Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях рынка труда'

Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайко Елена Михайловна

В статье рассматривается такое условие развития системы начального и среднего профессионального образования, как необходимость следовать за развитием рынка труда и адаптироваться к изменяющейся экономической среде. Рассматривается создание ресурсных центров и инновационных образовательных площадок на базе учебных заведений, которые позволяют учитывать эти требования и ориентировать молодежь в выборе профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях рынка труда»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). Специальный выпуск. С. 32-35.

Е. М. Зайко

профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях рынка труда

В статье рассматривается такое условие развития системы начального и среднего профессионального образования, как необходимость следовать за развитием рынка труда и адаптироваться к изменяющейся экономической среде. Рассматривается создание ресурсных центров и инновационных образовательных площадок на базе учебных заведений, которые позволяют учитывать эти требования и ориентировать молодежь в выборе профессии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, система профессионального образования, рынок труда, ресурсные центры, инновационные образовательные программы.

Челябинская область — регион с мощным промышленным комплексом и динамично развивающейся экономикой. Масштабы современного производства требуют специалистов самой разной квалификации. А современные технологии и материалы предъявляют новые требования к их подготовке и обучению.

Сегодня проблемы вхождения молодежи в рынок труда в значительной степени решаются посредством развития социальных услуг в сфере повышения качества образования и профессиональной подготовки. По данным российских экспертов сейчас бизнес тратит по 20 млрд долл. в год на доучивание и переучивание рабочих и специалистов. Это колоссальные деньги. Они сопоставимы со всем бюджетом профессионального образования. Простая логика подсказывает, что деньги лучше вкладывать в первичную подготовку, чем в переучивание и переподготовку, создавая дополнительные структуры на предприятии, в то время как простаивают профессиональные образовательные учреждения.

Система профессионального образования Челябинской области является одной из самых крупных в России, и, по оценке Министерства образования и науки РФ, занимает лидирующие позиции.

В Челябинской области функционируют 94 учреждения начального профессионального образования и 63 государственных учреждений среднего профессионального образования. Численность обучающихся в образовательных учреждениях НПО и СПО составляет более 117,7 тыс. человек, а ежегодная численность выпускников от 34 до 35 тыс. человек.

Подготовка рабочих и специалистов осуществляется по 96 интегрированным профессиям начального профессионального образования и 134

66,0

64.0

62.0 60,0

58.0

56.0

54.0

66,0

62,5

59,8

58,1

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Рис. 1. Динамика трудоустройства выпускников

специальностям среднего профессионального образования.

В 85 % учреждений ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств граждан. Объем этой подготовки составляет около 10 тыс. человек в год.

В учреждениях профессионального образования Челябинской области сформировалась система подготовки рабочих и специалистов по профессиям, необходимым для функционирования и развития промышленности, транспорта, строительства, торговли, общественного питания, сферы обслуживания, сельского хозяйства области (рис. 2).

Ежегодно около 40 профессиональных образовательных учреждений вводят в свой перечень профессий новые, отвечая на запросы предприятий, учреждений, населения. 400 договоров заключены сегодня между предприятиями и УНПО.

Главными нашими партнерами являются ОАО ММК, Магнезит, Управляющая компания «Созвездие», Кнауф-Маркетинг, ЗАО «Строймеханизация».

Рис. 2. Количество УНПО, осуществляющих подготовку рабочих по направлениям:

1 — сельское хозяйство, 16;

2 — транспорт, 5;

3 — строительство, 18;

4 — машиностроение, 13;

5 — металлургия, 14;

6 — торговля и общественное питание, 8;

7 — связь, 1;

8 — бытовой профиль, 5;

9 — атомная энергетика, 3;

10 — топливо, 3;

11 — другие отрасли, 3

Благодаря позитивной поддержке этих предприятий нам удалось за последние два года на условиях софинансирования создать 28 ресурсных центров на базе УНПО по важнейшим отраслевым профилям. Профиль ресурсных центров определен на основании потребностей регионального рынка труда: машиностроение, сфера обслуживания, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, общественное питание, торговля, дорожно-строительные работы, автотранспорт, ЖКХ, сельское хозяйство.

В ресурсных центрах реализуются учебные программы производственного обучения для осуществления профессионального обучения граждан, материально-технического и учебнометодического обеспечения профессий. Во всех ресурсных центрах приобретено и смонтировано современное учебно-лабораторное и учебнопроизводственное оборудование, приобретенное при участии работодателей.

При поддержке НФПК на базе УНПО открыты четыре методических центра, все образовательные учреждения подключены к Интернету, обеспечены современной компьютерной базой.

Лучшие мастера производственного обучения получили от губернатора Челябинской области по 50 тыс. р., а классные руководители ежемесячно по 1 тыс. р. за воспитательную работу.

Получили федеральную государственную поддержку образовательные учреждения, внед-

ряющие инновационные образовательные программы.

Почему же нарушен баланс образовательных услуг и потребности рынка труда? Это связано со следующими проблемами.

В настоящее время в государственной политике в области образования противостоят друг другу две основополагающие тенденции: первая предусматривает получение профессионального образования независимо от реальной потребности экономики в объеме и профессиональноквалификационной структуре подготавливаемых кадров, вторая — направлена на упорядочение системы подготовки работников с учетом реальной потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах. Преобладает первая тенденция. Каким специалистам отдают работодатели предпочтение? Кроме профессиональных знаний и навыков ценится здоровье, работоспособность, неконфликтность. Главным, конечно, остается профессиональный уровень, гарантированный диплом соответствующего учебного заведения и стаж работы, который подтверждает профессиональные навыки и умения будущего сотрудника. Безусловно, ценится знание специальных компьютерных программ. Зачастую работодатель стоит перед выбором, когда молодым специалистам не хватает опыта работы, а рабочие со стажем не отвечают современным требованиям производства.

