стереотипов в процессе взросления // Вестник Пермс. ун-та. 2011. № 4 (8). С. 75-86.

5. Фурсова В.В. Влияние культурного капитала семьи на формирование образовательных достижений учащихся. Режим доступа: http://dspace.kpfu.ru/ xmlui/bitstream/handle/net/34808/vliyanie.pdf?sequence=-1 (дата обращения: 10.04. 2018).

6. Чистякова С.П. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Академия, 2005. 25 с.

7. Чуркина Н.И. Контексты профессионального самоопределения современной молодежи. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_27556613_ 11308419.pdf (дата обращения: 20.04. 2018).

References

1. Zelenkina T.D. Podgotovka roditelej k sodejstviyu v professional'nom samoopre-delenii starsheklassnikov : diss. kand. ped. nauk. [Training parents to promote the professional self-determination of senior pupils. Ph.D.(Education) Thesis], Moscow, 2015. 265 p.

2. Kolesnikova E.N., Novikova E.M. The influence of the family on the formation of motivation to receive higher professional education in students with disabilities. Available at: http://socis.isras.ru/files/File/2014/2014_4/124-131_Kolesn-ikov.pdf (date accessed: 20.04.2018).

3. The study of the preferences of young people in the choice of profession // All-Russian journal of scientific publications. 2012. N 1 (11). Available at: http://cy-berleninka.ru/ article/n/izuchenie-predpochteniy-molodezhi-pri-vybore-professii (date accessed: 18.02.2018).

4. Ule M. Changing gender stereotypes in the process of growing up, Bulletin of Perm University, 2011, N 4 (8), pp. 75-86.

5. Fursova VV. Influence of cultural capital of the family on the formation of educational achievements of students. Available at: http://dspace.kpfu.ru/ xmlui/bitstream/handle/net/34808/vliyanie.pdf?sequence=-1 (date accessed: 10.04. 2018).

6. Chistyakova S.P. Pedagogical support of self-determination of schoolchildren: methodological guide for profile and professional orientation and profile training of schoolchildren. Moscow, Academy, 2005. 25 p.

7. Churkina N.I. Contexts of professional self-determination of modern youth. Available at: http://elibrary.ru/download/elibrary_27556613_11308419.pdf (date accessed: 20.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.