Сегодня нужны и новые организационноэкономические механизмы управления и финансирования. Не только учащиеся, но и сами преподаватели, мастера п/о ограничены в возможностях изучать, использовать современное оборудование и освоить новые технологии. Многие квалифицированные работники ушли из системы образования в другие сферы экономики. Основной проблемой кадрового обеспечения остается проблема старения кадров.

И хотя принято говорить о «требованиях рынка труда», в действительности эти требования очень размыты и непостоянны. Стремительно меняющийся и не вполне конкретный спрос на рабочую силу затрудняет планирование и осуществление необходимых корректив в системе подготовки кадров. При этом надо учитывать, что новые профессии и специальности быстро не вводятся и безболезненно не закрываются. Да и представления работодателей и профессиональных стандартов о «конечном продукте» не совпадают.

Расширение сотрудничества между учреждениями начального и среднего профессионального образования и промышленными предприятиями и организациями сегодня сдерживается отсутствием льготного налогообложения для работодателей, механизма софинасирования федеральных образовательных учреждений из областного бюджета.

Риск для бизнес-сообщества заключается еще и в том, что в учреждениях, в соответствии со стандартами, определен срок обучения, как правило, 3-4 года, в результате предприятие или организация нескоро получит отдачу от вложенных средств.

Сегодня формируется законодательная база, исключающая эти риски.

На федеральном уровне

Принято генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2008-2010 гг., где стороны обязуются способствовать:

— выводу из хозяйственного оборота неквалифицированных рабочих мест с низкой оплатой и неудовлетворительными условиями труда;

— созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, ежегодно проводить их мониторинг и учет;

— созданию современной и эффективной системы мониторинга учета рабочих мест, состояния условий и охраны труда на рабочих местах.

Стороны считают необходимым:

— подготовить предложения по разработке национальной стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров с учетом Рекомендации Международной организации труда № 195 «О развитии людских ресурсов и подготовке кадров»;

— разработать прогнозы потребности экономики России в трудовых ресурсах в отраслевом, профессионально-квалификационном и региональном разрезах с учетом отраслевых и региональных стратегий развития;

— подготовить предложения по развитию национальной системы квалификаций, в том числе предложения, направленные на совершенствование национального классификатора профессии (занятий), модернизацию Единого квалифицированного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), формиро-

вание системы признания и оценки результатов образования и обучения.

В целях улучшения функционирования рынка труда стороны определяют и реализуют меры, направленные на развитие государственной (национальной) системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения.

Российским союзом промышленников и предпринимателей создано Национальное агентство развития квалификаций, утвержден макет профессионального стандарта, который разрабатывается соответствующими объединениями работодателей, а также отдельными работодателями при организационно-методической поддержке национального агентства развития квалификаций.

Заключено соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей, подписанное А. А. Фурсенко и А. Н. Шохиным, предметом которого является взаимодействие сторон в области развития образования и повышения качества трудовых ресурсов.

На региональном уровне

— Постановление губернатора от 10 мая 2007 г. № 149 «Об утверждении положения о ресурсном центре УНПО».

— Постановление Правительства Челябинской области от 20 сентября 2007 г. № 193-П «О перспективах развития ООО “Челябинский тракторный завод "Уралтрак"” по подготовке рабочих кадров».

— Объединения работодателей «ПРОМАСС», «Союз строителей», «Ассоциация строителей» приняли специальные постановления о своем участии в подготовке кадров.

Мерами, направленными на сближение интересов работодателей и учреждений профессионального образования, являются договоры о совместной деятельности, где прописывается укрепление учебно-материальной базы, увеличение оплаты, соответствие квалификации, мотивация учащихся и закрепление выпускников, участие в разработке нового содержания учебных программ.

Дальнейшие пути развития:

— продолжить взаимодействие учреждений профессионального образования с работодателями региона путем заключения долгосрочных договоров социального партнерства на подготовку квалифицированных рабочих кадров, професси-

ональное обучение и повышение квалификации персонала с полным возмещением затрат работодателя, организации совместных мероприятий по повышению социального имиджа рабочих профессий, организации спортивных и досуговых мероприятий;

— активизировать создание независимых аттестационных комиссий по сертификации профессиональной квалификации выпускников учреждений профессионального образования по оценке качества подготовки молодых специалистов, с привлечением работодателей и независимых экспертов;

— создать Центры профориентации по изучению потребностей, притязаний и интересов учащихся в профессиональной деятельности, для консультирования и оказания профориентационной помощи в определении будущей профессиональной направленности;

— создать общественный орган, определяющий заказ на подготовку рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда;

— сформировать механизмы, которые позволили бы образовательным учреждениям эффективно использовать внедрение бюджетных средств, оставаясь инвестиционно привлекательными для бизнес-структур, создать новый современный имидж профессии рабочего и специалиста.

Главным для преодоления разрыва между выпускаемыми специалистами и запросами экономики является привлечение работодателей к образовательной работе. Нам бы хотелось, чтобы представители объединений работодателей приняли активное участие в прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечня направлений подготовки специалистов, разработке государственных образовательных стандартов, контролировании качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.